Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Группы букв

Малые (строчные) буквы:

1) и ш г п т й н р у;

2) л м ц щ ь ы;

3) о а ю ф д б я;

4) с е е ч ъ в;

5) х ж э з к;

Большие (заглавные) буквы:

1) И Ш Ц Щ Ч Л М А;

2) О С З Х Е Э Я;

3) Ж У Н К Ю Р В Ф;

4) Г П Т Б Д.

 

В первом классе упражнения в чистописании занимают 1 строку, на которой предлагается начертание буквы в чередовании с её основными элементами. Задачи работы: повторить и закрепить начертания строчных и заглавных букв; основные правила посадки, держания ручки, положения тетради и ведения основного штриха (короткой и длинной прямой наклонной линии)

Например,

 

 

Каллиграфическая работа во 2 классе направлена на дальнейшее совершенствование почерка учащихся и предусматривает овладение связным, ритмичным письмом в ускоренном темпе.

При выполнении каллиграфических упражнений решаются следующие задачи:

а) ускорение темпа письма, связанное с развитием безотрывности и ритмичности в процессе написания слогов, небольших слов;

б) самостоятельное соблюдение линейности письма по разлиновке в одну линию (соблюдение одинаковой высоты букв на всей строке);

в) продолжается работа над установленным наклоном букв;

г) параллельностью одинаково направленных штрихов и элементов букв;

д) соблюдение равного расстояния между элементами букв, между буквами в слове, между словами на строке.

Постепенно у учащихся развивается умение контролировать свое письмо, находить недочеты, выявлять их причины и исправлять.

В соответствии с общими задачами второго года обучения основное содержание занятий по чистописанию составляют следующие упражнения:

а) прописывание отдельных букв по образцу на доске и в тетрадях с предварительным анализом и объяснением учителя;

б) письмо букв под счет с опорой на образец учителя;

в) письмо буквосочетаний с трудными соединениями или наиболее распространенными в словах;

г) письмо букв в чередовании со сходными по начертанию буквами или в чередовании со вспомогательными штрихами для регуляции правильного наклона и параллельности;

д) письмо слов, включающих повторяемые буквы и соединения;

е) письмо предложений или небольших текстов, включающих слова для закрепления формы букв и их рациональных соединений с другими буквами в слове.

Объем работы по чистописанию во 2 классе составляет две строки. На первой строке пишутся буквы в чередовании с соединительными элементами, а на второй - различные соединения с другими буквами и слова, в состав которых они входят.

Например,

 

К концу 2 класса осуществляется переход на мелкое письмо в тетрадях в одну линию (высота строчных букв 3-4 мм, заглавных - 7 мм).

Работа по каллиграфии на уроке тесно связывается с содержанием занятий по русскому языку. Для упражнений по чистописанию используются слова на изучаемые на данном уроке грамматико-орфографические правила или слова с непроверяемыми написаниями, т.е. словарные слова, предусмотренные программой для усвоения.

 

Основная цель работы по чистописанию в третьем классе - формирование устойчивого почерка у учащихся. Красивое, правильное, быстрое письмо достигается систематическими многократными упражнениями.

Основные направления работы по чистописанию в 3 классе:

1) работа над формой букв, трудных для быстрого написания;

2) работа над соблюдением линейности и пропорций букв в условиях письма по одной линии;

3) работа над соблюдением правильного наклона;

4) закрепление рациональных соединений букв;

5) работа над соблюдением равных расстояний между буквами и между словами на строке;

6) совершенствование ритмичности и плавности письма;

7) формирование оптимальной скорости письма.

Для выработки скорописного связного письма учащимся предлагаются предварительные упражнения с использованием различного вида связок (образцы упражнений даются в приложении).

После предварительных упражнений третьеклассники пишут строчные и заглавные буквы по группам в соответствии с генетическим принципом. Наряду с выработкой наклона, усвоением определенной высоты и ширины букв, мелкого письма, дети упражняются в равномерности и плавности движений руки при скором письме.

Объем каждого занятия в 3 классе – 3 -4 строки.

На первой строке учащиеся пишут буквы по группам в сочетании с элементами-связками, способствующими выработке ритмичности и устойчивости почерка.

На второй строке выполняются упражнения в правильном соединении изучаемой буквы с последующей буквой в слове.

На третьей - слова с изученными буквами или предложение. Примеры предложений учитель подбирает с учетом темы урока по русскому языку, не забывая о воспитывающем характере обучения.

 

Для закрепления графического навыка письма предлагаются логические задания. Например:

1) Для анализа предлагается группа букв: и, й, л, м, ы, у, ц, ч, ш, щ. Учащиеся сначала внимательно рассматривают данную группу букв, а затем отвечают на вопросы: Какой элемент повторяется в буквах данной группы? Какая буква здесь лишняя? Почему?

2) Для анализа предлагаются пары букв: и-ш, щ-ц, л-м, у-ц, щ-у.

- Имеются ли различные элементы в каждой паре букв? Чем отличаются одинаковые по форме элементы в следующих парах букв: а) трех первых; б) четвертой; в) пятой?

3) Какие два элемента повторяются в следующей тройке букв: Л, М, Я? Почему букву Я можно исключить из этой группы?

4) – К какому виду соединений относятся буквы е,э,з? Почему?

5) – Чем отличаются буквы в следующих парах: в-д, с-х, д-у, о-д, ж-Ж, В-З, З-Е, З-з, С-Д, Х-С?

6) – Какой элемент является общим для данной группы букв б,ъ,ю,Ю? Почему ъ можно исключить из этой группы?

7) – Какой элемент повторяется во всех буквах данной группы г,Ч,к,К,п,р,т,У,Ц,Ч,Ш,Щ? Чем отличается этот элемент (линия с закруглением с двух сторон) в следующих парах букв: к-п, У-Ц.

На четвертом году обучения письмо детей становится более непринужденным, складываются характерные особенности индивидуального почерка. Ученики начинают писать быстрее.

Направления работы в 4 классе внешне остаются теми же, что и в предыдущих классах, однако предпочтение отдается упражнениям в скорописи, плавности, ритмичности письма.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные направления каллиграфической работы по годам обучения | Лекція 1. Мікроклімат виробничого середовища та його значення
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 7762; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.