КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Культура управления
Управление как вид деятельности должно использовать корпоративную культуру как формируемые в организации нормы, правила, процедуры, принимаемые большинством сотрудников и, поэтому не вступающие в конфликт с управленческими решениями, обеспечивающие наилучшую мотивацию сотрудников. Организация формирует собственный облик, в основе которого лежат специфическое качество производимой продукции и оказываемых услуг, правила поведения и нравственные принципы работников, репутация в деловом мире и т. п. Организационная культура – это система разделяемых коллективом ценностей, убеждений, верований, норм, традиций, которые определяют соответствующие стереотипы поведения людей в сфере трудовой деятельности. Можно сказать, что организационная культура – это специфический способ жизнедеятельности организации, представленный в ее философии, символах и в поведении сотрудников. Компоненты организационной культуры: ценностно-смысловой компонент – - этика (ценности, правила); - психология (образы, установки, мысли, чувства); символьный компонент – - язык – формализованный и неформализованный набор употребляемой в организации понятий и шаблонов; - атрибуты – принадлежности (фирменная одежда, фирменные знаки, гимны и т.д.), достижения (награды, памятные знаки, доски почета и т.п.); - ритуалы – обряды, празднования, прощания, встречи и т.п.; - мифология – история компании с целенаправленной акцентуацией (гиперболизацией) ее отдельных моментов и людей («героев» организации), выраженная в устной и письменной формах; - дизайн – художественное оформление компании (логотипы, корпоративная графика и колористика, архитектура, интерьер); поведенческий компонент – - психологический климат – эмоциональная характеристика межличностных отношений в коллективе; - статусно-ролевое поведение – действия, в которых проявляется отношение людей к себе, к другим людям, к организации, к труду, к компании, к моральным и материальным ценностям. Это поведение выражается в стилистике администрирования, руководства и исполнения, в частности в стиле руководства (лидерства), в стиле взаимодействия людей в ходе решения корпоративных задач (тип межличностных коммуникаций) и т.д. Ценностно-смысловой компонент является управляющим элементом по отношению к остальным компонентам, задавая их содержание. Следует учитывать, что организационная культура испытывает влияние национальной культуры. Нередко именно черты и характеристики национальной культуры дают ключ к пониманию особенностей определенных элементов организационной культуры. Национальную культуру (культуру в общем смысле) определяют несколько групп факторов: физическая среда (место проживания формирует определенный склад характера и образа жизни); общие системы ценностей и верований, например, религия; исторический опыт, например, пережившие войну и конфликты отстаивают общечеловеческие системы ценностей, мир; уровень развития – по мере развития экономики растет уровень индивидуализма. Характеристики организационной культуры. Организационную культуру можно образно представить в виде айсберга, у которого, как известно, имеются видимая и невидимая (подводная) части (рис. 2.2).
Рисунок 2.2 - Уровни организационной культуры
Характеристики организационной культуры позволяют выполнить ее позиционирование в организации: 1) сила – глубина распространения ценностей, степень принятия и преданности персонала организационной культуре. Сила поддерживается системой управления человеческими ресурсами и мощью управленческого воздействия. Сильная культура характеризуется главными (стержневыми) ценностями организации, которые интенсивно поддерживаются, четко определены и широко распространяются. Чем больше членов организации, которые разделяют эти главные ценности, признают степень их важности и привержены им, тем сильнее культура. Молодые организации или организации, характеризующиеся постоянной ротацией мнений (понятий) среди своих членов, имеют слабую культуру. Члены таких организаций не имеют достаточного совместного опыта для формирования общепринятых ценностей. Однако не все зрелые организации со стабильным кадровым составом характеризуются сильной культурой: главные ценности организации должны постоянно поддерживаться. 