Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Учебная: введение курсантов в предмет и задачи курса




Белгород - 2012 г.


Цели лекции:

Учебная: введение курсантов в предмет и задачи курса.

Воспитательная: закрепление ранее сформированных (в курсе конституционного права России) представлений о народовластии в Российской Федерации и механизмах его реализации.

Развивающая: расширение теоретических представлений о правовых основах местного самоуправления в Российской Федерации.

 

Метод проведения занятия: словесный с использованием ТСО.

 

Примерное распределение учебного времени:

 

План лекции Время Страницы
Введение 10 минут  
1. Предмет и метод муниципального права 25минут  
2. Система муниципального права 20 минут  
3. Источники муниципального права. 20 минут  
4. Муниципальное право как наука и учебная дисциплина. 10 минут  
Заключение. 5 минут  

 

 

Основная литература

 

1. *Конституция Российской Федерации от 12.12.1993.

2. *Европейская хартия местного самоуправления / Принята Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы. – Страсбург, 15 октября 1985 г.

3. *Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

4. *Закон Белгородской области от 24.09.2007 № 150 «Об особенностях организации муниципальной службы в Белгородской области».

5. *Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

 

 

Дополнительная литература

 

1. *Фадеев В. Краткий очерк истории муниципального права. – В сб.: История местного самоуправления в России: Хрестоматия / Составитель Ю.В. Кириллов. – Обнинск: Институт муниципального управления, 1996.

2. *Авакьян С.А., Лютцер В.Л., Пешин Н.Л. и др. Муниципальное право России: Учебник. Отв. ред. С.А. Авакьян. – М.: Проспект, ТК Велби, 2011.

3. *Кокотов А.Н. Муниципальное право в российском праве: понятие, назначение и структура // Правоведение. – 2004. – № 3.

4. *Дементьев А.Н. Соотношение предмета и методов правового регулирования общественных отношений в сфере местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. – 2011. - № 1.

5. Доронина О.Н. Местное самоуправление в системе обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // Муниципальная служба: правовые вопросы. – 2011. - № 1.

6. Антонова Н.А. Правотворчество муниципальных органов и их значение в осуществлении функций местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. – 2008. - № 7.

 

Муниципальное право – сравнительно молодая отрасль современного права, особенно в России.

Исторически появление муниципального права связывают с возникновением и эволюцией местного самоуправления как децентрализованной формы управления[1].

Интересно отметить, что на Западе муниципальное право отражало сохранение прав и привилегий городов и территорий, объединявшихся в государство как более мощную политическую и экономическую структуру. В России это были привилегии, высочайше дарованные городам и территориям монархом.

Между тем традиции общинного, городского самоуправления уходят своими корнями в глубину веков, к первичным ячейкам общества: полисной демократии античного мира, городским и сельским общинам средневекового сословного государства.

В Великобритании – родине классических муниципальных форм – исторически сложился тип местного самоуправления, получивший название англосаксонского. Одна из характерных черт этой системы – отсутствие на местах полномочных представителей правительства, опекающих местные выборные органы. Муниципалитеты рассматриваются как автономные образования, осуществляющие власть, возложенную на них парламентом. В XIX веке в Великобритании утвердился принцип, согласно которому муниципальные органы могут делать лишь то, что им прямо разрешил закон. Это предопределило роль британского парламента в формировании муниципального права. Правовая база муниципального управления была создана частными и местными статутами, которые принимал парламент, определяя полномочия муниципальных органов, основы их взаимоотношений с центральными органами власти.

Подобная муниципальная система действует в таких странах, как США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.

Наряду с англосаксонской системой местного самоуправления в ряде зарубежных государств действует муниципальная система, которая в основе своей имеет французскую модель местного управления. Особые принципы организации самоуправления во Франции, заложенные еще в конце XVIII – начале XIX веков, существенно отличались от начал, лежащих в основе организации местного самоуправления в Англии. Для Франции всегда была характерна высокая степень централизации местного управления и самоуправления. Это проявлялось в развитии системы административного контроля центральной власти над местными органами, бюрократической субординации в отношениях центра и мест.

Основой местного самоуправления во Франции являются коммуны, которых насчитывается более 36 тысяч. В большинстве своем они малочисленны: 90% коммун имеют менее 2000 жителей. Каждая коммуна имеет свой Совет, в который входит от 9 до 49 членов (для районов некоторых крупных городов установлена иная квота). Каждый Совет избирает из своего состава мэра, а также от 2 до 13 постоянных депутатов в зависимости от численности избирателей. Мэр и депутаты образуют орган – муниципалитет и работают в его составе до окончания срока полномочий. Мэр осуществляет свои полномочия под контролем муниципального совета и административным контролем представителя государства в департаменте, выступая одновременно в качестве и государственного служащего, и главы местного самоуправления.

Муниципальные реформы, проведённые в последние годы во Франции и Великобритании, в определённой мере ослабили различия двух основных систем местного самоуправления, не устранив, однако, эти различия полностью.

Наряду с англосаксонской и французской моделями местного самоуправления в качестве самостоятельной муниципальной системы обычно выделяют местное (коммунальное) самоуправление ФРГ.

Местные органы власти в ФРГ в настоящее время образуются в районах, городах в ранге районов и общинах. Самоуправление, согласно современной германской доктрине, означает, что государственные задачи решаются юридическими лицами публичного права. Иначе говоря, государство делегирует часть своих функций органам самоуправления. Федерация и земли, таким образом, являются не единственными субъектами государственного управления: общины и районы выполняют возложенные на них функции либо как институты самоуправления, либо от имени государства по распоряжению государственного органа в рамках делегированных им функций.

В ФРГ нет федерального закона о местных органах власти: основополагающие начала и принципы самоуправления изложены в статье 28 Основного Закона. Статус общин в ФРГ характеризуют следующие положения:

- община выполняет на своей территории под свою ответственность все административные функции за исключением тех случаев, когда законом выполнение этих функций поручено другим структурам управления;

- община регулирует сферу своей деятельности посредством устава, который не должен противоречить закону;

- община имеет право самостоятельно решать задачи на местном уровне под свою ответственность, но в соответствии с законами.

Развитию местного самоуправления в дореволюционной России дали толчок земская и городская реформы Александра II, хотя зачатки земского и городского самоуправления мы встречаем и на более ранних этапах исторического развития российской государственности. Так, при Иване IV достаточно широкие полномочия были предоставлены “земским” и “губным” старостам, избираемым населением, которые, правда, выполняли преимущественно поручения центральных властей, подчиняясь воеводам; решение ими местных дел считалось второстепенным делом.

Начала земской системы местного управления, наряду с бюрократической и сословной, существовали и при Петре I: в городах были учреждены выборные магистраты, находящиеся в независимом положении по отношению к губернаторам, стоявшим во главе губерний, и воеводам, возглавлявшим уезды. Суд был также отделен от администрации.

Антагонизм между бюрократическими структурами управления, с одной стороны, и земским элементом в уездном и городском управлении и суде, с другой стороны, наблюдался еще при жизни Петра I. При преемниках Петра упраздняются магистраты и единственными носителями власти на местах делаются губернаторы и воеводы, хотя в городах и уездах сохраняется несколько выборных должностей, находящихся в полном подчинении воеводам.

Система местного управления была существенно преобразована при Екатерине II. Новые её основы устанавливались в таких актах, как Учреждение о губерниях (1775 г.), жалованная грамота дворянства (1785 г.), грамота на права и выгоды городов (1785 г.). Местные учреждения были тесно взаимосвязаны с сословным строем. Екатерина II стремилась создать из всех сословий ряд местных организаций (“сословных обществ”), предоставив им известные права “по внутреннему управлению сих обществ”, а также возложив на эти организации осуществление большинства задач местного управления. Сословным обществам было предоставлено право замещать по выбору значительную часть должностей губернской, городской и уездной администрации и суда.

Земская (1864 г.) и городская (1870 г.) реформы Александра II преследовали цель: децентрализация управления и развитие начал местного самоуправления в России. Эти реформы, включая и судебную, явились поворотным пунктом во внутреннем развитии России, ибо они ввели те ограничения, которым бюрократия вынуждена была подчиниться.

Положением о земских учреждениях от 1 января 1864 г. создавались выборные земские собрания (губернские, уездные), которым поручалось общее заведование местными хозяйственными делами.

Земское избирательное право было обусловлено имущественным цензом; выборы строились на сословном начале. Земские собрания избирали соответственно уездные и губернские управы, являвшиеся их исполнительными органами

Организация городского самоуправления определялась Городовым Положением от 16 июня 1870 г. и была основана по сути на тех же принципах, что и земское самоуправление. Органами городского самоуправления являлись городская дума и городская управа. Земские и городские органы самоуправления не были подчинены местной коронной администрации, однако свою деятельность они осуществляли под контролем правительственной бюрократии в лице министра внутренних дел и губернаторов.

Таким образом, существовало две системы управления на местах: 1) государственное управление и 2) земское, городское самоуправление. На волостном уровне земских учреждений не было.

При Александре III были пересмотрены и Положение о Земских учреждениях (1890 г.), и Городовое положение (1892 г.). Эти реформы преследовали цель устранить те недостатки, которые выявила практика земского и городского самоуправления – рознь между администрацией и земскими учреждениями, отсутствие единства и согласия в действиях правительственных и земских властей, а нередко и явный между ними антагонизм.

В земстве было увеличено значение сословного начала (усилена роль дворянства, крестьяне лишались права избирать гласных, последние назначались губернатором из избранных крестьянами кандидатов). Органы самоуправления попадали под контроль правительственных чиновников не только с точки зрения законности своей деятельности, но и с точки зрения целесообразности тех или иных действий по осуществлению своих функций.

Советский период истории России характеризуется предельной централизацией власти, сосредоточением её в руках государства. Эта централизация состояла в создании системы Советов как органов государственной власти с жёсткой соподчинённостью нижестоящих органов вышестоящим. Государство в лице Советов берёт на себя решение всех вопросов местного значения.

Попытка возрождения местного самоуправления относится к 90-м годам: принимаются Закон СССР об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства (1990 г.), Закон Российской Федерации о местном самоуправлении (1991 г.). Однако эта попытка не дала должных результатов в связи с распадом СССР.

Осенью 1993 г. начался новый этап реформирования местного самоуправления: 9 октября 1993 г. был издан Указ Президента РФ о реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации, а 26 октября 1993 г. – Указ Президента РФ о реформе местного самоуправления в Российской Федерации. Этим Указом было утверждено Положение об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы. 29 октября 1993 г. Указом Президента были утверждены Основные положения о выборах в органы местного самоуправления.

Конституция РФ 1993 года, признавая и гарантируя местное самоуправление в Российской Федерации, выступает в качестве важнейшей правовой основы функционирования и совершенствования местного самоуправления в нашей стране, стимулирует формирование и развитие системы отечественного муниципального права. Муниципальное право – это отрасль права, регулирующая совокупность общественных отношений в сфере местного самоуправления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 319; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.