КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эволюция плакатного мастерства
Сатирический плакат
Не менее велика была и роль сатирического плаката, который едко высмеивал претензии гитлеровского рейха на мировое господство, опровергал очередную ложь об одержанных победах, карикатурно изображал Гитлера и его пособников. Одна из наиболее известных карикатур Б. Ефимова – «Новый порядок». Она изображает европейские страны в тюрьме, выстроенной в форме свастики. В центре двора – виселица. И торжествующе глядит на это сооружение восседающий на крыше Гитлер. Подпись осведомляет: «Законченный архитектурный проект здания Новой Европы. Автор – Адольф Титлер». Плакаты и карикатуры В. Дени, Кукрыниксов, Б. Ефимова публиковались и в газетах. Кукрыниксы преимущественно работали для «Правды», Б. Ефимов – для «Известий» и «Красной Звезды», центрального органа Наркомата обороны СССР. О некоторых сюжетах карикатур мы расскажем в следующем параграфе. Наиболее выразительные изображения и тексты размножались не только в плакатном варианте, но и в малоформатных видах. Фронтовые газеты издавали листовки, которые именовались изогазетой. Они распространялись и во вражеском тылу, Там были разоблачения нацистских мифов и призывы к немцам сдаваться в плен. В эти годы малые формы рекламы использовали некоторые удачные плакатные сюжеты. Они тиражировались на табачных пачках, на и упаковках концентратов, поступавших на фронт, на открытках и конвертах. Правда, использовались конверты лишь в особо важных случаях. Основной формой фронтовой переписки были «треуголки» – особым образом свернутые листы писчей бумаги. На них изображения отсутствовали – только штамп полевой почты и адрес доставки.
6.2.5 Развитие рекламной деятельности 50–60–х гг.
«Однотипные комбинации знамен, лавровых венков и кремлевских башен»
Плакатный жанр в 50–е годы переживал не лучшие времена. В этом виде творчества особенно заметно сказывались последствия оковывающей атмосферы периода культа личности Сталина. Хотя, как мы уже отмечали, идеологические каноны при Н.С. Хрущеве были смягчены, но все же их оставалось немало. И процесс согласования любого текста и изображения по–прежнему проходил множество инстанций, прежде чем произведение получало разрешение на тиражирование. Прежде всего, это относилась к политико–агитационному плакату. И именно это жанровое ответвление отличалось в 50–е годы наибольшей стандартизированностью и казенностью. Мастера плакатного творчества не заблуждались относительно этих недостатков своей продукции и стремились их преодолеть. С этой целью были проведены два всесоюзных совещания по плакату в 1952 г. (Киев) и в 1963 г. (Москва), сопровождаемые представительными выставками плакатов различных направлений. Эти выставки наглядно демонстрировали обилие шаблонных, декларативных образов и лозунгов, их напыщенную риторичность и лакировочность. Такая наглядность становилась основанием критических дискуссий на совещаниях и поиска путей преодоления очевидных творческих просчетов. Участники совещаний говорили, что основная беда подобных произведений не только в том, что в них повторялись либо определенная стандартная композиция, либо внешность героя плаката, но и, прежде всего в их однообразном эмоциональном «подтексте». Однажды найденный образ начинал имитироваться, повторяться многими художниками, и неудивительно, что рождался трафарет, который, естественно, раздражал зрителя, вызывая у него неприятие плаката. Вот это – самое серьезное обстоятельство: произведения, задуманные в исходном варианте как убеждающие массовую аудиторию в преимуществах социалистического образа жизни, не просто били мимо цели, но порождали эффект бумеранга. Однообразно повторявшиеся лозунги типа «Народ и партия едины», «Строителям коммунизма – слава!» становились цветовым или шрифтовым пятном, лишенным смыслового содержания и вызывавшим раздражение все большего числа рядовых граждан. По прошествии времени можно с достаточной степенью уверенности сказать, что именно подобная топорная наглядная агитация стала той ржавчиной, которая начала разъедать коммунистическую идеологию. До краха монолита еще оставалось три десятилетия, но трещины в нем постепенно множились – их создавало постоянное несовпадение пафосных слов и реальных дел, всепроникающая фальшь, в том числе и на плакатных листах. «Особенно явно недостатки проявились в «выборных» плакатах, состоящих из однотипных комбинаций знамен, лавровых венков, кремлевских башен, а несколько позже летящих в космос ракет».
Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |