КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Научение и творчество
Научение — это психологический процесс, который раскрывает, как человек приобретает навыки, знания и умения. Как проходит процесс человеческого научения? Все, чем человек обладает (за исключением некоторых врожденных форм психической деятельности, каких-то безусловных рефлексов, например, глотания пищи и жидкости, отдергивания конечности от предметов с опасной температурой), все, что человек в течение жизни использует для адаптации к окружающему миру и взаимодействия с самим собой, он приобретает путем научения. Важнейшие формы человеческой деятельности, от которых во многом зависит уровень социального состояния общества — это различные формы человеческого научения. И сколько существует человек как социальное существо, столько и существует спор о том, как учить и как воспитывать людей. По сути, речь вдет о том, какой способ научения избрать. Какой из способов наиболее оптимальный, какой наиболее эффективный. Это имеет значение не только для индивидуального развития человека, но и во многом определяет характер социального развития общества в целом в какой-то стране или в глобальном мировом масштабе. Сколько существует институт школ различного уровня — начального, среднего, среднего специального, высшего — столько идет спор о том, как учить людей, какие технологии обучения являются наиболее оптимальными. Если эта цель может быть сформулирована, как обучение совершенству владения совокупностью навыков или знаний и возможностям использования этих знаний, определяющих тy или иную профессию, то могут быть избраны одни формы научения. Если же акцент ставится на формирование и раскрытие человеческой личности, на создание у нее возможностей для личностного роста, а не только для совершенного овладения профессией, то тогда те технологии обучения, о которых говорилось выше, не подходят для этой цели. Знание наизусть «Евгения Онегина» для человека с хорошей памятью не сделает его человеком, тонко чувствующим поэзию, не сделает его ориентированным на красоту. Блестящее знание сюжетов, колорита картин и знание фамилий авторов—создателей этих картин не всегда может приблизить человека к ориентации на эстетическое восприятие мира. Поэтому будут использоваться разные технологии: в одном случае это будут технологии, ориентированные, например, на жестокое формирование наиболее быстрого, легкого, достаточно четкого алгоритма овладения профессиональными навыками, во втором случае — совершенно иное. Первая технология может быть осуществлена путем программированного обучения, которое может быть достаточно совершенно и на каком-то этапе развития человека очень полезно. Например, новые обучающие машины, предназначенные для обучения детей, приводят к необходимости формирования ими самостоятельно понятий, суждений, умозаключений, то есть создают возможности для развития мышления. Но мыслящий человек — это еще не чувствующий человек. Когда молодые начинающие врачи приходят учиться психотерапии, то многие из них ориентированы на как можно большее овладение инвентарем техник и технологий в психотерапии. Знание технологий — это очень хорошая и важная вещь, но обучение технологиям должно проводиться на втором этапе обучения психотерапии и медицины в целом. Если врач овладевает концепцией единства человека и окружающего его мира, единства психических и физиологических процессов, холистической концепцией в широком смысле этого слова, то его врачебные и диагностические технологии станут во многом иными, в какой бы профессии он не работал: в кардиологии, в пульманологии, в хирургии. Это философия профессии врача. Например, что делает хирург, занимающийся пластической хирургией лица, который не ориентирован на подобный подход?. К нему обратился пациент в возрасте 60-ти лет с таким заболеванием, как аримофия (красный, багровый нос), и желает лечиться от этого заболевания. Если не поинтересоваться, почему в таком возрасте человеку так важна окраска носа, ведь обычно для мужчин в этом возрасте значимость лица с эстетических позиций не важна, важнее здоровье, социальный статус, система взаимоотношений в семье, то можно получить тяжелые последствия. В этом случае неудачная операция становится опасной, и больной должен быть предупрежден о возможной неудаче. Но незнание философии профессии может привести к тому, что после неудачной операции этот пациент может стать еще более несчастным, чем был до нее, еще более больным и может совершить самоубийство, потому что имел место чисто конвейерный подход: никто ни про что не расспрашивал, не отговаривал, не предупреждал. Это очень утрированное, доведенное до абсурда понимание тезиса: «клиент всегда прав». Клиент хочет сделать другой нос? Пожалуйста! Действительно человеку лучше иметь красивый нос, обычный нос и чего тут еще выяснять. Но очень важно понять, в чем причина такой настойчивости клиента. Если его расспросить, то может вдруг выясниться, что этот человек занимал достаточно высокий социальный пост и подвергался очень серьезным социальным нападкам как алкоголик, ибо известно расхожее мнение, что у всех алкоголиков — красный нос. Действительно, во многих случаях это так, хотя в данном случае это было заболевание аримофией. В данном случае была важна не столько операция, которая могла быть удачной или неудачной (было больше шансов, что операция будет неудачной). Можно представить себе состояние хирурга, который знает, что возможен негативный результат и в случае неудачи больной сведет счеты с жизнью. И это не только трагедия больного, но и врача, так как может помешать его профессиональным навыкам. Поэтому здесь была важнее работа с так называемой сверхценной идеей и примирение с возможной неудачей в ходе операции. Но такое поведение врача будет обусловлено не чисто профессиональным умением хирурга оперировать, а овладением навыками психиатрии, психотерапии и косметологической хирургии. Такой подход врача будет предопределен знанием философии его медицинской профессии: он всегда будет рассматривать человека в единстве всех его связей. Это, правда, приводит к еще одному малоутешительному выводу. Для того, чтобы создать философию медицинской профессии, нужно выполнить важное условие: обучение должно стать весьма длительным, ведь для того, чтобы овладеть совокупным подходом к человеческим проблемам, помимо узкомедицинских профессий, он должен еще обладать многими другими знаниями в области психологии, социологии, культурологии и на достаточно высоком уровне. Но тогда важное вместо в обучении должны занять человековедческие дисциплины, а не дисциплины, ориентированные исключительно на чистую.патологию. Эту дисциплину можно было бы назвать интегративной антропологией — все о человеке и окружающем его мире. Необходимо перенесение акцента с патологии на человековедение. Вот такие, казалось бы отдаленные от практики вопросы, в частности, как строить процесс научения могут привести к совершенно разным технологиям или к сочетаниям разных форм научения. Для создания навыка проведения каких-нибудь врачебных манипуляций нужна одна система научения, для формирования философии профессии нужна другая стратегия и тактика научения. На Западе уже началось проникновение психотерапии в психиатрию, внедряются психотерапевтические методы для лечения психозов, таких, как шизофрения. Психиатр оперирует понятиями симптома, синдрома и болезни и проводит соответствующее лечение методами биологического воздействия на симптом, на синдром, на болезнь. Психотерапевт работает не с симптомом и синдромом, а с человеком и человеческой проблемой. Но если соединить философию этих двух профессий может получиться нечто полезное. Главной трудностью здесь является: как сочетать психотерапию и психофармакологию. Обучение философии профессии напрямую связано с личностным ростом в процессе личного контакта преподавателя со студентом, и решающую роль оказывает личность преподавателя, формирующая не столько профессиональные навыки (часть которых может быть перенесена на самостоятельное обучение), сколько обучение философии профессии. В принципе, именно по этой причине нельзя считать, что изживает себя такая форма обучения, как лекция, потому что это эффективная форма взаимодействия преподавателя и студента. Психологический анализ научения можно рассматривать как создание ряда теорий, которые последовательно изучают пока что еще самые простые формы научения, открывают варианты, по которым возможно создание научения. Самые простые формы научения — это формы реактивного научения. Более сложные формы такого научения можно обозначить как оперантное научение. Это научение определенным формам поведения. Самая высшая форма научения — такая, которая ведет к активному участию мыслительного процесса и носит название когнитивного научения. Систематическое исследование процессов научения исторически так и проводилось — от самого простого до самого сложного, хотя отдельные психологические теории конца XIX века затрагивали и более сложные формы научения.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 543; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |