![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е годы
При всех успехах НЭПа нельзяне учитывать, что даже относительно свободные рыночные отношения обернулись своей негативной стороной. Шло классовое расслоение в обществе. С одной стороны, укреплялись позиции заводских рабочих, с другой - утверждался социальный слой "нэпманов", использующих наемный труд. Многие горожане солидаризировались в неприятии НЭПа с сельской беднотой, работавшей у кулаков (зажиточных крестьян, применявших наемный труд). Если до революции основными поставщиками товарного зерна были помещики, то теперь - только крестьянские хозяйства. С ростомнаселения ускорился процессих дробления и как следствие -снизилась товарность, проваливались хлебозаготовки. Государству пришлось вводить с 1928г. карточную системуна продукты питания в городах. Но при всем том НЭП решил стратегически важную задачу – обеспечил экономическую базу для расширенного воспроизводства, нового витка индустриальной модернизации, уже начавшейся на Западе, отставать от которого для страны было опасно. В споре о путях дальнейшегоразвития страны усилилась борьба за власть. И.В. Сталину, избранному генеральным секретарем партии, удалось отстранить от ключевых постов левацкую группировку Л.Д. Троцкого, видевшую в НЭПе толькокапитулянтство перед мировым империализмом. В то же время из-за опасения попасть в иностранную зависимость в партии отвергалась позиция наркомата финансов, ученых - "спецов", предлагавших опереться в индустриальной модернизации на займы американских банков. Группировка "правых коммунистов" во главе с Н.И. Бухариным предлагала вести индустриализацию на основе дальнейшей поддержки рыночного равновесия между городом и деревней. Но такая модернизация заняла бы 30-40 лет. Сталинская платформа в основу ставила геополитический фактор: держать курс на ускоренную индустриализацию как открывающую путь к развертыванию современного военно-промышленного комплекса и техническому перевооружению всего народного хозяйства для обеспечения обороноспособности страны. Такая стратегия вела к свертыванию НЭПа, опоре на административные директивно-плановые рычаги в управлении экономикой, перекачке средств с сельского хозяйства, социальной сферы в пользу промышленности. Это было в основе сталинской теории о возможности полного построения социализма в одной стране, богатой всеми видами ресурсов. Перспектива такого исторического рывка превратить СССР в могучую державу вызвала поддержку в партии, а через ее идеологическое воздействие – и в народе. План "построения социализма в основном" был рассчитан на две пятилетки. Первая (1929-1933г.г.) – ставила целью создать фундамент экономики на новой технической базе, вторая (1934-1938г.г.) - должна была завершить реконструкцию всех отраслей народного хозяйства. Курс на преимущественное развитие тяжелых отраслей промышленности требовал огромных капиталовложений. Источники средств изыскивались исключительно внутри страны. Они складывались из доходов легкой, пищевой промышленности, сельского хозяйства, перераспределяемых в индустриальные отрасли; доходов от монополии внешней торговли зерном, лесом, золотом, позволявших приобретать на вырученную валюту новейшее технологическое оборудование; возросших налогов на «нэпманов», что вело к свертыванию частного сектора в промышленности и торговле; экономии на потреблении городского населения (с 1928 по 1934 г. в стране действовала карточная система); ежегодных «займов индустриализации» через облигации, распространенных среди населения. Сталинское руководство сумело вызвать в народе пафос созидания, трудовой энтузиазм, развернуть в первой пятилетке соревнование «ударников», а во второй пятилетке – «стахановское движение» (по имени шахтера А.Г. Стаханова, многократно перекрывшим норму добычи угля). В итоге за счет жесткого режима экономии, внутренних человеческих ресурсов, в тяжелых бытовых условиях небывалыми в мире темпами была создана промышленная база, обеспечивающая независимость страны. С ускоренной индустриализацией был связан курс на социалистические преобразования в деревне. Форсированная организация коллективных хозяйств (колхозов) и советских хозяйств (совхозов) – крупных механизированных государственных предприятий в сельском хозяйстве должна была устойчиво обеспечить промышленность сельскохозяйственным сырьем, а городское население – продуктами, обеспечить экспорт хлеба в обмен на технику. Однако в ходе коллективизации нередко использовался грубый нажим, лишение имущества и ссылка кулаков. Под эти репрессии попала масса и средних хозяйств. И как результат – голод в ряде районов страны. Колхозная система стабилизировалась лишь во второй половине 30-х годов. Осуществление индустриализации, коллективизации, культурное строительство было неразрывно связано с социально-экономическими преобразованиями в стране. Коренным образом изменилась структура населения. Значительно выросла численность рабочего класса: с 8,7 млн. в 1928 г. до 20,6 млн. в 1937 г. Интенсивное промышленное строительство привело к возникновению новых городов, ежегодному увеличению городского населения на 1,5-2 млн. человек. К концу 30-х годов в городах насчитывалось 56,1 млн. жителей (32,9 % всего населения). На селе исчезли такие социальные группы, как кулаки и батраки. Свыше 90 % общего числа крестьян трудились в колхозах. Они составили новую социальную категорию – колхозное крестьянство. Семь процентов сельских жителей работало на государственных сельскохозяйственных предприятиях – в совхозах и машинно-тракторных станциях (МТС). Появилась новая советская интеллигенция, выросшая в основном из молодых рабочих и крестьян, которых направляли на учебу. Квалифицированные рабочие – ударники, стахановцы, проходили профессиональную переподготовку и выдвигались на руководящие хозяйственно-управленческие посты. В 1936 г. была принята Конституция СССР, которая провозглашала, что в стране в основном построен социализм. Политическую основу страны составляли Советы депутатов трудящихся, экономическую – социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства. Эта собственность существовала в двух формах: государственной (шахты, заводы и фабрики в промышленности, совхозы на селе) и колхозно-кооперативной. Социальная основа государства декларировалась как союз рабочих и крестьян при сохранении диктатуры пролетариата. По Конституции выборы в Советы всех уровней становились всеобщими, тайными, равными и прямыми. Гражданам СССР гарантировали права на труд, отдых, образование, материальное обеспечение в старости. Страна по абсолютным объемам производства вышла на второе место в мире после США, стала экономически, а следовательно и политически независимой. Был создан промышленный потенциал, без которого невозможна была победа в Великой Отечественной войне. В СССР за годы первых пятилеток была ликвидирована неграмотность, введено обязательное семилетнее образование, обеспечена бесплатная учеба в вузах, было покончено с безработицей.
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1678; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |