КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Региональная инновационная система
Современная региональная политика в Украине предусматривает укрепление потенциала развития регионов страны и их, конкурентоспособности за счет развития научно- технологического и инновационного потенциалов регионов. Процесс распространения инноваций от централизованного должен перейти к локальному, когда отдельные регионы благодаря локальным инновационным процессам станут «точками инновационного роста» национальной экономики. Выбор новой инновационной модели развития региона нуждается в создании на его территории действенной инновационной системы. Региональная инновационная система (РИС) — совокупность субъектов хозяйствования, которые в процессе взаимодействия и сотрудничества согласно определенным приоритетам обеспечивают комплексность инновационного развития региона. Эта система должна объединить усилие государственных и местных органов власти, научных и образовательных учреждений, бизнес структур, региональных общественных организаций, направленных на активизацию местных факторов экономического роста за счет преимущественно инновационного развития производства. Отсутствие единого, общепринятого определения РОС объясняется наличием трех подходов к толкованию сущности этой категории. Приверженцы теории подхода «свыше — книзу» (Дж. Хауельс, Б. Карлссон, Р. Станкевич) считают, что концепция региональной инновационной системы формировалась на принципах национальной инновационной системы и в целом РОС рассматривалась как первичный территориальный уровень НИС. Так, Дж. Хауельс отмечал, что РИС — это локализованная сеть фирм, частных и государственных организаций, общая деятельность и сотрудничество которых обеспечивает генерирование, заимствование, модификацию и диффузию новых технологий, а в локальном масштабе основные элементы НИС с присущий им признаками дублируются в РИС. Существенными характеристиками РИС могут быть: — организационная структура фирм — руководящих участников инновационного процесса; — межкопоративные взаимосвязи — интенсивность взаимодействия бизнес-сектора и других организаций; — роль государственного сектора и государственной инновационной политики; — институционная структура финансового сектора; — активность и финансирование НДДКР (соотношение частного и государственного секторов); — региональная институционная структура государственного сектора; — индустриальная структура (средний размер компаний, эффективность конкурентного среды, основные сектора промышленности и т.п.); — территориальная организационная структура (уровень урбанизации, наличие региональных производственных сетей) и масштаб внутрірегіональних агломераций; — уровень открытости и интегрированности в глобальную производственную систему, способность привлекать внешние ресурсы развития; — исторические особенности, культурные нормы и традиции, которые влияют на экономическую деятельность. Этот перечень определяет общие необходимые, но не исчерпывающие признаки инновационной системы любого уровня и выделяет основные институционные связи, которые содействуют инновационному развития определенной территории. Подход может быть использован для проводки сравнительного анализа региональных инновационных систем (как внутри, так и вне границ национальных границ), для определения стадии развития и ровня сформированности исследуемых РИС. Авторы подхода «свыше — книзу» не детерминируют специфические механизмы и формы сотрудничества между локальными экономическими агентами, которые предопределяют процесс географической концентрации инновационной деятельности. Последователи подхода «снизу — вверх» к определению сущности РИС (Ф. Кук, X. Брачик, О. Мемедович) сосредоточивались именно на исследовании социальных факторов локальной инновационной динамики. Они считали, что уровень инновационной активности региона зависит от его способности выполнять такие основные функции: — абсорбировать новые знания, технологии, инновации и модифицировать их согласно собственным нуждам; — диффундировать (распространять) инновации на все уровне региональной производственной системы и укреплять ее научно- технологическую базу; — генерировать новые знания, технологии и инновации. Выполнение всех функций обеспечивается в процессе коллективного обучения, который содействует привлечению, модификации, распространению, созданию и использованию новых знаний. Региональные инновационные преимущества зависят от некоммерческих взаимосвязей, неформальных каналов передачи знаний, интерактивного обучения. Развитые социально- коммуникативные связи являются каналом диффузии технологий, обучение, модификации и рекомбинации стариков и новых знаний на локальном уровне. Как убеждают С. Бреши и Ф. Jlиcсони, географическая близость субъектов экономической деятельности не содействует возникновению эффекта технологического спилловера (то есть образованию новых предприятий), а социальная — с его необходимой предпосылкой. Итак, основными характеристиками РИС на локальном уровне, согласно подхода «снизу — вверху», являются такие: — коммуникативные традиции и обычаи; — распределение и обмен знаниями (индивидуальный, внутри- и межкопоративный, внутри- и межрегиональный); — процессы интерактивного обучения; — научно-исследовательские и исследовательско-конструкторские работы; — генерирование инноваций (индивидуальных, организационных, институционных и социальных). Перечень также не полностью отображает характеристики РИС, подчеркивает именно на способности региона создавать и распространять новые знания и на его потенциальной способности создать высококонкурентную локальную инновационную систему. Последователи интегрального