Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структурно-функциональный аспект




Генетический аспект.

Мотивы человеческой деятельности рождаются в процессе взаимодействия и общения людей. Предполагает, что исходная первичная форма любой человеческой деятельности является социальная совместная деятельность. Механизмом развития психики человека выступает интериоризация, обеспечивающая усвоение общественно-исторического опыта путем преобразования социальной совместной деятельности в индивидуальную. Внешняя деятельность переходит во внутреннюю.

 

Структурно-функциональный аспект предполагает рассмотрение деятельности «по единицам» (Л.С. Выгодский), т.е. в структуре деятельности есть отдельные элементы («единицы»). Единицы деятельности – мелкие её фрагменты, сохраняющие специфику её психологического содержания. «Единицы» имеют основные свойства, присущие всей деятельности, всей реальности как целому. Между «единицами» деятельности имеются структурные, иерархические взаимосвязи. Эти взаимосвязи подвижны. В зависимости от места отражаемого объекта в структуре деятельности изменяется содержание психического отражения, уровень отражения (осознаваемый, неосознаваемый) и вид регуляции (произвольный, непроизвольный).

Структура деятельности (по А.Н.Леонтьеву):

I. Потребность;

II. Мотив;

III. Цель;

IV. * Особая деятельность;

V. Действие;

VI. Операция;

VII. Психофизиологические функции.

Деятельность, как форма психической активности, возникает в силу определенной потребности организма.

Потребность – состояние, вызванное необходимостью в определенных условиях жизни и развития; это состояние нужды в чем-либо. Следует различать «нужду» и её представленность в психике, т.е. «потребность». Под нуждой понимается объективная необходимость в чем-либо, которую сам живой организм не может не переживать или осознавать. Потребность есть субъективное психическое состояние индивида, выражающееся в переживании или осознании им нужды в чем-либо, в том, что необходимо для поддержания его организма, развития его личности. Потребности можно рассматривать как форму связи живых организмов с внешним миром, источник их активности (поведения и деятельности). Потребности как внутренние сущностные силы организма побуждают его к осуществлению качественно определенных форм активности, необходимых для сохранения и развития индивида и рода. Удовлетворение потребности лежит вне живого организма, испытующего саму потребность.

Потребности – явления сложные, имеющие составные части

Составляющие потребностей:

· объективная, т.е. нехватка чего-либо;

· субъективная, т.е. различные образы, предвосхищение ожидаемого результата.

Потребность как психическое явление имеет определенные характеристики.

Основные характеристики потребности:

· сила;

· периодичность возникновения;

· способы удовлетворения.

Потребности взаимосвязаны в систему. Доминирующая потребность может подавлять все остальные и определять основное направление деятельности. Между потребностями может быть конфликт за активность субъекта. Потребности формируются в процессе воспитания, функционирования и роста человеческого организма.

В своих первичных формах потребность выступает как нужда Биологическим потребностям присущ гомеостатический характер: побуждаемая ими деятельность всегда направлена на достижение оптимального уровня функционирования основных жизненных процессов, возобновления при отклонении от этого уровня и прекращаются при его достижении.

Потребности человека и животных неодинаковы. Даже потребности физического существования человека, обусловленные особенностями его организма, отличны от аналогичных потребностей животных. Поскольку у человека они не определяют формы его жизнедеятельности, способны трансформироваться в зависимости от высших специфических человеческих форм жизнедеятельности, в подчинение которым они поступают.

Специфика человеческих потребностей обусловлена тем, что он противостоит миру не как изолированный индивид, а как элемент различных социальных систем. Высшие потребности человека отражают, поэтому его связи с социальными общностями разных уровней, а также условия существования и развития самих социальных систем. Это как к потребностям социальных групп и общества в целом, так и к потребностям отдельной личности, в которых выражается её социальная сущность.

Природа человеческих потребностей трактуется неоднозначно. Некоторые исследователи, например: З.Фрёйд, А.Маслоу – считают их врожденными. Другие полагают, что все человеческие потребности социальны без исключения. С этой точки зрения потребности не являются врожденными, они формируются в процессе освоения человеком социальной действительности, становления его личности. Развитие человеческих потребностей идет через расширение и изменение круга их предметов. Общественное производство материальных благ и духовных ценностей обуславливает развитие общественных потребностей, которые присваиваются индивидом в процессе их социализации. Вхождения в мир общественных отношений. Овладения материальной и духовной культурой человечества.

Отечественные учёные полагают, что потребности человека формируются в онтогенезе на основе врожденных предпосылок, создающих возможности тех или иных взаимодействий с миром. И необходимости в тех или иных формах активности, определяемой биологической и социальной программой жизнедеятельности. Обязательным условием формирования потребности в той или иной деятельности, которая на разных этапах развития осуществляется совместно с другим человеком и/или может выступать как средство реализации другой потребности.

Классификация потребностей:

Для выделения видов потребностей в различных психологических школах связано с теоретическими принципами той или иной школы. Попытки создать классификацию потребностей начинаются уже в начале XX в. Немецкий социальный психолог Томас (1924), на основании изучая девушек, занимающихся проституцией, выявил следующие человеческие потребности:

· потребность в безопасности;

· потребность в признании;

· потребность в дружбе;

· потребность в новом опыте.

В конце 30-х годов XX в. в западной психологии выделяли следующие потребности человека (Ю. Петер, 1938):

· в средствах существования;

· в свободе;

· в сексуальном партнере;

· в вере (идеалы, убеждения).

Гуманистический психолог А.Х.Маслоу утверждал, что потребности находятся в иерархической связи. Им была предложена пирамида человеческих потребностей.

Ступени пирамиды потребностей:

1. Первая ступень: физиологические потребности, т.е. потребности организменные, такие как: дыхание, сексуальная, пищевая, в определенной температуре и пр.

2. Вторая ступень: потребность в надежности. Маслоу отнес сюда и социальные потребности (обеспечение по старости, инвалидности, материальная обеспеченность), и биологические потребности (физическое и психологическое здоровье);

3. Третья ступень: социальные потребности, т. е. потребности в общении, принятии определенной социальной группой, поддержке своей группой и пр.;

4. Четвертая ступень: потребность в уважении, осознании собственного достоинства, признании компетентности, благодарности, одобрении. Для реализации этих потребностей необходимо соответствующее социальное окружение.

5. Пятая ступень: потребность в самоактуализации, самореализации, в развитии в развитии своей личности, в осмыслении своего назначения в мире.

Согласно А.Маслоу нехватка материальных благ, блокада базовых и физиологических потребностей в еде, отдыхе, безопасности приводит к тому, что эти потребности становятся для человека основными. В случае удовлетворения базовых потребностей у человека появляются высшие потребности (потребности к развитию, пониманию своей жизни, к поиску смысла жизни). Стремление к осознанию способностей, смысла жизни, максимальной реализации себя постепенно приводит человека на высшую ступень личностного развития. Человек становится самоактуализирующейся личностью.

Возможно ли, контролировать возникновение и проявление потребностей? Гуманистические психологи отвечают на это утверждение утвердительно и даже предлагают программу контроля потребностей.

Элементы программы контроля потребностей:

· самопознание;

· контроль образов, соответствующих данной потребности;

· перестройка социальной микросферы (друзья, ритуалы, ситуации);

· упражнения, тренировка;

· переключение на удовлетворение других потребностей;

· учет биоритмов (периодичности возникновения потребностей).

Одной из важнейших потребностей является потребность в обретении смысла жизни.

В отечественной психологической науке существует несколько оснований для классификации потребностей:

1) в теории деятельности потребности разделяются:

· по предмету: материальные – духовные;

· по происхождению: естественные – культурные;

2) Леонтьев А. Н. выделял низшие (биологические) и высшие (психологические и духовные) потребности, имеющие социальное происхождение;

3) Бестужев – Лада предложил различные основания для классификации потребностей:

· по происхождению (природные и природно-приобритенные);

· по сферам жизнедеятельности (материальные, духовные, социальные, политические);

· по объекту удовлетворения (институциональные, личностные);

· по субъекту удовлетворения (общечеловеческие, групповые, индивидуальные);

· по сферам жизнедеятельности личности – индивида (физиологические, интеллектуальные);

· по циклам (суточные, годовые).

Помимо этого Бестужев – Лада выделил основания, критерии для классификации потребностей индивида:

· самосохранение (питание, жилище, одежда, здоровье, секс);

· самосоциализации (принятый высший стандарт питания, одежды, жилища, сексуальной жизни, люда, комфорта, физической привлекательности, принадлежности к определенной группе);

· самоутверждении (коммуникации, социальные гарантии, статус, обеспечение, эффективность социальных институтов, дружба, любовь);

· саморазвитие (научно-техническое, общественно-политическое, художественно-эстетическое);

· самовыражение (творчество, активность, деятельность).

4) Польский психолог К. Обуховский различал

· биологические (обеспечивает физиологическое функционирование организма);

· личностные (обеспечение правильного развития личности и полная ее реализация в зрелой жизни);

· индивидуальные (отражают личностные особенности отдельного человека, его личный опыт, отражают зависимость человека от определенных условий).

Ещё раз подчеркнем, что потребности человека развиваются: расширяются, специализируются, гуманизируются. На развитие потребностей влияют характер производства, способы удовлетворения потребностей, индивидуальный опыт.

 

Следующий компонент структуры деятельности - мотив. Мотив – опредмеченная потребность. Если потребность находит свой предмет, то мы можем сказать, что потребность становится мотивом. В основе любой целенаправленной деятельности лежит мотив.

Определение мотива:

· предмет, ради которого деятельность осуществляется;

· психический образ предмета;

· причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности;

· совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих его направленность;

· побуждение к деятельности вызванное той или иной потребностью,

· побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности субъекта и определяющее направление его деятельности.

В англоязычной литературе принято более широкое толкование мотива: нечто внутри субъекта (потребность, идея, эмоция, организменное состояние), побуждающее субъекта к действию.

Мотив в отечественной психологической науке следует рассматривать как побудитель деятельности, как причину, определяющую выбор направленности поведения, деятельность человека.

Наиболее глубоко и последовательно раскрыл отношения между потребностью, мотивом и деятельностью А.Н.Леонтьев. Источником побудительной силы и соответствующего побуждения к деятельности выступают актуальные потребности. Мотив возникает при реализации потребности в ходе поисковой активности, когда объект активности превращается в «предмет потребности». Именно в ходе поисковой активности человек и находит предмет, с помощью которого может быть удовлетворена потребность. Однако между мотивом и потребностью, между мотивом и деятельностью нет строгой однозначности. Каждая из потребностей может быть реализована во многих мотивах, т.е. потребность может быть удовлетворена с помощью различных предметов, мотивов. Иначе говоря, один и тот же предмет может служить удовлетворению разных потребностей, направлять разные действия.

Обычно деятельность имеет сразу несколько мотивов, т.е является полимотивированной. Точно так же она может побуждаться несколькими потребностями одновременно. Мотивационные комплексы имеют собственную динамику и могут сопровождаться борьбой мотивов. Окончательный выбор мотива, а соответственно и деятельность, осуществляет сам субъект на основе его системы ценностей. При этом, как отмечал А.Н.Леонтьев, в ситуации полимотивированности один из мотивов становится ведущим, а остальные подчиненными, играющими дополнительную стимулирующую роль.

Мотивы человеческой деятельности, согласно положениям А.Н.Леонтьева, осознаются не всегда. Часть мотивов деятельности осознается, тогда эти мотивы представлены в сознании в виде целей деятельности; но часть мотив из мотивационного комплекса, управляющего деятельностью, не осознается. Неосознаваемые мотивы представлены в нашей психике в виде желаний, влечений. Под влечениями понимается психическое состояние, выражающее недифференцированную или недостаточно осознанную потребность субъекта.

Мотивы человека образуют иерархическую систему. Иерархическая система у каждого человека своя, она индивидуальна. Для одной деятельности мотив, из мотивационной системы человека, может быть доминирующим, смыслообразующим; для другой он же может быть второстепенным, выполнять функцию дополнительной стимуляции. Мотивационная система субъекта имеет свои ведущие мотивы, которые занимают более высокое иерархическое место, даже если они не обладают эффектностью. Иерархические отношения мотивов начинают проясняться в ситуациях конфликта мотивов.

Весь мотивационный комплекс, как правило, не осознается, но всегда проявляется в эмоциональной окраске тех или иных явлений, т.е. в форме эмоционального отражения субъективной ценности и в форме общего эмоционального настроя. Помимо эмоциональной сферы мотивы связаны с процессами познания: восприятием, мышлением, памятью. Когда связь наиболее тесная, тогда мы говорим об осознаваемых мотивах.

Мотивы возникают, развиваются в деятельности. При изменении и расширении круга деятельности происходит развитие мотивов.

В структуре мотива можно выделить несколько блоков.

Блоки структуры мотива:

1. Потребностный блок (биологические, социальные

потребности, долженствование)

2. "Внутреннего фильтра" (интересы склонности, уровень притязания, оценка своих возможностей, нравственный контроль, учет условий достижения целей)

3. Целевой (опредмеченное действие, процесс удовлетворения потребностей, потребностная цель)

Все эти компоненты мотива могут проявляться в сознании человека в вербализованной или образной форме, притом не все сразу. В каждом конкретном случае в каждом блоке может быть взят в качестве основания действия или поступка один из компонентов. Структура же каждого конкретного мотива строится из сочетания тех компонентов, которые обусловили принятое человеком решение.

Мотивы выполняют разнообразные и очень важные для деятельности функции.

Функции мотивов:

1. побуждающая: отражает энергетику мотива, связана с возникновением потребности;

2. направляющая: отражает направленность этой энергии на определенный объект;

3. стимулирующая: связана с продолжением побудительности, отражает напряжение потребности, позволяет говорить о силе мотива;

4. управляющая: мотив планирует действие;

5. организующая: деятельность мысленно организуется, но внешне еще не проявляется;

6. контролирующая: по мнению А. В. Запорожца, эта функция осуществляется не прямо, а через механизм "эмоциональной коррекции": эмоции оценивают личностный смысл происходящих событий и в случае несоответствия этого смысла;
мотиву изменяют общую направленность деятельности личности;

7. структурирующая: важность цели приводит к более тщательному анализу ситуации, элементов задачи, к большей вербализации путей решения задачи и критической из оценки и т.д.;

8. смыслообразующая: деятельность приобретает личностный смысл (переживание субъективной значимости предмета или события, оказавшегося в поле деятельности ведущего мотива).

Философы и криминалисты рассматривают еще отражательную функцию мотива. Это отражение в сознании человека потребностей и целей, средств их достижения и своих возможностей, последствий для себя. Мотивация, с этой точки зрения, отражает все предшествовавшие влияния социальной сферы, то есть по сути — личность. Отсюда, зная структуру мотива, можно судить и о степени социальной зрелости личности.

Наличие смыслообразующей функции и придает деятельности личностный смысл. Личностный смысл – это переживание субъективной значимости предмета или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива; осознанное внутреннее оправдание деятельности. Личность способна создавать ведущие мотивы в контексте той или иной ситуации и деятельности, придавая ситуации и деятельности определенный смысл на основе собственного понимания актуальности и значимости потребности.

Классификация мотивов:

1. Осознанные (интересы, желания, убеждения) и неосознанные (влечение, установки, фрустрационные состояния) мотивы.

2. Биологические и социальные мотивы.

3. Мотивы, соответсвующие видам активности, проявляемой человеком (мотивы общения, игры, учения, мотив власти, успеха, избегания неудач).

4. Кратковременные и устойчивые мотивы

5. Мотивы, по наличию конкретной или неопределенной цели (первичные — с наличием абстрактной цели, вторичные — с наличием конкретной цели).

Осознание мотивов происходит на уровне личности. Для осознания реально действующих мотивов своей деятельности субъект вынуждает идти по «обходному пути», ориентируясь на эмоциональные «метки» событий. Мотивы открываются сознанию путем анализа деятельности, ее динамики. Осознание мотивов есть явление вторичное.

Цель.

Осознание потребности в форме мотива приводит к формированию общей стратегической цели деятельности, способа и результата удовлетворения данного мотива.

Цель – регулятор деятельности.

В теории деятельности цель определяется как прообраз желаемого результата. Имеется в виду сознательный образ. Цель всегда сознательна. Без цели поведение становится импульсивным, плохо управляемым, подчиняющимся непосредственно эмоциям и потребностям. Сознательный образ, т.е. цель удерживается все то время, пока осуществляется действие.

Стратегическая цель деятельности имеет общий характер. Несмотря на это именно она как конечный результат деятельности становится системообразующим, скрепляющим все элементы деятельности.

При осуществлении деятельности происходит развитие и совершенствование человека как субъекта деятельности. Само представление о конечном результате, также изменяется и корректируется.

Цели не ставятся субъектом произвольно. Они даны в объективных обстоятельствах. Выделение и осознание цели длительный процесс. Индивид определяет цель в процессе действия.

Действие.

Цель задает действие, а действие обеспечивает реализацию цели. Формирование и выбор конкретной цели переводит выполнение деятельности на уровень осуществления промежуточных действий. Через характеристику цели можно характеризовать и действие. Сами цели характеризуются чрезвычайным разнообразием, а главное разномаштабностью. Есть крупные цели, которые членятся на более мелкие, частные цели, те могут дробиться на еще более частные цели и т.д. Соответственно, всякое достаточно крупное действие представляет собой последовательность действий низкого порядка.

Действие – относительно законченный элемент деятельности, направляемый на достижение определенной промежуточной осознаваемой цели.

Действие – основная единица анализа деятельности. Сама деятельность является последовательностью действий, которая диктуется логикой социальной и предметной среды.

Совокупность действий, которые структурируются вокруг одного мотива и представляют собой последовательность для реализации крупной цели, называют особенной деятельностью.

Как основной элемент анализа деятельности, действие имеет свои характеристики и структуру, которые отражают принципы теории деятельности.

Характерные особенности действия:

1) Сознательность: действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели, который раскрывается в действии;

2) Поведенческий акт: действие – одновременно и акт поведения, но внешние движения отличаются от чисто моторных актов, как неразрывно связанные с сознанием;

3) Активность: действие активно, оно включает активный компонент в виде цели;

4) Социальность: действие выводит человека в предметный и социальный ми, ибо цель действия в той или иной мере несет социальный элемент.

Действие необходимо должно включать все три компонента: центральный (мыслительный), моторный (двигательный), сенсорный (чувствительный). В различных действиях составляющие его части имеют разную сложность и разный удельный вес. При отсутствии хотя бы одной из частей действие разрушается.

В действии цель реализуется. Для её реализации действие проходит ряд этапов: ориентировочный (управляющий), исполнительный (рабочий), контрольно-корректировочный.

Ориентировочный обеспечивает отражение совокупности объективных условий, необходимых для успешного выполнения данного действия. В ориентировочной части представлены цель, план и средство осуществления предстоящего или выполняемого действия.

Исполнительный осуществляет заданные преобразования в объекте действия.

Контрольный отслеживает ход выполнения действия, сопоставляет полученные результаты с заданными образцами и при необходимости обеспечивает коррекцию как ориентировочной, так и исполнительной частей действия.

Целостное целенаправленное действие осуществляется до тех пор, пока не будет достигнута цель. Однако, в ходе выполнения действия цель может быть скорректирована, или от неё субъект может отказаться. В последнем случае действие также приостанавливается.

Деятельность и действие представляют не совпадающие между собой реальности. Действие – лишь один из элементов деятельности. Одно и то же действие может входить в разные деятельности; действие может переходить из одной деятельности в другую, что свидетельствует об относительной самостоятельности действия.

Действия классифицируются по различным основаниям, таковым относятся

a. по позиции субъекта деятельности;

b. по отношению к предмету деятельности;

c. по разворачиванию деятельности во внешнем или внутреннем планах;

d. по преобладающим психическим процессам;

e. по доминированию творческих или воспроизводящих компонентов.

По позиции субъекта деятельности выделяют действия целеполагания, планирования, программирования, исполнительские, контролирующие. Каждое из действий соотносится с этапом деятельности и реализует его.

По отношению к предмету деятельности выделяют действия основные и вспомогательные.

По разворачиванию во внешнем и внутреннем планах выделяют внешние и внутренние действия. Действие может быть внешним, выполняемым с помощью внешнего двигательного аппарата и внутренним, т.е. совершенным «в уме». Внутренние действия – это действия, выполняемые во внутреннем плане сознания. Внутренние действия иначе называют умственными. Умственные действия обязательно включают моторно-двигательные компоненты. Умственные действия подразделяются на перцептивные (формируют целостный образ восприятия предметов и явлений), мнестические (обеспечивающие запоминание, хранение и воспроизведение информации), мыслительные (обеспечивают решение задачи), имажитивные (способствуют протеканию творческих процессов). Внешние предметные действия направлены на изменения состояния или свойств предметов внешнего мира.

По преобладающим психическим процессам выделяют перцептивные действия (опознание, идентификация); мнестические действия (запечатление, сохранение, фильтрование информации, её структурирование, актуализации); мыслительные действия (проверка, сравнение, анализ, классификация); речевые действия (проговаривание, речевое планирование, пересказ); моторные действия (бег, постановка капельницы, вышивание).

По доминированию творческих и исполнительных компонентов выделяют репродуктивные действия (исполнительные, воспроизводящие) и творческие (действия целеобразования, воссоздания, преобразования).

 

Помимо содержательного аспекта (что должно быть достигнуто или цели) действие имеет свой технический аспект (как, каким способом оно может быть достигнуто). Технический аспект определяется предметными условиями, в которых протекает действие и носит название операции.

Операция.

Действие имеет формы выполнения. Операция – способ выполнения действия. Операция характеризует техническую сторону выполнения действия. То, что называют «техникой», ловкостью, сноровкой, умелостью относят почти исключительно к операциональному уровню.

Характер используемых операций зависит от условий, в которых совершается действие. Под «условиями» подразумеваются и внешние обстоятельства, и внутренние свойства самого действующего субъекта.

Когда мы говорим о конкретном практическом действии, которое протекает в конкретных условиях, то по сути дела мы говорим об операциях и задачах.

Задача – цель, данная в конкретных, определенных условиях.

Описывая процесс решения задачи, необходимо указывать действия и операции, реализующие их.

Планируемое действие и осуществляемое действие отличаются по своему компонентному составу.

I. Планируемое действие: Ц --> Д

II. Осуществляемое действие: Ц в конкретных условиях → Д

т.е. задача → опер. (З à О).

Таким образом, если цель соотносится с абстрактным действием, то задача соотносится с конкретной операцией.

Главное свойство операций – малая осознаваемость или отсутствие осознания.

Действия же имеют сознательную цель и контроль за ходом выполнения действия.

Таким образом, уровень операций заполнен автоматизированными действиями и навыками.

Действия могут переходить в операции и наоборот.

Если действия переходят в операции, то происходит укрупнение единиц деятельности, а самих действий становится меньше. Но возможен и обратный путь – переход операций в действия. В данном случае идет процесс сокращения единиц деятельности; самих действий становится больше. Подобный процесс характерен в патологических случаях или при восстановлении утраченной функции. Например, восстановление ходьбы после сложного перелома.

Операции формируются на основе действий несколькими путями.

Пути формирования операций:

1. Адаптация (прилаживание, непосредственное подражание).

Операции, сформированные адаптацией, практически не осознаются и не могут быть вызваны в сознании, даже при специальных условиях. Как правило, операции сформированные путем адаптации возникают на ранних этапах онтогенеза.

2. Автоматизация.

Возникают из действий путем их автоматизаций. Эти операции находятся на границе сознания. Они могут стать осознаваемыми.

Осознанность – неосознанность операций – свидетельство подвижности границы между операциями и действиями.

 

Психофизиологические функции.

Последним компонентом структуры деятельности являются психофизиологические функции. Психофизиологические функции – физиологическое обеспечение психологических процессов. Это способность к ощущению, образованию следов прошлых воздействий, моторные способности.

Психофизиологические функции выделяются в самостоятельный уровень, т.к. они составляют органический фундамент процессов деятельности. К уровню психофизиологических функций относятся врожденные механизмы, закрепленные генетически, и те, которые созревают в первые месяцы жизни. Без опоры на них невозможны были бы выполнения операций, действий, постановка целей.

Психофизиологические функции – это не только средства осуществления деятельности, выполнения операций, но и необходимые предпосылки деятельности.

Поддержание «исправности», здоровья, сохранности уровня психофизиологических функций важнейшая задача человека.

Приведенная схема целостной целенаправленной деятельности помогает понять роль и характер взаимодействия отдельных психических процессов, состояний и свойств личности в целостной психической жизни человека. Для того чтобы начать действовать, необходимо иметь основание, причину. Такой причиной всякой целенаправленной активности человека является мотив, возникший на основе потребности. Чтобы действовать эффективно, необходимо построить чувственные образы среды, в которой предлагается осуществлять действия. Эту функцию выполняют ощущения, восприятие, представления и воображение. Чувственные образы не могут быть построены без прошлого опыта, который представлен в образах в конденсированном виде. Все эти процессы призваны поставлять материал для построения образа и правила его упорядочивания. Само упорядочивание осуществляют мышление и частично память. Возникший образ уже сложное образование, результат действия многих познавательных процессов. Но он пока не имеет определенного смысла. Чтобы смысл возник, необходимо соотнести образ с мотивом и потребность. Именно потребность и мотив определяют актуальное значение данного объекта или ситуации для субъекта в настоящий момент. Значение может колебаться в некоторых пределах, определенных культурой той социальной среды, в которой сформировалась данная личность. Выбор цели определен действием субъективных факторов, обусловленных опытом личности. Определённую роль в нем играют эмоциональные отношения и состояния личности в момент выбора цели. Они также влияют на оценку значения выбираемой цели действий. При принятии решения о целереализации человек использует логическое мышление, посредством которого он старается представить самому себе и другим логически непротиворечивые и разумные, т.е. соответствующие нормативным требованиям, основания выбора. В процессе целеосуществления он также вынужден, сталкиваясь с препятствиями, решать задачи, опираясь на логическое мышление. В оценке степени совпадения полученного и желаемого результата участвуют и эмоции, которые непосредственно сигнализируют объекту об этом в форме переживания удовольствия или неудовольствия, и мышление, с помощью которого человек выдвигает рациональные основания для констатации такого совпадения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 1082; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.1 сек.