Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Основные законы функционирования организаций




Национальными называют фирмы, уставной капитал которых принадлежит предпринимателям, имеющим российское гражданство. Национальная принадлежность определяется также регистрацией организации органами РФ, а также месторасположением ее центрального офиса на территории РФ.

Организациям малого бизнеса государство предоставляет определенные льготы.

6. По участию иностранных лиц в формировании уставного капитала бывают национальные, иностранные и совместные организации.

Иностранными называют фирмы, капитал которых принадлежит иностранным предпринимателям полностью или в определенной доле, обеспечивающей им контроль деятельности организации.

Совместными по капиталу называют фирмы, капитал которых принадлежит предпринимателям двух стран или более. Целью их создания является совместная предпринимательская деятельность.

7. По признанию юридическим или неюридическим лицом.

Юридическим лицом признается организация, которая:

1) зарегистрирована в установленном порядке;

2) имеет расчетный счет в банке;

3) имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество;

4) отвечает по своим обязательствам этим имуществом;

5) может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права;

6) выполняет возложенные обязанности;

7) имеет самостоятельный баланс или смету;

8) может быть истцом и ответчиком в суде.

Неюридическим лицом признается организация, которая в отличие от юридического лица не имеет или не выполняет каких-либо пунктов, перечисленных для юридического лица. Это может быть подразделение юридического лица или предприниматель, занимающийся индивидуальной трудовой деятельностью.

В данном курсе мы будем ориентироваться на организацию как юридическое лицо. Тем не менее, рассмотренный далее материал во многом справедлив и для организаций, выступающих как неюридические лица, и для некоммерческих организаций.

 

3.4. Разновидности некоммерческих организаций

 

Некоммерческие организациисоставляют основную структуру гражданского общества. Федеральный закон “О некоммерческих организациях” определяет некоммерческую организацию как организацию, не имеющую извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяющую полученную прибыль между участниками.

В соответствии с указанным Законом некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, образовательных, научных и управленческих целей, для охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Согласно ГК РФ некоммерческие организации могут создаваться в следующих формах:

— потребительские кооперативы;

— общественные организации (объединения);

— религиозные организации (объединения);

— благотворительные и иные фонды;

— автономные некоммерческие партнерства;

- товарищества собственников жилья;

— торгово-промышленные палаты;

— коллегии адвокатов;

— учреждения образования, здравоохранения и другие бюджетные организации, которые в зависимости от уровня бюджета, из которого они финансируются, делятся на государственные и муниципальные.

 

3.5. Основные виды объединений организаций

 

Переход на рыночную экономику привел к необходимости создания объединений самостоятельных организаций, создаваемых на основе, как системы участия, так и договоренностей между участниками объединения.

В зарубежных странах и России сложились определенные типы объединений: трест, концерн, картель, консорциум, конгломерат и другие. Рассмотрим их особенности более подробно.

1. Трест – объединение, в котором входящие в него предприятия сливаются в единый производственный комплекс, теряют свою юридическую, производственную и коммерческую самостоятельность, а руководство их деятельностью осуществляется из единого центра. Общая прибыль треста распределяется в соответствии с долевым участием отдельных организаций. Трест наиболее целесообразен при объединении в одной компании предприятий разных отраслей промышленности, представляющих собой последовательные стадии обработки сырья.

Особенности трестов:

- это самая жесткая форма интеграции организаций, при которой объединяются все стороны хозяйственной деятельности предприятий;

- трест отличается сравнительной однородностью деятельности, что проявляется в его специализации на одном или нескольких видах продукции:

- объединяющиеся организации теряют свою юридическую, производственную и коммерческую самостоятельность;

- все объединяющиеся предприятия подчиняются одной головной компании, которая осуществляет оперативное руководство, как производственным комплексом, так и связанными с ними обслуживающими и сбытовыми организациями.

2.Концерн – форма объединения самостоятельных организаций связанных посредством: системы взаимного участия в капитале друг друга, финансовых связей, договоров об общих интересах, тесного сотрудничества.

Особенности концернов:

- входящие в концерн организации номинально остаются самостоятельными юридическими лицами, но фактически подчинены единому хозяйственному руководителю;

- деятельность концерна, как правило, связана с производственной деятельностью, поэтому в качестве головной чаще всего выступает производственная компания, которая является держателем контрольного пакета акций дочерних компаний;

- в рамках концерна осуществляется централизация научно – технической политики, ценообразования, использования производственной мощности, кадровой политики, финансово – экономического управления;

- в рамках концерна осуществляется полный контроль деятельности входящих в него организаций.

3. Картель – форма объединения, как правило, фирм одной отрасли, которые вступают между собой в соглашение, связанное с определенной стороной их коммерческой деятельности. Это может быть соглашение о ценах, рынках сбыта, объемах производства и сбыта, ассортименте выпускаемых товаров, условиях найма рабочей силы и других вопросов.

Картельные соглашения противоречат антимонопольному законодательству многих государств и поэтому соглашения об образовании картеля не всегда оформляются в письменном виде. Соглашения часто существуют негласно в виде «джентльменского соглашения» или секретных статей, дополняющих какой – либо официальный договор. При этом организации сохраняют свою юридическую, финансовую, производственную и коммерческую самостоятельность. Цель образования картеля — получение монопольной сверхприбыли путем устранения и регламентации конкуренции внутри объединения и подавления внешней конкуренции.

4. Консорциум – временный союз независимых организаций, целью которого могут быть разные виды их совместной деятельности, чаще всего для совместной борьбы за получение заказов и их совместного выполнения. Консорциум создается для исполнения срочных и дорогостоящих заказов и проектов (например, по разработке нефтяных месторождений), требующих консолидации усилий и средств научно-технических, производственных и финансовых компаний, способных совместно решить поставленную задачу.

Особенности консорциума:

- его организация оформляется соглашением;

- консорциум может создаваться с образованием или без образования юридического лица. Организационно-правовой формой консорциума в форме юридического лица, как правило, является акционерное общество;

- в рамках консорциума участники не формируют никаких новых структур, за исключением небольшого аппарата (совета директоров консорциума);

- компании, входящие в консорциум, полностью сохраняют свою юридическую и экономическую самостоятельность, за исключением той части деятельности, которая связана с достижением целей консорциума;

- целью создания консорциума является объединение усилий для реализации конкретного науко - и капиталоемкого проекта, в том числе международного, или совместное проведение крупных финансовых операций по размещению займов, акций;

- каждый член консорциума обеспечивает финансирование своей доли работ и принимает на себя коммерческие и другие риски, связанные с выполнением своей части обязательств;

- компании могут одновременно входить в состав нескольких консорциумов, если участвуют в осуществлении нескольких проектов.

5. Конгломерат – организационная форма интеграции компаний, объединяющая под единым финансовым контролем группу предприятий.

Особенности конгломератов:

- объединяемые компании, как правило, сохраняют юридическую и производственно – хозяйственную самостоятельность, но оказываются полностью финансово зависимыми от головной компании;

- в рамках данной формы объединяются, как правило, предприятия различных отраслей без наличия производственной общности. Объединяемые компании не имеют производственно – технологического единства с основной сферой деятельности фирмы – интегратора. Сфера деятельности конгломерата значительно расширяется;

- конгломератам свойственна значительная децентрализация управления. Их отделения имеют большую свободу и автономию в своей деятельности по сравнению со структурными подразделениями концернов;

- в качестве основных рычагов управления конгломератами используется косвенное регулирование деятельности подразделений со стороны головной холдинговой компании с помощью финансово - экономических методов;

- как правило, в структуре конгломерата формируется финансовое ядро, в которое кроме холдинга входят крупные финансовые и инвестиционные компании.

6. Синдикат – объединение однородных производственных предприятий с целью создания единого сбытового общества или товарищества, с которым каждый из участников синдиката заключает одинаковый по своим условиям договор на сбыт своей продукции.

