Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модуль - 1. Введение и музеи США




Структура и содержание учебных занятий

(Темы дисциплины, их краткое содержание и виды занятий)

Междисциплинарная связь изучаемых модулей с обеспечиваемыми

(последующими) дисциплинами

Код (наименование) модуля Наименование обеспечиваемой (последующей) дисциплины
Модуль 1- Модуль 2 – Музееведение (История музейного дела) – Музееведение (Теория музейного дела)

Цель модуля – сформировать у студентов представление об истории становления музея как социокультурного института. Продемонстрировать историю становления музейного дела в США. Выявить специфические особенности возникновения и развития музеев США в сравнении с музеями Европы. Осветить основные стороны деятельности и охарактеризовать коллекции наиболее крупных и значимых музеев США. Проанализировать их роль в социокультурном пространстве.

Тема 1. Введение: История становления музея как социокультурного института (лекция – 1 ч.).

Музей в истории мировой культуры: предмузейный этап (Античность, Средние века); становление музея как социокультурного института в эпоху Возрождения; социально-экономические и политические ихзменения в странах Европы в XVII – XVIII веках и развитие музейного дела; эволюция музея на протяжении XIX – XX веков. Современный музейный «ландшафт»: обзор современного состояния мирового музейного дела.

 

Тема 2. Музеи США: история выделения музейного дела в самостоятельную отрасль культуры и создание первых музеев (лекция – 2 часа, семинар – 1 час).

Распространение в Новом свете с XVI века культуры европейского типа. Появление первых музеев в Чарлстоне и Филадельфии в XVIII веке. 1870-е годы как время создания крупнейших американских музеев: Метрополитен в Нью-Йорке, Смитсоновский институт в Вашингтоне, Музей изящных искусств в Бостоне, Филадельфийский художественный музей, Чикагский институт искусства. Музей Метрополитен в Нью-Йорке как «музей-гигант»: история музея, особенности организационной структуры, характеристика коллекции (лекция – 2 ч., семинар – 1 ч., в т.ч. тек. контр. – 15 мин.).

Задание к семинарскому занятию: прочитать часть монографии К. Хадсона, посвященную музеям США (Хадсон К. Влиятельные музеи. Новосибирск, 2001. С. 56 – 63) и часть монографии Т.Ю. Юреневой, посвященной истории музейного дела США (Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. М., 2003. С. 255 – 272).

Интерактивное семинарское занятие на тему «Музеи США: особенности концепции и организационной структуры»: дискуссия со студентами на основе прослушенных лекций и изучения монографий К. Хадсона и Т.Ю. Юреневой по теме «История музейного дела США». Написание письменной работы на тему «Музейное дела США: основные характеристики» (15 мин.).

Рекомендуемая литература для подготовки к семинару по темам 1 – 2 модуля1:

(основной список)

· Асоян Н.И. Художественные музеи Америки // США: экономика, политика, идеология. 1991. № 2. С. 78.

· Панас К.И. Художественный музей Метрополитен. М., 1982.

· Поршнев В.П. Мусей в культурном наследии античности. СПб., 2006.

· Хадсон К. Влиятельные музеи. Новосибирск, 2001. С. 56 – 63.

· Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. М., 2003. С. 255 – 272.

(дополнительный список)

1. Art Museums of the World. Vol. I – II. New York, 1987.

2. Каган М.С. Музей в системе культуры // Вопросы искусствознания. 1994. № 4. С. 445 – 460.

3. Ревякин В.Н. Музеи мира: Архитектура. М., 1993.

4. Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры. СПб., 2008.

 

Тема 3. Вашингтонская национальная галерея: история создания и формирования коллекции (лекция – 1 ч.).

Частная инициатива как одна из ключевых характеристик развития музейного дела США. Эндрю Меллон как коллекционер и меценат. Секретные переговоры с советским правительством и приобретение двадцати одного шедевра из Эрмитажа. Расширение музейного пространства. Восточное крыло Вашингтонской национальной галереи как пример современной музейной архитектуры.

 

Тема 4. Американские музеи современного искусства: эволюция концепции (лекция – 2 ч., семинар – 1 час).

Музей современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке как первый музей современного искусства с модернистской концепцией. Музей современного американского искусства Уитни: методы комплектования собрания. Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке и международная сеть музеев Гуггенхайма.

Задание к семинару: повторить пройденный материал. Ориентироваться в темах «История становления музея как социокультурного института», «Музейное дело США в XIX веке», «История создания, организационная структура и шедевры музея Метрополитен в Нью-Йорке», «Эндрю Меллон и коллекция Вашингтонской национальной галереи», «Музеи современного искусства в Нью-Йорке».

Интерактивная часть семинара: подведение итогов пройденному материалу в форме дискуссии со студентами на основе просмотра визуального материала (презентация Power Point) (0,5 часа). Тест по пройденному материалу в письменной форме (0,5 часа).

 

Рекомендуемая литература для подготовки к семинару по темам 3 – 4 модуля 1:

(основной список)

1. Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. М., 2003.

2. Пфайфер Б. Френк Ллойд Райт. Архитектура демократии. М., 2006.

 

(дополнительный список)

1. Аркио Т. Музей современного искусства и взаимоотношения с аудиторией и обществом // Искусство ХХ века. итоги столетия. Избранные материалы конференции. Декабрь 1999 года. СПб., Государственный Эрмитаж, 2003. С. 5 – 10.

2. Мауджери М. Шедевры живописи. Музеи и коллекции Европы и Америки. СПб., 1997.

3. Hudson K. A Social History of Museums. London, 1975.

4. Altshuler B. Collecting the New: A Historical Introduction // Collecting the New. Museums and Contemporary Art. Edited by Altshuler B. UK, 2005. P. 1 – 14.

5. Art in Our Time. The Chronicle of The Museum of Modern Art. Edited by H. S. Bee and M. Elligot. New York, 2004.

 

Тема 5. Музеи частных коллекций США: от личных собраний до крупных историко-художественных музеев (лекция – 2 ч.).

Собрание Фрика в Нью-Йорке: история создания и состав собрания. Музей Гетти в Лос-Анджелесе и его закупочная деятельность. Музей Изабеллы Гарднер в Бостоне и музей Барнса в Филадельфии: оригинальные решения экспозиции.

 

Итоговый контроль по модулю 1 «Введение и музеи США» (семинар – 2 часа): После изучения модуля предполагается итоговый семинар по пройденному материалу в форме промежуточного экзамена. Экзамен состоит из двух частей: устного ответа студента на один из вопросов списка и беседы со студентом по пройденному материалу на основе просмотра визуального ряда (слайдов с видами музейных зданий и отдельных экспонатов из музейных коллекций). По результатам промежуточного экзамена студент получает оценку. Экзамен считается сданным при получении студентом положительной оценки («удовлетворительно», «хорошо», «отлично»).

 

Контрольные вопросы к модулю 1 «Введение и музеи США»:

1. История создания первых музеев США.

2. Музеи современного искусства в Нью-Йорке: МоМА (Музей современного искусства), музей Гуггенхайма.

3. Экспозиционная концепция МоМА в Нью-Йорке. Деятельность его первого директора Альфреда Барра.

4. Музеи частных коллекций США. Состав собраний и специфика экспозиций.

5. Музей Барнса в Филадельфии. Особенности правового статуса музея. Работа с посетителями. Специфика репрезентации коллекции. Состав собрания.

6. Коллекция Фрика в Нью-Йорке. Экспозиционное решение, характеристика коллекции.

7. Музей Уитни в Нью-Йорке. Проблема комплектования коллекции современного искусства. Экспозиционное решение.

8. Музей Метрополитен. История, коллекции, архитектура, работа с посетителями.

9. Музеи Смитсоновского института в Вашингтоне: история, профили музея, новые экспозиции.

10. Вашингтонская национальная галерея. Истрия создания музея и общая характеристика собрания.

11. Шедевры из Эрмитажа в собрании Вашингтонской национальной галереи. История распродажи советским правительством музейных ценностей в 1929 – 1934 годах.

12. Международные системы музеев. Музеи Гуггенхайма (Нью-Йорк, Венеция, Бильбао, Берлин).

 

Требования к освоению материала модуля 1 «Введение и музеи США»:

1. Общая характеристика музейной сферы в данной стране.

2. История создания музея.

3. История формирования музейной коллекции.

4. Общая характеристика музейной коллекции.

5. Несколько экспонатов из музейного собрания и их характеристика.

6. Узнавать по иллюстрациям музейные здания и отдельные экспонаты.

 

Задание для самостоятельной работы к модулю 1 «Введение и музеи США»:

Заполнить первую часть таблицы «Музеи мира».

Музеи для включения в таблицу (к окончанию модуля 1«Введение и музеи США»):

1. Метрополитен (Нью-Йорк)

2. МоМА (Музей современного искусства) (Нью-Йорк)

3. Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк)

4. Музей Уитни (Нью-Йорк)

5. Коллекция Фрика (Нью-Йорк)

6. Музеи Смитсоновского института (Вашингтон)

7. Национальная галерея (Вашингтон)

8. Музей Изабеллы Гарднер (Бостон)

9. Музей Барнса (Филадельфия)

10. Музей Гетти (Лос-Анджелес)

 

Литература к модулю 1 «Введение и музеи США»:

(основной список)

1. Асоян Н.И. Художественные музеи Америки // США: экономика, политика, идеология. 1991. № 2. С. 78.

2. Панас К.И. Художественный музей Метрополитен. М., 1982.

3. Хадсон К. Влиятельные музеи. Новосибирск, 2001. С. 56 – 63.

4. Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. М., 2003. С. 255 – 272.

5. Поршнев В.П. Мусей в культурном наследии античности. СПб., 2006.

6. Пфайфер Б.Б. Френк Ллойд Райт. Архитектура демократии. М., 2006.

(дополнительный список)

1. Аркио Т. Музей современного искусства и взаимоотношения с аудиторией и обществом // Искусство ХХ века. Итоги столетия. Избранные материалы конференции. Декабрь 1999 года. СПб., Государственный Эрмитаж, 2003. С. 5 – 10.

2. Каган М.С. Музей в системе культуры // Вопросы искусствознания. 1994. № 4. С. 445 – 460.

3. Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры. СПб., 2008.

4. Мауджери М. Шедевры живописи. Музеи и коллекции Европы и Америки. СПб., 1997.

5. Ревякин В.Н. Музеи мира: Архитектура. М., 1993.

6. Altshuler B. Collecting the New: A Historical Introduction // Collecting the New. Museums and Contemporary Art. Edited by Altshuler B. UK, 2005. P. 1 – 14.

7. Art in Our Time. The Chronicle of The Museum of Modern Art. Edited by H. S. Bee and M. Elligot. New York, 2004.

8. Art Museums of the World. Vol. I – II. New York, 1987.

9. Art Museums of the World. Vol. I – II. New York, 1987.

10. Hudson K. A Social History of Museums. London, 1975.

11. Munhall E. The Frick Collection. New York, 2007.

Список веб-сайтов к модулю 1 «Введение и музеи США»:

1. Smithsonian Institution http://www.si.edu

2. The Metropolitan Museum www.metmuseum.org

3. Guggenheim Museum http://www.guggenheim.org

4. MoMA The Museum of Modern Art http://www.moma.org

5. The Whitney Museum http://www.whitney.org

6. American Museum of Natural History http://www.amnh.org

7. The Frick Collection http://www.frick.org

8. Getty Museum http://www.getty.edu

9. The Art Institute of Chicago http://www.artic.edu

10. The Barnes Foundation www.barnesfoundation.org

11. Isabella Stewart Gardner Museum www.gardnermuseum.org

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1578; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.