КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности правовой охраны естественной урбанизированной среды в городах и населённых пунктах
Правовая охрана естественной урбанизированной среды в городах и населённых пунктах представляет собой совокупность правовых средств, направленных на обеспечение благоприятного и безопасного состояния окружающей природной среды в населённых пунктах. Формой правовой охраны этой является деятельность, направленная на выявление и устранение факторов отрицательного воздействия на неё. Такими факторами являются способы воздействия на окружающую среду, представляющие угрозу для здоровья и жизнедеятельности человека. Особенностью правовой охраны естественной урбанизированной среды является однотипный набор факторов в различных населённых пунктах и стандартизированный арсенал правовых средств управления указанными факторами. Наиболее распространёнными отрицательными факторами являются: загрязнёние атмосферного воздуха вредными веществами, повышенный уровень шума и вибрации, нарушение естественных ландшафтов, засорение водных ресурсов, нарушение тектонических и сейсмических процессов, загрязнение и разрушение почв, нарушение санитарного режима бытовыми и производственными отходами, разрушение зелёных зон, риск возникновения чрезвычайных экологических ситуаций природного и техногенного характера, радиационное, химическое и бактериологическое загрязнёние и другие отрицательные факторы. Правовые средства управления отрицательными факторами включают в себя: экологические требования по планировке и застройке населённых пунктов, их благоустройству, обеспечению правового режима зелёных, санитарно-защитных и других охранных зон, нормирование уровня шума и выброса вредных веществ в окружающую среду стационарными и передвижными источниками, правовое обеспечение разработки региональных и локальных экологических программ, обеспечение санитарного режима населённых пунктов, охрану земель, вод и атмосферного воздуха в населённых пунктах, обеспечение радиационной безопасности населения, поддержание системы реагирования на чрезвычайные экологические ситуации, экологический мониторинг окружающей среды населённых пунктов, международное сотрудничество в сфере обеспечения благоприятной и безопасной естественной среды, юридическая ответственность за нарушение мер правовой охраны урбанизированной среды и другие меры. Правовой режим охраны естественной урбанизированной среды – понятие более широкое, чем правовой режим охраны отдельных природных объектов и комплексов, являющихся элементами этой среды. Охрана среды и охрана элементов среды соотносятся между собой как общее и отдельное, поскольку любая правовая мера охраны элемента естественной среды является одновременно элементом правового режима охраны этой среды в целом. Помимо охраны отдельных элементов среды и охрана естественной среды населённых пунктов включает в себя и правовые меры общего характера, направленные на обеспечение благоприятной и безопасной естественной среды в целом. К таким мерам можно отнести: экологическое планирование и нормирование, методики оценки экологического риска, санитарно-гигиенические нормы, определяющие санитарно-эпидемическое благополучие населения, механизм управления отрицательными факторами и т. п. Наряду с особенностями правовой охраны естественной урбанизированной среды, относящихся к однотипным отрицательным факторам и правовым мерам управления этими факторами, можно выделить также особенности правовой охраны естественной урбанизированной среды, связанные с дифференциацией отрицательных факторов и правовых мер управления этими факторами. Эти особенности состоят в том, что, несмотря на общность экологических проблем для всех населённых пунктов, конкретный набор отрицательных факторов и острота их проявления являются особенными для каждого населённого пункта. Кроме того, населённые пункты сельского типа[4] имеют экологические проблемы отличные от экологических проблем городов, а острота проявления отрицательных факторов в крупных городах, как правило, выше таковой в малых городах. Особенностью правовой охраны естественной среды населённых пунктов является смещение бремени правового регулирования от центра на места. Иными словами, правовая охрана их естественной осуществляется, как правило, местными нормативными актами, а на государственном уровне устанавливаются лишь общие нормативы, требования, образцы и модели управления отрицательными факторами. Поэтому, несмотря на общность экологических проблем населённых пунктов, конкретный набор правовых средств управления отрицательными факторами в разных населённых пунктах различен и обуславливается как материально-техническими возможностями населённого пункта, так и особенностями интенсивности отрицательных факторов в данном населённом пункте. Такой подход соответствует Концепции устойчивого развития населённых пунктов, одобренной постановлением Верховной Рады Украины от 24 декабря 1999 года № 1359-XIV, в соответствии которой, правовые основы государственной политики в сфере устойчивого развития населённых пунктов разрабатываются на общегосударственном, региональном и местном уровнях[5]. Концепция разработана на основании таких международных эколого-правовыми документов как Повестка дня на ХХІ век и Декларация по окружающей среде (Рио-де-Жанейро, 1992), Повестка дня ХАБИТАТ, Стамбульская декларация по населённым пунктам 1996 года и другими документами. Концепция устанавливает, что устойчивое развитие населённых пунктов представляет собой социально, экономически и экологически сбалансированное развитие городских и сельских поселений, направленное на образование их экономического потенциала, полноценной жизненной среды для нынешнего и будущего поколений на основании рационального использования природных ресурсов, технологического перевооружения и реконструкции предприятий, усовершенствования социальной, производственной, транспортной, коммуникационно-информационной, инженерной, экологической инфраструктуры, улучшения условий проживания, отдыха и оздоровления, сохранения и обогащения биологического разнообразия и культурного достояния. Исходя из приведенного определения, меры по охране естественной урбанизированной среды являются составной частью государственного механизма обеспечения устойчивого развития населённых пунктов.
Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |