Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современное понимание прав человека и его проблемы




Развитие знания о правах человека, их постепенное международно-правовое закрепление привело к выводу об исторически последовательных больших группах прав, которые называют поколениями прав.

Начиная с 1980-х, утвердилось разделение прав на три поколения.

К первому поколению относятся гражданские и политические права. Это самое «старое» из общепризнаваемых прав человека поколение, которое выросло из европейской и американской политико-правовой философии XVIII века. Они нашли свое подтверждение в первых документах ООН – во Всеобщей декларации прав человека (1948) и в региональных соглашениях – в Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950)

Ко второму поколению относят социально-экономические права. Их признание явилось результатом идеологического, правового компромисса между социалистическими и капиталистическими государствами. В Европе на признание таких прав, по всей вероятности повлияла социальная ориентация стран, ощущаемый ими потенциал не только для провозглашения таких прав, но и обеспечения гарантий их реализации.

К третьему поколению относят коллективные права, права меньшинств, права народов. В 1980-е годы ООН разрабатывает документы о правах меньшинств, правах народов, принимаются региональные международные нормы, свой вклад вносит Хельсинский процесс, Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе.

До сих пор ведется спор о перечне прав человека во Всеобщей декларации. Наибольшие споры вызвало само деление прав на:

- политические и гражданские, с одной стороны,

- социальные, экономические и культурные – с другой.

Некоторые философы (например, Морис Кренстон) предлагали вообще исключить социальные, экономические и культурные права из Всеобщей декларации, поскольку они нарушают "чистоту перечня". Эти рассуждения строились на том, что, в отличие от социальных, экономических и культурных прав, политические и гражданские права являются нравственными обязанностями (в смысле кантианского категорического императива).

Большинство философов отвергает подобную точку зрения, считая ее крайней, но признает, что эти две группы прав имеют разное происхождение.

Этот принцип можно сформулировать и по-другому: политические и гражданские права определить как право действовать против государства, все остальные – как право требовать что-то от государства.

Или (еще один вид определения) политические и гражданские права - это права, реализуемые немедленно, а все остальные – права, реализуемые постепенно.

Новое представление о правах. Хотя теперь привычно звучат слова: «Я имею право...», они не всегда были столь обычны или даже просто возможны. Эти слова, например, не могли прозвучать в устах древнего грека. Те могли сказать, что прав ильно сделать то-то, но не имели представления об обладании правами. К правам не относились как к собственности. Отчасти это было следствием тесной связи между понятиями прав и правопорядка.

Эта связь прослеживается в ряде языков. Немецкое «Recht», французское «droit», итальянское «diritto» используются в обоих этих значениях. Современное же представление о правах – выраженное на любом языке – не совпадает с понятием правопорядка, закона, власти.

В соответствии с этим новым представлением мы обладаем правами так же, как своей собственной физической сущностью. Человек уже рождается с тем и другим. Никто не вправе лишить его принадлежащего ему по праву точно так же, как и самой жизни.

Можно выделить несколько аспектов нового представления.

Во-первых, под правами теперь понимают естественные права. Люди обладают ими по праву рождения, а не получают их от власти.

Этот момент очень важен, так как в прошлом (а порой и в наше время) полагали, что права устанавливаются властями и ими даруются гражданам. Признание того, что права существуют независимо от государства, дает возможность противостояния политической власти в защите прав.

Во-вторых, правами обладают все люди и основными правами – все в равной степени. В этом также отличие от средневековых взглядов, согласно которым права зависят от принадлежности к той или иной группе и различны для этих групп.

В-третьих, суть прав – свобода. Права преимущественно не связаны с обязательствами – за исключением общей обязанности обладателя прав не нарушать прав (свободы) других, как и их общей обязанности не нарушать его прав (свободы).

 

 


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1975; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.