Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о методологии диагноза




Диагнозэто врачебное (медицинское) заключение о состоянии здоровья пациента и о природе заболевания. Термин происходит от греческого «diagnosis» = распознавание, где «dia» = отдельно, от; «dignoskein» = знать. Это буквально означает «знать отдельно», «знание, отличие одного от другого».

Сейчас, на пороге вступления в терапию, естественно, нет возможности говорить подробно о методологии диагноза, но все же об основных принципах распознавания болезней следует упомянуть.

Распознавание болезней есть процесс познания. И в этом отношении к процессу познания полностью применимы законы диалектики. Известно высказывание Ленина о трех этапах процесса познания: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике – таков диалектический путь познания истины, познания объективной действительности» (Ленин. Философские тетради, изд. 1934 г.).

В процессе распознавания болезней имеется та же последовательность:

1) собирание, выявление признаков болезней – живое созерцание; 2) анализ и синтез полученных данных – абстрактное мышление (установление более или менее вероят-ного диагноза); 3) проверка правильности этого диагноза путем лечения – это практика.

У основоположника русской медицины М.Я.Мудрова (начало XIX века) по этому поводу сказано следующее: «Из всех явлений, как ты увидишь, услышишь и осяжешь при постели больного, должен ты помощию разума извлечать заключение о вещах сокровенных, коих наружные чувства не постигают;постигает же чувство внутреннее, т.е. разум, просвещенный наукою и опытностью».

При расспросе и дальнейшем обследовании больного – физикальном и лабораторно-инструментальном врач выявляет симптомы и и на основе их анализа ставит диагноз болезни (и чем большее количество симптомов удается выявить, тем, в принципе, точнее ставится диагноз). Однако во многих случаях тем не менее именно обилие симптомов в известной мере и затрудняет диагностику. Поэтому для систематизации симптомов и облегчения постановки диагноза стало оправданным и необходимым объединение симптомов в синдромы, было выделено понятие «синдром», т.е. совокупность симптомов (греч. «syndrome» = скопление; лат. «sin» = совместно, «dromos» = проведение), характерных для заболеваний той или иной системы. Выделение синдромов – это важный и необходимый этап на пути к правильному диагнозу.

Большинство ученых считает, что синдром – это закономерное сочетание симптомов, объединенное общим патогенезом (Медицинский энциклопедический словарь, 2003).

Однако академик В.А.Алмазов (2001) отмечает, что с правильностью этого определения трудно согласиться, поскольку в основе синдрома лежит как раз не общность патогенеза, а сходство клинических проявлений .Патогенетически же механизмы, лежащие в основе синдрома, достаточно разнообразны. В то же время единство патоге-неза, как правило, предопределяет очень близкую, если не единую, врачебную тактику.

И.А.Шамов, заведующий кафедрой пропедевтики внутренних болезней Дагестанской медицинской академии (2002), также считает, что, многие так называемые «синдромы» как понятия спорны. С той точки зрения, что синдром – это совокупность симптомов, объединенных общим патогенезом (о которых говорится в ряде учебников пропедевтики прошлого*), – эти представления абсолютно несостоятельны.К примеру, «синдром желтухи» или «легочного кровотечения» никак не объединены общим патогенезом.

 

Поэтому дается другое определение синдрома: синдром – это группасимптомов и признаков нарушения функций организма, объединенных между собой анатомическими, физиологическими и биохимическими особенностями.

 

Согласно Н.А.Мухину и В.С.Моисееву (2002) синдромэто сочетание симптомов, имеющих общее происхождение.

Синдромный подход – оценка полученных результатов (симптомов) с точки зрения возможности определения их по патогенетическому принципу в соответствующие синдромы – это важный этап диагностического процесса. Синдромный этап диагностики – всегда промежуточный, поскольку за ним обязательно следует этап дифференциальной диагностики, т.к. развитие одного и того же синдрома возможно при разных болезнях.

 

Вероятно, такие различные дефиниции (определения) синдрома (синдром – совокупность симптомов, объединенных общностью патогенеза, и синдром – совокупность симптомов, объединенных общностью клинических проявлений) зависят от границ, рамок очерченности синдрома**. Так, при более узких рамках, скажем, «синдром плеврального экссудата» (скопление жидкости в плевральной полости как результат воспалительного процесса в плевре) – этот синдром может быть определен как совокупность симптомов, имеющих общий патогенез. При более широких рамках, например, «синдром плеврального выпота» (скопление жидкости при этом может быть не только воспалительной природы – экссудат, но и любой другой природы, например,

 

____________________________

* Однако, дефиниция синдрома как совокупности симптомов, объединенных общим патогенезом, приводится не только в учебниках «прошлого», но и в самых современных учебниках.

** это зависит также от гносеологических (теоретико-познавательных, от греч. «gnosis, - seos» = знание + - логия) или дидактических (поучительных, наставительных, от греч. «didaktikos» = поучительный) подходов к понятию синдрома.

 

транссудат) очевиден различный патогенез, – такой синдром может быть обозначен, как комплекс симптомов, имеющих общность клинических проявлений. Понятно, что идентичные клинические проявления могут быть при различных заболеваниях.

Эти позиции можно пояснить также следующим. Различия в дефиниции «синдром» зависят от того, чтó мы хотим объяснить (объединить) этим понятием (каков уровень

объединения). Так, если перед нами, скажем, плевральный выпот, то имеющиеся физикальные изменения, обнаруживаемые в процессе осмотра больного, – сглаженность

межреберных промежутков, отставание пораженной стороны при дыхании, изменения при пальпации – отсутствие голосового дрожания, изменения при перкуссии – тупой перкуторный звук, изменения при аускультации – отсутствие дыхания над жидкостью, – все эти симптомы, естественно, имеют единый патогенез – они обусловлены наличием жидкости в плевре как таковой: по физическим, можно сказать, патогенетическим в своей сути законам, – «сама» жидкость выпячивает межреберья, не проводит голос, как плотное (безвоздушное) вещество дает тупой звук, не проводит везикулярное дыхание.

Другое дело, когда мы задаемся вопросом: какой природы эта жидкость в плевре, т.е. когда речь идет о выделении патогенеза другого уровня, скажем, жидкость в плевре – воспалительного ли она характера или застойного. Понятно, что патогенез самогó появления жидкости, т.е. патогенетический механизм появления жидкости как таковóй с этих позиций совершенно различный, и перед нами в этом случае (в этом смысле) будет находиться комплекс симптомов, имеющих общность клинический проявлений (но разный патогенез).

Однако оба уровня, если так можно выразиться, патогенетического объединения

симптомов, т.е. уровня синдромов, в практическом плане оправдывают эффективность и целесообразность соответственно разных «уровней» врачебных вмешательств. Так, если плевральный выпот значителен и известным («простым») механизмом сам по себе ухудшает состояние больного, то простое откачивание жидкости (нередко ургентное) является полезным как в случае ее воспалительной, так и невоспалительной природы. Т.е. понимание общего (общности) патогенеза симптомов (что приводит врача к заключению, что имеющиеся симптомы обусловлены именно жидкостью в плевре, не важно какого патогенеза) облегчает диагностику, и в дальнейшем дает основу мотивации последующего лечебного вмешательства, а также и является залогом его эффективности – эффективности плевральной пункции. Распознавание же патогенеза собственно образования жидкости в плевре, естественно, позволит осуществить другой уровень медицинской помощи, ужé в этом смысле (в этом контексте) патогенетически (или даже этиологически) оправданный и эффективный – применение специфической терапии при, скажем, туберкулезном плеврите или лечение сердечной недостаточности при наличии транссудата в полости плевры.

Итак, для различных заболеваний характерно наличие определенных совокупностей симптомов.

В этом контексте процесс постановки диагноза можно представить следующим образом:

1) выявление симптомов;

2) объединение симптомов в синдромы – в такие синдромы, объединение симптомов в которые обусловлено единым механизмом патогенеза;

3) осмысливание синдрома с позиций сходства клинических проявлений при разных заболеваниях (т.е. могущего быть при разных заболеваниях, и поэтому обусловленного разным патогенезом);

4) проведение дифференциальной диагностики предполагаемого заболевания с болезнями, проявляющимися сходными клиническими синдромами (синдромами, имеющими схожею клиническую картину);

5) заключение о конкретном заболевании у данного больного.

Клинический диагноз может быть представлен, как вершина так называемой пирамиды Lopez Cardozo. К правильному клиническому диагнозу – вершине пирамиды – приводит правильная оценка как основных факторов, которые могут составить основание пирамиды (анамнез, status praesens, общие критерии), так и факторов, составляющих боковые грани, – возможностей для выявления важнейших данных (морфология – цитология, гистология; физика – ЭКГ, ЭхоКГ, рентген, основной обмен; химия – лабораторные исследования; биология – серология, бактериология, иммунология, аллергология).

Пирамида Cardozo

Диагноз

 
 

 


Следует указать на возможные ошибки при постановке диагноза, которых надо избегать, в частности – ошибок в суждении вследствие недостаточно конструктивного мышления врача, установки на безошибочность своего диагноза, предвзятого мнения, самолюбия и тщеславия, нелогичности выводов, нерешительного характера, стремления ставить особо «интересные» диагнозы, других черт характера врача, таких, как склонность к пессимизму или излишний оптимизм. Как отмечает Р.Хегглин, есть врачи – путаники, которые даже в ясных случаях не в состоянии ставить простые диагнозы. Характер врача часто играет при постановке диагноза, по меньшей мере, столь же важную роль, как и знание дела.

 

По способу построения различают следующие виды диагноза (М.З.Черноруцкий):

1) диагноз прямой, или по аналогии;

2) дифференциальный диагноз;

3) диагноз путем наблюдения;

4) диагноз по лечебному эффекту (diagnosis ex juvantibus*).

1) диагноз прямой – это такой диагноз, когда распознавание болезни осуществляется как бы прямым путем, от симптома к болезни, картина данного заболевания сопоставляется с типичной картиной соответствующей нозологической единицы; такой способ постановки диагноза весьма упрощается и облегчается, если имеются так называемые патогномоничные, т.е. вполне характерные и наблюдающиеся только при данном заболевании, симптомы, например, типичная вязкая и «ржавая» мокрота при крупозной пневмонии;

2) дифференциальный диагноз – это такой диагноз, когда приходится сопоставлять, взвешивать и выбирать между несколькими более или менее вероятными заболеваниями и после исключения ряда менее вероятных предположений останавливаются на наиболее вероятном – диагноз путем исключения;

_________________________

* лат. «juvo» – помогать, облегчать, быть полезным.

3) диагноз путем наблюдения – когда постановка диагноза удается только после более или менее длительного наблюдения за больным в случае появления в ходе болезни новых решающих симптомов или получения важных дополнительных результатов исследования;

4) диагноз по лечебному эффекту (ex juvantibus) – когда диагноз, устанавливается на основании безусловно благоприятного результата определенного, особенно специ-

фического для данной патологии лечения, например, лечение хинином – при малярии, кортикостероидами – при коллагенозах, антибиотиками – при сепсисе.

 

Для того, чтобы правильно распознавать болезни, нужно в первую очередь

освоить методы клинического исследования больных, чтобы выявлять сим -

NB! птомы болезни, научиться анализировать эти симптомы и объединятьих в

синдромы для построения диагноза. В этом основная задача кафедры пропе-

девтики внутренних болезней.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 3267; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.