2) однородность – соотношение доминирующей культуры и субкультур. Доминирующая культура выражает основные (центральные) ценности, которые принимаются большинством членов организации. Это макроподход к культуре, который выражает отличительную характеристику организации. Субкультуры получают развитие в крупных организациях и отражают общие проблемы, ситуации, с которыми сталкиваются работники, или опыт их разрешения. Они развиваются географически или по отдельным подразделениям, вертикально или горизонтально. Когда одно производственное отделение какого-то конгломерата имеет уникальную культуру, отличающуюся от других отделений организации, то существует вертикальная субкультура. Когда специфический отдел функциональных специалистов (такой, как бухгалтерский или торговый) имеет набор общепринятых понятий, то формируется горизонтальная субкультура. Любая группа в организации может создать субкультуру, однако большей частью субкультуры определяются департаментской (отдельческой) структурной схемой или географическим разделением. Она будет включать основные ценности доминирующей культуры плюс дополнительные ценности, присущие только членам этого отдела; 3) тип – устойчивый набор отличительных черт организационной культуры. Сильная культура определяет последовательность поведения работников. Работники четко знают, какому поведению они должны следовать. Предсказуемость, упорядоченность и последовательность деятельности в организации формируются с помощью высокой формализации. Сильная культура достигает того же результата без ведения какой-либо документации и распределений. Более того, сильная культура может быть более эффективной, чем любой формальный структурный контроль. Чем сильнее культура организации, тем меньше менеджменту нужно уделять внимания развитию формальных правил и положений для управления поведением работника. Это все будет в подсознании работника, принимающего культуру организации. В соответствии с результатами исследований существуют четыре категории (типа) культур с «правильным» сочетанием ценностей, стратегии и внешней среды (рис. 2.3). Они различаются по двум показателям: 1) степени гибкости или уровню стабильности, задаваемым внешней средой; 2) внутренним или внешним стратегическим фокусом компании.
Рисунок 2.3 - Основные типы организационных культур
Соответственно мы получаем четыре типа корпоративных культур: адаптивную, ориентированную на результат, клановую и бюрократическую. Адаптивная культура возникает в среде, требующей от организации быстрой реакции и принятия решений в ситуациях повышенного риска. В такой культуре развиваются ценности, способствующие как можно более быстрому обнаружению, интерпретации и трансляции сигналов внешней среды в новые поведенческие отклики компании. Сотрудники имеют право самостоятельного принятия решений и действий сообразно своим потребностям. Высоко ценится отзывчивость на пожелания потребителей. Менеджеры способствуют изменениям, стимулируя и вознаграждая творчество, эксперименты, риск. Данный тип корпоративной культуры встречается в большинстве э-коммерческих компаний, а также в фирмах, оперирующих в таких отраслях, как электроника, косметика и мода. Внешняя среда здесь меняется очень быстро, и компании обязаны ей соответствовать. Культура, ориентированная на результат, подходит для организаций, деятельность которых заключается в обслуживании известных покупателей в среде, не требующей особой гибкости и быстрых изменений. Ориентация на результат предполагает такие ценности, как конкурентоспособность, личная инициатива, готовность работать много и долго. «Клеем», на котором держится такая организация, является стремление к победе, к достижению заранее определенных амбициозных целей. В такой культуре «приживаются» настойчивые, способные к конкуренции, стремящиеся к победе работники. Те, кто достигают поставленных целей, остаются в компании и получают щедрое вознаграждение, остальные увольняются. Клановая культура имеет внутренний фокус: основное внимание в ней уделяется вовлечению работников в процесс ускоренного соответствия переменам во внешней среде. Основные ценности такой культуры - удовлетворение потребностей работников, а организация в целом характеризуется заботливой, семейной атмосферой. Менеджеры приветствуют кооперацию, учитывают интересы и покупателей и сотрудников, предпочитают не афишировать различия в статусе. Последний тип, бюрократическая культура, отличается внутренним фокусом и ориентацией на стабильность внешней среды. Здесь превыше всего ценятся соблюдение правил и бережливость, поощряется методичный, рациональный, упорядоченный подход ко всему и вся. Сегодня редкие компании могут похвастать стабильностью внешней среды. Требуется гибкость, поэтому большинство менеджеров отходят от бюрократической культуры. Каждый из рассмотренных нами типов культуры способен принести успех. Какие именно культурные ценности формируются в организации и формируются ли вообще, зависит