Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экология городов Приморья




Экологическое состояние городов Приморья нагляднее всего представить на примере г. Владивостока, т.к. из всех урбанизированных районов края он является наиболее староосвоенным. Соответственно он подвергается самой высокой в Приморском крае «очень сильной» антропогенной нагрузке (Долговременная программа…, 1993), которая учитывает самую высокую плотность населения (767 человек на кв. км), значительную промышленную нагрузку (12 баллов) при средней степени с/х нагрузки (9 баллов). Развиваясь навстречу друг другу, г. Владивосток вместе с шахтёрским г. Артёмом сформировали к концу XX века Владивостокско-Артемовскую городскую агломерацию.

Только во Владивостоке население составляет 610 тыс. человек (на 1 января 2009 г.), а если учесть население г. Артёма, то здесь в настоящее время проживает до 800 тыс. человек.

Экономический потенциал Владивостока на 70% определяют «морские» отрасли (Окружающая среда…, 1998), сконцентрированные в береговой полосе: базы и предприятия военно-морского флота, судостроительные и судоремонтные заводы, а также предприятия энергетики, радиоэлектронной, приборостроительной, химической, рыбной и пищевой промышленности, стройиндустрии, мощная транспортная инфраструктура. Уже в 1900 году город насчитывал 20000 жителей и его посещало 436 судов в год, но еще раньше к 1885 году те леса, где обитали тигр и дикий кабан (на острове Русском и полуострове Муравьева-Амурского), были вырублены. Известный писатель Александр Максимов об этом с горечью писал: «… На местах, где возвышался недавно богатый строевой, и даже мачтовый лес, в настоящее время одиноко печально торчат безобразные, обгорелые пни… Печальный обыденный результат хищнического отношения людей к богатству природы…» (Владимирский, 2000, с. 91).

Среднегодовые концентрации NO² и Вв (пыли) превышают ПДК во всех городах Приморья (Долговременная программа…,1993), но особенно неблагоприятная ситуация в городах: Владивостоке, Артёме, Уссурийске, Спасске-Дальнем, Рудной Пристани, Большом Камне, Находке, Партизанске. Большая их часть располагается в южной части края. Среди них краевой центр имеет максимальное загрязнение атмосферы. Предприятиями города ежегодно было выбрасывается до 65 тыс. т ЗВ. Среди них такие, как пыль (ВВ), окислы серы, азота, углерода, а также аммиак, солярная кислота, углеводороды, фтор, бензапирен, ксилол, окислы свинца, меди, марганца, хрома.

Назовем обстановку загрязнения воздуха по самым основным поллютантам.

Пыль: повсеместно превышает ПДК с максимальным значением 22,7 раза в центре города. При этом пылевая нагрузка колеблется от 300 до 600 г/км2 в сутки.

Двуокись серы: из газообразных и жидких веществ на неё приходится 63%. Максимальная величина достигает 7,2 ПДК.

Двуокись азота: максимальное содержание достигает 34,5ПДК.

Оксид углерода: его значения достигают 13 ПДК.

Соединения свинца: до 2,6 ПДК.

Заметим, что по какому-либо из этих поллютантов ежедневно фиксируется превышение ПДК. В годовом цикле загрязнения выделяются два максимума содержаний – осенью (октябрь-ноябрь) и зимой (декабрь-январь) и один минимум – весной (март).

Примененный в 1985 и 1989 гг. в г. Владивостоке метод лихеноиндикации позволил получить интегральную оценку состояния приземного слоя атмосферы и выделить на территории города четыре зоны поражения (Окружающая среда…, 1998): I – зона лишайниковой пустыни; II – зона максимального загрязнения; III – зона среднего загрязнения; IV – зона незначительного загрязнения.

I зона включает локальные участки центра города с максимальной концентрацией движения автотранспорта, предприятий и учреждений, где лишайники полностью отсутствуют. Это обусловлено как высоким содержанием токсикантов в воздухе, так и физико-географическими условиями (выносом ЗВ через эти участки ветрами из других районов города).

II зона охватывает большую часть территории города, на которой располагаются различные предприятия, а также участки пригорода, прилегающих к основным автомагистралям. В этой зоне на древесной растительности отмечено от 1 до 7 видов лишайников с общим покрытием от 6 до 10%.

III зона включает территорию с естественной растительностью северо-восточной части города и локальных участков парков центра города. На распространение лишайников в ней оказывают влияние источники загрязнения зон I и II. Здесь отмечены 7–15 видов лишайников с общим покрытием 30–40%.

IV зона охватывает площади с естественной растительностью северной лесопарковой части города. Здесь лишайники представлены наибольшим числом видов с покрытием стволов > 50%.

Наиболее четко в сжатой форме урбанистические аспекты, экологическое состояние и природоохранные проблемы Владивостока изложены в коллективной монографии 38 известных специалистов «Окружающая среда и здоровье населения Владивостока» (1998). В ней говорится, что основные беды города предопределены стратегией его застройки, когда дороги прокладываются по днищам долин водотоков с нарушением их водоохранного режима, а сами объекты сооружаются не только в днищах долин, но и на крутых склонах вплоть до водоразделов. Это нарушает характер ливневого стока, гидрогеологический режим, что в условиях горного рельефа провоцирует образование селей, наледей, нарушает движение транспорта, увеличивает эрозию, а значит и вынос обломочного материала на акваторию Амурского залива.

Развитие Владивостока «стало синонимом хаоса» (c. 8), когда с грубым нарушением генерального плана застраиваются территории, где должны размещаться бульвары, скверы, парки, лесопарки и зоны загородного отдыха. «В итоге Владивосток сегодня похож на разросшийся рабочий многофункциональный поселок, то есть вспомогательный цех жилья. В результате все основные городские инфраструктуры, начиная с селитебных зон, городской и пригородной рекреации, путей сообщения и, заканчивая системой очистки городских стоков и вывозов твердых отходов, оказались совершенно неразвитыми» (c. 8).

В последние годы особенно обострилась проблема дорожной инфраструктуры: отсутствие дорог-дублёров, подземных и надземных скоростных магистралей, должного числа развязок, парковок, ливнестоков, качественного строительства дорог и их ремонта привели к тому, что пробки и заторы стали типичным явлением.

О том, что городская инфраструктура все больше разрушается, свидетельствуют данные санэпидемнадзора: износ водопроводных сетей в г. Владивостоке составил на начало XXI века 61,4% (по краю от 60 до 100%). Количество аварийных ситуаций в системе водоснабжения возросло с 303 (1996 г.) до 530 (1998 г.). Как следствие, удельный вес проб водопроводной сети, несоответствующих гигиеническим нормативам, в 1998 г. по санитарно-химическим показателям составил 49,8%, по микробиологическим – 20,9%. Чтобы снизить вторичное микробное загрязнение питьевой воды в сетях производится гиперхлорирование, то есть концентрация хлора поднимается до 2 мг/л и выше (при нормах ГОСТа – 0,3 мг/л). Последнее приводит к появлению в воде крайне токсичных и мутагенных диоксинов и тригаллоид-металлов, способствующих росту числа заболеваний и смертности от рака мочевого пузыря, желудочно-кишечного тракта и других органов (Христофорова, 2005).

Из 350–500 тысяч кубических метров промышленно-бытовых стоков, ежедневно сбрасываемых на морскую акваторию, 94% не подвергаются очистке. Все эти проблемы объясняются отсутствием генеральной стратегической линии развития и сбалансированного Генерального плана города

К этому добавим и другую сторону инфраструктурной деградации города: к 2005 г. здесь не работало более 500 лифтов (в некоторых домах более 10 лет).

Все это в совокупности с другими фактами говорит о снижении функций жизнеобеспечения городского населения в целом.

Население городов Приморья практически непрерывно подвержено воздействию многочисленных источников шума. Наибольший шум во Владивостоке создает грузовой автотранспорт, особенно дизельные автомашины, автобусы, трамваи (Христофорова, 2005). Способствуют акустическому загрязнению в центре города железнодорожный вокзал, рыбный и торговый порты. Согласно натурным обследованиям (Косолапов, Транковская, 1998), по контуру границ промышленных предприятий усредненный шум изменяется в пределах 54–69 дБ (при ПДУ 55 дБ). Однако в большинстве случаев вдоль границ предприятий проходят очень загруженные транспортные артерии, и шум суммируется. Уровни шума в таких случаях нередко превышают 90 дБ.

Почти все селитебные зоны Владивостока испытывают акутистический дискомфорт, который обусловлен работой промышленных предприятий, наличием в транспортном потоке трамваев; узкими магистралями, большими продольными уклонами, плохим состоянием дорожного полотна, частыми режимами торможения, наличием жилой застройки в примагистральных территориях; интенсивным движением транспорта, плохим техническим состоянием транспортных средств, отсутствием шумозащитных конструкций и зеленых насаждений.

Особенно пагубно шумовое загрязнение действует на детей и пожилых людей. И это не только нарушение сна, раздражительность и капризность, но и появление головных болей, головокружение, снижение слуха. Шум провоцирует развитие сердечно-сосудистых заболеваний, нарушает деятельность эндокринной системы, осложняет работу желудка и кишечника.

Наконец, скажем несколько слов и о вибрации. Ее неблагоприятное влияние сказывается в основном на рабочих отдельных предприятий.

Так, к примеру, на Приморском полиграфкомбинате и Владивостокском молокозаводе доля измерений, регестрировавших превышение допустимого уровня, составляла 100%.

Детальное изучение архитектурно-плановых материалов Владивостока и полевые исследования позволили провести функциональное зонирование территории, т.е. разделение на зоны, по-разному оказывающие влияние на загрязнение среды города (Василевская, Старов, 1991).

На площади города и его санитарно-курортной зоны выделяется 7 функциональных подразделений: селитебная (жилая) зона, промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, зеленые зоны, зоны неосвоенных и неудобных земель, зоны массового отдыха населения.

Селитебная зона подразделена по типу застройки: капитальная и индивидуальная с учётом высотности зданий. Это позволило определить плотность проживающего населения в районах с различной степенью техногенной нагрузки, а также охарактеризовать роль этих зон в загрязнении окружающей среды (выбросы отопительных систем индивидуальных домов, неорганизованные, стихийно возникающие свалки бытовых отходов). Важно было выделить объекты, техногенное загрязнение которых является особенно опасным, – это детские сады, школы, больницы, зоны массового отдыха людей. Необходимо отметить, что в городе как в предыдущие годы, так и в настоящее время продолжается практика возведения дошкольных учреждений в самых экологически неблагоприятных районах города. Они часто располагаются в непосредственной близости от дорог с интенсивным движением, да к тому же в понижениях рельефа, куда «стекаются» тяжелые газовые аэрозольные выбросы от работы автотранспорта и предприятий. Зачастую детские учреждения окружены и зажаты в кольцо кооперативами гаражей. Планировка застройки ряда улиц, особенно в центральной и южной частях города, с расположением домов, ориентированных в широтном и субширотном направлениях, создает неблагоприятные условия для проветривания жилых массивов. Здесь в зоне затишья и застоя под стенами домов создаются условия для скопления газов и выпадения из загрязненного воздуха тяжелых металлов. Существенный вклад в загрязнение среды города тяжелыми металлами вносят транспортные зоны. Они подразделяются по типу использования и интенсивности движения. Существующая сеть городских дорог и улиц в ряде случаев плохо сочетается с рельефом города. Разобщенность отдельных районов естественными препятствиями (бухтами, долинами рек, грядами сопок) осложняет сообщение внутри отдельных районов, создавая дополнительные нагрузки на работу двигателей автотранспорта. Основная часть перевозок грузов и пассажиров осуществляется по центральным улицам города. Интенсивность движения по ним достигает 2,5–3 тысяч единиц/час. Заметим, что на 1.01.2008 г. во Владивостоке зарегистрировано 245 тыс. единиц автотранспорта, не считая военных. В центральной части города в бухте Золотой Рог ежедневно становятся на ремонт, выгрузку или погрузку сотни судов, которые вносят свою лепту в загрязнение атмосферы города.

К промышленной зоне относятся территории промышленных объектов или хозяйств, являющихся основными поставщиками тяжелых металлов в среду города. Большинство их находится в понижениях рельефа. В этой связи самую большую техногенную нагрузку несет бухта Золотой Рог. Вдоль ее берега размещаются основные предприятия судоремонтной, металлообрабатывающей, рыбной промышленности, грузовые автохозяйства портов. Промышленные объекты центральной части города вкраплены в жилую зону. Большую техногенную нагрузку несут реки Объяснения, Первая и Вторая Речки. На их берегах также сосредоточены основные промышленные объекты.

Такое размещение предприятий в пониженных частях рельефа, а жилых массивов в непосредственной близости к промышленным зонам без необходимой полосы санитарно-защитной зоны создает условия длительного застоя и, в конечном счете, способствует выпадению из атмосферы в жилые массивы токсичных выбросов различных производств, среди которых насчитывается 1239 стационарных источников выбросов. Проводимый в речку Объяснения сброс отработанных после охлаждения промконтуров ТЭЦ-2 теплых (25–27 градусов) солевых морских вод изменил гидрологический режим, произошло внедрение морских соленых вод в пресные подземные воды этого бассейна, засолены и вышли из строя десятки скважин подземных вод. Превращены в сточные водостоки Первая и Вторая Речки.

Самый высокий спектр и количество химических элементов высокой токсичности поступает с выбросами вод судоремонтной и судостроительной промышленности, приборостроения и других. В воды заливов и рек с выбросами поступают никель, медь, хром, алюминий, цинк, кадмий, свинец, молибден, вольфрам и другие вещества. Опасность представляют твердые бытовые, а также отходы промышленных предприятий. Они в настоящее время или вывозятся на свалку, либо захороняются в пониженных участках рельефа. На территории города, кроме того, зафиксировано более 60 стихийных свалок бытового мусора и производственных отходов.

Рассматривая «зеленую» зону как барьер на пути движения загрязняющих веществ, необходимо отметить довольно неравномерное распределение ее по территории города. Для Владивостока характерны территории редколесий и редких кустарников по склонам сопок. Участки искусственных посадок имеют площадной характер только в районе долины реки Вторая Речка. По данным управления благоустройства города в настоящее время на одного жителя Владивостока приходится всего лишь 2 кв. метра зеленых насаждений общего пользования, вместо 18 кв. метров согласно генплану. Но даже в имеющихся в зелёных зонах нет продуманности подбора видового состава растений: крайне мало используются хвойные виды, а потому город представляется как бы оголённым в холодное время года, и ничто не может сдержать пылегазовый прессинг на людей и их жилища.

Всё это, по мнению архитекторов, результат «агрессивной градостроительной политики», суть которой в господстве интересов бизнеса, а не горожан. Отмечается удручающая картина почти полного отсутствия зеленных насаждений в районах новостроек – в недавнем прошлом зеленых районов города (мыса Чуркина, Зеленого Угла), множество незакрепленных растительностью, разрушенных строительными работами склонов, что способствует повышенной эрозии почв и ведет к увеличению пылевой нагрузки в атмосферном воздухе.

Зона массового отдыха населения охватывает участки морского побережья, территории лечебно-оздоровительных учреждений. Участки морского побережья, используемые населением для массового отдыха, как было сказано выше, уже являются опасными для здоровья. Концентрация тяжелых металлов в отложениях пляжных зон иногда в десятки раз превышает ПДК.

Тоталитарное мышление советского строя сказалось и на архитектуре, когда были подвергнуты критике архитектурные излишества и насаждался аскетизм. Как следствие, неблагоприятная (монотонная, эстетически невыразительная) видеоэкологическая обстановка. Наиболее наглядно это проявилось в повсеместном засилье в строительстве в 60–80 гг. панельных домов, что также характерно и для городов Приморья (рис. 3.20). В строении преобладали прямые линии, прямые углы, большие плоскости с огромным количеством однородных элементов, однообразная окраска (типа «серый бетон»). Всё это создавало видимую среду, резко отличающуюся от естественной, в которой сформировался человек как биологический вид.

Такой подход приводит к отрицательному воздействию городской застройки на зрение. Отрицательный механизм воздействия заключается в наличии так называемых гомогенных и «агрессивных» полей, преобладающих в поле зрения горожанина. В первом случае – это голые стены, монолитное стекло, глухие заборы, подземные переходы, асфальтовое покрытие, гладкие крыши домов, а во втором – большое число одинаковых и равномерно рассредоточенных на поверхности элементов (окна на стене дома, прямоугольная плитка на тратуаре или стене, кирпичная кладка, рейка). На голой стене глазу не за что «зацепиться», а это становится сигналом к поисковым движениям глаз большой амплитуды.

В городских условиях нередко одно «агрессивное» поле налагается на другое: стена из кирпичной кладки за решёткой или сеткой. Смотреть на такое поле физически невозможно – рябит в глазах. За весь период эволюции человеку не приходилось сталкиваться с такими «агрессивными» полями, да ещё в таком изобилии. Это вызывает раздражение, усталость. Неудивительно поэтому, что около 70% жителей новых микрорайонов хотели бы куда-то уехать: хоть на время сбежать от этого унылого однообразия. Окружающая обстановка оказывает большое влияние на поведение человека – «агрессивные» поля могут мотивировать и агрессивные действия (вандализм, пьянство, сквернословие, рост психических заболеваний, самоубийств). По данным ВОЗ, урбанизация ведёт к неуклонному росту числа психических заболеваний.

Об архитектурном облике городов Приморья вполне компетентно высказался профессор архитектуры В.В. Аникеев (2009): «Архитектуру раньше называли музыкой, застывшей в камне. Так вот, во многих приморских городах застройка выглядит не застывшей музыкой, пусть даже типа «тяжёлого металла» или рока (ведь так всё-таки есть ритмы!), а какофонией, нагромождением случайных объёмов. Почему такое происходит? Да потому, что всё решает не забота городских властей о создании благоприятной и эстетически полноценной городской среды для горожан, а интересы бизнеса, стремящегося «выжать» максимум из земельного участка».

По мнению профессора архитектуры В.К. Моора (2010), Владивосток – город, не комфортный для проживания людей. Причина же в том, что он застраивался последнее время волюнтаристски, т.е. долго бездействовал градостроительный совет, а в 90-е годы было много нарушений в реализации генплана города. Наряду с негативными тенденциями советского периода возник ряд проблем:

1) транспортная, т.к. Владивосток имеет всего две выездные трассы из города, поэтому они постоянно загружены. Сечение городских улиц минимальное. Плюс сложный рельеф;

2) нехватка жилья, у нас страна с большими территориями, но в городе произошло переуплотнение. Это вообще характерно для российских городов. Если мы сравним плотность российского и европейского города, то у нас плотность застройки выше в 5 и более раз! Такие решения проталкивают бизнес-структуры, для которых главное – собственная выгода. У Владивостока проблема еще в том, что он ограничен с трех сторон водой, поэтому есть предпосылки к более высокой плотности застройки. Но в последнее время намечается тенденция к строительству гигантских жилых зданий. Психологи же утверждают, что если вы живете в доме выше 16 этажей, это сказывается на психике. Особенно ребенка. Человек должен иметь связь с землей;

3) проблема художественного образа города, его силуэта, панорамы. Мы сейчас находимся на такой стадии, что если не остановиться, то потеряется уникальный природный ландшафт. Архитектура должна дополнять, подчеркивать его красоту. А у нас все наоборот: застройка иногда уродует ландшафт;

4) нарушение структуры ландшафта, когда строят везде, даже на вершинах сопок, где должны быть не здания, а видовые площадки;

5) разрушение исторической зоны – сердца города и застройка высотками, заслоняющими панораму.

Как следствие, беспорядочная застройка сопок привела к тому, что сегодня Владивосток – город контрастов в самом ужасном проявлении. Решение этих проблем заключается в том, что строить надо так, чтобы объекты находились в гармонии с элементами природного ландшафта и старой архитектуры, проводить гуманизацию среды путем создания социальной инфраструктуры: уютных парков, скверов, детсадов, видовых площадок, таких зданий, в которых человеку было бы комфортно работать и жить.

Если говорить о дальнейшем развитии Владивостока, имидж которого краевые власти планируют резко изменить, то открываются определенные перспективы, в связи с проведением здесь саммита АТЭС в 2012 г. и обсуждением реорганизации «морского фасада» города, которые должны формироваться на основе эффективной градостроительной стратегии, базирующейся на научно обоснованной и художественно осмысленной (в том числе с позиций национальной культуры) методологии формирования архитектурно-художественного облика городской среды.

Морские фасады – это панорамные проекции города, которые включают крупные, многослойные (в условиях сложного рельефа) фрагменты городской среды. Возможность их восприятия связана со специфическими природными условиями: рельефом местности, морской акваторией. Не каждый город может похвастаться городскими фасадами – панорамами, тем более такими, как во Владивостоке. Санкт-Петербург по праву гордится своими фасадами с Невы, однако его панорамные проекции однослойны и линейны, в отличие от Владивостока, где они носят многослойный и пространственный характер. Необычность нашим морским фасадам придает сложно расчлененный, изрезанный бухтами рельеф местности.

Морские фасады нельзя сводить к прибрежной полосе портовых сооружений, как это часто трактуют. Причально-портовые сооружения составляют лишь нижний слой городских фасадов Владивостока, и трудно себе представить, что, наведя порядок в этом слое, мы добьемся существенных успехов в художественной выразительности города. Восприятие городских фасадов целостно, в нем активно участвуют и взаимодействуют верхние, средние и нижние элементы городской структуры.

Если мы хотим совершенствовать морские фасады города, необходимо при проектировании учитывать особенности строения и закономерности восприятия его природного ландшафта.

Дело в том, что уникальный природный ландшафт Владивостока характеризуется таким качеством, как динамично меняющаяся, многовариантная картинность. Это означает множественность видовых кадров города, когда те или иные фрагменты городской среды воспринимаются с разных точек и ракурсов. Таким образом, панорамные картины являются одним из важнейших способов восприятия Владивостока. Это необходимо учитывать при проектировании, отслеживая каждое новое проектирующееся здание с точки зрения его влияния на городские фасады (панорамы).

Одним из важных моментов обозначенной стратегии является последовательная реализация основных принципов формирования пространственной структуры и архитектурного облика приморского города.

Первый принцип – соответствие пространственной структуры ландшафта и застройки. Другими словами, необходимо, чтобы проектируемые здания располагались на рельефе с учетом его структуры (горных склонов, террас, днищ долин и т.д.), добиваясь гармонии структуры ландшафта и застройки. В реальности это зачастую не соблюдается, отсюда первая причина дисгармонии застройки и ландшафта.

 

Рис.3.20. Серые однообразные панельные многоэтажки центральной части г. Владивостока

Второй принцип – соответствие объемного модуля застройки и ландшафта. Если здание громоздко и не расчленено на составляющие элементы, либо эти элементы чересчур крупны по отношению к ландшафту, то такое здание несопоставимо с формами рельефа. Можно сказать, что оно, как слон в посудной лавке, грубо нарушает природную гармонию. Отсутствие модульной координации ландшафта и застройки ведет к их дисгармонии, и это мы также часто наблюдаем на практике.

Третий принцип заключается в том, чтобы грамотно ориентировать застройку по отношению к морю – так, чтобы площади, улицы, дворы, виды из зданий раскрывались на море. К сожалению, в этом плане современная застройка Владивостока зачастую решена неудачно: вместо раскрытия и взаимосвязи с морем – система визуальных барьеров по отношению к акватории.

Четвертый принцип – целенаправленное формирование художественно выразительной панорамы и силуэта города. Для Владивостока, расположенного на сложном рельефе, панорамные виды являются одним из важнейших способов восприятия города. Однако в профессиональной практике полноценный анализ города на уровне панорамных проекций производится редко и не в полном объеме. Задача архитектора заключается в том, чтобы дополнить эту уникальную природную оправу точно подобранными зданиями-жемчужинами. Другими словами, застройка и составляющие ее здания и сооружения должны быть сами по себе художественно выразительными и своеобразными.

Отсюда вытекает следующий важный пятый принцип – сознательного и целенаправленного насыщения среды яркими образными метафорами и ассоциациями, в том числе раскрывающими морскую специфику Владивостока. К сожалению, это ключевое условие художественного своеобразия приморского города также не находит должного воплощения в практике.

На этом условии хотелось бы остановиться подробнее, поскольку факт остается фактом: во Владивостоке строится чрезвычайно мало уникальных и художественно выразительных зданий. Причин здесь несколько: это и низкая художественная культура заказчиков, и стремление «сэкономить на красоте», и беспринципность проектировщиков, и недостаточная требовательность со стороны органов архитектуры. Должно существовать жесткое требование со стороны городской администрации: хочешь строить, особенно в центральной части города, – значит, обеспечь полноценную, художественно выразительную архитектуру. Это негласное правило действует во многих городах и, надо сказать, дает свои результаты. Предпосылкой для создания качественной архитектуры является отбор наиболее совершенных проектов на основе открытых архитектурных конкурсов. Вместо этого сейчас действует уродливая коррупционная система тендеров, при которой выигрывают бездарные, безобразные проектные решения.

Конечная цель архитекторов – создать полноценную среду обитания для людей в соответствии с современными научными представлениями, действующим законодательством, на основе синтезированных интересов городского сообщества. Очевидно, что при соответствующем отношении к архитектуре можно постепенно преобразовать Владивосток, сделать его удобным, комфортным и красивым городом. Гуманизация городской среды, ее художественное совершенствование – важнейшие задачи современного этапа развития российской архитектуры. В этом смысле у этого города особая миссия и ответственность, поскольку морские фасады Владивостока формируют морской фасад России.

Если же учесть, что г. Артём, как составная часть описываемой агломерации, формировался в качестве шахтёрского посёлка, то есть с непритязательной архитектурой, то и его видеоэкологический облик нуждается в существенной корректировке.

Характеризуя типичные черты данной агломерации, необходимо упомянуть и о специфике экологической ситуации других городов Приморья.

Большой Камень относится к моногородам, жизнь которых определяет ВПК, особенно завод «Звезда», с выбросами радионуклидов в атмосферу, с превышением природного фона до 10 раз. Как следствие, здесь установлен самый высокий уровень смертности в крае, особенно по онкологическим заболеваниям.

Уссурийск (Шишлова, 2009) выделяется: 1) наличием большого числа изношенных котельных, работающих на низкокачественном буром угле; 2) значительным количеством автотранспорта; 3) прохождением через его центр федеральной автотрассы; 4) расположением в котловине. Как следствие, высокая загрязнённость атмосферы многими поллютантами: ИЗА – 19,7, бензапиреном средняя за 2009 год 6,2 ПДК (Ежегодный доклад…, 2010) и свинцом (до 2,3 ПДК).

Дальнегорск и Рудная Пристань отличаются тем, что их экологическая обстановка определяется добычей полиметаллов и выплавкой свинца. Следствием этого является загрязнение окружающей среды свинцом, а также ртутью, кадмием и цинком. Так, в с/х продукции (картофеле) содержание свинца достигало 48 ПДК, а кадмия 42 ПДК, содержание свинца в крови детей (от 160 до 5080 мкг/кг) в 8–20 раз превышало максимально допустимые нормы (Шаров, 2003). По мере приближения к свинцовому заводу концентрация этого металла превышает 20 мкг/дл, что еще больше повышает риск заболеваемости детей. Отметим, что данный завод работает с 30-х годов XX века, оборудование его крайне устарело, а модернизация, начатая в конце 90-х годов, была приостановлена.

Находка имеет следующие особенности (Наумов, 2006; Зюзина, 2009): 1) это самый крупный на Дальнем Востоке конгломерат портов, включающий 2 нефтепорта, угольные и калийные терминалы; 2) высокий уровень автомобилизации с наибольшей концентрации в центре города; 3) наличие в портах радиолокационных станций, распространяющих воздействие сверхвысоких частот на припортовую территорию и прилегающие жилые массивы города; 4) наличие множества изношенных котельных. Как следствие, высокие концентрации в атмосфере пыли (до 9,4 ПДК), двуокиси азота (до 6 ПДК), бензапирена (до 4,9 ПДК), НП, угольной пыли и аэрозолей калииных солей, а также подверженность групп населения электромагнитному излучению. Отсюда наблюдаемое превышение заболеваний над фоновым уровнем в 2007 г. по онкологии в 12, 6 раза, по болезням эндокринной системы в 4, 2 раза. Эти факторы в определенной мере оказали воздействие на показатели заболеваемости населения г. Находки в целом, особенно по болезням органов дыхания. Общеизвестно, что экологический фактор больше всего «бьет» по детскому организму, что можно проследить на основе следующих данных (Находка…, 2004): с 1999 г. по 2003 г. заболеваемость детского населения по болезням органов дыхания г. Находка увеличилась с 34958 чел. до 36199 (рост 103,5%), по врожденным аномалиям (порокам развития) с 269 до 416 (155%), по нарушениям иммунитета и обмена веществ с 115 до 347 (302%), по новообразованиям с 277 до 316 (114%), по болезням системы кровообращения с 76 до 139 (183%).

Исследованиями «Экоцентра» (Бураго и др., 1999) выявлена пространственная корреляционная зависимость между заболеваемостью детей, концентрациями в их волосах и снежном покрове Pb, Cd, Ni, Mn, Cu, Zn (коэффициенты корреляции 0,8–0,97). Общая заболеваемость детей в наиболее загрязненных южных и центральных частях города в 2 раза выше, чем в санаторно-курортной зоне. Ими установлено, что у 65–66% обследованных детей Владивостока содержание Pb и Zn в волосах превышает физиологическую норму, Ni и Mn – у 47–49%.

Американскими исследованиями отмечались у детей при превышении физиологической нормы концентраций Pb (9 мкг/г) отклонения в зрительном восприятии, увеличение числа ошибок и удлинение времени психомоторных реакций и зрительного восприятия. Фактически средние содержание Pb в волосах детей Владивостока составляли, в основном 13–14 мкг/г, что выше критической нормы в 1,5 раза, у 19,8% выше в 2,7 раза – 24 мкг/г, а у 3,5% в 5,5–11 раз – 50–100 мкг/г. А.И. Бураго с соавторами (1999) приводят материалы Л.В. Транковской и Н.Г. Вербицкой (см. приложение 68, том 2), из которых следует, что заболеваемость детей за период 1981–1995 гг. выросла по психическим заболеваниям в 6 раз, по нарушениям обмена веществ и иммунной системы в 16,8 раза.

Последние данные (Вершкова и др., 2003) начала XXI века показывают, что опасная тенденция роста экологически зависимой патологии продолжается и в 2002 г. по сравнению с 1994 г. рост составил по болезням органов дыхания 1,1 раза, бронхиальной астмы 1,2 раза (у подростков в 6 раз), у взрослых – в целом болезней органов дыхания в 1,2 раза. Общий рост заболеваемости детей в 1,5 раза во всех нозологических классах болезней оценивается специалистами как «чрезвычайная экологическая ситуация».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1110; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.