Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Должностные лица местного самоуправления




Определение понятия должностного лица местного самоуправления даёт статья 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно этой статье должностное лицо местного самоуправления – выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделённое исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.

Если в предыдущем разделе мы отмечали, что статьёй 34, ч. 1 закон фактически объединяет органы и должностных лиц местного самоуправления, подходя к определению их статуса с позиции функциональности, то последнее приведённое определение позволяет выявить линию разграничения между должностным лицом и органом местного самоуправления.

Отличительные признаки органа местного самоуправления включают в себя:

1) выборность органа местного самоуправления непосредственно населением и (или) образование данного органа представительным органом муниципального образования;

2) наделение органа собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Отличительные признаки должностного лица местного самоуправления включают в себя:

1) выборность должностного лица либо заключение контракта (трудового договора) с должностным лицом;

2) наделение должностного лица исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.

Таким образом должностное лицо и орган местного самоуправления имеют сходственные признаки – они могут быть избраны на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, но:

- альтернативой для органа местного самоуправления является образование данного органа представительным органом муниципального образования;

- альтернативой для должностного лица местного самоуправления является заключение с ним контракта (трудового договора).

Различается и характер полномочий: орган местного самоуправления наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, тогда как должностное лицо местного самоуправления наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления (см. схему 1).

 

Должностное лицо местного самоуправления

 

Лицо, заключившее контракт (трудовой договор)
Лицо выборное

или

 

 
 

 

 


по решению вопросов местного значения
по организации деятельности органа местного самоуправления
и

(или)

Схема 1.

 

Федеральный закон (статья 2) особо выделяет категорию выборных должностных лиц местного самоуправления. Согласно Федеральному закону выборное должностное лицо местного самоуправления – должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава или на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделённое собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Из данного определения вновь вытекает сходство правового положения выборного должностного лица и органа местного самоуправления. На это сходство указывает и Определение Конституционного Суда РФ от 26 сентября 1996 г. № 92-О: «Должностное лицо местного самоуправления в зависимости от круга полномочий может выступать и в качестве органа местного самоуправления».

Двойственная правовая природа в соответствии с действующим законодательством характерна в первую очередь для выборного должностного лица – главы муниципального образования, который в зависимости от содержания взаимодействия с другими субъектами права, реализует свойства и выборного должностного лица, и органа местного самоуправления (подробнее об этом ниже).

Установленный законом признак – наделение собственными полномочиями по решению вопросов местного значения – является определяющим в отграничении должностных лиц местного самоуправления от иных его работников. По этой причине не являются должностными лицами местного самоуправления депутаты представительного органа муниципального образования (хотя это и выборные лица), а также муниципальные служащие и иные работники аппарата муниципальных органов, выполняющие вспомогательные и технические функции – они не наделяются собственными полномочиями по решению вопросов местного значения [7].

Если Федеральный закон даёт примерный перечень органов местного самоуправления, то в отношении должностных лиц местного самоуправления такой перечень в законе отсутствует: закон оставляет за муниципальным образованием, его населением и представительным органом право определять номенклатуру необходимых муниципальному образованию должностных лиц.

На практике получается, что круг должностных лиц местного самоуправления обычно невелик и это разумно, поскольку такой подход соответствует принципу экономичности местного самоуправления, не перегружает бюджет муниципального образования затратами на содержание большого штата должностных лиц.

Федеральный закон напрямую выделяет в качестве должностных лиц местного самоуправления лишь тех, кто наделён полномочиями по решению вопросов местного значения. Помимо этого, по мнению некоторых авторов, должностными лицами являются заместители главы муниципального образования, заместители председателя представительного органа муниципального образования, заместители главы местной администрации, руководители структурных подразделений аппарата представительного органа и местной администрации, другие ответственные сотрудники данных подразделений[8].

Здесь должна быть ясность: если в уставе муниципального образования определённо указано, что данные лица наделяются исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления, – они входят в состав должностных лиц местного самоуправления, если же такие указания отсутствуют – данные лица не входят в состав рассматриваемой категории.

Согласно Уставу города Белгорода не могут быть отнесены к категории должностных лиц работники контрольно-счётной палаты города Белгорода (они являются муниципальными служащими)[9].

Завершая рассмотрение сравнительных признаков органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, отметим ещё одно важное их различие. Профессор С.А. Авакьян и его коллеги предлагают рассматривать органы местного самоуправления в качестве коллективных субъектов муниципальных правоотношений, а должностное лицо – в качестве индивида, наделённого правовыми актами соответствующими должностными полномочиями по решению вопросов обеспечения жизнедеятельности муниципального образования[10].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1716; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.