от требований среды и фокуса компании, а также от действий менеджеров. Эффективность требует, чтобы культура организации, ее стратегия, окружение (внешняя среда) и технология (внутренняя среда) были приведены в соответствие. Стратегия организации, опирающаяся на требования рынка и более подходящая при динамичном окружении, предполагает культуру, основывающуюся на индивидуальной инициативе, риске, высокой интеграции, нормальном восприятии конфликтов и широком горизонтальном общении. Стратегия, диктуемая перспективами развития производства продукции, фокусируется на эффективности, лучшей работе при стабильном окружении. Она более успешна, когда культура организации предусматривает ответственный контроль, минимизирует риск и конфликты. Организации всегда будут добиваться стабильности и эффективности деятельности, если культура организации адекватна применяемой технологии. Регулярные формализованные (рутинные) технологические процессы обеспечивают стабильность и эффективность организации, когда культура организации акцентирует внимание на централизации в принятии решений и сдерживает (ограничивает) индивидуальную инициативу. Нерегулярные (нерутинные) технологии эффективны, когда они заполняются культурой организации, которая поддерживает индивидуальную инициативу и ослабляет контроль. Формирование организационной культуры – сложный процесс который должен учитывать стратегические и оперативные задачи организации, повседневную деятельность людей, ориентированную на решение этих задач. Эту деятельность можно формализовать в виде планов, технологий, бизнес-процессов, квалификационных требований и пр. Но существует также целый комплекс сложившихся убеждений, привычек, норм и стереотипов поведения руководителей и сотрудников, проявляющихся неформальным образом, но при этом определяющих то, как на самом деле строится вся работа организации. Следует учитывать влияние внешней среды, рынка и социокультурных факторов. Культуру организации можно рассматривать как производную двух составляющих (рис. 2.4): 1) допущений и предпочтений тех, кто ее создал; 2) опыта, привнесенного их последователями. Ее поддержание на необходимом уровне непосредственно зависит от подбора работников, действий высших руководителей и методов социализации.
Рисунок 2.4 – Процесс формирования организационной культуры
Цель подбора работников — выявить и принять в организацию людей со знаниями и навыками успешного выполнения соответствующей работы. Окончательный выбор кандидата определяется субъективной оценкой того, кто принимает решение, насколько данный кандидат будет отвечать требованиям организации. Эта субъективная оценка часто предопределяется культурой, существующей в организации. Действия высших руководителей оказывают значительное влияние на организационную культуру. Их поведение и провозглашаемая ими стратегия организации устанавливают некие нормы, которые затем воспринимаются всей организацией. Социализация представляет собой процесс адаптации новых членов в организации, процесс восприятия ее культуры. Нередко организационная культура может служить более важным фактором предвидения поведения организации, чем ее объективные характеристики. Организация заинтересована в восприятии культуры каждым ее сотрудником. Социализация наиболее очевидна при поступлении на работу нового сотрудника, когда его информируют о том, как обстоят дела в организации, каковы принятые в ней правила и традиции. В некоторых случаях предлагается формальная программа обучения с тем, чтобы работники организации изучали ее культуру. Десять наиболее важных качеств современного успешного руководителя-предпринимателя (по В.А. Спивак): 1. Поиск новых или необычных деловых возможностей, инициативность, умение предвидеть события и предпринимать превентивные меры. 2. Упорство и настойчивость, готовность неоднократно предпринимать одни и те же усилия, следуя поговорке «вода и камень точит». 3. Готовность к риску и одновременно активные действия в направлении его уменьшения, повышения контроля над ситуацией. 4. Направленность бизнеса на эффективность и качество, достижение успеха в основном за счет эффективности бизнеса и качества товаров, услуг. 5. Вовлеченность в рабочие контакты, коммуникационная активность. 6. Целеустремленность: умение видеть, ставить долгосрочные цели, корректировать и достигать их. 7. Стремление быть информированным о всех проблемах и субъектах, существенных для дела. 8. Систематическое планирование деятельности, наблюдение и контроль. 9. Способность убеждать и устанавливать связи, коммуникативная компетентность. 10. Независимость, уверенность в своих силах.
Рисунок 2.5 - Классификация типов руководителей-предпринимателей (по Р. Андерсену- П.Н. Шихиреву) «Акула»: тип первый в историческом времени и наиболее распространенный в современном деловом пространстве Вот каково мировоззрение этого типа, если выразить его от первого лица. В основной своей массе люди, кроме меня, злые, слабые, глупые, ленивые, лживые, порочные существа. Они не ценят добро и понимают только язык силы. Они — средство, объекты, которые надо использовать для достижения цели. Самые опасные из них те, кто умнее, сильнее и выше среднего уровня. Они — мои конкуренты, т. е. враги. Лучший способ вести с ними дело — быть сильнее, хитрее, меньше им доверять. Конкурентов по возможности следует устранять. Если не устраню я, устранят меня. Выживает сильнейший. Победитель получает все. Не такие, как я (лица другого пола, иностранцы и т. п.), — люди второго сорта. Я живу для себя. Для того чтобы иметь как можно больше денег, чтобы иметь как можно больше власти над людьми и миром, чтобы жить как можно более комфортно и безопасно. Потреблять все самое лучшее, не ограничивая своих желаний. Жизнь дается только однажды, и прожить надо как можно дольше. Средства достижения цели - любые. Моральный выбор определяется только материальной выгодой. «Дельфин»: тип более поздний в историческом времени, менее распространенный, но все более утверждающийся в деловом пространстве. Вот каковы ответы человека этого типа. Большинство людей достойны уважения и доверия. Добром можно добиться от людей больше, чем силой. Лучший способ вести дело — стремиться к взаимовыгодному результату. Искренность и доверие в деловых отношениях — лучшая основа сотрудничества. Доказывать свое превосходство следует на деле, завоевывая потребителя качеством товаров и услуг при меньших ценах. Я живу для того, чтобы сделать жизнь — свою и других, материальную и духовную — богаче и лучше. Чтобы оставить о себе добрую память потомкам. Важно не то, сколько я проживу, а то, как я проживу. Средства достижения цели- любые законные и те, которые не противоречат моим моральным принципам. Опора в основном на свои силы и доверие партнеров. А с каким бизнесменом — «акулой» или «дельфином» — хотелось бы вам лично иметь дело? Какой руководитель-предприниматель нужнее обществу, благоприятно воспринимается большинством людей? А теперь взглянем на реалии нашей страны и зададимся вопросом: «Что за референтная группа, называющая себя "элитой", сформировалась у нас в стране?» Она является для многих примером для подражания и желанной целью для социального перемещения, широко демонстрирует обществу образцы своего поведения. Сравним ее характеристики, определенные известным социологом, членом-корреспондентом РАН Ж. Т. Тощенко, с качествами руководителей за рубежом и качествами руководителей, которые работали в советское время (см. табл. 2.2). Таблица 2.2 - Сравнительная характеристика черт руководителей
Чего хочет общество (идеал) - большинство членов современного российского общества устроил бы перечень, помещенный в графе 1, кроме, конечно, партийности Приводимые качества советского руководителя — это, конечно, проявление партийной идеологии и попытка выдать обществу «желаемое за действительное». Нельзя этот набор качеств воспринимать иначе, чем пропагандистскую акцию, в отрыве от реальности, в которой существовал феномен «двойной» и даже «тройной» морали, присущей многим людям того времени Но посмотрите, как красиво смотрится этот набор! Уберите «партийность», и иметь руководителя с такими качествами предпочтет чуть ли не каждый. Это один из тех идеалов, на пропаганде которых выросли теперешние пятидесятилетние и старше, что впитали «с молоком матери»; это, по сути, корни, от которых трудно оторваться. Что касается ожиданий общества в отношении качеств руководителей, то здесь возможны такие точки зрения: ♦ пока нет ясности в перспективах социально-экономического развития, нет и определенности в качествах людей, способных обеспечить достижение этих целей; ♦ качества, проявления которых конкретная группа, а в случае с элитой — все общество, ожидает от руководителя, зависят от уровня руководителя, важности выполняемых им задач, последствий принимаемых им решений, степени влияния на судьбы людей; ♦ целесообразно определить и заняться формированием общечеловеческой нравственной основы личности не только руководителя, но и любого члена общества.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 673; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |