КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Построение разностной схемы
Построение разностных схем интегро-интерполяционным методом
Многие динамические задачи практики формулируются в виде основного дифференциального уравнения в частных производных и дополнительных (начальных, граничных) условий, обеспечивающих существование и единственность решения. Под разностной схемой понимают совокупность разностных уравнений, аппроксимирующих основное уравнение и дополнительные условия исходной дифференциальной задачи. Существуют различные способы построения разностных схем. В этом параграфе будет рассмотрен один из способов, носящий название интегро-интерполяционного метода (или метода баланса) построения разностных схем. В качестве примера рассмотрим применение интегро-интерполяционного метода к построению разностной схемы следующей краевой задачи для обыкновенного дифференциального уравнения второго порядка; , , (1.6) , , (1.7) где , , заданные достаточно гладкие функции, удовлетворяющие условиям , , , заданные числа. При сформулированных условиях существует и единственно решение задачи (1.6), (1.7). Будем считать, что это решение является достаточно гладким. Для построения разностной схемы введем на отрезке равномерную сетку с шагом , т.е. множество точек . Обозначим , , и проинтегрируем уравнение (1.6) на отрезке . Тогда получим уравнение . (1.8) Далее, заменим интеграл его приближенным значением и введем обозначение , . (1.9) В результате вместо уравнения (1.8) получим уравнение . (1.10) Выразим теперь через значения функции в точках сетки. Для этого проинтегрируем соотношение на отрезках и . Тогда получим . Обозначая , (1.11) получим . Аналогично . Подставляя эти выражения в уравнение (1.10), получим разностное уравнение, содержащее значения искомой функции в точках , : . (1.12) Это уравнение по своему построению является разностным аналогом основного дифференциального уравнения (1.6). Записывая уравнение (1.12) во всех точках сетки, в которых оно определено, т.е. при , получим систему из линейных алгебраических уравнений относительно неизвестных . Два недостающих уравнения получаются путем аппроксимации граничных условий (1.7). Одним из этих уравнений является условие , а второе может быть получено интегро-интерполяционным методом. Для этого проинтегрируем основное уравнение (1.6) на отрезке , где : . (1.13) Полагая как и ранее, , получим при , что . Выражение для следует из граничного условия при : . Наконец, полагая , получим из тождества (1.13) разностное уравнение . (1.14) Обозначая , , перепишем уравнение (1.14) в виде . Из этой записи видно, что полученное уравнение является разностным аналогом граничного условия (1.7): . В дальнейшем решение разностной задачи, в отличие от решения дифференциальной задачи, будем обозначать буквой , так что , . Объединяя все уравнения (1.12) и (1.14), получаем следующую разностную схему для задачи (1.6), (1.7): , , (1.15) , . При анализе любой разностной схемы возникают следующие вопросы: 1. Существование и единственность системы линейных алгебраических уравнений (1.15). 2. Каким методом надо отыскивать это решение. 3. Какое отношение имеет система разностных уравнений (1.15) к исходной задаче (1.6)-(1.7), иначе говоря, переходит ли разностное уравнение (1.15) в уравнение (1.6), если шаг сетки стремится к нулю? На первые два вопроса можно ответить немедленно. Разностная задача (1.15) является типичным примером задачи, которая решается методом прогонки. Систему уравнений (1.15) можно записать в виде (доказать) , (1.16) , , где , , . Из условий , , следует, что , т.е. выполнены условия устойчивости прогонки. Поэтому разностная задача (1.15) однозначно разрешима, и ее можно решать методом прогонки. Будем искать решение системы (1.16) в виде , , (1.17) где, неизвестные пока коэффициенты. Отсюда найдем , . Подставляя полученные выражения для , в уравнение (1.16), приходим при к уравнению . Последнее уравнение будет выполнено, если коэффициенты , выбрать таким образом, чтобы выражения в квадратных скобках обращались в нуль. А именно, достаточно положить , , . (1.18) Соотношения (1.18) представляют собой нелинейные разностные уравнения первого порядка. Для их решения необходимо задать начальные значения , . Эти начальные значения находим из требования эквивалентности условия (1.17) при , т.е. условия , второму из уравнений (1.16). Таким образом, получаем , , (1.19) Нахождение коэффициентов , по формулам (1.18), (1.19) называется прямой прогонкой. После того как прогоночные коэффициенты , , , найдены, решение системы (1.16) находится по рекуррентной формуле (1.17), начиная с . Для начала счета по этой формуле требуется знать , которое определяется из уравнений , , откуда . Нахождение по формулам , , (1.20) называется обратной прогонкой. Вопросы аппроксимации и сходимости здесь обсуждаться не будут. Отметим лишь, что интегро-интерполяционный метод при достаточной гладкости коэффициентов , и имеет второй порядок аппроксимации по , т.е. разностная схема (1.15) сходится и аппроксимирует исходную задачу (1.6) со вторым порядком по .
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 2002; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |