КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Приоритеты плакатного творчества
Торговые плакаты
Подобно плакату политическому это направление в 50–е и первой половине 60–х годов не вышло из состояния прямолинейной иллюстративности. Особенности почерка работавших в этой сфере художников Н. Мартынова, В. Трухачева, А. Андреа, различить трудно. Это, как правило, статичные композиции, сложенные из коробок и упаковок рекламируемых продуктов, часть из которых приоткрыта, чтобы зритель мог составить впечатление об их содержимом. На плакате Главрыбсбыта детально, до мельчайших икринок передает консистенцию различных видов черной икры А. Андреади. Если очень долго смотреть на эту картинку, то, пожалуй, можно вызвать у себя даже вкусовое ощущение рекламируемого продукта. Так что прагматичной цели данная работа достигает. Плакат Н. Мартынова «Советское шампанское – лучшее виноградное вино» скомпонован по тому же принципу: на переднем плане бутылка шампанского, рядом наполненный бокал и ваза с фруктами. Второй бокал поднимает миловидная, но на редкость безучастно выглядящая женщина, устремившая свой взор не на предмет рекламы, не на зрителя, а в некую отвлеченную даль. От плаката веет холодом многократно повторенного стандарта. Торговый плакат этого времени еще не затронули поиски новой выразительности, уже дававшие о себе знать в сфере кинорекламы. 6.2.6 Рекламная ситуация в 1965 – начале 80–х гг.
Плакатное ответвление печатной графики в СССР традиционно находилось в фокусе внимания властей и общественности. И традиционно же торговый плакат в ряду иных жанровых форм находился на вторых–третьих ролях в общем массиве данной продукции. В начале 70–х такое положение изменяется. На открытой в 1973 г. в Вильнюсе IV Всесоюзной выставке плаката преобладающее место заняли разнообразные рекламные произведения. Речь идет не только о плакатном продвижении потребительских товаров, но и о популяризации театральных и цирковых постановок, оповещении о разнообразных выставках и кинофильмах. Именно зрелищный плакат по качеству исполнения выдвигается в этот период на передовые позиции. Не отступает от поисков художественной выразительности и социальный плакат.
Создание издательства «Плакат» и поточное творчество
Что же касается собственно политического плаката, вывести его из состояния унылой повторяемости сюжетов, схем, привычных действующих лиц, – словом, приевшегося набора штампов не удавалось, несмотря на регулярные «накачки» вышестоящих инстанций. Чтобы выправить положение, в 1974 г. было решено создать специализированное издательство ЦК КПСС «Плакат». Его коллектив горячо взялся за дело. На ВДНХ стали регулярно проводиться выставки политического и социального плаката. Был разработан серьезный план плакатного производства к XXII Олимпийским играм, намеченным Художник В. Чижиков и его Олимпийский мишка быть в Москве в 1980 г. Под девизом «Спорт – посол мира. Пусть победит дружба!» – было создано много изобразительной продукции. Через год после успешно проведенной Олимпиады издательство «Плакат» возглавило организацию Международной выставки «Плакат в борьбе за мир, безопасность и сотрудничество». В ней приняли участие две тысячи авторов из 48 стран. На выставке демонстрировалось 3,5 тыс. плакатов заявленной проблематики. Однако ярких творческих прорывов со стороны советских авторов отмечено не было. Издательство взяло курс в первую очередь на количественные, а не качественные показатели. Им ежегодно создавалось восемь комплектов политических плакатов, рассылавшихся заказчикам. Кроме того, каждые две недели издательство выпускало оперативную фотоинформацию о важнейших событиях в стране и за рубежом. А также через неделю выходили специальные фотовыпуски о передовом опыте на промышленных предприятиях, стройках, транспорте и в сельском хозяйстве. Для столь поточного творчества характерна и неизбежна опора на устоявшиеся штампы. И хотя время от времени в коллективе издательства и поднимался разговор о слабой эффективности его продукции, дело не менялось.
Зрелищный плакат – творческие прорывы
Творческие прорывы осуществлялись в сфере зрелищного плаката и, в первую очередь, в его цирковом ответвлении. В.Н. Ляхов пишет: …Буквально за два–три года возник и завоевал настоящее признание новый советский рекламный цирковой плакат. Он совершенно не похож на тот, каким был раньше. В нем нет ни театрализованной эстетики, ни дешевой таинственности, ни лубочной пестроты. Этот плакат во многих своих образцах демонстрирует высокую художественную культуру и не только пластического выражения, но и культуру мышления, способность интеллигентно, в самом истинном смысле слова, оценить новую цирковую постановку, оригинальность эстрадного номера, артистизм исполнения. Можно привести в пример цирковой плакат М.Н. Федорова, исполненный в 1970 г. Под заголовком «Цирк «Иллюзион» «на остриях трех шпаг вольготно расположилась лежащая иллюзионистка в «магическом» одеянии. Плакат наполнен воздушностью, легкостью, изяществом, вдохновением изысканного зрелища. Ярко и экзотично выглядит принадлежащая этому же автору реклама «Африканские ритмы» для Москонцерта, созданная в 1972 г. Почти все пространство листа занимает многоцветная маска, исполненная в характерной стилистике африканского национального искусства. А вот концертная афиша Э. Дробицкого создает художественные зримые ассоциации на тему «Музыка Верди». На первом плане летящие разноцветные листья, а фон составляют льющиеся, подобно водопаду, потоки света. С новой степенью изобретательности и художественного мастерства выполняются многие киноплакаты. Талантливые произведения в этом жанре создают художники Ю. Царев, М. Хейфиц, В. Островский. Таков, например, плакат Ю. Царева к кинокомедии «Женитьба Балъзаминова». Он основан на изобразительном опредмечивании высказывания «под супружеским каблучком»: ярко–красный каблук, выглядывающий из–под цветастой юбки, навис над цилиндром приплясывающего ухажера. Разномасштабность изобразительных элементов плаката усиливает впечатление от тяжелого нависшего каблука, способного полностью раздавить небольшую фигурку сватающегося франта. Выразительно–метафоричен плакат В. Островского к кинофильму «Последняя ночь детства». Пространство плакатного листа занимает темный контур горящей керосиновой лампы. На ее фоне – белый мотылек с обожженным крылом. Сюжет кинокартины уже не требует других комментариев. Метафоризм, иносказательность становятся ведущими изобразительными средствами зрелищных плакатов. Фантазия художников начинает преображать действительность до неузнаваемости – на рубеже 70–80–х советский плакат соприкасается с различными направлениями модернизма. «В плакате 1970–80 гг. находят отражение такие течения модернизма, как оп–арт и поп–арт, превращаясь в осовремененную интерпретацию взаимопроникновения искусства и производства». Здесь ощущаются веяния сюрреализма и абстракционизма. Весьма экзотично решена афиша, созданная в 1977 г. Г. Корбутом для постановки «Недоросля» в Ленинградском театре драмы и комедии. Лидировали в этом отношении художники прибалтийских республик.
Рекламная кампания «Экономика должна быть экономной»
Направление социального плаката продолжает придерживаться реалистических установок. Здесь активно работает художник В. Решетников. Одно из наиболее запоминающихся его произведений – сюжет, призывающий бережно относиться к результатам труда – своего и чужого. Грузовик с надписью «Уборочная» мчится по скошенному полю, а из кузова вытекает на дорогу струйка золотистого зерна, превращаясь в золотые монеты. Ими усыпан весь путь небрежно починенного грузовика. Текст здесь предельно лаконичен: «Не теряй!». Изданный в 1975 г., этот плакат удачно соответствовал повсеместно развернутой кампании «Экономика должны быть экономной». Аналогичен плакат А. Дразниекса с электрической лампочкой и денежной купюрой внутри нее. Текст столь же лаконичен: «Не забывай!». В начале 80–х в стране была проведена широкомасштабная рекламная кампания за экономию хлебопродуктов, против небрежного к ним отношения. Организующим и координирующим центром в том процессе была «Союзторгреклама». В рамках кампании было издано значительное число плакатов соответствующего содержания. Вот один из них, выполненный Б.А. Пармеевым в 1981 г. в лубочном стиле: ребенок дошкольного возраста с хлебным калачом в руках сопровождается текстом: Не на деревьях булки растут, Помни, малыш, хлеб – это труд.
Торговый плакат: «… мы за улыбку продавца»
Стилистики собственно торговых плакатов почти не коснулись те творческие перемены, которые происходили в его зрелищном ответвлении. По–прежнему это натуралистическое предъявление зрителю рекламируемых объектов. Вот один из таких плакатов: труженик на первом плане жестом указывает на громоздящиеся за ним коробки и упаковки. Текст гласит: Работая все лучше, все дружней, Дадим на благо нашего народа Потоки замечательных вещей Культурно–бытового обихода. Несколько расширяется проблематика торгового плаката – она охватывает уже не только товары, но и методы обслуживания покупателей. Так, по традиционному принципу контраста показаны две продавщицы, а текст поясняете Мы против хмурого лица, Мы за улыбку продавца. К концу 70–х гг. пользовавшийся большой популярностью среди профессионалов журнал «Реклама» стал в значительной мере законодателем мод в отношении плакатного творчества. Его участники впоследствии вспоминали: «Сейчас журнал «Реклама» можно по–хорошему воспринимать как провокацию, встрепенувшую целое поколение дизайнеров и вообще творческих людей. Он разрушил массу стереотипов…». В первую очередь это относится к плакатного типа обложкам журнала, где одним из ведущих дизайнеров стал В. Чайка. Его работа была отмечена серебряной медалью на выставке в Брно в 1986 г. Так с разных творческих участков пробивались импульсы, предвосхищавшие время перестройки.
6.2.7 Реклама периода перестройки (1985 – 1990гг.)
Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 476; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |