Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие речи

Период от рождения до од­ного года — доречевой, подготовительный этап развития речи. Формируются речевой слух и дыхание, артикулирование зву­ков и интонирование, речевое подражание.

Голосовые проявления проходят ряд последовательных этапов: крик, гукание, гуление, лепет.

Основная голосо­вая реакция новорожденного — крик (плач) как выражение отрицательных эмоций. Начиная с восьмой недели происходит дифференциация видов плача. Крик имеет различный характер в зависимости от того, чем он вызван (голод, боль в животе, ограничение движений или прекращение общения) и чего хочет добиться ребенок, о чем и догадывается его мать.

В возрасте от 1,5 до 4 месяцев выделяются короткие зву­ки, носящие характер спокойного повествования — гукание.

От 4 до 6 месяцев ребенок издает протяжные гласные зву­ки, сочетания губных, язычных и гласных звуков («бааа», «мааа», «тааа» и др.) — это истинное, или певучее, гу­ление. Для гуления характерно прислушивание ребенка к собственному голосу, самоподражание, произношение цепо­чек певучих звуков, что тренирует речевое дыхание.

В 6—7 месяцев появляется лепет — повторные слоги, це­почки слогов в ответ на голосовое общение взрослого, когда ребенок приглядывается к артикуляции взрослого, прислу­шивается к нему и к самому себе. Звуковые переклички взрослого и ребенка складываются в рамках комплекса оживления.

К 9 месяцам в условиях общения со взрослым наступает «расцвет» лепета, обогащение его новыми звуками и интона­циями, воспроизведением мелодической стороны знакомых фраз, приветствий, восклицаний. Общение со взрослым оснащается новыми средствами. Складывается так называемая автономная речь. Ребенок на­чинает использовать устойчивые звукосочетания, интонаци­онно-выразительные и по смыслу равные предложению, по­нять значение которых можно, только ориентируясь на наличную ситуацию в целом. Малыш произносит: «Дай! Дай!», и, учитывая его мимику, взгляд, направление ручек, мать «прочитывает» требование ребенка. Это может быть: «Хочу скорее получить мою любимую кружку с соком» или же «Возьми меня на ручки». Достижения в самостоятельном произношении к концу первого года — от 5—6 до 10—30 лепетных слов.

Другая сторона развития речи — пассивное владение словом, понимание обращенной к нему речи. Пассивная речь опере­жает в своем развитии активную. В 9 месяцев ребенок демонстрирует свое понима­ние словесных инструкций: обхватывает руками шею на предложение «Обними маму», отыскивает глазами настенные часы на вопрос «Где часики, тик-так?». Ответ (в виде поиска глазами названного предмета, выполнения просьбы-инструк­ции) первоначальная форма понимания речи. К концу перво­го года ребенок понимает и выполняет пять — десять обраще­ний типа: «Дай ручку», «Принеси мяч».

Вторая половина младенчества характеризуется расшире­нием границ общения. Разрывается слитность взрослого и ребенка, ребенок из потенциального становится реальным субъектом общения. Следовательно, изменяется социальная ситуация. В ее изменении — суть кризиса конца первого года жизни ребенка

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 2. Младенчество, как период стабильного развития | Развитие личности ребенка
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.