КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Школьный музей
ЦЕНЗУРНАЯ РЕФОРМА 1865 год. ФИНАНСОВАЯ РЕФОРМА 1860-1864 год. Был учрежден Государственный банк, стали создаваться частные банки, регулярное опубликование государственного бюджета в открытой прессе, создание независимых от местной администрации контрольных палат в губерниях для проверки финансовой деятельности на местах.
1865 – «Временные правила о печати» (отменялась предварительная цензура для периодических изданий, но создавалась карательная цензура-применение различных санкций уже после публикации, вплоть до закрытия изданий).
Особое место в туристско-краеведческой деятельности занимают школьные музеи, которые в Российской Федерации имеют давние традиции и возникают, как правило, в результате поисковой туристско-краеведческой работы. В походах и экспедициях юные краеведы выявляют и собирают предметы быта и рабочие инструменты, газеты и фотографии, письма и воспоминания, образцы растительности и почвы, осуществляют наблюдения за состоянием недвижимых памятников и окружающей среды. Все эти находки и наблюдения становятся основой для написания работ краеведческой тематики и создания краеведческих уголков и музеев. В примерном Положении о музее образовательного учреждения (школьном музее), являющемся приложением к письму Министерства образования России № 28-51-181/16 от 12.03.2003 г., даются общие положения, определяющие, что есть школьный музей: «Школьный музей - обобщающее название музеев, являющихся структурным подразделением образовательных учреждений Российской Федерации независимо от формы собственности и действующий на основании Закона Российской Федерации "Об образовании", а в части учета и хранения фондов - Федерального закона "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации"».
Свидетельство о присвоении звания «Школьный музей» выдается Федеральным центром детско-юношеского туризма и краеведения по итогам рассмотрения материалов на присвоение звания региональной комиссии по паспортизации школьных музеев. Школьный музей - это общественное объединение, созданное совместными усилиями педагогов и учащихся и являющееся элементом дополнительного образования и воспитания детей. Использование материалов музея в обучении активизирует учебный процесс и поднимает у учащихся интерес к знаниям вообще. Профиль школьного музея может быть историческим, краеведческим, литературным, художественным, музыкальным, театральным, естественнонаучным, техническим - т. е. соответствовать тем профилям, на которые принято подразделять государственные музеи. Однако понимать профиль школьного музея необходимо шире. Например, школьными музеями исторического профиля могут быть музеи боевой и трудовой славы, этнографические, археологические - в зависимости от основной тематической направленности поисково-собирательской работы, состава музейного собрания и тематики экспозиции. Особую группу представляют мемориальные музеи, посвященные какой-либо выдающейся личности или определенному историческому событию. Продумывая основную проблематику поисково-собирательской работы и профиль школьного музея, предпочтение должно быть отдано краеведческому принципу - изучению истории своего города, населенного пункта, предприятия, школы; жизни и деятельности известных земляков. На базе школьного музея, как правило, работают детские объединения, связанные с профилем музея, - кружки и объединения юных краеведов, юных историков, юных археологов, геологов, этнографов, экологов, географов, поисковиков и др. На основе музейных материалов возможно проведение различных конференций учащихся и педагогов (причем не только своего учреждения, но и района, города), исторических, литературных, музыкальных вечеров. В музее проводятся встречи с ветеранами войны и труда, интересными людьми, представителями разных профессий.
Непременным условием создания и успешной работы музея является наличие организованного актива. Нередко активом школьного музея становится практически весь коллектив школы. Для рациональной организации краеведческой и музейной работы из учащихся школы выбирается орган ученического самоуправления - Совет школьного музея. Численный состав совета определяется в зависимости от объема планируемой работы, от количества учащихся, принимающих участие в организации и работе музея, от тех видов работ, которые необходимо осуществить для создания и развития музея. Совет школьного музея работает под руководством педагога - руководителя школьного музея. В функции совета школьного музея входит определение тематики поисково-собирательской работы, разработка устава, планов работы музея, организация поисково-собирательской и учетно-хранительской работы, создание экспозиции и выставок, организация экскурсионной и массовой культурно-просветительной работы, связь с государственными, научными и общественными учреждениями и организациями, организация краеведческой и музееведческой учебы актива школьного музея. Каждый член совета отвечает за определенный участок работы музея. При совете школьного музея создаются группы и комиссии, которые осуществляют конкретную работу по основным направлениям музейной деятельности. Поисково-собирательская группа организует всю работу по комплектованию фондов. Она разрабатывает перспективные и годовые планы работы по каждой конкретной теме, выдает задания для экспедиционных отрядов, контролирует их выполнение, готовит краеведческие походы и экспедиции, участвует в разработке маршрутов и программ этих экспедиций. Поисково-собирательская группа также организует занятия по изучению приемов и методов выявления и сбора памятников истории и культуры, их учета, описания и хранения в полевых условиях, проведения анкетирования, записи воспоминаний и рассказов; осуществляет текущее комплектование музейного собрания, ведет переписку с ветеранами, государственными музеями и архивами по вопросам, связанным с комплектованием фондов музея, и т. д.
Фондовая группа отвечает за учет и хранение фондов школьного музея. Она осуществляет прием памятников истории и культуры от экспедиционных отрядов, от дарителей - отдельных лиц, местных учреждений и организаций; ведет учет памятников истории и культуры, поступивших на хранение в музей в специальных книгах учета - книге поступлений или инвентарной книге; организует научное определение и описание памятников, обеспечивает их сохранность и использование; проводит мероприятия по постановке памятников истории и культуры на государственный учет и передаче их на государственное хранение. Экспозиционная группа осуществляет разработку экспозиционной документации: тематико-экспозиционного плана и архитектурно-художественного решения экспозиции и выставок школьного музея, проводит отбор экспонатов, составляет этикетаж и охранно-топогра-фические описи, организует монтаж экспозиции, ее художественное оформление, изготовление макетов и муляжей. Группа постоянно работает над обновлением и расширением экспозиции, над созданием стационарных и передвижных выставок. Группа экскурсоводов разрабатывает обзорные, тематические и учебно-тематические экскурсии по экспозиции школьного музея и экспонируемых им выставок, организует подготовку экскурсоводов и лекторов, осуществляет проведение экскурсий и лекций в школьном музее. Группа пропагандистов осуществляет организацию и проведение массовых мероприятий на базе музея: тематических вечеров, встреч с ветеранами, праздничных торжественных мероприятий, участвует в подготовке передвижных выставок, проводит на них экскурсии и лекции. Экспедиционный отряд (или поисково-собирательская группа) в период подготовки к работе в полевых условиях изучает опубликованные материалы по избранной теме; выясняет в местных государственных музеях, органах народного образования и культуры, ведется ли работа по этой или смежной темам другими общественными музеями; знакомится с методическими пособиями, посвященными организации поисковой работы, хранения, учета и использования документальных памятников. Можно получить консультации по данной теме в местном государственном музее, архиве, отделении Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, побеседовать с местными жителями - участниками или очевидцами изучаемых событий. Это позволит составить определенные представления по теме, продумать порядок проведения поисково-собирательской работы, скорректировать границы региона поиска, уточнить объекты, рационально распределить обязанности между членами экспедиционной группы.
В процессе подготовки к поисково-собирательской работе полезно разработать программу краеведческого исследования по данной теме. Программа включает в себя: название темы поисково-собирательской работы, ее цели и задачи, характеристику региона обследования и маршрут группы, сведения об объектах краеведческого изучения, состав экспедиционной группы и распределение обязанностей между ее членами, сроки похода или экспедиции, список туристского и краеведческого снаряжения и оборудования, перечень полевых документов, список источников и литературы по изучаемой теме. В ходе подготовки к полевой работе необходимо приготовить и оформить маршрутные и полевые документы, изготовить и приобрести специальное снаряжение и материалы для обеспечения сохранности собранных памятников истории и культуры: конверты различных размеров, картонные коробки, папки с клапанами, кусочки плотной бумаги или картона для этикеток и бирок, мягкую оберточную бумагу, вату и т. п. При подготовке к поиску необходимо посетить местные музеи с целью ознакомления с их экспозицией и получения информации о содержании их фондов по избранной теме. Спецификой школьных музеев является то, что они работают на общественных началах и не имеют штатных специалистов, которые могли бы осуществлять работу по комплектованию, учету, хранению и использованию фондов в том порядке и по той методике, которая выработана музееведением и архивоведением. Документы, отражающие важнейшие события и процессы в отечественной истории либо сохранившиеся лишь в небольших количествах, представляют особую ценность для государства. При выявлении таких документов о них необходимо сообщать в местные государственные архивы. И лишь с разрешения последних юные краеведы могут принять эти документы на хранение в школьный музей. Определение научно-исторического значения поступивших памятников истории и культуры осуществляется фондовой комиссией школьного музея. Комиссия с помощью участвующих в его работе специалистов проводит экспертную оценку собранных материалов, определяет их подлинность, степень достоверности, соответствие профилю музея, выносит заключения о включении их в основной или научно-вспомогательный фонд музея или о передаче их на государственное хранение (в музеи, архивы, библиотеки). Разрабатывая планы комплектования фондов школьного музея, следует реально представлять, в состоянии ли коллектив музея, школы, экспедиционный отряд исследовать данную тему в необходимом объеме, собрать конкретный материал по ней, в какие сроки и какими силами рациональнее провести эту работу. Собирание, учет, описание и использование памятников истории и культуры - работа, научная в своей основе. Поэтому она всегда должна опираться на научно-обоснованную и проверенную практикой методику. Многие педагоги - руководители школьных музеев и экспедиционных отрядов понимают, что в организации поисково-собирательской работы, комплектования фондов школьного музея необходимо использовать те научно-обоснованные приемы и методы, которые выработаны музееведением, архивоведением, археографией и другими научными дисциплинами. Для школьных музеев многоступенчатая система учета, научного описания и хранения памятников истории и культуры, применяемая в государственных музеях, слишком сложна, поэтому им для учета и научного описания музейных предметов достаточно иметь одну только инвентарную книгу. В тех случаях, когда объем фондов школьного музея достигает нескольких сот или тысяч музейных предметов, могут быть заведены коллекционные описи. Надо постоянно помнить, что учет, научное описание и хранение памятников истории и культуры в школьном музее, как и в государственном музее, преследует цели обеспечения юридической, научной и физической охраны музейных предметов, создание оптимальных условий для их разностороннего использования.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1845; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |