Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные теоретические сведения. В современной практике публичного общения выделяют сле­дующие роды красноречия: социально-политическое




СОВРЕМЕННАЯ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕЧЬ

Тема 5

В современной практике публичного общения выделяют сле­дующие роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное (церковно-богословское). Род красноречия - это область ораторского искусства, характеризующаяся наличием определенного объекта речи, специфической системой его разбора и оценки. Результатом дальнейшей дифференциации на осно­вании более конкретных признаков являются виды или жанры. Эта классификация носит ситуативно-тематический характер, так как, во-первых, учитывается ситуация выступления, во-вторых, тема и цель выступления. К социально-политическому красноречию относятся выступления на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, этико-нравственные темы, выступления по вопросам научно-технического прогресса, отчетные доклады на съез­дах, собраниях, конференциях, дипломатические, политические, во­енно-патриотические, митинговые, агитаторские, парламентские речи.

Петр Аркадьевич Столыпин - известный политический дея­тель царской России. Родился 5 апреля 1862 г. в Дрездене, в семье, принадлежавшей к старинному русскому роду, известному с XVI в. Дед по линии матери, князь Горчаков, был главнокомандующим рус­ской армией в годы Крымской войны. Петр Аркадьевич приходился троюродным братом М. Ю. Лермонтову.

П. А. Столыпин окончил Виленскую гимназию. В 1881 г. посту­пил на физико-математический факультет Петербургского универси­тета, по окончании которого избрал карьеру чиновника, став служа­щим Министерства государственных имуществ. В 1889 г. он перешел в Министерство внутренних дел. С этого времени начинается его стремительное восхождение по служебной лестнице. В 1889 г. он уездный предводитель дворянства, в 1906-м - министр внутренних дел, а с 8 июля 1906 г. совмещает этот пост с должностью председа­теля Совета Министров.

Назначение Столыпина на столь высокую должность не прошло незамеченным. Даже самые непримиримые оппоненты были вынуж­дены признать, что на этот раз российское правительство возглавил одаренный, сильный, незаурядный человек. В основу своей государ­ственной деятельности П. А. Столыпин положил принцип, высказан­ный еще основателем государственной школы Б. Н. Чечериным: "Ли­беральные реформы и сильная власть". Официально было объявлено о следующем курсе преобразований: свобода вероисповеданий, непри­косновенность личности и гражданское равноправие в смысле "устра­нения ограничений и стеснений отдельных групп населения", преоб­разование местных судов, реформа средней и высшей школы, поли­цейская реформа, преобразование земства, подоходный налог, "меры исключительной охраны государственного порядка".

Столыпин был, наверное, единственным из министров царского правительства, кто не терялся в Думе, выступая с ответами по самым разным депутатским запросам. Он был хорошим оратором, на трибуне держался достойно, корректно, твердо, хладнокровно отвечал на вы­пады. Хотя аудитория иногда была настроена к нему настолько враж­дебно, что из-за шума в зале П. А. Столыпин не мог начать выступле­ние в течение 10-15 минут. Когда же он начинал говорить, зал Таври­ческого дворца напоминал театр: депутаты "справа" устраивали бур­ные овации и кричали "браво", депутаты "слева" топали ногами и шу­мели. И все-таки достичь максимального результата Столыпину помо­гали не громкие фразы, угрозы и крики, а глубокая вера в правоту своей точки зрения, идеалов и идей, которым он служил.

Вопросы и задания

1. Прочитайте материалы о выступлениях П. А. Столыпина. Используя ос­новные теоретические сведения и эти материалы, составьте риторический портрет политика (нарисуйте его образ как оратора)

Вот что пишет о Столыпине в книге "Люди и политика" его со­временник В. Б. Лопухин: "Справедливости ради позволю себе еще отметить одно его качество, как хотите, привлекательное в сознании человечества поныне с самых отдаленных времен. Это бесстрашие.

Достаточно известен эпизод, когда Столыпин в относительно скром­ной роли саратовского губернатора в ту пору, когда губернаторов от­стреливали, как куропаток, врезался в бунтующую толпу. На него на­ступает человек с явно агрессивными намерениями, с убийством во взгляде. Столыпин бросает ему на руки снятое с плеч форменное пальто с приказанием, отданным так, как умеет повелевать одно толь­ко уверенное в себе бесстрашие: "Держи". Ошеломленный "убийца" машинально подхватывает губернаторское пальто. Его руки заняты. Он парализован. И уже мыслью далек от кровавой расправы. Столы­пин спокойно держит речь загипнотизированной его мужеством тол­пе. И он и она мирно расходятся".

Выступая в Думе по вопросу о мерах борьбы с революционным терроризмом, Столыпин говорил: "Правительство будет приветство­вать всякое открытое разоблачение какого-либо неустройства... но иначе должно правительство относиться к нападкам, ведущим к соз­данию настроения, в атмосфере которого должно готовиться открытое выступление. Эти нападки рассчитаны на то, чтобы вызвать у прави­тельства, у власти паралич и воли, и мысли, все они сводятся к двум словам, обращенным к власти: "Руки вверх". На эти два слова, госпо­да, правительство с полным спокойствием, с сознанием своей правоты может ответить только двумя словами: "Не запугаете".

Оправдывая активную переселенческую политику, которая по­могала несколько снять остроту аграрного вопроса в центре России, Столыпин говорил: "Дальше едешь -тише будешь!"

2. Одной из лучших речей Столыпина была речь во II Думе 10 мая 1907 г. по земельному вопросу. Сформулируйте основную мысль фрагмента, найдите и квалифицируйте риторические приемы, отметьте эффективность их воздействия.

...Необходимо дать возможность способному, трудолюбивому крестьянину, т. е. соли земли русской, освободиться от тех тисков, от тех теперешних условий жизни, в которых он в настоящее время на­ходится. Надо дать ему возможность укрепить за собой плоды трудов своих и предоставить их в неотъемлемую собственность... В настоя­щее время государство у нас хворает: самой больной, самой слабой частью, которая хиреет, которая завядает, является крестьянство. Ему надо помочь. Предлагается простой, совершенно автоматический, со­вершенно механический способ: взять и разделить все 130 000 суще­ствующих в настоящее время поместий. Государственно ли это? Не напоминает ли это историю Тришкина кафтана - обрезать полы, что­бы сшить из них рукава? Господа, нельзя укреплять больное тело, питая его вырезанными из него самого кусками мяса; надо дать толчок организму, создать прилив питательных соков к больному месту, и то­гда организм осилит болезнь; в этом должно, несомненно, участвовать все государство, все части государства должны придти на помощь той его части, которая в настоящее время является слабейшей. В этом смысл государственности, в этом оправдание государства, как одного социального целого... противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического про­шлого России, освобождения от культурных традиций.

Вам нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия!

3. Прочитайте отрывки из речи П. А. Столыпина на заседании Государст­венной Думы 5 декабря 1908 г. при обсуждении земельного законопроекта об устройстве крестьян. Какие доводы применяет автор для эффективного воздейст­вия на слушателей? Какие приемы и с какой целью он использует?

Господа, нужна вера. Была минута, и минута эта не далека, ко­гда вера в будущее России была поколеблена, когда нарушены были многие понятия; не нарушена была в.эту минуту лишь вера царя в си­лу русского пахаря и русского крестьянина! Это было время не для колебаний, а для решений... Неужели не ясно, что кабала общины и гнет семейной собственности являются для 90 миллионов населения горькой неволей? Неужели забыто, что этот путь уже испробован, что колоссальный опыт опеки над громадной частью нашего населения потерпел уже громадную неудачу. Нельзя, господа, возвращаться на этот путь, нельзя только на верхах развешивать флаги какой-то мни­мой свободы. Необходимо думать и о низах, нельзя уходить от черной работы, нельзя забывать, что мы призваны освободить народ от ни­щенства, от невежества, от бесправия... Нельзя, господа, идти в бой, надевши на всех воинов броню или заговорив всех их от поранений. Нельзя, господа, составлять закон, исключительно имея в виду слабых и немощных. Нет, в мировой борьбе, в соревновании народов почет­ное место могут занять только те из них, которые достигнут полного напряжения своей материальной и нравственной мощи. Поэтому все силы и законодателя, и правительства должны быть обращены к тому, чтобы поднять производительные силы источника нашего благосос­тояния - земли. Применением к ней личного труда, личной собствен­ности, приложением к ней всех, всех решительно народных сил, необ­ходимо поднять нашу обнищавшую, нашу слабую, нашу истощенную землю, так как земля - это залог нашей силы в будущем, земля - это Россия.

4а.. Прочитайте отрывок из книги А. Г. Алтуняна "От Булгарина до Жириновского".

Лозунг в политическом дискурсе вызывает большой интерес ис­следователей. В словаре С. И. Ожегова лозунг толкуется как призыв, обращение, в лаконичной форме выражающее руководящую идею, политическое требование, или плакат с таким требованием. Однако по происхождению это немецкое слово (losung), и традиция лозунга -общеевропейская. До недавнего времени лозунг рассматривался обычно как чисто лингвистическая конструкция, основная характери­стика которой - ее модальность: лозунг - это утверждение, запреще­ние или призыв. Функция лозунга при этом мыслилась исследовате­лями исключительно как передача потенциальной аудитории некото­рой информации, определенным образом организованной. Лозунг, следовательно, рассматривался только как сообщение-декларация.

Однако функции лозунга на этом не исчерпываются. Лозунг представляет собой также словесную реализацию определенного комплекса идей. "Восприятие лозунга происходит всегда в контексте жизни, в контексте актуальных в тот или иной момент образов, идео­логических конструкций. Этот контекст может быть шире или уже, разной степени глубины у разных воспринимающих, но он всегда су­ществует". Поэтому лозунг может быть понят и интерпретирован только с учетом оценки актуального для его создания и времени функционирования идейного контекста.

Любой образ имеет свою логику. Предлагая тот или иной образ в качестве объяснения действительности, идеолог - создатель лозун­га - добивается, чтобы восприятие действительности у потенциальной аудитории лозунга шло в соответствии с логикой, задаваемой этим образом. Следовательно, лозунги - не только декларации; образы ло­зунгов имеют свою логику, в соответствии с которой достраивается оппозиция, эксплицитно в тексте лозунга отсутствующая. То есть не­обходимо понять логику образа, не являющуюся исключительно функцией структуры. Достроить оппозицию, не противоречащую ис­торической реальности, позволит только знание исторического, идео­логического контекста. Например, использование образа "плотины" имеет в России свою традицию. В 1810 г. П. И. Кутузов писал мини­стру просвещения А. К. Разумовскому, что сочинения Карамзина "ис­полнены вольнодумческого и якобинского яда", правительству необ­ходимо поставить "оплот сей тлетворной воде, всякое благочестие по­топить угрожающей". А в 1832 г. будущий министр народного про­свещения С. С. Уваров с помощью образа "плотины" объяснял назначение своей триады "Самодержавие. Православие. Народность". Он считал, что идеи, наполнявшие его формулу, смогут стать "оплотом", "интеллектуальными плотинами против так называемых "европейских идей". Плотина всегда необходима против чего-то. Уварову "оплот" был необходим против парламентаризма, конституционного устрой­ства. То есть логика образа с необходимостью требует существования "врага мира" и как разрешения конфликта - борьбы с ним. Следова­тельно, в лозунге не только утверждается позитивное начало, но и формируется образ агрессора.

Вспомним лозунг, с которым победили большевики в 1917 г.: "Землю - крестьянам! Фабрики - рабочим! Мир - народам!" Если ис­ходить только из внутренней структуры и содержания лозунга, то единственный признак, которым наделен его объект, - это принад­лежность к определенному социальному слою. Поскольку необходи­мо существование внутренней оппозиции по отношению к утвер­ждаемой в лозунге пр01рамме, то должен быть еще один социальный слой, рассматривающийся как претендент, например, на землю: от­дать землю крестьянам, а не... Ответ очевиден: оппозиция крестья­нам - помещики, владевшие землей. Это их собственность на землю оспаривал лозунг.

Однако, кроме реальности социальной, есть еще реальность идейная, то есть тот набор идей, который определял различные под­ходы к решению проблемы собственности на землю. Эти идеи пре­творялись в политические программы: передать землю в муниципаль­ную, государственную собственность, обновить институт общины. В России 1917 г. на этот вопрос было несколько ответов, и лозунг "Зем­лю - крестьянам!" - лишь один из них. Шел спор и только в его кон­тексте лозунг можно понять. За каждой из реплик (а лозунг и был ре­пликой, а не окончательным ответом) в этом споре стоят не только интересы слоя, класса (реальность социальная), но и конкрегные идеи, представления, бытовавшие в то время в обществе.

 

4б. Вы познакомились с рядом понятий, необходимых для анализа полити­ческих лозунгов, а именно: "комплекс идей", "спор", "оппонент", "реплика". Оп­понент может быть не один, а спор не диалогичен, а многоголосен. Число оппонентов ограничено числом актуальных альтернатив - ответов, претендующих на окончательное решение того или иного волнующего общество вопроса. Опираясь на эти понятия, проанализируйте политические лозунги, содержащиеся в отрывках из речей П. А. Столыпина. Попытайтесь самостоятельно создать лозунги на актуальные темы: "Легко ли быть молодым?", "Беларусь и мировое сообщество", "Рачительное использование природных богатств", "Расширение речевой агрессии и засорение языка", "Беларусь для белорусов?", "Куда пойти учиться?", "Как избежать безработицы", "Современная женщина: семья или карьера?", "Реформа образования".




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 988; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.