Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реактивные формы научения




К самым элементарным формам научения реактивному поведе­нию относятся четыре вида: привыкание, сенсибилизация, импритинг и выработка условных рефлексов.

Привыкание носит еще название габитуации, процесса, когда организм за счет изменения чувствительности рецепторов и рети­кулярной формации учится постепенно игнорировать какие-то раздражители. Например, жители крупных городов постепенно привыкают «не слышать» шум окружающего их города. Человек, который попадает впервые в местность, расположенную рядом с аэропортом, дает очень выраженную реакцию на шум взлетающе­го или садящегося самолета, в то время, как постоянные жители этой местности уже «не слышат» рева реактивного двигателя. В общении с людьми можно постепенно привыкнуть к каким-то осо­бым формам их поведения — к манере говорить, к особенностям речевых оборотов, и если вначале эти особенности поведения вы­зывают ответную реакцию: чувство раздражения, удивления, агрес­сии, то затем, это как бы «зашумляется», уходит, становится неза­метным. Это часто происходит с родителями, когда дети приучают их к своим особым формам поведения, несколько нетрадицион­ным и нестандартным, в том числе и к таким формам поведения, которые требуют переделки, перестройки, какого-то вмешательст­ва, и которые резко бросаются в глаза людям без привыкания к этим формам поведения. Можно вспомнить и пример из художе­ственной литературы — рассказ ОТенри «Вождь краснокожих». Отец похищенного мальчика привык к формам поведения своего чада и не испытывал особенных неудобств, но похитившие его люди были, в буквальном смысле этого слова, истерзаны нестан­дартным поведением ребенка.

Феномен привыкания лежит в основе изменения обращаемости больных к врачу, особенно это связано с какими-то особыми фор­мами заболевания, скорее тяжкими. Здесь помимо привыкания действует еще и культуральный фактор. Можно говорить о культуральном привыкании: если в какой-то культуре или субкультуре какие-то формы заболевания не рассматриваются как опасные для человека или необязательные для лечения, то больной даже с тя­желой патологией не оказывается в поле зрения врача, это воспри­нимается им как элемент нормы. Вот у человека приступы — он падает. Первый раз была реакция страха и паники, но он поднялся через пять минут — и ничего — ходит. Во второй раз такой уже паники нет, а дальше возникает привыкание. Во врачебной практике автора книги был пациент, который грыз ногти на ногах. Это был большого роста толстый человек с вялотекущей шизофренией, семья которого настолько привыкла к этому, что не рассматривала как патологию, которая должна была бы привести к врачу-психи­атру. Только когда дочки подросли и в доме стали появляться их друзья, которые, увидев это, более в гости не приходили, только тогда семья забеспокоилась, их субкультуральная норма — грызть ногти на ногах — перестала быть таковой.

Сенсибилизация — полярная форма научения относительно привыкания, при которой, наоборот, возникает нетерпимость к каким-то раздражителям. Обычно это происходит при нарастании уровня тревоги в условиях дистресса, когда прежний раздражитель, который не вызывал реактивного поведения, становится невыно­сим. Месяц назад человек спокойно относился к непрерывному звучанию за стеной индийских мелодий, он даже начал находить некоторое своеобразие в том, что работает и отдыхает под звуки индийских мелодий, но затем у него развилось состояние дистрес­са, чувствительность ретикулярной формации к раздражителям изменилась и даже легкие, еле слышимые звуки одной и той же мелодии стали вызывать у человека резчайшее раздражение. Очень часто врачу приходится сталкиваться с ситуацией, где эти формы реактивного поведения на раздражители вызывают у него недоуме­ние: почему такую сильную реакцию вызывает не очень серьезный раздражитель? Таких людей не следует считать капризными, не­терпимыми, их следует скорее всего рассматривать как людей с особо чувствительной ретикулярной формацией. Более того изме­нить восприятие сенсибилизирующего раздражителя можно с по­мощью установки. Например, один человек воспринимает другого как скверного и дает сильнейшую реакцию агрессии на возможно несущественные раздражители, такие как особенности речи, по­вторяющиеся жесты (установка — скверный человек — превращает его особенности в мощный сенсибилизатор).

Еще одна форма реактивного поведения, которая наблюдается у животных, так называемый импритинг, описанный специалис­тами по этологии, в частности К. Лоренцом. В многочисленных экспериментах Позолини у новорожденных утят или цыплят пер­вый движущийся объект — мать. Если заменить этот движущийся объект экспериментатором, то так же, как утята двигались за уткой, они будут ходить за экспериментатором.

Следующий вид реактивного поведения — это условные реф­лексы, когда сочетание безусловного раздражителя и индиффе­рентного после некоторого количества сочетаний приводит к формированию такой же реакции на индифферентный раздражи­тель, какая существует на безусловный. Изучение форм поведения в связи с условными рефлексами является приоритетом русской науки — И.П. Павлов и его школа были в этом вопросе первыми, что послужило основанием для разработки целого ряда методов лечения, как в общей медицине, так и в наркологии. Так была создана целая группа методов, построенная на формировании рвотного безусловного рефлекса на такой раздражитель, как алко­голь. Эта группа методов получила название условно-рефлектор­ная терапия алкоголизма. Тема условных рефлексов подробно освещается в учебниках по физиологии и автор не считает нужным подробно рассматривать ее в данном учебнике.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 936; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.