Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды деятельности




Виды человеческой деятельности можно разделить на группы, пользуясь различными основаниями:

o числом, имеющихся у человека мотивов;

o функциональным назначением деятельности;

o направленностью на удовлетворение личных нужд или нужд группы;

o доминированием в деятельности внутренних или внешних компонентов;

o содержанием предметом деятельности.

По числу имеющихся мотивов. Данную классификацию предложил А.Н.Леонтьев, основатель теории деятельности. Каждая деятельность служит удовлетворению той или иной потребности, направляется тем или иным мотивом (предметом потребности). Следовательно, у человека столько деятельностей столько у него потребностей, нашедших свой предмет.

По функциональному назначению деятельности. По своему функциональному назначению (по роли в психологическом развитии человека и его жизни) виды деятельности можно разделить на общение, учёбу, игру, труд. Каждый из названных видов деятельности включает в себя множество её частных вариантов: разные виды общения, разнообразные формы обучения, труда. Все частные виды деятельности, входящие в состав указанных выше групп деятельности объединяет их общая роль в жизни людей. Общение – вид деятельности, цель которого состоит в обмене информацией между людьми, координации их действий и оказании влияний друг на друга. Игра – вид деятельности, выполняющий функции психологического развития человека и обеспечивающий его отдых. Учение можно определить как вид деятельности, направленный на приобретение знаний, умений, навыков и развитие способностей. Труд – вид деятельности, благодаря которому человек обеспечивает свое существование и удовлетворение основных потребностей.

По направленности на удовлетворение нужд отдельной личности или нужд группы людей. Деятельность может быть индивидуально направленной и общественно направленной. Индивидуально направленная деятельность обусловлена, прежде всего, личными нуждами и потребностями человека. Но и в этом случае она продолжает носить общественный характер, т.к. потребности и намерения конкретного человека сформированы в социуме и не могут не носить общественно-социального характера. Общественно направлена деятельность – такая деятельность, которая преимущественно и сознательно рассчитана на оказание определенного воздействия на других людей и общество в целом.

По доминированию в деятельности внутренних или внешних компонентов. В теории деятельности различают внешнюю и внутреннюю деятельность.

Внешняя деятельность представляет собой практические действия, действия с реальными предметами, ее можно наблюдать.

Внутренняя деятельность – «проигрывание» действий в уме, обдумывание поступков, действия с образами предметов. В ходе обдумывания человек представляет какое-то действие свершившимся и смотрит на его следствия. Зачастую функция внутренней работы заключается в том, что она подготавливает внешние действия, экономизирует условия, дает возможность субъекту выбрать нужные действия, избежать грубых ошибок.

Оба эти вида активности тесно переплетены. Внешняя деятельность может переходить во внутреннюю и наоборот. Почему возможны подобные переходы?

Взаимные переходы внешней деятельности во внутреннюю и внутренней во внешнюю возможны, т.к.:

1) Обе деятельности порождаются потребностями.

2) Обе деятельности имеют идентичную структуру.

Внутренняя деятельность, как и внешняя, побуждается эмоциональными переживаниями, имеет свой операционально-технический состав, т.е. состоит из последовательности действий и реализующих их операции. Психофизиологические функции в организации внутренней деятельности выполняют ту же роль, что во внешней деятельности.

3) Существуют механизмы, переводящие внутреннюю деятельность во внешнюю и наоборот.

Внутренняя деятельность представляет собой вторичную деятельность по отношению к внешней. Она произошла из внешней практической деятельности путем процесса интериоризации.

Интериоризация (от латинского interior – внутренний) буквально это переход извне внутрь; переход внешних по своей форме действий с внешними вещественными предметами во внутренние структуры человеческой психики, в структуры внутреннего плана сознания. Иногда интериоризация трактуется расширенно, в смысле любого усвоения информации: знаний, ролей, ценностных предпочтений.

Прежде чем стать часть внутреннего плана сознания действие должно быть совершено во внешней форме, затем переведено в такую внешнюю форму, которая сродни формам и структурам сознания. Речь является тем психическим феноменом, который имеет внешнюю форму и родственен явления сознания. Речь формируется и функционирует как межличностный, социальный процесс. Таким образом, высшие специфические человеческие процессы могут родиться во взаимодействии человека с человеком, т.е. как интерпсихологические, и лишь затем начинают выполняться самостоятельно. При этом некоторые из них утрачивают свою исходную внешнюю форму, превращаясь в интрапсихологические.

В результате интериоризации внешние процессы подвергаются специфической трансформации:

  • обобщаются;
  • сокращаются (возможны даже пропуски отдельных действий и операций);
  • становятся способными к дальнейшему развитию, которое переходит границы возможностей внешней деятельности.

Существует и обратный переход из внутренней деятельности во внешнюю. Это процесс экстериоризации.

Экстериоризация (от латинского exterior, т.е. внешний, наружный) – процесс порождения внешних действий, высказываний и т.д. на основе преобразования ряда внутренних структур, сложившихся на основе интериоризации внешней социальной деятельности человека; вынесение вовне результатов умственных действий, осуществляемых во внутреннем плане, воплощение их в материальном продукте.

В результате экстериоризации внутренние психические процессы и сама внутренняя деятельность становятся

· более конкретными,

· развернутыми,

· утрачивают способность к спонтанному дальнейшему саморазвитию.

При всем сходстве внешней и внутренней деятельности они имеют различия.

Внешняя и внутренняя деятельности различаются:

1) по форме

Во внешней деятельности действия совершаются с реальными, конкретными предметами, а во внутренней – с образами предметов; результат получается воображаемый;

2) по происхождению

Внешняя деятельность первична, она порождает внутреннюю.;

3) по степени обобщенности

Внутренняя более обобщенна, внешняя – более конкретна.

4) по степени развернутости

Внешняя деятельность в большей степени развернута, чем внутренняя, которая может считаться сокращенной по сравнению с внешней;

5) по степени возможности к модификации

Внутренняя деятельность имеет значительно большее число степеней свободы завершения.

Примеры внутренней деятельности:

· перцептивная деятельность;

· мнестическая;

· интеллектуальная и т.д.

Во внутренней деятельности возникают образы среды и образы действия, т.е. ориентировочная основа деятельности. На основании ориентировочной основы действия происходит управление поведением.

 

Деятельность человека имеет сложный функциональный и структурный характер. Она имеет свои истоки, «причины», относительно определенную структуру и функциональную организацию. Её состав многокомпонентен. Деятельность как сложное многоаспектное явление может быть проанализировано с нескольких позиций.

Позиции анализа, рассмотрения деятельности:

1) генетический аспект;

2) структурно-функциональный аспект;

3) динамический аспект.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 863; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.