Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В середине II века до н. э. возвысившейся Рим завоевал Македонию и Грецию

Александр Македонский (334-323 гг. до н. э.), сын Филиппа II, известен в истории походами на Восток, в Среднюю Азию, Индию и созданием могущественной державы с центром в городе Вавилон. Крупнейшим городом Средиземноморья стала Александрия (Египетское царство) в дельте р. Нил (основанная Александром Македонским). Был прорыт канал между Нилом и Красным морем, по которому шел путь в далекую Индию.

Персы хорошо умели прокладывать дороги на местности. Они обходили болота, поймы рек, крутые косогоры, оползни. Дороги проходили вблизи населенных пунктов, не заходя в них.

На дорогах устанавливались столбы с указанием расстояний, стоянок и других пунктов служебного назначения. Дороги охранялись. Были специальные воинские посты, которые регулировали движение на дороге. Однако, «Царской дорогой» можно было пользоваться только при выполнении высших государственных надобностей.

Дороги Древней Греции (морской державы) по техническому состоянию уступали персидским.

· Они были узкими и не годились для проезда повозок. Нередко на дорогах возникали ссоры из-за нежелания пропустить вперед встречного всадника. Софокл в пьесе «Царь Эдип» повествует о гибели царя на дороге (убит собственным сыном!).

· Развитию дорог в Греции мешало и острое соперничество между Афинами и Спартой. 30-летняя война (с 431 г. до н. э.) между ними закончилась поражением Афин. Морской союз был распущен, а длинные стены его разрушены.

К северо-востоку от Греции располагалась Македония. В середине IV века до н. э. Царю Филиппу II удалось создать сильное войско. Богатые золотые рудники Македонии позволили царю чеканить много золотой монеты. Царское убеждение: «…осел, нагруженный золотом, возьмет любой город…», оправдалось. В 338 г. до н. э. в решающей битве при городе Херони была решена судьба Греции – она подчинилась Филиппу II.

На острове Форос перед городом был построен маяк, который отнесен к 7-му чуду света. Строительство маяка началось в 283 г. до н. э., был он высотой 140 м (по другим источникам – 180 м), на вершине его горел огонь, указывавший вход в гавань. Маяк нес службу более полутора тысячи лет, пока не был разрушен землетрясением (в XIII веке).

Древний Рим (основан в 753г. до н. э.) в трех сомнитских войнах (343-290 гг. до н. э.) подчинил себе Среднюю и Северную Италии, увеличив свою территорию с 6,1 тыс. км2 до 71 тыс. км2. В трех пунических войнах (264-146 гг. до н. э.) был разрушен и превращен в римскую провинцию Карфаген. Община стала мировой державой. Далее следовало покорение Испании, Македонии, Греции, Северной Африки, Пергама (Персии). Естественно, с увеличением территории первейшей задачей Римской Республики и Римской Империи стало:

· строительство дорог, которые отличались большой прочностью и долговечностью, (некоторые сохранились до нашего времени);

· начинались все дороги от мильного столба, установленного на Фруме (центральная площадь Рима) у подножия храма Сатурна. 29 дорог входило в Рим;

· всего же Римская Империя имела 372 большие дороги общей протяженностью 80 тыс. км. До сих пор бытует поговорка: «все дороги ведут в Рим» (и не без основания!);

· строительство дорог считалось одной из важнейших заслуг в государстве (!). Имена видных строителей дорог высекались на триумфальных арках, чеканились на монетах. Всюду, где появлялись римские легионы, по завоеванным ими землям, рабы прокладывали дороги. До наших дней сохранились отдельные участки дороги (312 г. до н. э.) между Римом и Капучией (длина 350 км). По этой дороге, выложенной из больших тесаных камней на известняковом растворе, свободно могли проехать две повозки. Руководил строительством Аппий Клавдий – первый инициатор крупного дорожного строительства Римской Империи. В честь его заслуг дорогу именовали «Виа Аппиа». В 244 г. до н. э. Аппиева дорога была значительно улучшена и удлинена, и часто называлась «царицей» дорог (ширина 5м);

· некоторые дороги имели разделения на полосы для конного и пешего движения;

· кстати, при Аппии Клавдии (311 г. до н. э.) был построен один из самых ранних акведуков, а ко времени правления императора Клавдия, завоевавшего Британию (середина I века до н. э.) воду в Рим подавали 11 акведуков общей длиной более 50 км. Римские акведуки сохранились во Франции – Пон дю Гар (10 г. до н. э.), в Испании – Сеговия;

· строительство мостов считалось делом столь угодным богу, что Папа Римский среди прочих титулов, до сих пор, именуется «Pontifex Maximus» («Мостостроитель Великий»).

В чем же секрет долговечности римских дорог?!

· Дорожно-строительный материал – римский бетон. Для повышения водостойкости и водонепроницаемости в бетон вводилась вулканическая пыль из местечка Пуццоли – пуццолановые добавки, как говорят ныне. Этот материал широко использовался в строительстве терм – общественных бань.

· Следует отметить, что строители римских дорог очень удачно их трассировали. Многие современные дороги построены по трассам древних дорог.

· Хорошо была организованна и служба дорог. На особо важных дорогах устанавливались специальные камни с указанием расстояний до городов и разных сведений, необходимых путникам. Вдоль дорог на расстоянии, равном дневному переходу, размещались трактиры, гостиницы, торговые лавки.

· А Юлий Цезарь (100-44 гг. до н. э.) впервые ввел службу регулирования движения на оживленных перекрестках дорог, а так же дорожный кодекс, по которому на некоторых улицах движение экипажей разрешалось только в одном направлении (одностороннее движение).

· Скорость движения по римским дорогам была 7,5 км/час.

· Они были точно измерены. Данные о дорогах хранились в Пантеоне*, где каждый мог с ними ознакомиться.

· Были составлены карты сети дорог, проходящих по Римской Империи, в виде свитков шириной 30 см и длиной до 7,0 м (сравните продольный профиль наших дорог). Дорожными картами можно было пользоваться в пути, так как на римских дорогах действовала почтовая связь.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Персидский царь Кир в 538 г. до н. э. овладел Вавилоном | Дороги для процессий зародились в глубокой древности, существовали во многих странах и в изолированно развивающихся обществах (островов Фиджи и Пасхи в Тихом океане)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.