Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогика сотрудничества




Педагогика сотрудничества является одним из наиболее всеобъемлющих научных обобщений 80-х гг., вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название технологии было дано группой педагогов- новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции русской школы (К.Д. Ушинский, И.П. Пирогов, Л.Н. Толстой), школы советского периода (С.Т. Шацкий, В.Л. Сухомлинский. А.С. Макаренко) и зарубежных педагогов (Ж.-Ж. Руссо, Я. Корчак, К. Роджерс, Э. Берн) в области психолого -педагогической практики науки.

Как целостная технология педагогика сотрудничества пока воплощена в конкретной модели, не имеет нормативно-исполнительного инструментария; ее надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей той или иной мере входящую во многие современные педагогические технологии.

Педагогика сотрудничества имеет следующие классификационные характеристики:

• по уровню применения — общепедагогическая технология;

• по философской основе — гуманистическая;

• по основному фактору развития - комплексная: био-, социо- и психогенная;

• по концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + поэтапная интериоризация;

• по ориентации на личностные структуры — всесторонне гармоничная;

• по характеру содержания: обучающая + воспитательная, све­тская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая;

• по тину управления: система малых групп:

• по организационным формам: академическая + клубная, индивидуальная + групповая, дифференцированная;

• по подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъек­тная;

по преобладающему методу: проблемно-поисковая, творчес­кая, диалогическая, игровая;

• по категории обучаемых — массовая.

Целевые ориентации педагогики сотрудничества:

переход от педагогики требований к педагогике отношений; гуманно-личностный подход к ребенку; единство обучения и воспитания.

В «Концепции среднего образования Российской Федерации» сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга. Как система отношений сотрудничество многоаспектно; но важнейшее место в нем занимают отношения «учитель — ученик». В концепции сотруд­ничества ученик представлен как субъект своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе; ни один из них не должен стоять над другим.

В рамках коллектива отношения сотрудничества устанавливаются между учителями, администрацией, ученическими и учительскими организациями; принцип сотрудничества распростра­няется и на все виды отношений учеников, учителей и руководителей с окружающей социальной средой (родителями, семьей, общественными и трудовыми организациями).

В педагогике сотрудничества выделяют четыре направления:

1. Гуманно-личностный подход к ребенку. В центр школьной образовательной системы ставится развитие всей целостной совокупности качеств личности. Гуманно-личностный подход объединяет следующие идеи:

• новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса;

• гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;

• отказ от прямого принуждения, как метода, не дающего результатов в современных условиях;

• новую трактовку индивидуального подхода;

• формирование положительной Я-концепции, т.е. системы осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых она строит свое поведение.

2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс. Открываются новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить детей; содержание обуче­ния рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель школы; обучение ведется обобщенным зна­ниям, умениям и навыкам и способам мышления; интеграция, вариативность; используется положительная стимуляция. Совер­шенствование методов и форм учебного процесса раскрывается в ряде дидактических идей, используемых в авторских системах педагогов-новаторов, в идее свободного выбора Р. Штайнера, в «опорных сигналах» В.Ф. Шаталова, в «опережении» С.Н. Лысенковой, в «крупных блоках» П.М. Эрдниева, в «интеллектуальном фоне класса» В.А. Сухомлинского, «развитии личности» по Л.В. Занкову, к «способностях творческих и исполнительских» И.П. Волкова, в «зоне ближайшего развития» Л.С. Выготского и др.

3. Концепция воспитания. Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции технологий воспитания в современной школе:

• превращение школы Знания в школу Воспитания;

• актуализация личности школьника;

• гуманистическая ориентация воспитания, формирование с человеческих ценностей;

•развитие творческих способностей ребенка;

• возрождение национальных и культурных традиций;

сочетание индивидуального и коллективного воспитания;

• постановка трудной цели.

Идеология и технология педагогики сотрудничества определяет содержание образования.

4. Педагогизация окружающей среды. Педагогика сотрудничества ставит школу в ведущее, ответственное положение среди других институтов воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической целесооб­разности. На первый план выдвигаются идеи компетентного управления школой, сотруд­ничества с родителями, влияния на общественные и государствен­ные институты защиты детства.

 

Вопросы для самоконтроля.

1. Назовите основное отличие личностно- ориентированной технологии обучения от традиционной.

2. На каких трех принципах, сформулированных Ш. Амонашвили, основывается педагогическая поддержка?

3. Какие четыре направления выделяют в педагогике сотрудничества?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 3124; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.