КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Корпоративная культура глазами сотрудников
К индикаторам корпоративной культуры, влияющим на восприятие и поведение ее сотрудников, можно отнести: · наличие и качество коллективного договора (это определяет, как к сотрудникам относится хозяин и администрация — как к «ресурсу» или как к партнерам, «главной ценности»); · содержание нормативных документов: Трудовой распорядок, Положения о подразделениях, должностные инструкции и др.; · отношение работников к труду; · преданность корпорации, забота о сохранении ее служебных тайн; · обобщенный параметр — качество трудовой жизни (КТЖ), включающий · кадровая политика; · социально-психологический климат. Адекватное внимание к поведению каждого человека, работника — может быть, и вынужденная с точки зрения классических моделей управления и экономики, но необходимость, объективная реальность, продукт сложившейся социально-экономической системы, современного уровня цивилизации. В книге «100 лучших компаний для работы в США», вышедшей в Нью-Йорке в 1992 г., приводятся данные результатов опроса нескольких тысяч служащих частных фирм, которым задавались вопросы, касающиеся зарплаты и премий, перспектив повышения, гарантий занятости, гордости за свою компанию. Определяющим фактором были ответы, свидетельствующие о том, что работники счастливы трудиться именно в этой фирме, поскольку к ним относятся с должным уважением. В ходе опроса обнаружилась тенденция к росту числа таких фирм, к улучшению отношения бизнесменов к персоналу. Сам факт проведения подобного исследования отражает повышенное внимание общества к вопросам самоощущения работников на предприятии. Велики затраты фирм на социальные программы: например, во Франции они составляют примерно 33 франка на 100 франков заработной платы, в компании Procter & Gamble — до 50-52 франков на 100 франков зарплаты. Типы современных хозяйственных организаций, по мнению многих ученых, определялись в числе прочих и в зависимости от типа отношений между их субъектами. Субъекты — личности, группы, весь коллектив. Основное здесь — специфика отношений «власть — подчинение», т. е. управление. А отношения — это проявление духовной культуры, поэтому типологии организаций имеют не только производственно-экономический, но и культурологический оттенок. Типология хозяйственных («экономически ориентированных») организаций, согласно М. Веберу, классику социологии, такова: ♦ собственно «экономические организации», регулируемые материальным интересом; ♦ неэкономические организации, выполняющие экономические функции («экономически активные»), например государство и церковь; ♦ экономические организации, регулируемые неэкономическими способами («экономически регулятивные»), наподобие земельных общин, профессиональных цехов и гильдий; ♦ организации, «утверждающие формальный порядок», осуществляющие неэкономический контроль за условиями экономической деятельности, например правоохранительные органы. По способам подчинения своих членов и утверждения внутреннего контроля, согласно социологу А. Этциони, выделяют принудительные, утилитаристские и символические хозяйственные организации. Принудительные организации опираются на прямое насилие над человеком или угрозу применения насилия (его отсутствие становится формой вознаграждения). Пример: армия, тюрьма, в которых, кстати, осуществляется и хозяйственная деятельность. Утилитаристские организации объединяют своих членов на базе материального интереса. Современные хозяйственные организации наиболее близки к этому виду. Символические организации апеллируют к солидарности, основанной на общности моральной или идеологической. Это организации типа церкви, политических партий, где хозяйственные функции играют подчиненную роль. Существует отечественная типология хозяйственных организаций в зависимости от способов утверждения авторитета, четыре модели отношений между руководителями и подчиненными: ♦ бюрократизм (руководитель в роли начальника): взаимодействие на основе административной иерархии, жесткое распределение обязанностей. Решения — за руководителями, исполнение — за подчиненными, контроль отлажен, ответственность на исполнителе, контакты по вертикали формальные, деперсонифицированные, деловые; ♦ патернализм (руководитель в роли хозяина, отца): четкая иерархия, права хозяина неоспоримы, решения и контроль — за ним, информация неполная, организация труда достаточно гибкая, есть взаимозаменяемость, ответственность коллективная, единство организации — благодаря личному влиянию хозяина, взаимоотношениям придается личный характер, внерабочие проблемы подчиненных становятся предметом заботы хозяина; ♦ фратернализм (братство; руководитель в роли лидера): иерархия сглаживается, стремление к коллегиальному принятию решений, ориентация на осознанное выполнение, самостоятельность и доверие, гибкость и взаимопомощь, неуспех — коллективная беда, отношения подчеркнуто неформальные, деления проблем подчиненных на рабочие и нерабочие нет; ♦ партнерство (руководитель-координатор): иерархия явно не выражена, решения на основе общего и доброжелательного обсуждения, подчиненные понимают смысл решений и выполняют их в процессе самостоятельной работы, за каждым закреплены четкие функции, но текущего контроля нет, есть общая координация, ответственность за определенный участок — на конкретном исполнителе, отношения деперсонифицированы, переведены на служебно-контрактную основу, налаживание внеслужебных связей необязательно, так же как и вникание в личные дела, особая преданность предприятию не требуется, нужно только хорошо выполнять свое дело. А к какому или каким типам вы отнесли бы свою корпорацию? Социальное партнерство - строится на признании принципиального равенства партнеров и их способности договориться между собой. Социальное партнерство тесно связано с такими понятиями, как производственная, экономическая и социальная демократия. Основными направлениями социального партнерства являются: ♦ заключение коллективных договоров и соглашений; ♦ участие в управлении, определяемое как законами и иными государственными актами, так и соглашениями (производственная демократия); ♦ финансовое участие, т. е. участие в собственности и доходах (экономическая демократия); ♦ осуществление примирительных процедур при разрешении коллективных трудовых конфликтов, формирование примирительных и арбитражных органов на трехсторонней (работодатели, работники и представители государственных органов или независимые посредники) основе; ♦ участие представителей трудящихся, работодателей и государства в управлении фондами социального обеспечения и страхования. По определению в Законе РФ «О коллективных договорах и соглашениях» 1992г. «Коллективный договор — правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками на предприятии, в учреждении, организации. Содержание и структуру коллективного договора определяют стороны в процессе переговоров, однако рекомендуется рассматривать следующий круг вопросов, отражающий взаимные обязательства работодателя и работников (статья 13 этого Закона): ♦ форма, система и размер оплаты труда, денежные вознаграждения, пособия, компенсации, доплаты; ♦ механизм регулирования оплаты труда исходя из роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором; ♦ занятость, переобучение, условия высвобождения работников; ♦ продолжительность рабочего времени и времени отдыха, отпусков; ♦ улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи (подростков); ♦ добровольное и обязательное медицинское и социальное страхование; ♦ соблюдение интересов работников при приватизации предприятия, ведомственного жилья; ♦ экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве; ♦ льготы для работников, совмещающих работу с обучением; ♦ контроль за выполнением коллективного договора, ответственность сторон, социальное партнерство, обеспечение нормальных условий функционирования профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов; ♦ отказ от забастовок по условиям, включенным в данный коллективный договор, при своевременном и полном их выполнении. Пример взвешенного подхода сторон к переговорам, понимания интересов сторон и нахождения компромиссов между работодателем и работниками продемонстрировала корпорация Crysler, когда попала в тяжелое экономическое положение и вопрос стоял либо о банкротстве фирмы с потерей работы ее персоналом, либо о сокращении расходов на оплату труда персонала. Проповедуя идеологию «равных жертв», или «равной ответственности», не забывая о силе личного примера, глава корпорации Ли Якокка установил первым делом самому себе символическую зарплату в размере $ 1 в год, но при этом речь шла о снижении почасовых ставок рабочим с $ 20 до $ 17 в час и более. Профсоюз отдал приоритет занятости, пойдя на временное сокращение уровня зарплаты, но, сохранив работу своим членам, и это было разумно. Для лучшего понимания проблем корпорации лидер профсоюза был кооптирован в члены правления. Впоследствии дело наладилось, и уровень оплаты труда работников вышел на среднеотраслевой. Среди показателей, называемых американским ученым Скоттом Д. Синком в качестве способных отразить конечные результаты деятельности организации, есть обобщенный параметр «качество трудовой жизни» (КТЖ). Он характеризует уровень благоприятствования физическому и психическому состоянию работников общего рабочего окружения организации. Набор показателей, отражающих восприятие корпорации ее сотрудниками с точки зрения КТЖ: 1. Трудовое поведение, готовность жертвовать личным ради корпоративных целей (творческое отношение к своим обязанностям, «беспроблемное» отношение к переработкам). 2. Отношение к труду (мотивы и ценностные ориентации, реальное трудовое поведение и оценка работником своего поведения в трудовой ситуации). 3. Сохранение служебной тайны. 4. Преданность организации. 5. Уровень абсентеизма Абсентеизм — пропуски рабочего времени по болезни, отгулы за свой счет, прогулы (кроме отпусков и вынужденных отгулов по вине организации). Он является индикатором состояния охраны труда и техники безопасности на предприятии (пропуски по болезни), а также уровня удовлетворенности трудом, отношения к труду (чем выше неудовлетворенность трудом, тем чаще работники прибегают к абсентеизму). Мониторинг состояния отношения к труду должен осуществляться постоянно с учетом динамического характера рабочей обстановки, развития работников и их восприятия факторов труда. Для мониторинга целесообразно использовать наряду с объективными показателями, и методы социологического исследования, в частности анкеты или опросный лист. Социально-психологический климат (СПК) — социально-психологическое состояние коллектива, характер ценностных ориентаций, межличностных отношений, взаимных ожиданий в нем. СПК зависит от среды и уровня развития коллектива, непосредственно влияет на деятельность его членов, на осуществление его основных функций. Благоприятный СПК характеризуется следующим образом: ♦ ценности и отношения в коллективе соответствуют в основном ценностям и задачам общества, т. е. социально одобряются и одновременно соответствуют ценностям и задачам организации. ♦ у членов коллектива достаточно развита потребность в труде на благо общества как сфере самоактуализации личности; ♦ развито творческое отношение к труду, поощряется инициатива; ♦ в межличностных отношениях развиты взаимное доверие и уважение друг к другу; ♦ групповая деятельность эффективна, высокий уровень сплоченности коллектива; ♦ существует достаточная взаимная информированность по значимым вопросам; ♦ существуют взаимовыручка и взаимная ответственность. Неблагоприятный, нездоровый СПК характеризуется так: ♦ преобладание рвачества (побольше взять от общества, поменьше дать); ♦ неуважение к товарищам; ♦ подавление творчества, инициативы («Тебе что, больше всех надо?»); ♦ равнодушие и черствость в общении («Моя хата с краю...»); ♦ склоки, сплетни, подсиживание; ♦ невозможность привести в действие групповой потенциал; ♦ падение результативности; ♦ взаимное укрывательство, «круговая порука», невынесение «сора из избы». Специфической сферой проявления СПК служат отношения между руководителем и подчиненными, стиль руководства, характер лидерства. Руководитель должен заботиться о формировании благоприятного СПК, потому что в противном случае не удастся задействовать групповой потенциал. Проявление и использование групповою потенциала являются целью создания рабочих групп, коллективов, подразделений, команд. Руководитель должен знать и уметь применять методы социального управления, конфликтологии, повышения сплоченности группы, учитывать совместимость работников. Поскольку СПК связан с личностью лидера коллектива, постольку неблагоприятный климат часто является следствием или его некомпетентности (а компетентность бывает профессиональная и социальная, или коммуникативная, и это — две взаимодополняющие стороны профессионализма руководителя), или наличия в группе неформального лидера, имеющего свои цели и умеющего увлечь за собой других.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |