Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод бухгалтерского учета и его элементы




КЛАССИФИКАЦИЯ ИМУЩЕСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА ПО ИСТОЧНИКАМ ОБРАЗОВАНИЯ

КЛАССИФИКАЦИЯ ИМУЩЕСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА ПО ВИДАМ И РАЗМЕЩЕНИЮ

В практике бухгалтерского учета по видам все имущество экономического субъекта делится на внеоборотные и оборотные активы.

Внеоборотные активы, участвуя в нескольких циклах, не исчерпываются полностью в одном кругообороте средств. Оборотные же активы используются один операционный цикл и представляют те активы, которые по окончании процесса сбыта превратятся опять в денежные средства.

К внеоборотным активам относятся основные средства, нематериальные активы, капитальные вложения, оборудование к установке, долгосрочные финансовые вложения.

При отнесении объектов к основным средствам необходимо руководствоваться Положением по бухгалтерскому учета «Учет основных средств» (ПБУ 6/01). В соответствии с данным документом при принятии к бухгалтерскому учёту активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий[8]:

· использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

· использование в течение длительного времени, т. е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

· организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;

· способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Активы, в отношении которых выполняются все эти условия, и их стоимость не превышает лимит, установленный в учетной политике организации, но не более 40 000 рублей за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением.

К основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты. В составе основных средств учитываются также: капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы); капитальные вложения в арендованные объекты основных средств; земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы)[9].

Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которая представляет собой сумму всех фактически произведенных расходов на их приобретение (создание) и доведению их до состояния, пригодного к выполнению установленных функций.

Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается только в случаях:

· достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации. Данные затраты считаются капитальными, поэтому увеличивают первоначальную стоимость объектов основных средств.

· переоценки объектов основных средств. Коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на конец отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости. При принятии решения о переоценке по таким основным средствам следует учитывать, что в последующем они переоцениваются регулярно, чтобы стоимость основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости. Переоценка объекта основных средств производится путем пересчета его первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости, если данный объект переоценивался ранее, и суммы амортизации, начисленной за все время использования объекта. Сумма дооценки объекта основных средств в результате переоценки зачисляется в добавочный капитал организации. Сумма уценки объекта основных средств в результате переоценки относится на финансовый результат в качестве прочих расходов.

Основные средства составляют материально-техническую базу предприятия, многократно участвуют в процессе кругооборота средств, сохраняя при этом свою натурально-вещественную форму, и переносят свою стоимость на стоимость изготавливаемой продукции по частям, по мере начисления амортизации.

Начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета.

Начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета.

В течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизационных отчислений не приостанавливается, кроме случаев перевода его по решению руководителя организации на консервацию на срок более трех месяцев, а также в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев.

Начисление амортизационных отчислений по объектам основных средств производится независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде и отражается в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому оно относится. Суммы начисленной амортизации по объектам основных средств отражаются в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете.

Восстановление объекта основных средств может осуществляться посредством ремонта, модернизации и реконструкции.

Затраты на восстановление объекта основных средств отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся. При этом затраты на модернизацию и реконструкцию объекта основных средств после их окончания увеличивают первоначальную стоимость такого объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объекта основных средств. Затраты на ремонт основных средств включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).

В отчетности отражается остаточная стоимость основных средств, которая определяется как разность между первоначальной (восстановительной) стоимостью основных средств и начисленной амортизацией.

При отнесении объектов к нематериальным активам необходимо руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007). В соответствии с данным документом при принятии к бухгалтерскому учёту активов в качестве нематериальных необходимо единовременное выполнение следующих условий[10]:

· объект способен приносить организации экономические выгоды в будущем, в частности, объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для использования в деятельности, направленной на достижение целей создания некоммерческой организации (в том числе в предпринимательской деятельности, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации);

· организация имеет право на получение экономических выгод, которые данный объект способен приносить в будущем (в том числе организация имеет надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование самого актива и права данной организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации - патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, документы, подтверждающие переход исключительного права без договора и т.п.), а также имеются ограничения доступа иных лиц к таким экономическим выгодам (далее - контроль над объектом);

· возможность выделения или отделения (идентификации) объекта от других активов;

· объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

· организацией не предполагается продажа объекта в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

· фактическая (первоначальная) стоимость объекта может быть достоверно определена;

· отсутствие у объекта материально-вещественной формы.

К нематериальным активам относятся, например, произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин; изобретения; полезные модели; селекционные достижения; секреты производства (ноу-хау); товарные знаки и знаки обслуживания.

В составе нематериальных активов учитывается также деловая репутация, возникшая в связи с приобретением предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части).

Нематериальными активами не являются: расходы, связанные с образованием юридического лица (организационные расходы); интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификация и способность к труду.

По нематериальным активам начисляется амортизация, поэтому в отчетности они отражаются по остаточной стоимости, то есть за минусом начисленной амортизации.

Капитальные вложения представляют собой совокупность долгосрочных инвестиций, используемых для воспроизводства имущества длительного пользования (основных средств и нематериальных активов). То есть это инвестиции экономического субъекта в собственное развитие. В настоящее время этот активов называется «вложения во внеоборотные активы».

Оборудование к установке – это приобретенное, но еще не установленное оборудование, требующее монтажа.

Долгосрочные финансовые вложения представляют собой:

· инвестиции в ценные бумаги других организаций с намерением получать доход по ним более 1 года;

· вклады в уставные капиталы других организаций;

· предоставление другим организациям займов на срок более 1 года.

К оборотным активам относятся материалы, незавершенное производство, готовая продукция, дебиторская задолженность, денежные средства, краткосрочные финансовые вложения, расходы будущих периодов.

Материалы делятся на основные и вспомогательные. Основные материалы образуют материальную основу готовой продукции. Вспомогательные материалы не составляют основы готовой продукции, а лишь принимают участие в ее образовании. При этом они используются:

· для содействия нормальной работе средств труда (смазочные материалы);

· для внесения качественных изменений в основные материалы или готовую продукцию путем присоединения к ним (красители, лаки, клей);

· для обслуживания процесса труда (электротехнические материалы, мыло).

По назначению и роли в производстве различают:

· сырье и основные материалы. К сырью относят продукты добывающей промышленности и сельского хозяйства, поступающие в переработку (руда, хлопок, молоко). Материалами считают продукты, прошедшие предварительно промышленную обработку (металл, пластики, ткани);

· покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, конструкции и детали, приобретаемые в порядке производственной кооперации для выпускаемой продукции, но требующие обработки или сборки;

· топливо — это материалы, предназначенные для выработки энергии, для отопления зданий, для эксплуатации транспортных средств, для технических нужд экономического субъекта (уголь, дрова, нефтепродукты, газ);

· тара (для упаковки и транспортировки) и тарные материалы (для изготовления тары и ее ремонта);

· запасные части — детали, изготовляемые или приобретаемые экономическим субъектом для замены изношенных частей и ремонта основных средств;

· строительные материалы, используемые для строительных и монтажных работ;

· прочие материалы — отходы производства (обрубки, обрезки, стружка, лоскут), отходы от утилизации неисправимого брака, материальные ценности, полученные от списания основных средств (металлолом, утильсырье).

Эта классификация используется для организации бухгалтерского учета материальных ресурсов. Для оперативного руководства работой экономического субъекта она дополняется классификацией материалов по техническим свойствам.

По техническим свойствам материалы обычно выделяют в особые группы: черные металлы, трубы, цветные металлы, химикаты, резинотехнические изделия и т. д. Классификация материалов предусматривает отраслевые особенности экономического субъекта. Каждая группа материалов подразделяется на подгруппы, например, в группе черных металлов выделяются прокат, балки и швеллеры, крупно сортовая, средне сортовая, мелко сортовая сталь, катанка и т. д. Затем в каждой подгруппе приводится перечень наименований материалов с их технической характеристикой. Классификация материалов по техническим свойствам строится применительно к перечню материалов, установленному в отчете об остатках, поступлении и расходе сырья и материалов, что упрощает составление этого отчета.

В настоящее время к материалам относятся также средства труда, срок использования которых менее 1 года или менее одного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев, а также объекты стоимостью менее 40000 рублей или иного лимита, установленного экономическим субъектом

Незавершенное производство – это продукция, не законченная обработкой или технические свойства которой не соответствуют условиям договора или требованиям иных документов. К этой группе относятся также полуфабрикаты собственного производства – это продукция, которая прошла в процессе производства определенные стадии обработки и имеет определенную степень готовности. Она может быть передана в дальнейшую обработку или реализована на сторону.

