Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поддерживающее окружение и развитие грудного ребенка




Условия для формирования здоровой психики ребенка

Основные принципы материнского поведения

Материнское поведение не является чем-то абстрактным, а проявля­ется в конкретных действиях матери в ответ на потребности ребен­ка. Исходя из особенностей психики новорожденного и грудного ре­бенка, материнская забота должна выражаться в следующем:

1. Обеспечение малышу чувства полной безопасности (поддерживающее окру-

жение), поскольку только ощущение защищенности является гаран­том развития здоровой психики. Ухаживая за новорожденным, следу­ет учитывать, что, пережив родовой стресс, он, как и всякий человек, переживший тяжелое потрясение, нуждается в многократном и даже постоянном подтверждении того факта, что он находится в безопас­ности. Поэтому матери необходимо доказать ребенку, что она всегда рядом и всегда придет к нему на помощь. Всякий крик малыша не должен оставаться без эмоционального отклика матери — даже если она ничем не может помочь ребенку, она должна носить его на руках, сопереживать ему и стараться утешить.

2. Продолжение атбиотического единства матери и ребенка, выражающееся

в продолжении практически непрерывного физического и эмоцио­нального контакта между ними, грудном вскармливании и сохране­нии элементов внутриутробной жизни.

3. Адаптация матери к психофизиологическим потребностям новорожден-

ного и к особенностям его возрастного развития; своевремен­ные изменения в уходе и воспитании грудного ребенка. Кроме этих основных принципов, материнское поведение выражает­ся в ряде определенных действий. Подробнее элементы материнско­го поведения мы будем рассматривать ниже, говоря о мягкой адапта­ции новорожденного к условиям внеутробного существования и об уходе за ним.

Исходя из содержания бессознательного опыта новорожденного, со­стояния его психики и потребностей развития, а также из его взаи­мосвязей с матерью, можно определить, какие именно необходимы условия для формирования здоровой психики ребенка. Можно выде­лить следующие условия:

1. Поддерживающее окружение, обеспечивающее благоприятные ус­ловия для развития ребенка.


2. Мягкая адаптация новорожденного к новым условиям существо­вания и создание у него благоприятного впечатления о внешнем мире.

3. Исключение ошибок в уходе за новорожденным и грудным ребенком.

Из психологии эмоционального развития известно, что процесс взросления невозможен без поддерживающего окружения. Известно также, что для реализации врожденных потенциальных возможнос­тей, заложенных в индивидууме, необходимы соответствующие ок­ружающие условия. При отсутствии благоприятных условий самые богатые врожденные способности не получат возможности про­явиться. Поддерживающее окружение новорожденного И грудного ребенка складывается из материнской опеки, поддержки родствен­ников, помощи специалистов и взаимоотношений матери с другими матерями.

Материнская опека. В самом начале жизни ребенка он находится в абсолютной за­висимости от опекающего его взрослого человека, как правило, от матери. Именно от нее зависит, какие условия для своего малыша она сумеет создать, чтобы реализовался его интеллектуальный и духов­ный потенциал. Но именно мать имеет наилучшие возможности для решения этой задачи, поскольку она обладает способностью перено-сить на себя состояние ребенка, а ребенок чувствует свое единство с ней и полную зависимость от ее «я».

Поддержка родственников. Однако не только мать принимает участие в создании благоприятной окружающей среды для развития младенца. В этом принимают участие и отец ребенка, бабушки, дедушки и другие род­ственники, которые приходят в дом, где есть младенец. Мать не мо­жет в достаточной степени посвятить себя заботам о ребенке, если она находится в состоянии неуверенности, испытывает серьезные бытовые неудобства, переживает стресс или депрессивное состоя­ние. В неблагоприятной семейной обстановке мать будет вынужде­на отвлекаться от состояния материнской сосредоточенности, что­бы заботиться о собственном выживании. Поэтому все, кто ее окру­жает, прямо или косвенно влияют на ту атмосферу, в которой растет ребенок.

Поддержка специалистов. Помимо родственников немаловажное влияние в создании поддерживающего окружения оказывают специалисты. И первые,
от кого это зависит, — это акушеры и педиатры родильного дома. Не­
маловажное значение имеет также поддержка педиатров детской поликлиники, консультантов по грудному вскармливанию и других спе­циалистов, к которым мать может обратиться за помощью в случае проблем или сомнений. Очень важно, чтобы матери, обращаясь к специалисту по какому-либо конкретному вопросу, не приходилось спорить с ним относительно общих подходов к воспитанию. Давле­ние и некорректные действия специалистов по отношению к матери становятся для нее серьезным неудобством и часто побуждают скры­вать свои действия и избегать неприятных контактов. Такие взаимо­отношения, например, с врачом могут создать вокруг ребенка обста­новку нервозности и нанести ему тем самым прямой вред. Общение с другими матерями. Имея поддержку родственников и консультируясь с грамотными и корректными специалистами, мать тем не менее мно­гие решения принимает самостоятельно. И здесь кроется опасность реализации непродуманных решений, которые связаны с элементар­ной неопытностью и недостатком знаний. Гарантией того, что мать будет более осмотрительна и осторожна в реализации решений, а до­пущенные ошибки будут замечены и исправлены, является постоян­ное общение молодой матери с другими матерями, имеющими ма­леньких детей. При этом очень важно, чтобы матери, общающиеся с молодой мамой, придерживались сходных с ней взглядов на воспи­тание грудного ребенка и имели положительный опыт ухода, грудно­го вскармливания и воспитания малыша.

Характер человеческого окружения вокруг матери и ребенка очень важен для полноценного материнства и благополучно­го детства. Без благоприятного человеческого окружения ре­бенок не может развиться до уровня человеческой личности. Живые человеческие отношения с их несовершенством, ошибками и стремлением эти ошибки исправить невозмож­но заменить никакими другими механическими средствами. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы молодая мать, давая под­держку своему новорожденному ребенку и заботясь о нем, сама находилась в кругу забот родных и близких ей людей, а также специалистов, заботящихся о здоровье ее ребенка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.