Особенности синдикатов:

- сохранение участниками синдиката юридической, производственной, но ограничение коммерческой (сбытовой) самостоятельности;

- централизация сбыта продукции его участников через единый сбытовой орган;

- функции централизованного сбыта могут быть поручены одному из участников синдиката;

- в зависимости от условия соглашения через единое сбытовое общество может сбываться не вся, а только определенная часть продукции участников синдиката;

- возможность сохранения участниками собственной сбытовой сети, при установлении ее тесных связей со сбытовым обществом синдиката;

- осуществление через сбытовое общество также закупок сырья и других материальных ресурсов для участников синдиката.

7. Пул – форма объединения компаний, отличающаяся тем, что прибыль всех участников поступает в общий фонд, а затем распределяется между ними согласно заранее установленным долям.

Существуют следующие виды пулов:

- инвестиционный – объединение инвесторов, направляющих свои инвестиции на конкретный проект;

- биржевой – объединение финансовых средств для повышения или понижения курса акций на фондовой бирже и спекулятивной игры на разнице в курсах акций;

- торговый – объединение фирм для задержки и накопления на складах товара до момента наиболее выгодного для продажи.

Особенности пулов:

- объединение компаний в пул имеет обычно временный характер;

- в рамках пула устанавливается порядок распределения общих расходов и прибыли.

8. Ассоциация – объединение юридических или физических лиц для достижения общей научной, культурной или другой, как правило, некоммерческой цели. Одной из разновидностей ассоциаций является торговая ассоциация – объединение компаний для обмена информацией и лоббировании общих интересов в правительстве и законодательных органах страны и субъектов РФ.

Особенности ассоциаций:

- это самая мягкая форма интеграции компаний;

- создается в целях координации деятельности;

- не отвечает по обязательствам своих членов;

- члены ассоциации несут ответственность по ее обязательствам в размере и порядке, предусмотренным учредительными документами ассоциации, и вправе безвозмездно пользоваться ее услугами.

 

9.Финансово-промышленная группа(ФПГ) - объединение юридических лиц, полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы в целях технологической или экономической интеграции.

Особенности финансово – промышленной группы:

- в состав ФГП могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций;

- среди участников ФПГ обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров, а также банков и иных кредитных организаций;

- участие больше чем в одной финансово – промышленной группе не допускается;

- участники ФПГ учреждают центральную компанию, которая является юридическим лицом и основным обществом, уполномоченным в силу договора на ведение дел ФПГ.

- высшим органом управления ФПГ является совет управляющих, включающий представителей всех ее участников, компетен­ция каждого из которых устанавливается договором о создании ФПГ.

10. Стратегический альянс – соглашение о кооперации двух и более компаний для достижения определенных коммерческих целей за счет объединения взаимодополняющих стратегических ресурсов компаний

Особенности стратегических альянсов:

- создаются на длительную перспективу;

- предполагают гибкость в выборе форм сотрудничества между различными компаниями;

- в рамках альянса осуществляется совместная координация стратегического планирования и управления участниками деятельности;

- альянсы создаются между компаниями, занятыми в смежных сферах деятельности и обладающими взаимодополняющими технологиями и опытом;

- альянс, как правило, не образует новое юридическое лицо;

- компании могут быть участниками нескольких стратегических альянсов;

- деятельность альянсов ориентирована в будущее, она уменьшает неопределенность в отношении партнеров, увеличивает стабильность в обеспечении ресурсами и сбыте продукции;

- снижают уровень конкуренции, так как объединившиеся компании направляют свои усилия против общих конкурентов, а не против друг друга;

- заключение альянсов позволяет повысить эффективность достижения глобальной стратегии компании.

Возможны и другие типы объединения организаций.

 

Контрольные вопросы:

1. Разновидности организаций по признаку построения и функционирования.

2. Разновидности организаций по принадлежности к основным элементам общества.

3. Классификация коммерческих организаций по различным критериям.

4. Разновидности некоммерческих организаций.

5. Основные виды объединений организаций.

 

 

 

4.1. Основные общие законы организации и их характеристика

Теория организаций изучает общие, частные и специфические законы, которые находят свое проявление в организациях.

Общими являются законы, действующие во всех системах.

К ним относятся:

1. Закон необходимого разнообразия, который применительно к социальным системам может быть сформулирован следующим образом: разнообразие системы управления организацией должно боль больше или хотя бы равно разнообразию управляемых процессов. Причем управляемые процессы должны включать не только внутреннюю, но и внешнюю среду, прежде всего факторы прямого воздействия на организацию.

В социальных системах несоблюдение этого закона можно наблюдать при исследовании причин ухудшения управляемости фирм. Если фирма расширяет свою производственную и сбытовую деятельность, то есть происходит ее диверсификация, но при этом система управления не модифицируется, то, как правило, замедляется процесс прохождения команд, наблюдаются их запаздывание, несвоевременная реакция на процессы, определяющие эффективность деятельности фирмы. Возникает противоречие между модернизирующимся объектом управления и застывшим в своем развитии субъектом управления.

2. Закон синергии,согласно которомудля любой организации существует набор элементов, при котором ее потенциал будет либо существенно больше суммы потенциалов, входящих в нее элементов, либо существенно меньше.

Положительным синергетическим эффектом деятельности социальной системы является усиление результатов совместной деятельности работников, которые зависят как от набора элементов, так и от их характеристик.

Важно учитывать такие индивидуальные характеристики работников как добросовестность, профессионализм, склонность к инновационным изменениям и другие, так как именно работники при соответствующих условиях способны сформировать потенциал организации.

Признаками достижения положительной синергии в организации являются: хорошее настроение в коллективе, усиление интереса работников к повышению профессионального роста, активное приобретение акций своей организации, усиление лояльности к руководству организации, рост числа предложений относительно совершенствования работы организации, повышение устойчивости организации к внешним воздействиям.

3. Закон самосохранения, согласно которому любая система, также как и ее отдельные элементы, стремятся сохранить себя как целое. Самосохранение организации зависит от внешней и внутренней среды, характера ее деятельности, наличия ресурсов, качества управления и других факторов.

Самосохранение связано с наличием потенциала организации к выживанию в изменяющихся условиях. Потенциал определяется балансом между позитивными и негативными факторами внутренней и внешней среды организации. Соотношение между ними может находиться в состоянии:

- устойчивого равновесия, при котором организация быстро приспосабливается к воздействиям окружающей среды, если воздействия не превосходят некоторого своего порогового значения;

- неустойчивого равновесия, при котором организация доже при незначительном возмущающем воздействии может потерять свою устойчивость.

Для самосохранения организаций большое значение имеет, по мнению одного из ведущих теоретиков в области менеджмента М. Портера, следование трем стратегиям поведения фирмы на рынке:

- достижение лидерства в минимизации издержек производства, в результате чего фирма может за счет более низких цен на продукцию завоевать большую долю рынка. Фирмы, использующие такую стратегию, должны добиваться хорошей организации производства и снабжения, высокого уровня специализация в производстве продукции профессионализма сотрудников и внедрять передовую технологию;

- специализация фирмы на производстве уникальных товаров, в результате чего фирма становится лидером в выбранном виде товаров. Фирмы, использующие эту стратегию, должны обладать значительным научным потенциалом, а также иметь маркетологов и дизайнеров высокого класса;

- концентрация усилий фирмы в выбранном сегменте рынка. В этом случае фирма может объединить две первых стратегии - снижение издержек и высокую специализацию в производстве товаров. Для реализации этой стратегии фирма должна строить свою деятельность, прежде всего на тщательном анализе потребностей конкретных клиентов выбранного сегмента рынка.

К организационно – экономическим мероприятиям, повышающим устойчивость организаций, относятся:

- создание резервного денежного фонда, причем для некоторых видов организаций, например, банков, страховых и инвестиционных компаний, пенсионных фондов, наличие обязательного резервного фонда устанавливается в законодательном порядке;

- увеличение доли высоколиквидных материальных фондов;

- диверсификация деятельности, за счет освоения низкодоходных, но достаточно устойчивых видов деятельности;

- установление широких партнерских отношений с целью повышения устойчивости внешней среды;

- совершенствование структуры управления;

- механизация и автоматизация производства;

- освоение новых технологий производства и управления;

- активизация маркетинговых исследований с целью выявления новых рыночных возможностей.

4. Закон информированности и упорядоченности, согласно которому любая организация способна к выживанию только в том случае, если она обеспечена полной, достоверной и упорядоченной информации.

В информационном обмене любой системы с окружающей средой можно выделить два вида информации: входную и выходную.

Входная информация поступает в организацию из внешней среды и содержит данные о:

- особенностях рынка по каждому реализуемому товару;

- требованиях государственных органов, регулирующих предпринимательскую деятельность;

- социально – экономическом состоянии общества;

- нуждах и потребностях потенциальных покупателей;

- товарах – конкурентах и товарах – заменителях;

- существующих на рынке поставщиках и условиях их поставок;

- наличии на рынке посредников и их возможностях, а также другая внешняя информация.

Выходная информация поступает из организации во внешнюю среду и содержит:

- отчетные данные о работе фирмы за прошедший период необходимые вышестоящей организации, статистическому управлению, государственным органам, регулирующим предпринимательскую деятельность, внебюджетным фондам, банкам, партнерам по бизнесу и другим субъектам;

- данные о работе фирмы, необходимые для налаживания связей с общественностью, от качества которых во многом зависит формирование положительного имиджа фирмы.

Внутри организаций выделяют следующие информационные потоки:

- вертикальные, которые в свою очередь делятся на:

- нисходящие, которые содержат в основном управленческие решения и команды;

- восходящие, содержащие информацию о выполнении управленческих команд работниками нижних уровней системы;

- горизонтальные, по которым происходит обмен информацией меду подразделениями одного уровня управления;

- межличностные коммуникационные связи.

В настоящее время к управленческой информации предъявляются следующие требования:

- достоверность информации, которая является необходимым условием ее использования в деятельности фирмы, поэтому информация должна поступать из надежных источников, периодически перепроверяться и уточняться;

- полнота информации, которая зависит от возможностей доступа к информационным ресурсам пространства, в котором действует организация, а также состоянием внешних и внутренних коммуникационных связей. В связи с острой конкуренцией на рынке, для сохранения коммерческой тайны часть информации в организациях вводится в разряд строго конфиденциальной. Эта информация может быть недоступна не только для других организаций, но также для членов своей организации;

- оперативность информации, которая необходима для принятия своевременных управленческих решений, адекватных быстро меняющейся ситуации. Задержка в получении информации приводит к снижению эффективности управления организацией;

- упорядоченность информации связана с распределением информации по степени ее важности для принятия управленческих решений. Из общего потока система управления воспринимает и отбирает только ту информацию, которая соответствует поставленным целям и может быть использована для принятия управленческого решения. Поэтому вся поступающая информация должна быть упорядочена в соответствии с целями и задачами организации в целом, а также отдельных ее структурных подразделений.

5. Закон иерархичности, согласно которому любая организация является многоуровневой системой, причем каждый из уровней организации выступает как управляющий ко всем нижележащим и как управляемый, подчиненный ко всем вышележащим. В иерархически построенных организациях каждый уровень управления специализируется на выполнении определенных функций, причем на более высоких уровнях иерархии осуществляются в основном функции согласования.

Иерархическое построение организаций объясняется тем, что ее управление связано с получением, переработкой и использованием значительных массивов информации. На более высокие уровни управления поступает информация, относящаяся к организации в целом; нижележащие уровни используют более детальную и конкретную информацию, охватывающую только отдельные стороны функционирования организации.

Закон иерархичности проявляется в том, что структура организации не должна быть абсолютно жесткой. Иерархия должна сочетаться с большей или меньшей автономией ниже лежащих уровней по отношению к выше лежащим, и в управлении организацией должны использоваться присущие каждому уровню возможно самоорганизации.

6. Закон единства анализа и синтеза заключается в том, что использование в процессе управления процедур анализа и синтеза обеспечивает оптимальность управленческих решений, а значит оптимальность в достижении поставленной цели. От оптимальности управленческих решений зависит выживаемость организации в условиях конкурентной борьбы.

На начальном этапе принятия решения менеджер определяет объект решения, после чего следует процесс анализа, в ходе которого исследуются внутренние и внешние факторы, влияющие на деятельность объекта. При исследовании внутренних факторов объект разбивается на отдельные части, изучаются взаимосвязи между ними. В процессе анализа происходит также поиск возможных путей достижения цели.

Элементы, изучены в процессе анализа, подвергаются синтезу, то есть объединению составляющих объекта в единое целое. Объединение осуществляется на основе взаимной необходимости и взаимосвязей.

7. Закон композиции и пропорциональности, согласно которому необходимо сохранять пропорциональность между организацией как целостной системой и ее элементами при любых возможных изменениях. Это позволяет в максимальной степени реализовать потенциалы каждого элемента. Действие закона проявляется в тенденции организаций к созданию устойчивых объединений с другими организациями.

Объединение организаций может преследовать следующие цели:

- формирование стартового капитала и создание условий для финансирования проектов, которые окупятся в будущем;

- накопление необходимых запасов материальных ресурсов для решения долгосрочных стратегических задач;

- распределение рисков деятельности между различными юридическими лицами;

- минимизация издержек;

- улучшение структуры управления;

- создание более устойчивой внешней среды организации и другие.

4.2. Основные частные законы организации и их содержание

 

К частным законам относятся законы, действующие, в основном, в коммерческих организациях. К ним относят:

1. Закон непрерывности и ритмичности, согласно которому в организациях должны соблюдаться: ритмичность процесса производства, непрерывность материально-технического снабжения и реализации выпускаемых товаров, обновления основных производственных фондов. Соблюдение этого условия позволяет достичь оптимальной скорости оборота производственных фондов, что является основой повышения эффективности производства.

Ритмичность работы предприятия должна находиться под контролем его руководителей. Причин неритмичности работы много: неоптимальное внутрифирменное планирование, недостатки ремонтного и энергетического обслуживания, несвоевременная и некачественная подготовка производства, слабая координация деятельности поставщиков, недостаточно эффективная работа маркетинговой службы и другие.

Неритмичная работа предприятия может отрицательно сказаться на работе предприятий-смежников. В силу социально-экономического разделения труда предприятия, особенно в реальном секторе экономики, органически взаимосвязаны. Нарушение ритма на одном хозяйствующем объекте вызывает трудности в работе других объектов и даже целой отрасли экономики. Поэтому обеспечение ритмичности работы предприятия - важная задача его руководителя.

2. Закон состязательности кадров управления, согласно которому каждая организация должна иметь механизм оценки и отбора управленческих кадров в соответствии с их реальными способностями. Действие такого механизма неразрывно связано с конкурсным отбором и выдвижением самой организацией наиболее профессионально подготовленных сотрудников на замещение руководящих должностей.

Для обеспечения профессионального роста управленческого персонала может использоваться так называемая динамичная карьера,связанная с вертикальным должностным ростом работника и сменой должности или статичная карьера, при которой профессиональный рост осуществляется в рамках одного уровня управления, а часто - и одной должности путем смены поручаемых функций, более качественного овладения профессией, повышения профессиональной компетентности.

Возможно и соединение этих подходов в развитии профессионализма персонала управления. При этом важно учитывать индивидуальные мотивы работников аппарата управления: возможность проявить творчество, овладение профессиональными навыками, завоевание авторитета среди коллег, упрочение своего положения в организационной структуре управления и другие.

При разработке стратегии роста профессионализма и выдвижения сотрудников с учетом действий закона состязательности кадров управления необходимо определить критерии профессионально-квалификационного уровня на всех этапах движения карьеры, для того чтобы профессиональные требования побуждали человека к овладению профессией, укрепляли его перспективу.

3. Закон развития, согласно которому существуют отчетливые этапы, через которые проходят организации, и переходы от одного этапа к другому являются не случайными, а предсказуемыми.

Временной период от зарождения организации до ее ликвидации называется жизненным циклом. В процессе жизненного цикла организация проходит следующие этапы (Рисунок 4.1).

Рисунок 4.1 - Упрощенный жизненный цикл организации

 

Первый этап, на котором происходит зарождение фирмы, называется эксплерентный. Условиями наступления данного этапа являются наличие:

- практически осуществимой идеи, связанной с целесообразностью создания организации;

- специалистов, заинтересованных в реализации идеи;

- перспективы производства и сбыта товаров на основе данной идеи.

Успешное прохождение первого этапа:

- наличие лидера в коллективе, которым является человек, способный увлечь других своей идеей, пользующийся авторитетом, имеющий сильный, волевой характер, верящего в успех предприятия;

- наличие группы инициативных людей, сплоченных вокруг лидера;

- минимальный управленческий аппарат;

- простота организационных связей;

- практически полная взаимозаменяемость специалистов при формировании первоначальной структуры организации;

- мобильность и гибкость в инновациях;

- способность генерировать новые идеи.

На первом этапе организация может либо выжить, либо погибнуть. Причинами ранней гибели организации чаще всего бывают:

- изначально непроработанная идея и неправильная цель;

- неадекватное восприятие лидером положения организации;

- грубые просчеты на начальном этапе развития;

- ограниченность финансовых, материальных и трудовых ресурсов;

- сильная зависимость от внешней среды, которая изменилась в худшую сторону;

- зависимость от конъюнктуры рынка и неподготовленность рынка к новому товару.

Второй этап, на котором происходит рост компании, называется патиентным.

Данный этап характеризуется:

- дифференциацией функций управления и формированием структуры управления организацией;

- завоеванием определенной рыночной позиции;

- повышением роли маркетинга в управлении фирмой;

- развитием производства товаров, формированием сбытовой сети;

- ростом численности работников и формированием трудового коллектива;

- выработкой стратегий конкурентной борьбы и развития фирмы.

Для успешного прохождения второго этапа развития фирме необходимы:

- выпуск товаров, имеющих высокий спрос на рынке;

- специалистов заинтересованных в развитии фирмы и завоевании рынка;

- финансовые ресурсы в виде инвестиций;

- благоприятные перспективы развития конъюнктуры рынка.

Основные причины кризиса организации на данном этапе развития:

- неумение формировать потребности рынка исходя из своих возможностей;

- недостатки в технической оснащенности производства, нехватка производственных мощностей;

- резкое ухудшение конъюнктуры рынка;

- высокая текучесть кадров, связанная с плохими условиями труда, низкой заработной платой, состоянием психологического климата в коллективе;

- нехватка инвестиций на развитие производства.

Третий этап, на котором организация достигает устойчивого положения на рынке и пика своего развития, называется виолентным.

Данный этап характеризуется:

- освоением определенного сегмента рынка с полным его насыщением;

- массовым выпуском товаров;

- стабильностью в деятельности фирмы и получении прибыли;

- наличием работников, заинтересованных в постоянном совершенствовании производства и сбыта товаров;

- проведением активной стратегии деятельности фирмы на рынке.

Для успешного прохождения третьего этапа развития фирме необходимы:

- высокая техническая оснащенность;

- большие производственные мощности;

- сформированная и стабильная номенклатура конкурентоспособных товаров;

- единство научных и производственных процессов;

- низкие затраты;

- высокое качество персонала;

- готовность коллектива создать и постоянно поддерживать высокий имидж фирмы;

- финансовая устойчивость организации на рынке.

Основными причинами кризисных явлений в деятельности фирмы на данном этапе являются:

- консерватизм руководства в нововведениях;

- резкое ухудшение рыночной конъюнктуры;

- дефицит ресурсов;

- большая численность управленческого персонала;

- разногласия в трудовом коллективе.

Четвертый этап развития фирмы, который связан со сворачиванием деятельности фирмы, называется коммутантным.

Основными причинами кризиса организаций являются:

- старение выпускаемых товаров и невозможность их модернизации;

- неоптимальные, а часто и ошибочные управленческие решения;

- агрессивная политика со стороны более эффективных конкурентов и потеря конкурентных преимуществ;

- высокие затраты;

- изменение отношения инвесторов к фирме.

Организация может выжить при наличии следующих условий:

- отсутствия у конкурентов желания поглотить фирму;

- сменой руководства фирмы;

- сменой профиля деятельности;

- наличием инвесторов, заинтересованных в сохранении фирмы;

- наличием желания у работников сохранить свой коллектив.

Пятый этап в развитии организации, который связан с прекращением ее существования в прежнем виде, называется леталентным. На данном этапе фирма ликвидируется, часто распадаясь на более мелкие организации, с полной или частичной заменой профиля деятельности, технологических процессов, а также персонала.

Для увеличения периода функционирования организации возможно проведение ее “реорганизации”, когда организация, сохраняя в основном свою систему управления и производства, параллельно формирует дополнительные структуры для перехода на выпуск новой продукции.

4. Закон учета потребностей, согласно которому для повышения эффективности управления необходимо учитывать индивидуальные, групповые и общефирменные потребности. Система интересов и потребностей должна составлять основу механизма управления организацией.

Существуют и другие частные законы, действующие в различных отраслях экономики, однако объем учебного пособия не позволяет осуществить их подробный анализ.

 

4.3. Основные специфические законы организации

 

Специфические законы определяют управленческую деятельность внутри организации исходя из особенностей конкретной организации. К ним относятся:

1. Закон своеобразия, так как каждая организация имеет специфические особенности, делающие ее непохожей на другие организации.

2. Закон социальной гармонии, согласно которому благоприятный и стабильный социально-психологический климат в коллективе способствует повышению эффективности труда работников.

3. Закон оптимальной загрузки, согласно которому у каждого человека имеется объем загрузки, в рамках которого он полностью реализует свои способности и возможности.

4. Закон эффективного восприятия и запоминания информации, согласно которому процесс восприятия и запоминания информации становится более эффективным, если он приближается к процессу мышления человека.

5. Закон устойчивости информации, согласно которому информация, полученная впервые, более устойчива, чем повторная информация о том же.

6. Закон доходчивости информации, согласно которому доходчивость информации повышается при использовании нескольких форм подачи одной и той же информации.

7. Закон эффективного осмысления, согласно которому человек лучше осознает новый материал на основе имеющегося у него объема знаний по данной теме.

8. Закон установки, в соответствии с которым наиболее полно воспринимается та информация, на которую человек настроился и к запоминанию которой приготовился.

Существуют и другие специфические законы организаций.

Познание системы законов организации, выявление механизма их действия позволяет руководителям определять объективные тенденции в развитии производства и рынка, находить оптимальные соотношения между линейными и функциональными структурами управления и по возможности создавать благоприятные условия для механизма действия законов.

 

Контрольные вопросы:

1. Основные общие законы организации и их характеристика.

2. Основные частные законы организации и их содержание.

3. Основные специфические законы организации.

 

Тема 5. Основные принципы организации

 

5.1. Основные общие принципы деятельности организации и их характеристика

 

Если законы отражают устойчивые, повторяющиеся связи и отношения, происходящие в природных и общественных явлениях, то принцип является оптимальным правилом, нормой, которые сформулированы людьми и носят субъективный характер.

Принципы организации можно разделить на общие, частные и ситуационные. Все они связаны между собой, и только их комплексное применение обеспечивает успех функционирования и развития организации как целостной системы.

К общим принципам, которые действуют во всех организациях, относятся:

1. Принцип обратной связи.

Организации - это открытые системы, нарушение равновесия в которых возможно вследствие самых разнообразных причин. Регулирование взаимоотношений организации и окружающей среды возможно благодаря принципу обратной связи.

Любая система состоит из двух подсистем — управляющей и управляемой, между которыми имеются каналы передачи информации от субъекта к объекту управления, и наоборот. Циркуляция информации между двумя подсистемами позволяет анализировать и оценивать соотношение между информацией на входе и выходе системы. Сопоставление информации позволяет оценивать состояние как управляемой подсистемы в целом, так и отдельных ее элементов. Оценка информации субъектом управления должна быть оперативной и достоверной - только в этом случае не произойдет снижения эффективности управления организацией.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.194 сек.