Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельность




Деятельность можно определить как разновидность социально-культурной активности человека, направленную на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого человека.

Категория деятельности имеет несколько определений.

Определения деятельности:

1. Деятельность - активное взаимодействие субъекта с окружающей его действительностью, где субъект целенаправленно воздействует на объект и удовлетворяет, таким образом, свои потребности.

В данном определении не отражены особенности самого понятия, его специфические признаки, не прослеживается связь с сознанием и творческий характер самой человеческой активности. Очевидно, следующее определение более полно выразит данную дефиницию.

2. Деятельность – специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

Для отечественной психологии характерны следующие принципы рассмотрения категории деятельности:

  1. Положение о единстве психики и деятельности;

2. Принцип развития психики в деятельности;

3. Принцип историзма (деятельность человека тесно связана с общественно-исторической формацией, ее культурой, языком, формами мышления);

4. Принцип объяснения психических явлений через деятельность.

  1. Принцип единства внешней и внутренней деятельности;
  2. Принцип интериоризации – экстериоризации как механизма усвоения общественно-исторического опыта;
  3. Принцип планирования, регулирования умственной деятельности;
  4. Принцип ведущей деятельности, как основе периодизации развития психики;
  5. Принцип опосредования деятельности и т.д.

Использование категории деятельности является отличительной чертой отечественной психологии. Принятие этой категории ориентирует исследователя на процесс, в результате которого возникают структуры сознания. Деятельностный подход в психологии указывает на то, что в основе психических образований лежит активное и непрерывное взаимодействие с действительностью, и в результате этого взаимодействия рождаются идеальные образования, в которых в равной мере представлены как свойства самого субъекта и его организма, так и свойства объектов окружающего мира.

Категория деятельности в отечественной психологии используется не только в качестве предмета психологического анализа, но и в качестве объяснительного принципа при анализе психических процессов и явлений. Принцип деятельности рассматривает психическое функционирование как системную организацию психических процессов, состояний и свойств личности. Эта организация направлена на выполнение конкретной задачи по преобразованию действительности или приспособления к ней. В то же время деятельность понимается и как специфически человеческая, предметная, исторически обусловленная форма человеческой активности. Как объяснительный принцип категория деятельности привлекается для описания возникновения психических явлений вообще и разных их уровней в частности.

Как и всякое психическое явление, деятельность имеет характерные признаки.

Основные характеристики деятельности:

  • предметность;
  • субъектность.

Предметность.

Дефиниция «предметность» означает, что объекты внешнего мира не непосредственно воздействуют на субъекта, а, будучи преобразованными, в процессе деятельности, благодаря чему достигается большая адекватность их отражения в сознании. В своей развитой форме предметность свойственна исключительно человеческой деятельности. Свойства объектов раскрываются только в процессе взаимодействия друг с другом. Следовательно, свойства объектов окружающего мира в той форме, в которой они предстают перед нами, есть результат взаимодействия свойства объекта с нами. Оно проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, ее связи со знаниями, фиксированными в закрепленных в орудиях схемах действия, в понятиях языка, социальных ролях, в ценностях социальных нормах. Окружающие человека предметы «опредмечены», т.е. включают в себя знания, способности человека, используя предметы, включая их в свою деятельность, человек их «распердмечивает», т.е. извлекает содержащееся в них знание.

 

Субъектность.

Часть свойств предмета, которой воспринимает человек, выражает не только характеристики самого объекта («круглое», «тяжелое», «теплое», «маленькое»), но, прежде всего, взаимоотношения объекта и субъекта. В таких свойствах как «приятное», «нужное», «важное», «дорогое» в большей степени присутствуют качества субъекта. Все перечисленные качества есть не что иное, как психические образования, в которых объект дан субъекту. Для возникновения какого-либо качества субъекту необходимо вступить в контакт с объектом: увидеть, взять в руки, прислушаться и т.п. - выполнить действия с ним.

Действия человека (субъекта), порождающие знания об объекте, должны быть определенным образом организованы и направлены. Действия субъекта направляются как нуждами и свойствами организма субъекта, так и свойствами самого объекта. Отдельные физические свойства можно воспроизвести в психических структурах, если субъект обладает способностью уподобить структуру своих действий тому или иному структурному свойству объекта. Организмы, лишенные возможности уподоблять собственные действия структурному свойству объекта не формируют психических образов, в которых отражается это свойство.

В результате активных действий субъекта, связанных с уподоблением структур организма структурным свойствам объекта, в идеальных психических структурах воспроизводятся структурные характеристики объекта и явлений окружающего мира. Во всех психических образах, являющихся результатом активных действий организма, воспроизводятся либо структурные характеристики самих объектов, либо возникающие в момент взаимодействия с объектом структурные изменения в самом организме. Активное взаимодействие субъекта и объекта приводит к возникновению психических структур.

Поскольку в психическом образе одновременно представлены как свойства объекта, так и свойства субъекта, но при этом субъект выступает в качестве активной стороны в этом процессе, можно сказать, что сложность психических структур, т.е. сложность знаний субъекта о мире будет зависеть от сложности форм взаимодействия с объектами мира. На это обстоятельство впервые обратили внимание американские учёные Ньюелл и Саймон.

Субъектность находит свое выражение в следующих аспектах активности субъекта:

· в обусловленности психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими направленность и избирательность деятельности;

· в личностном смысле («значение для меня»), придаваемом мотивами различным событиям, действиям и деяниям.

 

Как у всякого психического феномена у деятельности есть свои отличительные признаки.

Основные признаки человеческой деятельности:

  1. Сознательность.
  2. Социальность.
  3. Творческий аспект.
  4. Единство когнитивных и эмоционально-волевых процессов.
  5. Личностная обусловленность.
  6. Волевая активность.
  7. Направленность.

В деятельности формируется сознание и в ней проявляется. Сознание, как высший уровень отражения и саморегуляции, может формироваться только в активном взаимодействии с внешним миром. Далее сформировавшись, оно само регулирует и направляет активность человека, его деятельность.

Формы и содержание деятельности определяются общественными условиями, требованиями. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, развивает свои способности и совершенствует общество.

Деятельность человека носит созидательный характер. Творческий характер деятельности человека проявляется в возможности его выхода за пределы собственной природной ограниченности, в преодолении его биологических и генотипических особенностей. Вследствие продуктивного творческого характера деятельности человек создал мир культуры, включая знаковые системы и орудия. Современный человек живет в мире, который почти полностью порожден его собственной деятельностью. Окружающие человека предметы «опредмечены», т.е. включают в себя знания, способности человека, используя предметы, включая их в свою деятельность, человек их «распердмечивает», т.е. извлекает содержащееся в них знание. В процессах «опредмечивания» и «распердмечивания» протекает деятельность человека и продолжается в созданных им вещах.

В силу своей социальной природы деятельность вызывается не только биологическими, но преимущественно социально обусловленными потребностями. Более того, сами биологические потребности могут удовлетворяться в социально приемлемой форме.

Все способы организации человеческой деятельности связаны со сложными, приобретенными в процессе жизни, в результате сознательного обучения и воспитания формами. Во всех человеческих культурах ребенка с раненого детства приучают пользоваться предметами домашнего обихода, различными инструментами, жить по нормам и правилам определенного социума. В результате освоения в процессе деятельности предметов культуры, социальных норм, взаимодействия с людьми формируется личность человека. Человек в деятельности выступает как личность. Содержание и специфика формы деятельности отдельного индивида определяются его личным опытом, психическими особенностями, внешними условиями. В деятельности личность развивается и совершенствуется. Деятельность может выступать как показатель уровня развития личности, уровня притязаний человека.

В процессе своей активности, взаимодействия в окружающим миром человек сталкивается с неизведанным, подчас препятствующим реализации его активности. Деятельность предполагает стимулирование и поддержание активности. Стимулирование и поддержание активности требует определенных волевых качеств. Деятельность связана с познанием и волей, опирается на них и без них не возможна.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 4403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.