Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 12 Планирование деятельности предприятия




1. Планирование как важнейшая функция управления. Сущность и система планирования на предприятии.

2. Бизнес-план предприятия, его содержание и порядок разработки.

3. Производственная программа предприятия и ее планирование.

4. Оперативно-производственное планирование и его виды.

 

1. Общие сведения о планировании

 

Планирование - это функция управления предприятием, связанная с разработкой перспективных и текущих планов и фиксирующая будущее состояние предприятия в текущие моменты времени.

План - сложная социально-экономическая модель будущего состоя­ния предприятия. На крупных и средних предприятиях планирование их деятельности выражается в разработке целого комплекса планов, состав­ляющих структуру планов предприятия. При этом планы группируются по ряду критериев.

По срокам исполнения различают оперативно-календарные планы (1-2 месяца); текущие планы (2 месяца-1 год); среднесрочные планы (1-2 года); долгосрочные планы (3-5 лет); стратегические планы (более 5 лет).

По функциональному назначению выделяют производственные пла­ны (изготовление продукции); коммерческие планы (сбыт продукции и материально-техническое обеспечение); инвестиционные планы; планы технического развития производства; планы по труду и заработной пла­те; финансовые планы.

По уровню управления различают общефирменные планы; цеховые планы; планы работ отделов и лабораторий; планы работ участков и бри­гад; индивидуальные планы.

 

План развития предприятия

 

План развития предприятия (фирмы) состоит из целого ряда стан­дартных разделов.

1. План производства промышленной продукции (производственная программа) включает в себя задания по производству продукции в нату­ральном и в стоимостном выражении, в необходимой номенклатуре и ас­сортименте.

2. План развития науки и техники предусматривает осуществление мероприятий по ускорению научно-технического прогресса (НИОКР и НИР, механизации, автоматизации, научной организации труда и т. д.). Показателями этого раздела плана развития фирмы являются рост произ­водительности труда, доля новой продукции, уровень автоматизации и механизации и т. п.

3. План повышения экономической эффективности производства, в котором приводятся следующие показатели: рентабельность, фондоотда­ча, оборачиваемость оборотных средств, производительность труда и т. д.

4. План капитального строительства предусматривает строительст­во новых, расширение действующих подразделений и т. д. Показатели этого раздела - объем капитальных вложений, ввод в действие основных фондов, прирост производственной мощности и др.

5. План материально-технического обеспечения включает в себя ре­зультаты расчетов по потреблению основных видов материально-тех­нических ресурсов, нормы расходов и запасов сырья, материалов, топли­ва, энергии и др.

6. План по труду и кадрам имеет основную цель - повышение произво­дительности труда. Показатели этого раздела - выработка, среднесписоч­ная численность работников, фонд оплаты труда, средняя зарплата и др.

7. План по издержкам производства и реализации продукции подра­зумевает прогнозирование себестоимости и ее снижение (см. п. 4.1).

8. Финансовый план включает в себя важнейшие финансовые компо­ненты: прибыль, создание и использование основных фондов, расчет по­требности в оборотных средствах и определение путей ускорения их оборачиваемости, взаимодействие с бюджетом (налоги) и т. д.

9. План социального развития коллектива предприятия содержит пе­речень мер и мероприятий по решению социальных задач - улучшению условий труда, отдыха, быта и т. п.

10. План мероприятий по охране природы и рациональному использо­ванию природных ресурсов охватывает такие направления, как охрана и результаты использования водных ресурсов, воздушного бассейна, зе­мель, минеральных ресурсов.

 

 

2. Бизнес-план как особая форма планирования на предприятии

 

Одним из относительно новых и весьма прогрессивных методов пла­нирования хозяйственной деятельности предприятия в условиях рыноч­ной экономики является бизнес-планирование (составление бизнес-пла­нов). Структура и содержание бизнес-плана в основном однотипны, хотя в отличие от обычного плана развития организации они могут в той или иной степени варьировать.

При разработке бизнес-плана необходимо соблюсти следующие ус­ловия:

· бизнес-план должен быть профессиональным, начиная с содержа­ния и заканчивая его оформлением и способом презентации, и в то же время простым, понятным и доступным, поскольку по содержанию и оформлению бизнес-плана потенциальные инвесторы судят о профес­сионализме и дисциплинированности его разработчиков;

· бизнес-план должен быть четко структурирован (разделен на гла­вы, пункты и подпункты) и снабжен вспомогательной информацией (ил­люстрациями, диаграммами, таблицами, приложениями и т. п.) с той це­лью, чтобы потенциальный инвестор мог без труда отыскать и проанали­зировать интересующую его информацию;

· распространение содержащейся в бизнес-плане информации, пред­ставляющей коммерческую тайну, должно быть ограничено и контроли­роваться разработчиком. Для этого каждый экземпляр бизнес-плана дол­жен быть пронумерован, а его движение отслеживаться предпринимате­лем. Представление бизнес-плана потенциальному инвестору осуществ­ляется только после того, как тот проявил заинтересованность по итогам обзорного ознакомления с проектом;

· необходимо заручиться объективной оценкой бизнес-плана как со стороны сотрудников предприятия (главного бухгалтера, финансового директора и др.), так и внешних, независимых экспертов. Желательно, чтобы все финансовые расчеты были тщательно проверены независимы­ми аудиторами, поскольку обнаружение потенциальным инвестором ошибки в бизнес-плане значительно снижает вероятность его участия в проекте.

Содержание, структура и объем бизнес-плана зависят от многих фак­торов, среди которых размер предприятия (для малых предприятий объем составляет 10-20 страниц, для крупной фирмы - 40-50), полнота представ­ления информации (укрупненный или детализированный), назначение (для внутреннего пользования, для отечественных или иностранных ин­весторов, для подачи заявки на банковский кредит), период планирова­ния (на один год или несколько лет) и т. п.

Наиболее распространенные формы бизнес-планов для крупных и средних действующих предприятий могут содержать до 18 разделов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.