метода (Дж. Ламбой, Р. Бошма) объединили основные идеи взглядов «сверху — вниз» и «снизу — вверх» и создали интегральный (системный) подход к определению сущности РИС. Они утверждают, что эволюция РИС зависит от территориальной институционной структуры, технологического развития, селективности бизнес- среды, разнообразия и неоднородности инновационной деятельности и поведенческой зависимости. Региональное бизнес- среда действует как своеобразный селективный механизм, который может создавать благоприятные условия для адаптации локальных экономических субъектов к новым технологическим изменениям. Потенциальные возможности регионального инновационного и экономического роста обусловленные так называемой поведенческой зависимостью, а именно — созданием РИС на основе предварительно накопленных знаний и опыта. Итак, взаимозависимость между структурными характеристиками и элементами РИС является своеобразным типом обратной связи: не только бизнес-среда влияет на участников инновационного процесса — они тоже меняют его в результате своей деятельности. Ф. Кук считает, что РИС складывается из двух субсистем, объединенных процессом интерактивного обучения: — региональная субсистема применение и использование знаний (фирмы-продуценты, которые входят в состав региональных индустриальных кластеров, и поддерживающиеся и родственные сектора); — региональная субсистема генерирование знаний, которая определяет темпы инновационного развития первой подсистемы (частные и государственные исследовательские лаборатории, университеты, агентства технологического трансфера, региональные органы власти, финансовые учреждения). Сторонники интегрального подхода рассматривают концепцию РОС не только как инструмент теоретического анализа факторов и динамики локального инновационного развития, а и как конкретный практический механизм повышения региональной конкурентоспособности. В контексте использования концепции РИС как основы формирования региональной конкурентной стратегии целесообразной явл типологизация РИС. Ее критерием может быть тип инновационной сети, на основе которой она развивается. Выделяют три типы РОС: территориально встроенные инновационные системы, региональные сетевые инновационные системы, регионализованные национальные инновационные системы. В пределах территориально встроенных инновационных систем инновационная активность местных компаний основывается на процессе локального обучения, обусловленного их географической, социальной и культурной общностью. Уровень сотрудничества производственных фирм с организациями-продуцентами новых знаний явл минимальным. Примером территориально встроенных инновационных систем есть сети малых и средних предприятий, которые возникают на основе региональных кластеров, индустриальных дистриктов (многофункциональные образования). Основной целью в процессе разработки конкурентной стратегии для регионов такого типа есть формирования эффективной системы государственной поддержки процесса локального организационного обучения с помощью создания сети агентств технологического трансфера, специализированных тренинговых курсов и т.п. Территориально встроенные РИС могут постепенно превратиться на региональные сетевые инновационные системы. Сохраняя основные признаки предыдущего типа, эти РИС характеризуются более планомерным и систематизированным взаимодействием экономических сегментов и повышением уровня международной открытости. Регионы с сетевыми инновационными системами есть более конкурентоспособными на глобальном рынке за счет высокоразвитой локальной институционной инфраструктуры, глубоких взаимосвязей между местными научно-исследовательскими институтами, университетами, агентствами технологического трансфера и другими организациями, вовлеченными к процессу генерирования и дистрибуции знаний. За Ф. Куком, идеальным типом РОС есть именно региональные сетевые инновационные системы: один или несколько взаимосвязанных кластеров, окруженные локальной вспомогательной институционной инфраструктурой. Региональные сетевые инновационные системы являются моделью эндогенного развития, то есть повышение инновационной способности и содействия углублению взаимодействия локальных экономических агентов за счет использования инструментов административного влияния. Малые и средние предприятия для осуществления радикальных инноваций нуждаются в использовании не только локальной базы знаний, а и доступа к результатам масштабных национальных или даже международных исследований. Итак, формирование региональной сетевые инновационной системы за счет углубления сотрудничества местных научно-исследовательских институтов и университетов на всех уровнях, в разнообразнейших формах содействует эффективной интеграции локальных компаний в глобальную инновационную систему. Третий тип РИС — регионализованные национальные инновационные системы — принципиально отличается от двух предыдущих. Значительная часть промышленных предприятий и институционная инфраструктура функционально интегрированные в национальную и международную инновационные системы, инновационная деятельность происходит большей частью между экономическими субъектами из разных регионов. РИС основанная на экзогенной модели развития. Взаимодействие между субъектами хозяйствования основывается на линейной модели, поскольку реализация масштабных проектов требует применения формальных знаний и привлечения представителей аналитических секторов производства (прежде всего инженеров). Внутри регионализованных национальных инновационных систем взаимодействие и сотрудничество активнее развиваются между представителями похожих сфер деятельности, которые имеют подобное образование. Сравнительную характеристику трех типов РОС приведено в табл. 4.2. Таблица 4.2
В Украине существуют отдельные элементы таких систем, но они требуют детальнішого структурного оформления. Управление региональным инновационным развитием полагается на структуры, которые принимают основные решения по региональной развитию. К ним принадлежат организации из территориального планирования развития, которые объединяют административно-территориальные единицы региона и обеспечивают общественно-правовой характер и нормативную структуру региональной политики; сеть агентств регионального развития, которые интегрируют инициативу бизнеса, территориальных и профессиональных общин; инфраструктура рынка технологий, который состоит из совокупности экономических субъектов и механизмов, которые организационно и материально обеспечивают взаимодействие потребителей и изобретателей технологий и технологической продукции (технопарки, бизнес-инкубаторы, НДІ и лаборатории при университетах, промышленные предприятия и т.п.). Региональная инновационная система может включать: совещательный орган при органах местной власти и самоуправления, которое будет регулярно (раз на полгода) рассматривать пакет стратегических предложений и т.п.; региональный инновационный центр (РІЦ) как корпорацию заинтересованных инновационных структур, вузов, научно-исследовательских институтов и бизнес- структур, который занимается организацией работ по созданию и развития РОС, экспертно-консалтинговым и аналитическим обеспечением, выставочной деятельностью и проводкам ярмарок, презентацией инновационных проектов, информатизацией и паблік-рілейшнз работ; региональный инновационный фонд как финансовый инструмент поддержки приоритетных инновационных проектов; информационно-выставочный центр как место для проводка бизнес- инновационных форумов, конференций, презентаций; инфраструктурную инновационную сеть как конгломерат существующих элементов инфраструктуры (бизнесы-центры, инкубаторы, патентные доверенные, инновационные центры больших вузов), що объединенные соглашением о кооперации и субконтрактні угоди и координируются РІЦ; Региональный семинар об інноватики как постоянно действующий рабочий семинар из проблем регионального развития, где проходит апробация всех проектов РІЦ и т.п. Методологической основой модели явл: рассмотрение экономики региона через воспроизведенные циклы (производство, распределение, обмен, потребление); рассмотрение экономики региона через инновационный цикл (фундаментальные и прикладные исследования; исследовательско-конструкторские разработки; проектирование; внедрение в производство). Экономика региона в ракурсе инновационного цикла должна иметь такие обязательные составные: инновационные инкубаторы, которые объединяют в регионы ВУЗ, академические и отраслевые НИИ и другие научные заведения, главной функцией которых являются генерирования новых научных знаний; инновационные полигоны, которые охватывают исследовательско-конструкторские и проектные организации регионов, технополисы и технопарки, основной функцией которых являются доведения научно-технических идей к исследовательскому образцу и его испытанию; инновационные потребители, которых охватывают предприятия и фирмы, которые внедряют научно-технические и другие изобретения в форме инноваций; система подготовки кадров для инновационной деятельности, которая охватывает профессиональные образовательные заведения региона. Экономика региона в ракурсе воспроизведенного цикла должен иметь рынок инновационных товаров и услуг, который связывает производителей и потребителей инновационной продукции. Эффективное функционирование инновационной экономики региона невозможное без развитой и налаженной системы инновационного финансирования, инновационного налогообложения, инновационного страхования и инновационного управления, которые в совокупности формируют инновационную инфраструктуру. Система финансирования инновационной деятельности в регионе включает: источника поступления финансовых ресурсов, механизм их аккумуляции, механизм контроля и механизм возвращения инновационных инвестиций, финансовый мониторинг. Источниками инновационных инвестиций могут быть: собственные финансовые ресурсы предприятий и фирм; кредиты коммерческих банков и иностранных инвесторов; ассигнование государственного, регионального и местного бюджетов. Аккумулируют инновационные инвестиции в регионах также специальный фонды или банки инновационного развития. Инновационное страхование предусматривает создание в регионах государственных и частных фондов страхования, которые аккумулируют страховыми обществами. Региональная система налогообложения призвана стимулировать активность субъектов хозяйствования на всех фазах инновационного цикла. В мировой практике для этого используются разные виды налоговых льгот. Система управления инновациями в регионе включает разработку и реализацию программы инновационного развития; формирование эффективной информационной системы, которая даст возможность контролировать инновационные процессы в регионе; создание при участии местной власти регионального банка инновационного развития, фонда финансового лизинга и страхового фонда; принятие соответствующих решений относительно поддержки развития инновационного предприятия в регионе. Инновационное развитие экономики региона зависит от уровня развития его инновационного потенциала — совокупности ресурсов, которые дают возможность субъектам инновационного процесса осуществлять свою деятельность (трудовую, научно-техническую, финансовую, организационную, информационную).
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1852; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |