КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Денежная реформа 1947 г
В годы Великой Отечественной войны народное хозяйство СССР и денежная система выдержали огромное материальное напряжение. Война привела к серьезным изменениям в процессе общественного воспроизводства. Сократилось производство предметов потребления, так как большинство предприятий их производящих оказалось на оккупированной немцами территории, и, кроме того, большая масса наличных товарных фондов была изъята из оборота и использовались для военных нужд. В свою очередь изменения общественного производства породили избыток денег в обращении. Даже если бы за годы войны не было выпущено в обращение ни одного рубля сверх той денежной массы, которая функционировала в народном хозяйстве до войны, все равно изменения общественного воспроизводства привели бы к излишку денег в обращении. Колоссальные затраты, связанные с покрытием военных расходов, быстро исчерпали имевшийся эмиссионный резерв и привели к дополнительному выпуску денег в обращении. Война изменила доходы и расходы государственного бюджета СССР. В первые два года войны доходы, поступающие в бюджет от социалистического хозяйства, значительно уменьшились, а доходы, поступающие от населения, возросли. Кроме подоходного налога были введены военный налог и налог на бездетных, малосемейных и одиноких граждан. Во время войны среди населения широко развернулась подписка на массовые государственные займы и добровольные взносы на создание военной техники. Эти взносы дали на нужды Отечественной войны 94,5 млрд. руб., а всего за годы войны от населения поступило 270 млрд. руб., или более 26,4% государственных доходов, которыми была покрыта почти половина всех прямых военных расходов. Военные расходы за первые два года войны увеличились почти в 2 раза. В результате сокращения доходов и увеличения расходов образовался бюджетный дефицит, который в 1941 г. составил 14,4 млрд. руб., в 1942 г. – 17,8 млрд. руб. и в 1943 г. – 5,6 млрд. руб., или 7,4%, 9,7% и 2% к общей сумме его расходов. Но уже в 1943 году наступил перелом: с ростом и укреплением военного хозяйства увеличивались доходы государственного бюджета и, хотя военные расходы продолжали расти, бюджетный дефицит был сокращен, а с 1944 года образовалось устойчивое превышение доходов над расходами (в 1944 г. на 4,7 млрд. руб., в 1945 г. на 3,4 млрд. руб. и в 1946 г. на 17,9 млрд. руб.). Дефицит государственного бюджета в первые годы войны был покрыт отчасти резервами и накоплениями народного хозяйства прошлых лет (излишки оборотных средств, целевые фонды предприятий и др.), отчасти за свет эмиссии. Денежная масса в обращение за годы войны увеличилась. В тоже время производство товаров для населения и их поступления в торговую сеть значительно сократилось. Поэтому доля колхозной торговли в общем объеме товарооборота возросла с 19% в 1940 г. до 46% в 1945 г. (по продажи продовольственных товаров даже до 51%). В результате несоответствия между количеством денег, выпускаемых в обращение, и массой товаров, реализуемых через государственную и кооперативную торговлю, цены на колхозных рынках значительно возросли. Несмотря на принятые меры и рост товарооборотом, к концу войны на руках у населения оказалось в 1,5 – 2 раза больше денег, чем нужно было для обращения. Высокие цены на колхозных рынках свидетельствовали о частичном обесценении денег. Нормированное снабжение по карточкам снижало материальную заинтересованность трудящихся в денежной оплате труда. Хотя государственные оптовые цены и подавляющая часть розничных цен оставались на довоенном уровне, состояние денежного обращения к концу войны оставалось напряженным. В отличие от денежной политики белогвардейских и интервенционных властей 1918-20 гг. фашистские захватчики сохранили за советским рублем платежную силу на всей оккупированной ими территории. В тоже время на оккупированных территориях западных стран и СССР обращались немецкие военные деньги. Фашистами была выпущена оккупационная валюта под наименованием «карбованцы». Население было обязано принимать германскую валюту в платежи по соотношению 10 руб. за 1 марку. Следовательно, формально существовала система параллельного обращения 2-х валют – советской и оккупационной – с принудительным курсом. Однако основным средством и платежа являлась советская валюта. При таком положении оккупанты постоянно нуждались в больших суммах советской валюты и старались поддерживать высокий курс немецкой валюты на рынке. Они организовывали скупку советской валюты через свои хозяйственные банки. Тот факт, что при отступлении немецких войск и эвакуации их учреждений выводились и имевшиеся у них фонды советской валюты, а денежное обращение на освобожденной территории было засорено сфабрикованными немцами фальшивыми денежными знаками, делало необходимым проведение в общегосударственном масштабе чистки денежной системы путем обмена всех находившихся в обращении денежных знаков на новые. В послевоенные годы стал усиливаться процесс материального расслоения обществ чему способствовали как объективные причины (двухмасштабная система цен), так и факторы, связанные с негативными явлениями, такими, как спекуляция, коррупция, преступность и т.п. Ясно, что появление лиц с крупными денежными сбережениями нарушал равновесие между денежной и товарной массой и грозило развалом всей хозяйственной системы, сложившейся во второй половине 30-х годов. Именно этим объясняется ожесточенная борьба государства не только с хищениями государственной собственности, но и с всякими проявлениями предпринимательства и хозяйственной инициативы. Не ограничиваясь мерами по «общественному» и административному контролю, государство стремилось изъять денежные излишки любыми способами. Одной из наиболее известных мер в этой области была денежная реформа 1947 г. Проведение реформы. В мае 1946 г. была создана Комиссия по отмене карточной системы под председательством члена Политбюро ЦК КПСС А.И. Микояна. Было принято решение установить единые розничные цены выше пайковых, но ниже коммерческих, одновременно увеличив заработную плату для работников с окладами ниже 900 руб., а также увеличив пенсии, стипендии и пособия. Однако рост зарплаты и государственных пособий означал новое мощное увеличение денежной мессы, и без того высокой. Стало ясно, что отменить карточную систему нельзя без денежной реформы, призванной сократить обращавшуюся в стране денежную массу. 29 августа 1946 г. газета «Правда» сообщила: «В связи с засухой в ряде областей СССР и сокращением государственных запасов продовольствия Президиум Верховного Совета СССР постановил удовлетворить ходатайство Совета Министров СССР о перенесении отмены карточной системы с 1946 г. на 1947 г. О денежной реформе 1947 г. написано немало работ. Ее содержание раскрыто достаточно подробно. 14 декабря 1947 г. Совет Министров Союза СССР и ЦК ВКП(б) издали постановление «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары». В соответствии с этим постановлением с 16 декабря были выпущены в обращение новые денежные знаки образца 1947 г. Вся денежная наличность у населения, предприятий и учреждений, а также колхозов, кроме разменной монеты, обменивалась на денежные знаки нового образца. Это, однако, не было связано с изменением курса рубля: пересчет размеров заработной платы, а также доходов крестьян от государственных заготовок не производился, цены по одним товарам снижались, а по другим оставались прежними. С 16 по 22 декабря 1947 г. вся денежная наличность, находившаяся у населения, у государственных, кооперативных и общественных предприятий, организаций и учреждений, а также колхозов, обменивалась, за исключением разменной монеты, на деньги образца 1947 г. в соотношении 10:1. Вклады в сберегательных кассах размером до 3 тыс.руб. включительно оставались без изменений, т.е. переоценивались рубль за рубль, а свыше 3 тыс. и до 10 тыс. руб. в следующем соотношении: три рубля старых денег обменивались на два рубля новых. Если размер вклада превышал 10 тыс. руб., то переоценка производилась в соотношении 2:1. Одновременно с реформой производилась конверсия всех военных займов. Они объединялись в единый заем и обменивались в соотношении три рубля в облигациях прежних займов на один рубль нового единого займа. Резко уменьшался процент, выплачиваемы по займам. Это было явным нарушением прав трудящихся. Государство мотивировало реформу тем, что «спекулятивные элементы воспользовались наличием большого разрыва между государственными и рыночными ценами, равно как и наличием фальшивых денег, для накопления денежных сумм в больших размерах в целях наживы за счет населения», а также невозможностью перехода к открытой торговле, так как излишние деньги в обращении взвинчивают рыночные цены, создают преувеличенный спрос на товары и облегчают возможность спекуляции. Борьба с нажившимися спекулянтами не укладывалась в практическую суть реформы, в соответствии с которой уменьшалась в десять раз вся денежная наличность, а не только чрезмерные ее накопления. Главный удар пришелся не по спекулянтам, а по тем рабочим, крестьянам и служащим, которые не имели вкладов в сберкассах (их было около 50%). Что же касается спекулянтов и расхитителей государственной собственности, то многие из них своевременно получили подробную информацию о реформе и успели открыть множество дополнительных счетов и распределить на них свои вклады. В столичных городахбыли случаи, когда один человек имел несколько сот сберегательных книжек. Организованная экономическая преступность только еще больше сплотилась после реформы 1947 г. Значительная часть населения страны психологически оказалась не готова к реформе.Благодаря нормированному распределению хлеба людям удалось пережить голодные 1946-1947 гг., поэтому общество надеялось, что пайковое снабжение будет сохранено до полногопреодоления дефицита. Постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 14 декабря1947 г. «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары» для многих стало неожиданным. Денежная реформа предусматривала изменение названий денежных знаков. С 1922-1947 г. советские общегосударственные денежные знаки исчислялись в двух единицах: в рублях и червонцах. Уже во второй половине 20-х годов отпала необходимость в различном выражении номиналов банковских и казначейских билетов, так как это стало неудобным для ведения учета, контроля, планирования. На практике они уже с середины 20-х годов велись только в рублях. С 1947 г. номиналы билетов Госбанка СССР, как и государственных казначейских билетов СССР, выражались только в рублях. Государственные казначейские билеты СССР образца 1947 г. появились в обращении достоинством 1, 3 и 5 рублей. На лицевой стороне казначейских билетов был изображен Государственный герб СССР (числовитков ленты увеличено до 16 по количеству союзных республик), указаны обозначение номинала словами на 16 языках союзных республик и цифрами, год выпуска, серияи номер. На их оборотной стороне приведены цифра номинала и его текстовое обозначение, а также текст: «Государственные казначейские билеты обеспечиваются всем достоянием Союза СССРи обязательны к приему на всей территории СССР во все платежи для всех учреждений, предприятий и лиц по нарицательной стоимости. Подделка государственных казначейских билетовпреследуется по закону». В оформлении были использованы гильоширные элементы. Билеты Государственного банка СССР образца 1947 г. выпускались достоинством 10, 25, 50 и 100 рублей. На них был помещен портрет В. И. Ленина. При этом на банкнотах в 10 и 25 рублей портрет В.И. Ленина и Государственный герб СССР изображены на разных сторонах, на билетах в 50 и 100 рублей - на одной. На оборотной стороне 100-рублевого билета размещено изображение панорамы Московского Кремля со стороны Москвы-реки. На всех банкнотах наряду с указанием их наименования, номинала, года, серии и номера помещен текст: «Банковские билеты обеспечиваются золотом, драгоценными металлами и прочими активами Государственного банка». Каковы были результаты реформы по ликвидации «денежного навеса»? К началу реформы количество наличных денег в обращении составляло 43,6 млрд. руб. Общее количество выпущенных в обращение новых денег на конец 1947 г. составило14,0 млрд. руб. Таким образом, наличная денежная масса уменьшилась в 3 раза с лишним. Однако ликвидация «денежного навеса» во многом зависела от объема безналичной денежной массы в виде счетов предприятий и вкладов в сберкассах, т.е. главным образом от переоценки вкладов населения в сберегательных кассах остатки вкладов уменьшились с 18,6 до 15,0 млрд. руб., т.е. всего на 19,4 %. А это означало, что в любой момент денежная наличность могла удвоиться и разрушить потребительский рынок. Поэтому при проведении реформы большое значение придавалось ликвидации дефицита, чтобы избежать ажиотажного спроса. В течение года товары придерживались, чтобы после обмена денег насытить ими рынок. Кроме того, за месяц до 14 декабря 1947 г. были разбронированы товары из государственных резервов на сумму 1,7 млрд. руб. Они предназначались для торговли после отмены карточек и перехода к единым розничным ценам в городах (1,1 млрд. руб.) и сельской местности (0,6 млрд. руб.). Однако этих мер недостаточно, и повышение цен было совершенно необходимой мерой для того, чтобы обеспечить финансовую стабильность. В современной литературе денежная реформа 1947 г. чаще всего оценивается как пример решения государственных задач за счет снижения народного потребления. Но если сопоставить ее с проводившимися одновременно в Западной и Восточной Европе конфискационными денежными реформами, то окажется, что условия денежной реформы 1947 г.в СССР были гораздо мягче, носили более щадящий по отношению к населению характер, чем в других странах.
8.Рубль в «эпоху перестройки» (80-ые – начало 90-х годов). Апрельский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС принял «установку на ускорение социально-экономического развития». Конкретные мероприятия в этом направлении были предложены группой экономистов под руководством академика А.Г. Аганбегяна. Фактически на старой материально-технической основе добиться ускорения роста социально-экономических показателей было невозможно. Значит, была необходима глубокая реконструкция народного хозяйства на базе новейших достижений науки и техники, прорывов на авангардных направлениях научно-технического прогресса, перестройки хозяйственного механизма, системы управления. Реформы В.С. Павлова. 14 января 1991 г. вместо Председателя Совета Министров СССР Н.И. Рыжкова, не сумевшего справиться с экономической ситуацией, премьер-министром СССР был назначен В.С. Павлов. В кабинете Н.И. Рыжкова он занимал пост министра финансов. С именем В.С. Павлова связаны довольно решительные, но не очень эффективные меры, направленные на стабилизацию курса рубля. 23января 1991 г. В.С. Павлов провел изъятие из обращения 50- и 100-рублевых купюр образца 1961 г. Одна из причин этой меры объяснялась так. В 1990 г. советские подпольные миллионеры стали обменивать скопившиеся у них рубли через Внешэкономбанк СССР на венгерские форинты и польские злотые. Форинты и злотые затем обменивались на доллары. Дело в том, что операция рубль - форинт - доллар и рубль - злотый - доллар приносила куда больший доход, чем операция рубль - доллар, ибо курс форинта и злотого по отношению к рублю был искусственно занижен. Каждый доллар по венгерской линии обходился миллионерам в 3 руб., а по польскому каналу - в 7 руб. Не известно, какое количество крупных рублевых купюр оказалось таким образом за границей; во всяком случае, В.С. Павлов называл сумму в 100 млрд. руб. Первоначально обмен крупных купюр на другие денежные знаки должен был быть произведен за три дня. Обмен, производившийся лишь в размере месячного оклада и сопровождавшийся к тому же замораживанием значительной части вкладов, больнее всего ударил по рядовым гражданам. Накануне обмена многие предприятия и учреждения получили деньги для выплаты заработной платы почти исключительно крупными купюрами. Из-за отсутствия мелких купюр сберегательные кассы не производили обмена денег пенсионерам. Возникла угроза того, что за отпущенные три дня обменять деньги смогут не все. Правительство было вынуждено дважды пересмотреть сроки обмена крупных денежных купюр. После каждого переноса сроков денежный выигрыш государства от обмена уменьшался. Сразу после обмена он составлял около 10 млрд. руб., в марте - 8 млрд. руб., а к апрелю уменьшился до 4 млрд. руб. Тем не менее, обмен денег создавал определенные возможности для снижения объема денежной массы и стабилизации денежного обращения. Хотя к апрелю 1991 г. номинальная денежная масса была минимальной, срыв стабилизации денежного обращения пришелся именно на апрель, когда была проведена реформа цен, призванная по идее закрепить результаты январского обмена крупных денежных купюр. В результате этой реформы примерно в три раза выросли государственные розничные цены, что привело к резкому сокращению покупательной способности населения. Это, в свою очередь, привело к снижению цен в кооперативной торговле и на рынках. Однако одновременно правительство приняло решение о выплате значительных денежных компенсаций, вследствие чего печатный станок был вновь запущен и больше уже не останавливался. Мероприятия в области денежного обращения после распада СССР (1992-2009 гг.). История денежного обращения в России после распада СССР наполнена сложными и порой весьма драматическими событиями, частыми изменениями в финансовой политике государства. «Шоковая терапия». 2 апреля 1992 г. правительство Б.Н. Ельцина отпустило оптовые цены на 90 % товаров народного потребления. Реформа преследовала цель выправить созданные регулированием цен ценовые диспропорции и снять с дотаций государственные предприятия. На деле получилось совсем иное. В декабре 1992 г. по сравнению с аналогичным периодом 1991 г. розничные цены возросли в 26 раз, тогда как оптовые - в 62 раза, а тарифы на перевозку - в 35 раз. Для реформаторов это было полной неожиданностью. Они готовились к совсем иной неприятности - чрезмерному росту розничных цен и решили, что розничные цены в государственных магазинах не должны превышать оптовые более чем на 25 %. Денежное обращение. Рост цен в 1992-1995 гг., а также проводимая политика сдерживания курса рубля от падения, которая позволила коммерческим банкам зарабатывать, средства только за счет покупки и продажи валюты, способствовали росту как наличной, таки безналичной денежной массы. Правительство, пытаясь обуздать инфляцию, про; политику сдерживания эмиссии. Однако эта политика имела и отрицательные последствия. Наряду с денежным голодом сдерживание эмиссии привело к потере государством денежных рычагов регулирования экономики, резкому снижению инвестиций в народно хозяйство, кредитному голоду, росту дефицита общегосударственного и местных бюджет снижению материальной помощи наиболее уязвимым слоям населения. На начало 1992 г. агрегат МО (наличные деньги в обращении) составлял в 165,9 млрд. руб. К концу 1992 г. эта цифра достигла 1678,4 млрд. руб., т.е. увеличилась в 10 раз. И все равно денег в обращении не хватало. Потребительские цены в этот же периодувеличились в 26 раз. Рост цен на товары и тарифов на услуги, а также рост номинальных зарплат требовал выпуска денежных знаков крупных номиналов. В дополнение к купюрам, выпущенным в 1961 и 1991 гг., в 1992 г. Банк России выпустил купюры номиналами 50 200, 500, 1000 рублей. На этих купюрах еще сохранялась надпись: «Билет дарственного банка СССР». Кроме этого Банком России в 1992 г. в обращение были выпущены монеты номиналами 1, 5, 10, 20, 50 и 100 рублей. Стремительно развивавшаяся инфляция вскоре вывела из обращения мелкономинальные купюры и монеты и потребовалаэмиссии купюр еще более крупных номиналов. 14 июля 1992 г. была введена в обращение купюра номиналом 5000 рублей, а в декабре 1992 г. -10 000 рублей. На них уже имелась надпись: «Банк России». Однако все эти меры оказались недостаточными. В стране появились суррогаты денег, выпускавшиеся региональными властями, крупными предприятиями и даже совхозами и колхозами. Выпуск в обращение банкнот Банка России образца 1993 г. Обмен денежных знаков образцов 1961-1992 гг. С 20 декабря 1991 г. - момента объявления Российской Федерации независимым государством и по 26 июля 1993 г. в России и странах СНГ имел хождение все ранее выпущенные денежные знаки: · банкноты образца 1961 г.: 1, 3, 5, 10, 25 рублей (50 и 100 были изъяты по указу Президента СССР от 22 января 1991 г.); · банкноты образца 1991 г.: 1, 3, 5, 10, 50, 100, 200, 500,1000 рублей; · банкноты образца 1992 г.: выпущенные Банком России купюры номиналами 50, 200,500,1000 рублей с надписью: «Государственный банк СССР». Также имели хождение денежные знаки, выпущенные Банком России в 1992 г., достоинством 5000 и 10 000 рублей, монета СССР и Банка России образца 1961 и последующих годов. На этапе подготовки к обмену в хранилищах банков начали накапливаться банкноты достоинством 1, 3 и 5 рублей Госбанка СССР образцов 1961 и 1991 гг. 26 июля 1993 г. Центральный банк РФ прекратил обращение на всей территории России государственных казначейских билетов СССР, билетов Государственной банка СССР образцов 1961-1992 гг. и банкнот Банка России образца 1992 г. Из телеграммы ЦБР от 24 июля 1993 г. № 131-93 за подписью председателя Банка России В.В. Геращенко известно, что первоначально предполагалось обменивать только 35 тыс. руб. на человека. Если обмениваемая сумма превышала 35 тыс.руб., то остаток зачислялся учреждением Сберегательного банка на депозитный счет гражданина сроком на 6 месяцев. Изданный 26 июля 1993 г. указ Президента РФ Б.Н. Ельцина «Об обеспечении нормального функционирования денежной системы Российской Федерации» предписывал производить обмен денежных билетов и банкнот в течение августа 1993 г., сохранив на это время в обращении денежные билеты выпуска до 1993 г. номиналами 1, 3, 5 к 10 рублей. Обменивать деньги образцов 1961-1992 гг. имели право только граждане Российской Федерации и лица, имевшие прописку или вид на жительство на территории России; Обмен производился на сумму до 100 тыс. руб. на одного человека. Исключением были только банкноты Банка России образца 1992 г. номиналом 10 000 рублей, которые обменивались без количественных ограничений. Указ; также предписывал обеспечить денежное обращение разменной монетой. Обмен производился на банкноты Банка России образца 1993 г., номиналами 100, 200, 500,1000, 5000,10 000 и 50 000 рублей. Обмен всех старых купюр на новые проводился в России во всех отделениях Сбербанка с 26 июля по 31 августа 1993 г., о чем ставилась соответствующая отметка в паспорте гражданина РФ. Переход на денежные знаки образца 1995 г. С конца 1995 г. была произведена постепенная замена денежных знаков образца 1993 г. и их модификаций 1994 г. на купюры образца 1995 г. достоинством 1000, 5000, 10 000, 50 000 и 100 000 рублей; причем первой, в связи с ростом инфляции, в мае 1995 г. была выпущена банкнота 100 000 рублей; а вслед за ней в июле банкноты 50 000 и 10 000 рублей. О предстоящей замене денежных знаков стало известно заранее. Для того чтобы предотвратить панику среди населения, сопровождавшую все предыдущие переходы на денежные знаки новых образцов, Государственная дума 12 апреля 1995 г. приняла Федеральный закон «О внесении изменений в Закон РСФСР о Центральном банке РСФСР (Банке России)». В нем говорилось: «Банкноты и монета Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету нового образца. Не допускают какие-либо ограничения по суммам или субъектам обмена. При обмене банкнот и монеты Банка России на денежные знаки нового образца срок изъятия банкнот и монеты из обращения не может быть менее одного года, но не превышает пяти лет». Причиной перехода на деньги нового образца была не только продолжавшая расти инфляция, но и недостаточная защищенность банкнот образца 1993 г. от подделок. Элемент защиты банкнот образца 1995 г. уже соответствовали мировым стандартам. Деноминация 1998 г. Начиная с 1996 г. экономика России стала постепенно выходитьиз кризиса. Падение промышленного производства замедлилось, а в 1997 г. наблюдался даже его рост на 2 % по сравнению с предыдущим годом. На 6,4 % выросла реальная заработная плата. На 8,2 % увеличился оборот внешней торговли с дальним зарубежьем. Стабилизация в реальном секторе экономики привела к снижению темпов роста инфляции. В 1996 г. рост потребительских цен составил 21,8 % в год, а в 1997 г. -11 %.Снизить темпы инфляции удалось не только за счет перехода к неинфляционному типу финансирования дефицита государственного бюджета, который в основном заключался в массированном выпуске государственных ценных бумаг. Большую роль в финансовой стабилизации играли зарубежные инвестиции, приток которых в страну увеличился. Важное значение также имело введение валютного коридора; замораживание цен на энергоносители и прямые правительственные ограничения на удорожание продукции «естественных монополистов». Стабилизация вызвала к жизни идею о проведении деноминации российского рубля: в соотношении 1000:1. О деноминации российского рубля, замене обращающихся рублей на новые, а также о сроках обмена неоднократно сообщалось в средствах массовой информации. Банк России развернул рекламную кампанию на телевидении, посвященную проведению деноминации. Это содействовало тому, что население спокойно отреагировало на ее проведение. Его беспокоил лишь вопрос индексации сумм по вкладам в Сбербанке открытым еще в советское время. В Государственной думе был рассмотрен вопрос о необходимости утверждения программы восстановления обесценившихся в 1991-1996 гг. сбережений граждан РФ. Программа была принята, и Сбербанк приступил к частичной компенсации гражданам их обесценившихся сбережений. Первые компенсации были выданы старшим возрастным категориям. Деноминация рубля была проведена 1 января 1998 г. в соответствии с Указом Президента России от 4 августа 1997 г. № 822 «Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен». По установленному соотношению были изменены как нарицательная стоимость денежных знаков, так и масштаб, цен на товары и услуга, доходы и сбережения граждан.
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1078; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |