Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пути решения экологических проблем Приморского края




В условиях системного кризиса, охватившего в последние 20 лет все регионы России, какой-либо последовательной экологической политики не проводилось, а имеющиеся федеральные программы, например программа «Отходы», были профинансированы всего на 5%. Последнее связано с тем, что наша переходная экономика является по своей сути мобилизационной и чрезвычайной, ввиду чего нашими специалистами предлагается в целом для страны концепция сбалансированного эколого-хозяйственного развития (Кочуров, 2001). Отсутствие «действенной региональной политики» подчеркивает академик П.Я. Бакланов (2001). По его мнению, под устойчивым развитием региона понимается его долговременное (на десятилетия) развитие с сохранением высоких демографических, экономических, социальных и экологических качеств регионального развития. По мнению заместителя председателя правительства Хабаровского края В. Сыркина, Программа развития Дальнего Востока и Забайкалья за 5 лет несколько раз менялась, работает плохо, из чего следует, что у Центра нет продуманной концепции развития Дальнего Востока. В связи с этим участники 1-го Дальневосточного международного экономического конгресса считают: Центру необходимо отказаться от «фактически колониальной направленности экономики Сибири и Дальнего Востока…» (Единая Россия, 2005).

Последнее относится и к взятым Россией международным обязательствам – подписанному Президентом РФ указу от 1.04.1996 г. № 440 «Концепция перехода РФ к устойчивому развитию».

В этом документе говорится, что переход РФ к устойчивому развитию включает решение таких задач (Протасов, Молчанов, 1995):

– обеспечить стабилизацию экологической ситуации;

– добиться коренного улучшения состояния окружающей среды за счет экологизации экономической деятельности;

– ввести хозяйственную деятельность в пределы емкости экосистем на основе массового внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий;

– развивать сельское хозяйство на основе экологически прогрессивных агротехнологий и т.д.

И сейчас остаются актуальными слова Н.Ф. Реймерса (1994) о том, что «государственная экополитика в нашей стране не разработана… Региональная экополитика пока не вышла за рамки междупарламентских дебатов на неофициальном уровне и встреч экспертов» (с. 223).

Природные особенности и уникальность Приморья говорят о «необходимости специфической стратегии природопользования для каждого природно-ресурсного выдела, что превращает общую политику освоения Дальнего Востока в сложную научную задачу. Совершенно ясно, что стратегии, выработанные многовековым опытом европейского природопользования, неприемлемы для этого района» (Преображенский и др., 2000).

Отражение явной противоречивости в действиях государства в сфере природоохранной политике можно увидеть в выступлении кандидата биологических наук А. Гаджиева (2010) в журнале «Экология и жизнь» (№ 1, 2010 г.). Он констатирует, что только за последние 10 лет в каждый из 4 природоохранных законов вносилось от 3 до 5 поправок. Их суть, в конечном счёте, сводилась к снижению уровня экологического контроля полномочными органами. Сами эти органы реформировались 15 раз и каждый раз с сокращениями штатов и полномочий, а также снижением их экологического статуса. Всё это видные специалисты (член-корреспондент АН РАН А.В. Яблоков и другие) назвали «политикой деэкологизации государственного управления», так как экологическая ситуация в российских регионах выходит из-под контроля.

Уже в начале XXI века усилия группы специалистов воплотились в разработанной ими Экологической доктрине РФ, которая была одобрена в Решении Правительства РФ от 31.08.2002 г. Но и эти усилия передовой научной элиты нашей страны поддержаны лишь декларативно, если сравнить, насколько соответствуют реальные шаги в хозяйственной деятельности федеральной и региональной властей принципам этой доктрины.

Особо выделим, что, согласно последнему документу, стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны. Государственная политика в области экологии провозглашает следующие принципы:

– предотвращение негативных экологических последствий в результате хозяйственной деятельности, учет отдаленных экологических последствий;

– отказ от хозяйственных и иных проектов, связанных с воздействием на природные системы, если их последствия непредсказуемы для окружающей среды;

– природопользование на платной основе и возмещение населению и окружающей среде ущерба, наносимого в результате нарушения законодательства об охране окружающей среды;

– открытость экологической информации;

– участие гражданского общества, органов самоуправления и деловых кругов в подготовке, обслуживании, принятии и реализации решений в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Не выполняется «Экологическая программа» Приморского края (Долговременная программа…, 1993), к которой, по нашему мнению, непременно следует вернуться, т.к. в ее разделах детально изложены природоохранные мероприятия по каждому из направлений природопользования. Акцентируем внимание лишь на самых основных моментах программы и тех разработках, которые появились в последние годы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 3033; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.