Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Готовность к выбору профессии

Функции профориентации

Содержание и задачи профориентационной работы с учетом возрастных особенностей школьников

Предпосылки профориентационной работы

Место профориентации в системе подготовки учащихся к труду

Лекция 16

Тема: «Основы профориентационной работы в школе»

Система профориентации рассматривается не как отдельное направление педагогической деятельности школы, семьи и общественности, а как органическая часть всей системы подготовки школьников к труду. В этом случае профориентация становится более значимой, содействует их общему трудовому становлению.

Фактором, усиливающим связь профориентации и трудового воспитания, выступает процесс жизненного самоопределения, который включает в себя формирование мотивационной сферы личности, ее социально ценного жизненного опыта, гармоническое единство намерений, возможностей и способностей в поисках своего места в жизни.

Вчерашний выпускник школы, становясь рабочим, крестьянином, учащимся профтехучилища или колледжа, техникума или вуза, занимает новую жизненную позицию как созидателя духовных и материальных благ, активного творца истории общества, объекта и субъекта производительного труда и определенных социальных отношений. Такой переход осуществляется не без трудностей и требует тщательной подготовки.

С психологической точки зрения установлено, что готовность к труду и выбору профессии имеют единую природу. Первоначально школьник выступает как объект и субъект учебного процесса и общения, а потом уже как объект и субъект труда. Но затем возникает и обратная зависимость: трудовая деятельность облегчает перенос самооценки с учения на общение, она способствует переводу требований коллектива в требовательность к себе, обогащает мотивы учения и выбора профессии, поэтому является важным связующим звеном в формировании отношения к труду и профессии. Сам по себе труд становится воспитательным средством в рамках качественно организованной педагогической системы, формирующей личность как субъект труда и выбора профессии одновременно.

Выявлена особая значимость такого компонента, как объективная самооценка своего труда, своих возможностей и способностей при выборе профессии; на нем базируются все другие элементы профессионального самоопределения.

Несовершенства учебно-воспитательной работы школы отражаются в мотивах выбора профессии. Они как катализатор позволяют делать вывод о сильных и слабых сторонах работы школы.

Если исходить из данных социологических исследований в Республике Беларусь, то человеку труда прежде всего дает удовлетворение труд как творчество, затем – возможность применять в нем свои силы и способности, далее важны значимость и необходимость труда для общества, для людей, возможность повышать свою квалификацию, расти профессионально и духовно, наконец идет такой мотив, как материальная сторона и социально-бытовые факторы (получение квартиры, близость предприятия к дому, возможность устроить ребенка в детский сад и др.).

У старшеклассников на первом месте среди мотивов выбора профессии стоят желание получить высшее образование или среднее, затем престижность профессии, возможность применять свои способности, общественная значимость труда и материальная сторона.

Школа явно не дорабатывает в главном: то, что прежде всего обеспечивает у взрослых удовлетворение трудом и прочность выбора профессии – творческий характер труда и применение в нем дарований, способностей, – не является ведущими мотивами выбора профессии у школьников. Следовательно, учебный процесс в школе слабо способствует развитию самосознания личности именно в этих направлениях. Учащиеся недопустимо плохо знают себя, выбор профессии преимущественно определяется случайными факторами и зачастую противоречит призванию выпускника школы.

Исследования мотивов выбора профессии показали, что учащиеся при выборе профессии руководствуются её престижностью (дизайн, медицина, журналистика, международные отношения, экономика и управление, авиация, армия, торговля). Немало учащихся рассматривают первую рабочую профессию как ступеньку в карьере: иметь рабочий стаж для поступления в институт, в перспективе занять руководящее место или получить должность, которая даст возможность жить «красиво» (внешняя торговля, международные отношения и т. п.).

С учетом сказанного вычленяются два направления воспитательной работы: формирование социально ценных мотивов выбора профессии (социальная важность, потребность в кадрах, необходимость закрепления молодежи на селе, ответственность за будущее родного села, города и др.) и педагогическое руководство профессиональным самоопределением школьников с учетом уровня подготовленности, профпригодности и имеющихся дарований, способностей. Профессиональное самоопределение может быть прочным только тогда, когда соединяются в духовном мире личности призвание и специальность, общественные и личные интересы.

С педагогической точки зрения отмечена закономерность профессионального самоопределения: школьники быстрее ориентируются на профессии, где применяются знания любимого предмета. При этом высокий уровень учебного самопознания и объективная самооценка результатов учения способствуют объективной самооценке профпригодности при выборе профессии; значительно лучше затем связываются воедино учебная и воспитательная работа по профориентации в деятельности классного руководителя.

Таким образом, три главные предпосылки лежат в основе профориентационной работы: формирование готовности к труду в процессе разнообразной трудовой деятельности школьников, связь теории с практикой в процессе обучения, перенос интереса к предмету на интерес к профессии. Связующим их звеном выступает профессиональное самоопределение на основе выявления и развития дарований и способностей (определении призвания) и их связи с конкретной специальностью. Без решения этой проблемы нельзя рассчитывать на эффективность всей профориентационной работы.

Есть еще одно основание прочного выбора профессии – воспитание во всей системе учебно-воспитательной работы школы, семьи, общественности, производства творческого отношения к труду, которое является результатом активной познавательной самостоятельности школьников и применения теории на практике, одновременно обеспечивает и интенсивное развитие дарований и способностей учащихся.

Системный подход в профориентации включает в себя, с одной стороны, взаимосвязь деятельности школы, семьи и общественности, производства, вуза по познанию учащимися производства и своих возможностей в труде, а с другой – взаимосвязь профессионального просвещения, профессионального самоопределения и адаптации на производстве.

Для повышения эффективности профориентационной работы необходимо ее развивать во внеклассной работе по учебному предмету. Опыт передовых учителей республики и научные исследования показали, что до большую часть времени всей кружковой работы можно направить на профориентацию.

Профессионально направленный учебный процесс и внеклассная работа по предмету могут вполне самостоятельно решать многие задачи профориентации. Однако сам процесс профессионального самоопределения значительно сложнее. Естественно, что необходима и специальная профориентационная работа среди учащихся. Школьники быстрее ориентируются на профессию, в которой интеллектуальной основой являются знания по любимому предмету.

Выяснилось, что они становятся фактором профессионального самоопределения в том случае, если накоплен практический опыт в сфере деятельности, труда с учетом специфики предмета. Для того чтобы физика, например, оказывала эффективное влияние на выбор профессии, необходим разнообразный опыт конструирования, моделирования, занятий по электротехнике, рационализации, изобретательству. Биология воспитывает интерес к определенной профессии, если ее изучение связано с природоохранительной деятельностью, опытнической работой и т. д.

Во всех исследованиях отмечен ряд педагогических зависимостей:

· влияние отдельных учебных предметов на выбор профессии усиливается при наличии межпредметных связей в процессе обучения;

· интерес к предмету перерастает в интерес к профессии, если особое внимание уделяется самостоятельному применению теории на практике;

· мотивы отношения к учению и мотивы выбора профессии сближаются, если изучение основ наук помогает осмыслить практический опыт школьников;

· учебный процесс эффективнее влияет на выбор профессии, если связан с возрастными особенностями детей.

В начальной школе профориентационная работа сосредоточивается на единстве познания реальной действительности и труда людей по преобразованию окружающего мира. Взгляд на людей определяется с позиции их общественных функций как гражданина, человека и труженика, причем на первый план оценки себя и других опять-таки во всех случаях выступают трудовые качества личности.

Школьники узнают основные черты хорошего специалиста: ответственность, добросовестность, трудолюбие, качественное выполнение работы и т. д. Начальная школа формирует критерии оценки любой профессиональной деятельности и одновременно побуждает проявлять качества труженика в своей собственной разнообразной общественно полезной работе, в бытовом труде.

В V—IX классах осуществляется главная профессиональная ориентация и на первый план выдвигается профессиональное самоопределение школьников на основе практического опыта в разных видах деятельности, самопознания своих особенностей и способностей, применения их в деятельности, уже близкой к профессиональной, в полезном труде.

В старших классах связываются воедино профориентация, профадаптация, закрепление знаний и умений на производстве. Лишь когда серьезный производительный труд по специальности создает положительный опыт жизнедеятельности, старшеклассники делают окончательный и точный выбор профессии.

Теоретический анализ психолого-педагогических исследований показал, что большинство школьников лучше готовы к труду, чем к выбору профессии. Это запаздывание сохраняется постоянно. В науке установлено, что выбор профессии зависит от самосознания личности, социальной мотивации, ориентации в сфере производства, осознания значимости избираемой специальности для своего дальнейшего развития и др.

Но в процессе труда надо знать себя, ориентироваться в производстве и т. п. Компоненты готовности к труду, к выбору профессии, профессиональное самоопределение и самоутверждение тесно связаны между собой. Так, например, теоретическая и практическая подготовленность к труду обеспечивает необходимую научную осведомленность школьника в различных сферах народного хозяйства, отраслях промышленности, в содержании профессий.

Самооценка своих сил и возможностей в труде переносится на самооценку профессиональной пригодности, требовательность к своему труду проявляется в ответственности при выборе профессии и т. д. (табл. 5). В целом все интегративные качества связаны не только компонентами готовности к труду, но и компонентами готовности к выбору профессии. Эти связи могут быть прямыми и опосредованными.

Готовность к выбору профессии непосредственно зависит от сформированности таких качеств, как эрудированность, сообразительность, любознательность, самостоятель­ность, работоспособность, решительность. Но поскольку с этими же личностными качествами связаны компоненты готовности к труду, то можно сделать вывод о единстве процессов формирования готовности к труду и выбору профессии.

 

Таблица 5 – Взаимозависимость личностных качеств, компонентов готовности к труду и выбору профессии

 

КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ К ТРУДУ КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ
Сообразительность Творческое отношение к труду, применение теории на практике Отношение к избираемой профессии как результат приобретенных знаний о ней
Эрудированность Технологическая готовность к труду Научность и объективность при выборе профессии
Проницательность Объективная самооценка сил и возможностей в труде Самооценка профпригодности
Любознательность Устойчивый познавательный интерес к науке и технике Профессиональное самообразование
Коллективизм Умение трудиться сообща Социальные мотивы выбора профессии
Гуманизм Уважение к людям труда Признание важности всех профессий
Трудолюбие Потребность в труде Потребность в профессиональной самоподготовке
Честность Нетерпимость к лени и проявлениям иждивенчества в трудовом коллективе Профессиональная гордость и честь
Самостоятельность Организованность, культура труда и рабочего места, экономия и бережливость Способность к профессиональному самоопределению
Работоспособность Добросовестное выполнение трудовых обязанностей Способность к профессиональному самосовершенствованию
Требовательность к себе Требовательность к своему и чужому труду Ответственное отношение к избираемой профессии
Решительность Умение преодолевать трудности в труде и отношениях с коллективом Способность к профессиональному самоутверждению
Оптимистичность Определение жизненных перспектив в связи с трудовым образом жизни Предвидение перспектив развития своей профессии и роста профмастерства
Восприимчивость Эстетическое отношение к труду Любовь к избираемой профессии

 

Существуют определенные связи также между готовностью к труду и выбору профессии в мотивационной сфере: старшеклассники с ярко выраженной общественной направленностью руководствуются при выборе профессии не только личными интересами и возможностями, но и чувством долга – охотно остаются трудиться на местных предприятиях, в родном городе, селе.

Формирование интегративных качеств оказывает опосредованное, но эффективное воздействие на профессиональное самоопределение выпускников. А через воспитание компонентов готовности к труду осуществляется непосредственное воздействие на выбор профессии и профессиональное самоутверждение. Следовательно, изучение и формирование личности как объекта и субъекта труда и выбора профессии – единый процесс. Система, наложенная на систему, – вот что такое сегодня профориентация в школе.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сложное сопротивление. Кручение с изгибом | Применение формулы Тейлора с остаточным членом в форме Лангранджа
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 5164; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.