Готовая продукция предназначена для продажи. Это конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов в случаях, установленных законодательством.

Дебиторская задолженность представляет собой средства в расчетах. Это средства экономического субъекта, временно находящиеся в распоряжении других организаций или лиц. Все должники экономического субъекта называются дебиторами. Это могут быть покупатели и заказчики (за продукцию, работы, услуги), учредители (вклады в уставный капитал), поставщики и подрядчики (по ранее выданным им авансам), работники (по суммам, выданным им на командировочные или хозяйственные расходы) и др.

Денежные средства включают деньги в кассе (кассовая наличность), на расчетных, валютных и других счетах в банках.

Краткосрочные финансовые вложения представляют собой:

· инвестиции в ценные бумаги других организаций с намерением получать доход по ним до 1 года;

· предоставление другим организациям займов на срок до 1 года.

Затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующие отчетным периодам, являются расходами будущих периодов.

Все активы предприятия по размещению (функциональной роли) делятся на средства основной деятельности и средства социальной (непроизводственной) сферы.

Средства основной деятельности делятся на:

· средства в сфере производства (например, основные средства, нематериальные активы, незавершенное производство, материалы и др.);

· средства в сфере обращения (например, готовая продукция, дебиторская задолженность, денежные средства и др.).

Средства социальной сферы экономического субъекта предназначены для обслуживания персонала экономического субъекта в социальном, культурном и бытовом плане (например, ЖКХ, дома отдыха, детские дошкольные учреждения, профилактории и др.).

По источникам образования все имущество экономического субъекта делится на собственное и привлеченное.

Собственные источники имущества предоставляются экономическому субъекту и закрепляются за ним на весь период его деятельности. Привлеченные же источники находятся в распоряжении экономического субъекта определенное время, по окончании которого должны быть возвращены.

К собственным источникам относятся: уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, прибыль. Все собственные источники можно разделить на три группы.

1) источники, получаемые экономическим субъектом в момент его образования. Это уставный капитал. Он складывается из средств, внесенных его учредителями (участниками) и является собственностью юридического лица. В зависимости от формы организации экономического субъекта понятие «уставного капитала» реализуется в виде следующих наименований:

· уставный капитал хозяйственных обществ (акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственностью);

· уставный фонд государственных и муниципальных унитарных предприятий;

· складочный капитал хозяйственных товариществ;

· паевой фонд производственных и потребительских кооперативов.

2) источники, образующиеся у экономического субъекта в процессе его деятельности. Это добавочный капитал, который образуется за счет прироста стоимости имущества в результате его переоценки, за счет сумм, полученных сверх номинальной стоимости размещенных акций (эмиссионный доход акционерного общества) и др.

3) источники, зарабатываемые самим экономическим субъектом. Это п рибыль экономического субъекта. На собственные нужды экономический субъект использует не всю прибыль от финансово-хозяйственной деятельности, а только нераспределенную прибыль (после уплаты налога на прибыль и иных обязательных платежей).

В соответствии с Федеральным законом РФ «Об акционерных обществах» акционерные общества создают резервный капитал (фонд). Размер резервного капитала определяется уставом общества, но не менее 5% от его уставного капитала. Фонд формируется путем ежегодных отчислений в размере не менее 5% от нераспределенной прибыли. Он используется для покрытия убытков, а также для погашения облигаций и выкупа акций общества в случае отсутствия иных средств[11].

Привлеченный капитал предприятия состоит из кредитов и займов, кредиторской задолженности, резервов предстоящих расходов, доходов будущих периодов.

Задолженность по кредитам и займам может носить краткосрочный характер (срок погашения которой согласно условиям договора не превышает 12 месяцев) и долгосрочный характер (срок погашения которой согласно условиям договора превышает 12 месяцев).

Кредиторская задолженность – это долги экономического субъекта другим организациям или физическим лицам. Эти организации и лица называются кредиторами. Кредиторами могут быть: поставщики и подрядчики (за поставленные материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги), учредители (по причитающимся им дивидендам), государственные органы и внебюджетные фонды (по налогам и сборам), работники (по заработной плате), покупатели и заказчики (по ранее полученным от них авансам) и др.

В целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения отчетного периода организация может создавать резервы предстоящих расходов (на предстоящую оплату отпусков работникам; выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; выплату вознаграждений по итогам работы за год; ремонт основных средств; производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства и др.).

Доходы, полученные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, называются доходами будущих периодов.


 

  Дебет с кредитом не сходится, а человек с человеком всегда сойдется
  Борис Брайнич

ГЛАВА 3. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

В РФ применяется классическая система ведения бухгалтерского учета, принятая во многих странах. Основными элементами данной системы являются:

· документирование;

· инвентаризация;

· оценка и калькулирование;

· счета бухгалтерского учета и двойная запись;

· баланс и отчетность.

Чтобы получить первичные сведения о фактах хозяйственной жизни в процессе наблюдения составляют документы, которыми оформляется вся хозяйственная деятельность экономического субъекта. В документах фиксируются все происходящие изменения. Составление документа и сам документ – это начало учета. Способ первичной регистрации фактов хозяйственной жизни с помощью документов называется документацией.

В Федеральном Законе «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ определено следующее[12]:

1) Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.

2) Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются: 1) наименование документа; 2) дата составления документа; 3) наименование экономического субъекта, составившего документ; 4) содержание факта хозяйственной жизни; 5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения; 6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события; 7) подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Реквизиты документа – это информационные элементы, отражающие признаки и показатели фактов хозяйственной деятельности, которые необходимы в правильно составленном и оформленном документе.

3) Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.

4) Формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

5) Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

6) В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление первичного учетного документа другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии первичного учетного документа, составленного в виде электронного документа.

7) В первичном учетном документе допускаются исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Исправление в первичном учетном документе должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

8) В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации первичные учетные документы, в том числе в виде электронного документа, изымаются, копии изъятых документов, изготовленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, включаются в документы бухгалтерского учета.

С 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы) (информация Минфина России N ПЗ-10/2012).

В случае возникновения разногласий в отношении ведения бухгалтерского учета между руководителем экономического субъекта и главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета[13]:

· данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимаются (не принимаются) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, к регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета по письменному распоряжению руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию;

· объект бухгалтерского учета отражается (не отражается) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основании письменного распоряжения руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период.

Группы первичных документов:

· организационно-распорядительные (приказы, распоряжения, указания, доверенности). Эти документы разрешают проведение фактов и не отражаются в бухгалтерских регистрах;

· оправдательные (накладные, требования, приходные ордера, акты приемки и т.п.). Эти документы отражают факт совершения операции и информация, содержащаяся в них, заносится в учетные регистры;

· документы бухгалтерского оформления (различные расчеты, справки). Эти документы также отражаются в бухгалтерских регистрах.

В документах не должно быть подчисток и не оговоренных исправлений. Если исправления необходимы, то:

· зачеркнуть горизонтальной линией, рядом написать правильный вариант, поставить подпись (для первичных документов и регистров).

· «красное сторно» (для регистров) – это исправительная проводка.

В денежных документах не допускается никаких исправлений.

Данные учета в отдельных случаях расходятся с фактическим состоянием средств экономического субъекта (в силу естественных причин, неточности при приеме и отпуске, хищений и др. причин) учетные данные могут отличаться от фактических. Для выявления фактических остатков имущества и их расхождений с учетными данными проводится инвентаризация.

Инвентаризация — это проверка имущества и обязательств организации путем подсчета, обмера, взвешивания. Она является способом уточнения показателей учета и последующего контроля за сохранностью имущества организации. Инвентаризация позволяет проверить, все ли факты хозяйственной жизни оформлены документами и отражены в бухгалтерском учете, а также внести необходимые уточнения и исправления.

Инвентаризация является одним из наиболее доступных и действенных инструментов последующего контроля, т.е. контроля, реализуемого спустя определенное, зачастую значительное время после проведения бухгалтерских процедур, за достоверностью данных бухгалтерского учета о наличии имущества и состоянии обязательств и средств в расчетах.

Основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств.

Инвентаризации подлежат имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств. Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.

При этом под имуществом организации понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, сырье и материалы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства, прочие финансовые активы, а под обязательствами кредиторская задолженность, кредиты банков, займы, резервы.

В зависимости от степени охвата проверкой имущества и обязательств организации различают полную и частичную инвентаризацию.

· полная инвентаризация охватывает все без исключения виды имущества и финансовых обязательств организации.

· частичная инвентаризация охватывает один или несколько видов имущества и обязательств, например, только денежные средства, материалы и т. п.

В зависимости от основания проведения инвентаризации могут быть плановыми, которые проводят в заранее установленные сроки, и внезапными, которые проводят, чтобы установить наличие ценностей, неожиданно для материально ответственного лица. Их осуществляют по распоряжению вышестоящих органов, руководителей организаций и т.д.

Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.

В определенных ситуациях инвентаризация рассматривается как обязательная учетная процедура. В число таких ситуаций входят[14]:

· передача имущества в аренду, выкуп, продажа, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

· составление годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет. В организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;

· смена материально-ответственных лиц (на дату приемки-передачи дел);

· выявление фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

· в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

· при реорганизации или ликвидации организации;

· в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Порядок проведения инвентаризации регулируется Приказом Министерства финансов РФ от 13 июня 1995 г. N 49 «Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке[15]:

· излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации;

· недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения (расходы), сверх норм - за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации.

В первичных документах все факты хозяйственной жизни показываются в натуральных и трудовых измерителях. Чтобы сделать записи в бухгалтерском учете, необходимо их пересчитать в стоимостные. Поэтому возникают элементы, связанные с измерением: оценка и калькуляция.

Пересчет количественных и трудовых показателей в денежные производится с помощью оценки. Оценка – денежное измерение средств экономического субъекта и источников их образования при помощи действующих цен, тарифов, расценок. Например, затраты труда, учтенные в трудовых измерителях (часах, днях), пересчитываются в денежные по ставкам оплаты труда (часовым или дневным тарифным ставкам).

В ходе деятельности экономического субъекта осуществляются процессы снабжения, производства и реализации. В ходе каждого хозяйственного процесса с помощью денежного измерителя необходимо определить затраты. Например, затраты по снабжению экономического субъекта материалами складываются из стоимости материалов по ценам приобретения и сумм транспортно-заготовительных расходов, которые включают в себя погрузо-разгрузочные расходы, транспортные расходы, хранение материалов и т. д. Поэтому, чтобы определить фактическую себестоимость приобретенных материалов, необходимо выполнить определенные расчеты. Таблица, в которой производятся такие расчеты, называется калькуляцией. Процесс расчета себестоимости хозяйственного процесса в специальных таблицах называется калькулированием. Так, в процессе снабжения определяется стоимость приобретенных материальных ресурсов; в процессе производства – себестоимость готовой продукции (работ, услуг); в процессе реализации – себестоимость реализованной продукции (работ, услуг).

В систему калькулирования входит калькуляционный учет, обеспечивающий группировку издержек в таких аналитических разрезах, которые позволяют определить себестоимость получаемых в производстве продуктов, а так же калькуляция.

Различают калькуляцию плановую, сметную, нормативную, фактическую.

· плановая определяется исходя из прогрессивных норм материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Эти нормы являются средними для планового периода. Плановая калькуляция должна разрабатываться в точном соответствии с утвержденными по конкретной продукции стандартами или техническими условиями, установленным нормальным технологическим процессом и предусмотренными в плане технико-экономических и организационных мероприятий, проведение которых обеспечивает снижение себестоимости продукции. Плановые калькуляции должны быть взаимоувязаны со сметой, которая служит исходной базой при составлении финансового плана предприятия.

· сметная калькуляция – это разновидность плановой. Ее составляют на разовое изделие для определения цены для расчетов с заказчиками (строительство, НИОКР и т.д.)

· нормативная калькуляция составляется на основе действующих (текущих) норм. Нормативные калькуляции составляются двумя способами: последовательно на детали, узлы, машинокомплекты, полуфабрикаты и изделия или на изделие в целом. В первом случае они составляются на основе норм прямых затрат, действующих на начало месяца, и квартальных смет по обслуживанию производства и управлению.

· отчетная калькуляция составляется по данным бухгалтерского учета о фактических затратах.

Система учета затрат и определения себестоимости на каждом предприятии индивидуальна. В любых условиях она зависит от выбора объектов учета затрат и объектов калькулирования. В свою очередь, объекты учета затрат и объекты калькулирования определяются целями управления.

Объект учета затрат – признак, согласно которому производят группировку производственных затрат для целей управления себестоимостью.

Состав объектов учета затрат зависит от: технологии производства, типа организации производства, структуры управления экономическим субъектом, технических параметров вырабатываемой продукции и др.

Информация, сгруппированная по объектам учета затрат, должна отвечать требованиям управления и служить основанием для деления издержек между незавершенным производством и готовой продукцией, основанием для калькулирования как всего выпуска, так и отдельных видов продукции. Объекты учета затрат определяют систему показателей внутренней отчетности.

Объекты калькулирования – виды продукции, ее части, себестоимость которых подлежит исчислению. Состав объектов калькулирования зависит от: характера продукции, особенностей производственного процесса, организационной структуры экономического субъекта. Каждый объект калькулирования характеризуется определенной потребительной стоимостью.

Во многих случаях объекты учета затрат и объекты калькулирования не совпадают.

В добывающих отраслях промышленности при отсутствии незавершенного производства (например, в энергетической, газовой, нефтяной и т.д.) объект учета затрат совпадает с объектом калькулирования. Тоже самое наблюдается с индивидуальным характером производства (например, предприятия тяжелого машиностроения), а также в организациях, работающих по системе заказов (предприятия бытового обслуживания, ремонтные мастерские и т.д.). В производствах, где технологический процесс делится на ряд стадий, такого соответствия не наблюдается. Например, в текстильной отрасли объектами учета затрат становятся отдельные переделы – прядение, ткачество, отделка, а объектом калькулирования – готовая продукция, т.е. ткань.

Заключительной стадией калькулирования является исчисление себестоимости единицы продукции путем деления суммарных затрат, относящихся к определенному ее виду, на количество единиц, определяющих объем выпущенной продукции или выполненных работ. Поэтому объекты калькулирования нуждаются в постоянном измерении, для чего используются соответствующие единицы измерения, называемые калькуляционными единицами. Таким образом, калькуляционная единица – измеритель объекта калькулирования и зависит от его натуральных особенностей.

В качестве единиц калькулирования используются:

· натуральные единицы измерения, характеризующие вес, объем, число конкретных предметов;

· укрупненные натуральные единицы измерения (обезличенные) (например, 1000 штук кирпича, 100 пар обуви определенного вида, производственный заказ и т.д.);

· условно-натуральные единицы измерения (спирт 100% крепости и т.д.);

· единица работ (тонна перевезенного груза);

· единица времени (машино-день, машино-час, человеко-час и т.д.);

· эксплуатационные единицы измерения (мощность, производительность).

Все первичные данные, имеющиеся в документах, необходимо привести в определенную систему. Для текущего бухгалтерского учета группировка фактов хозяйственной жизни производится на счетах при помощи двойной записи.

На счетах все факты хозяйственной жизни систематизируются по экономическому содержанию. Этим достигается группировка и текущий учет имущества экономического субъекта, источников их образования и хозяйственных процессов. По всем средствам, источникам и процессам имеются отдельные счета. Счет – это способ текущей группировки и текущего отражения изменений в объектах бухгалтерского учета.

Так как хозяйственная деятельность экономического субъекта представляет собой сложный взаимосвязанный процесс, где каждый факт хозяйственной жизни связывает между собой два экономических явления, то при отражении фактов на счетах сначала нужно установить эти взаимосвязи. Это осуществляется при помощи двойной записи. Двойная запись – это способ отражения взаимосвязи между экономическими явлениями при отражении их на счетах бухгалтерского учета.

Для получения итоговых сведений как о всей деятельности экономического субъекта, так и об отдельных сторонах его деятельности, в бухгалтерском учете для обобщения данных используются баланс и отчетность.

Баланс – это способ обобщенного отражения имущества экономического субъекта и источников его образования на определенную дату. В балансе все данные показываются в денежном выражении.

Для всесторонней характеристики работы экономического субъекта кроме баланса составляется отчетность на основании данных счетов бухгалтерского учета.

Отчетность – это способ получения итоговых сведений об отдельных сторонах деятельности экономического субъекта за определенный период. Отчетность представляет собой систему показателей, характеризующих производственно-хозяйственную и финансовую деятельность экономического субъекта за определенный период.

Таким образом, метод бухгалтерского учета – это совокупность способов отражения хозяйственной деятельности, которая включает в себя специальные приемы наблюдения объектов бухгалтерского учета, их измерения, группировки и обобщения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.127 сек.