КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальная тематика плакатов
Значительно содержательнее выглядело направление агитационно–рекламного творчества, освещавшее насущную едва ли не самую чувствительную проблему той поры – борьбу за мир и всеобщее разоружение. Талантливый плакатист В. Иванов создает очень светлое, искреннее произведение. Почти все пространство плакатного листа занято изображением девочки–дошкольницы с поднятой рукой, которая отстраняет нависшую угрозу. Текст предельно прост и точен: «Не надо войны!». Бесхитростный сюжет, но вдохновенно исполненный. Заслуженно всемирную известность получил плакат Н. Чарухина «Пусть всегда будет небо!», стилизованный под детский рисунок с неуверенными, как бы детской рукой начертанными, буквами. На эту тему выразительные композиции создали также Н. Ватолина и Н. Терещенко. Создавались также плакаты, формирующие установку на здоровый образ жизни, агитирующие за спорт и против губительных привычек типа алкоголизма или курения. На Всесоюзной выставке 1963 г. именно эта группа работ вызвала наибольшее одобрение коллег. Было отмечено эмоциональное отторжение, которое у нормальных людей вызывает фигура опустившегося человека с потухшим взглядом на плакате художника А. Андриасяна. Закреплял впечатление текст: Водкой калечишь не только себя, Сам погибаешь, и гибнет семья. Концентрированно передает эмоциональный заряд на преодоление опасности алкоголизма плакат Б. Решетникова «Ни капли!» (1961): рука взрослого останавливает ребенка, который, любопытствуя, собирается испробовать винное зелье. Художник принял деятельное участие в интересно задуманном альбоме плакатных произведений, созданных художниками 60–х годов на стихи Владимира Маяковского 1929–1930 гг., посвященных здоровому образу жизни. Издание было предпринято Институтом санитарного просвещения. Наиболее выразительна интерпретация Б. Решетниковым строк Маяковского «Курить бросим – яд в папиросе»: дым зажженной сигареты образует руки невидимого существа, которое смыкает их на горле курящего. Свежую струю в плакатное творчество второй половины 60–х вносили участники объединения «Агитплакат» при Союзе художников РСФСР. Оно сформировалось в 1956 г. и опиралось на традиции «Окон РОСТА» и «Окон ТАСС» в условиях мирного времени. Этому объединению удавалось наиболее оперативно откликаться на злобу дня. Продолжал выпускать сатирическую продукцию ленинградский «Боевой карандаш». По итогам выставки плаката 1963 г. рецензент отмечала: Темы, которые поднимает «Боевой карандаш», всегда конкретны, всегда бьют в определенную цель. Малый формат листов, хорошее качество печати – все эти общие для плакатов «Боевого карандаша» качества делают их ясными, доступными и художественно привлекательными. Метафора – одно из сильнейших средств сатиры, и в «Боевом карандаше» она находит себе самое широкое применение. Однако продукция «Агитплаката» получила в этом отзыве довольно отрицательную оценку.
Зрелищные плакаты: выразительность художественных приемов
В наибольшей мере элементы обновления на рубеже 50–60–х годов коснулись зрелищного плаката. Именно здесь после многолетнего перерыва вновь стали использоваться ведущие выразительные художественные приемы плакатного творчества: гипербола, метафора, гротеск и другие аспекты условности. Расширение диапазона художественных средств и решений в киноплакате происходило в основном за счет того, что художники уверовали в возможность не только иллюстрировать кинофильм (эта задача, конечно, не была снята с повестки дня), но и давать его активную интерпретацию в формах, отличных от языка кинематографа. Новые тенденции охватывают творчество художников, группирующихся вокруг фабрики «Рекламфильм». Одной из первых работ, преодолевающих каноны плоской натуралистичности, стала кинореклама С. Дацкевича. Его плакат к фильму «Дитте – дитя человеческое» (1957) решен в подчеркнуто условной манере. Героиня фильма предстает на плакате как неземное, почти прозрачное существо, олицетворяющее легкость, воздушность, в какой–то мере даже эфемерность человеческого бытия. Контрастна по художественному решению, но сопоставима по изобретательности с плакатом С. Дацкевича работа Б. Зеленского, рекламирующая фильм «Высота»–(1957). В основном плакат решен! Нормативах реалистической традиции – компонентом условности выступают огромные, немыслимые в реальности, буквы названия фильма. На переднем плане главный герой фильма, взгляд которого устремлен ввысь. В целом же произведение выглядит вполне гармонично и достигает эстетического эффекта. Специалисты отмечают: «… с Б. Зеленским в советский кино–плакат входит эмоционально насыщенный цвет. Он был первым, кто показал пример объединения в плакате реалистического портрета с цветовой условностью». Особо показательно в этом отношении рекламное сопровождение фильма С. Юткевича «Отелло» (1955). Эффектное цветовое сочетание ярко–красного и бежевого создает предельный лаконизм и выразительность композиции этого плаката. Элементы карикатурности, шаржа использует в своих киноплакатах художник М. Хейфиц. Таковы его работы к фильмам «Полосатый рейс» и «Карнавальная ночь». Молодые авторы (В. Островский, Ю. Царев, В. Каракашев) активно используют ранее забытые изобразительные приемы. Их почерк отличают многоликая метафоричность, в известной мере – недосказанность. Таковы, например, плакаты к фильмам 60–х «Девять дней одного года» (В. Островский), «Иваново детство» (Ю. Царев), «Бей, барабан!» (В. Каракашев). Именно эта плеяда сформировала в дальнейшем главный настрой плакатного творчества 70–х годов.
Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |