КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Становление и развитие отечественной социологии 2 страница
В 1901 году М. М. Ковалевский и Е. В. Де Роберти создали в Париже «Русскую школу общественных наук», где обязательным предметом была социология. В школе преподавали многие ведущие как русские, так и западные социологи. Школа по праву была тогда оценена как первая модель русского социологического факультета, причем не имеющая аналогов в мире. Однако по требованию правительства России школа была закрыта. После длительной борьбы, наконец, начала решаться проблема инсти-туционализации российской социологии. По личному разрешению Николая II в Петербурге в 1908 году был открыт частный Психоневрологический институт во главе с академиком В. М. Бехтеревым с первой русской социологической кафедрой, возглавленной М. М. Ковалевским, Е. В. Де Роберти, позднее - П. А. Сорокиным и К. М. Тахтаревым (1872-1925). Кафедра провела большую работу по организации обучения социологии, подготовила четыре выпуска сборника «Новые идеи в социологии». Начало XX века -третий этап в развитии русской социологии, насильственно прерванный в 1922 году. Это время четкого предметного самоопределения социологии как общей теории социального (П. А. Сорокин). Такая интерпретация предмета снимала две предыдущие трактовки. Соответственно ведущей школой остановится неопозитивизм (П. А. Сорокин, К. М. Тахтарев). Одновременно оформляется своеобразная «христианская социология» в русле религиозной философии (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, С. Л. Франк (1877-1950)), во многом близкая к отмеченной трактовке предмета социологии, но не приемлющая неопозитивизма и бихевиоризма. В рамках ортодоксального марксизма, с одной стороны, усиливается вульгаризация и политизация социальной теории (В. И. Ульянов-Ленин), с другой - выделяется направление, стремящееся соединить марксистские идеи с современной наукой (А. А. Богданов (1873-1928)). Нарастает процесс институционализации социологии: 1912 год - открыта социологическая секция при историческом факультете Петербургского университета; 1916 - учреждается русское социологическое общество имени М. Ковалевского; 1917 - вводится научная степень по социологии, образуются кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах; 1920 год - в Петроградском университете открывается первый в России факультет общественных наук с социологическим отделением во главе с П. А. Сорокиным. Однако в стране после октябрьского переворота 1917 года утверждалась тоталитарная диктатура, не нуждавшаяся в социологической науке, тем более «буржуазной». С «критикой» П. А. Сорокина выступил лидер нового режима В. И. Ленин. Итогом стала высылка ведущих ученых-обществоведов за пределы страны и полный разгром русской социологии как науки. Теоретическая эволюция российской социологии как системы. Выше речь шла об эволюции российской социологии в историческом аспекте и почти не затрагивались вопросы содержательного плана. Но именно содержательный анализ позволяет понять особенности русской социологии как определенной динамической системы, увидеть ее место в системе мировой социологии, выявить ее специфические черты и приоритеты. Изучение истории отечественной социологии показывает, что в ее эволюции можно выделить три фазы, совпадающие хронологически с описанными выше историческими этапами: синтетическая, аналитическая, аналитико-синтетическая. Синтетическая фаза. Характерная черта исследований - оптимизм, утверждающий возможность глобального познания общества и его законов на основе синтеза естественнонаучных и социальных знаний. Господствующий тип исследований - позитивистские модели общества, дополняемые в той или иной форме элементами натурализма. В онтологическом плане общество трактовалось либо в духе холизма как надындивидуальный организм (органицизм, географический или экономический де- терминизм), либо в духе монадологии, исходящей из первичности индивидуального субъекта (личности) и сочетания естественных социальных законов с моральной санкцией, реальности и идеала (психологическое направление). Синтетической ориентацией определялась и методология исследования. Повсеместно использовались предельно широкие понятийные конструкции в контексте социологического реализма. Ведущими принципами исследования выступают эволюционизм (теории прогресса), детерминизм и особенно редукционизм, натуралистический или психологический. При этом психика человека рассматривается всеми школами в качестве последней грани между природным и социальным мирами. Расхождения начинаются по вопросу детерминации психики - внутренней (психологизм) или внешней (натурализм). Соответственно основная проблематика - индивид и социальный организм, индивид и группа, механизмы взаимодействия сознания индивида и группового сознания, реальность и идеал, факторы и способы социального действия. С течением времени обнаруживается недостаточная плодотворность жесткого редукционизма, ведущего к весьма абстрактным схемам. Пониманию этого способствовала и философская критика глобальных претензий позитивизма и экономического материализма. Усиливается внимание к проблеме культуры и социокультурных факторов, специфичности социального познания, синтезу положительных результатов различных подходов к обществу (Михайловский, Ковалевский и др.). Социологическая эволюция перерастает в новую фазу. Однако прежде чем перейти к ее описанию, необходимо определить место экономического материализма в развитии российской социологии. Хотя данное направление стояло несколько особняком и в полной мере не укладывается в предложенную схему, взаимодействие с ним определило ряд тенденций в развитии научной социологии на русской почве. В целом экономический материализм развивался в духе холизма, социального реализма и экономического редукционизма. Стремление выйти за рамки этой жесткой парадигмы способствовало переходу многих последователей данной школы на позиции иных направлений. Наиболее ярко об этом свидетельствует эволюция «легального» марксизма. Широкое увлечение в России марксистскими идеями имело те же причины, что и увлечение позитивизмом. Первые аналитики марксизма и рассматривали его в ряду позитивизма как возможный вариант глобального социального объяснения в контексте поиска путей эволюции России. Соответственно наряду с исследованиями представителей ортодоксального марксизма имели место многочисленные попытки включения отдельных марксистских идей в иные социологические конструкции. В целом, по словам Н. А. Бердяева, чтобы понять судьбу марксизма на русской почве, причины возникновения из него ряда новых течений, нуж- но видеть его изначальную двойственность. С одной стороны, марксизм выступает как доктрина социологического детерминизма, обосновывающая ведущую роль экономики и социальных структур в обществе. Именно в этом социологическая значимость марксизма. С другой же стороны, как и большинство ранних социологических теорий, марксизм попытался стать теорией не только сущего, но и должного, в этическом духе описать идеальное общество, где человек освобождается от пут экономической детерминации и становится в полном смысле слова свободным. При этом утверждается абсолютная возможность создания такого общества в реальности и обосновываются пути его достижения. Эти две стороны марксизма вступили в неразрешимое противоречие. Попытки его разрешить и определили эволюцию русского марксизма. В итоге выявились три течения: 1) ортодоксальное по форме и содержанию, обосновывающее в духе экономического детерминизма пути естественной социальной эволюции России (Г. В. Плеханов); 2) ортодоксальное по форме, но стремящееся к неортодоксальному содержанию посредством попыток логически соединить теорию сущего и теорию должного (В. И. Ульянов-Ленин). Фактически же произошло соединение экономического материализма с устаревшими тезисами русской субъективной социологии, что привело при внешней научности к воссозданию субъективизма в единстве с политическим тоталитаризмом, к дегуманизации социальной теории; 3) неортодоксальное, критическое направление, первоначально пытавшееся соединить марксизм с иными методологическими принципами, а затем полностью отошедшее от него и создавшее собственное социологическое видение мира (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков). Аналитическая фаза. К концу XIX века в российской социологии усиливается критика натуралистических и позитивистских моделей, жесткого редукционизма, не позволяющих выявить специфику социального. На передний план выходит антипозитивистская ориентация, лидером которой становится неокантианство. Весьма близко к неокантианству, а частично и опираясь на него, начинается обоснование социологических идей в рамках русской религиозной философии. Выдвигается лозунг восстановления идеализма. В целом аналитическую фазу можно назвать стадией теоретико-методологической критики. Господствующий тип исследований - ценностные модели общества, социокультурный анализ. Неокантианство рассматривает общество не как организм, а как организацию духовно-нормативного типа, закономерности которой носят характер целевой необходимости. Реализация последней зависит от основанного на определенных ценностях выбора людей. Различного рода социальные структуры и институты есть только типы поведения людей. В гносеологическом плане подчеркивалась специфичность социального познания и наличие границ рационализации социальности. Ут- верждаются принципы индетерминизма, интроспекции, нормативизма. Основные проблемы: индивид - норма - культура, реальное и идеальное в социуме, мотивация действия. Аналитико-синтетическая фаза. Уже на предыдущей фазе конкретные школы явно ощущали необходимость взаимодополнения. Скажем, у неокантианцев совершенно неожиданно обнаруживается обсуждение проблем социологического измерения. В социологии религиозных философов налицо стремление дать теорию реального функционирования общества в контексте его движения к сверхидеальному бытию. Выявляется достаточно четкий консенсус в понимании социологии как общей теории социального. Иначе говоря, речь идет о социологическом синтезе, но на основе четкого аналитического подхода к подлинно социологическим объектам. Лидирующими являются две ориентации - неопозитивизм и «христианская социология», которые, внешне не принимая друг друга, идут фактически к одной цели. В социальной онтологии преобладает тенденция к синтезу холизма и монадологии, к описанию общества как целостного организма, элементы которого связаны функционально. Вопрос о том, что скрывается за функциональными связями, либо снимается (бихевиоризм), либо переводится в сферу иррационального («христианская социология»). Соответственно в социальной гносеологии утверждается стремление к методологическому объективизму на основе умеренного эволюционизма, синтеза реализма и номинализма, мягкого редукционизма. Основная проблематика: теория социального взаимодействия, его факторы и способы объяснения. При этом в отличие от предыдущих этапов проблема социально должного снимается как научная проблема, таковой является только социально сущее. Итак, за период с 60-х годов XIX века по 20-е годы XX века социология достигла высокой степени зрелости, развитой культуры анализа, сформировала необходимые институты. Четко осознана необходимость интеграции социального знания, но не за счет подавления одних школ другими, а на основе принципа их дополнительности. Формы реализации такой интеграции были обоснованы русскими мыслителями уже в эмиграции (П. А. Сорокин, С. Л. Франк). Социология приобрела твердую собственную основу для перехода в качественно новый этап. Важно при этом иметь в виду, что российская социология ни у кого не ходила в ученицах и находилась в равноправном диалоге с западной мыслью. 3.2. Географический детерминизм, органицизм, психологизм Исследования в рамках парадигм натурализма и психологизма представлены в российской социологии творчеством ряда выдающихся ученых. Идеи географического направления получили наиболее заметное выражение в трудах ученого-географа и социолога Льва Ильича Мечникова. Основные подходы и концепции собственно социологической теории Л. И. Мечникова были изложены в крупнейшей его работе «Цивилизация и великие исторические реки» (1889). Отвергая концепцию социал-дарвинизма за его механистическое уподобление социальных закономерностей закону борьбы за существование, исследователь стремился превратить социологию в точную научную дисциплину. Для этого, по его мнению, было необходимо сформулировать истинные специфические законы общественной жизни, а также достаточно корректно определить критерии социального прогресса. Полагая, что общество начинается там и тогда, где и когда несколько живых существ собрались вместе для достижения совместными усилиями общих целей, Л. И. Мечников подчеркивал, что в обществе стремление к кооперации, сотрудничеству является определяющим. «Биология, - писал он, - изучает в области растительного и животного мира явления борьбы за существование, социология же интересуется только проявлениями солидарности и объединения сил, т. е. факторами кооперации в природе» [38. С. 43]. Определяя социологию как науку, включающую все явления солидарности - от связей в мире одноклеточных до производственной кооперации людей, Л. И. Мечников ориентировался на использование продуктивных аналогий между обществом и биологическим организмом, отвергая при этом примитивный биологический редукционизм. Идея общественного прогресса занимала центральное место в социологической концепции Л. И. Мечникова. Без идеи прогресса, по его мнению, человеческая история представляет лишь бессмысленный склад событий. И в этом контексте ученый видел задачу социологии в том, чтобы определить, в чем состоит прогресс и по какому точно определенному признаку можно узнать, прогрессирует ли данное общество. В качестве некоего количественного индикатора степени эволюции общества по пути социального прогресса Л. И. Мечников фиксировал достигнутый людьми уровень солидарности, вытесняющей первичную борьбу за существование, характерную для биологической природы. Обращая внимание на то, что солидарность как отношение людей может конституироваться как добровольно, так и по принуждению, социолог полагал, что именно степень свободы индивидов в этом процессе выступает как главное мерило прогрессивности данной цивилизации. Исторические же типы кооперации, в которых реализуется людская солидарность, обусловливаются мерой необходимости последней, осознаваемой человеком. История, по Мечникову, - это в конечном счете процесс постепенной трансформации от кооперации подневольного типа (за счет внешних принудительных сил) через союзы индивидов подчиненного типа, обусловленные общественным разделением труда, к свободным и добровольным ассоциациям людей, формирующимся «в силу общности интересов, личных наклонностей и сознательного стремления к солидарности» [38. С. 65]. Настаивая на том, что «социальный прогресс находится в обратном отношении к степени принуждения, насилия или власти, проявляющихся в общественной жизни, и, наоборот, в прямом отношении к степени развития свободы и самосознания» [38. С. 59], мыслитель пытался выявить механизмы этого процесса, основания смены этапов истории. Ориентируясь на концептуальный подход, присущий географической школе, Л. И. Мечников искал источник эволюции цивилизации в отношении «между средой и способностью населяющих данную среду людей к кооперации и солидарности» [38. С. 69]. Среда, по Мечникову, - это не просто окружающая природа, а лишь та ее часть, которая вовлекалась в процесс человеческого труда и изменялась под его воздействием. Полагая, что главным компонентом географической среды является так называемый гидрологический фактор (воздействие водных ресурсов на деятельность людей), российский социолог вычленил в мировой истории три основные эпохи или цивилизации: речную, морскую и океанскую (или «всемирную»). Данный фактор вместе со способностью населения приспосабливаться в ходе производственной деятельности к внешним условиям и рассматривал исследователь в качестве движущей силы истории. Несмотря на известный натурализм и некоторую односторонность в трактовке социального процесса и его источников, Л. И. Мечников сумел не только преодолеть явную узость взглядов, как правило, присущих традиционалистским концепциям географического детерминизма, но также обозначить рад проблем для дальнейших социологических исследований (особенности социальной психологии народов как элемент механизма социального развития, формы социокультурной трансляции трудовых привычек и общественных установлений и т. д.). Интересные положения были сформулированы в российской социологической традиции сторонниками так называемой органической школы, к числу которых правомерно относят Александра Ивановича Стронина (1826-1889) и Павла Федоровича Лилиенфельда (1829-1903). А. И. Стронин считал необходимым строить социальное знание по образу и подобию естественных наук, в первую очередь биологии. Общество, считал он, в реальности являет собой единый организм, а общественные институты - его отдельные фрагменты. Неудивительно поэтому, что он полагал, что «социология необходимо уже должна быть аналогичной с физиологией» [62. С. 265]. Изображая современное ему общество в виде пирамиды - наиболее устойчивой фигуры, А. И. Стронин полагал, что занятие политикой должно быть исключительным уделом высших общественных структур, создающих нравственные и интеллектуальные ценности. При этом, по его мнению, каждый социум, как и любой биологический организм, ограничен в собственном существовании точно определенным запасом сил, который рано или поздно иссякает. Сравнивая процессы нравственного упадка и крушения социальных идеалов с явлениями биологического вырождения, А. И. Стронин был убежден, что «революционные семена» Западной Европы пагубны и чужды российской действительности. Биологический редукционизм А. И. Стронина вместе с механицизмом обусловили эвристическую ограниченность его социологической концепции. Тем не менее ряд его теоретических выкладок побудил интеллектуальную мысль России к активной полемике, к дальнейшему развитию социологического теоретизирования если не через разработку концепции самого А. И. Стронина, то через конструктивное преодоление ее. Еще более жестким сторонником организмической ориентации социологии как общественной дисциплины выступил высокопоставленный российский императорский сановник, автор книги «Мысли о социальной науке будущего» (1872) П. Ф. Лилиенфельд. Трактуя общество как «реальный организм», живущий «той же жизнью, как и все прочие организмы природы» [36. С. 386], П. Ф. Лилиенфельд утверждал, что социальные законы могут быть выводимы лишь путем аналогии между действием социальных сил и органических сил природы. Сами же общественные процессы, по мнению исследователя, теоретически сводимы к проявлениям механического движения. Общество, по П. Лилиенфельду, состоит из клеток - человеческих индивидов - подобно тому, как из клеток состоит любой организм. П. Ф. Лилиенфельд усматривает полную аналогию между обществом и организмом как в отношении каких-либо отдельных процессов (рождение, рост, смерть), так и отдельных органов (мозг как правительство и т. п.). Экономическую, политическую и юридическую деятельность мыслитель отождествлял с физиологической, морфологической и целостной ипостасями организма. Тем самым обосновывался тезис о вечности и неизменности главных общественных институтов, попытки насильственной трансформации которых П. Ф. Лилиенфельд рассматривал как патологию. Важное места в структуре российской социологии XIX - начала XX века занимала также психологическая школа, представленная именами Евгения Валентиновича Де Роберти, Николая Ивановича Кареева и Николая Михайловича Коркунова (1853-1904). Автор таких социологических работ, как «Социология» (1880), «Прошедшее философии» (1886), «Новая постановка основных вопросов социологии» (1909) и др., Е. Де Роберти отождествлял социальные изменения с психологическими процессами. Не разделяя распространенное мнение о том, что социология призвана теоретически реконструировать общественные законы и закономерности, Е. Де Роберти предлагал включать в ее предмет даже мораль, реально отождествляя социологию и этику. В целом же социолог понимал собственную дисциплину как универсальную науку о человеческом духе, куда включались история науки, история искусств и философии, теория познания, этика, эстетика, политика и т. д. Главной же целью социологии Е. Де Роберти полагал познание законов психологического взаимодействия. Социология, по Е. Де Роберти, наука «абстрактная» и «описательная». Подразделяя ее на два подраздела - «естественную историю общества» и «естественную науку общества», - исследователь трактовал первый из них как конкретную социологию. При этом в рамки «конкретной социологии» социолог включал «элементарную социологию» (психологию) и «естественную историю общества», изучавшую динамику общественных групп, проблемы личности, общественных верований и т. д. Обладая определенной продуктивностью (идея двухуровневой модели изучения общества), данная схема была ориентирована на социологическое постижение лишь феноменов психологического взаимодействия людей, что, очевидно, снижало ее эвристический потенциал. Основным социологическим методом Е. Де Роберти считал социологическое описание, полагая, что он сводим к «рациональному объяснению фактов» или «приспособлению внешних событий к внутреннему механизму наших мыслей». Центральной категорией социологии, по Е. Де Роберти, выступает понятие «надорганическое». Основное содержание этого понятия социолог трактовал так: «надорганическое» как одна из форм мировой энергии наряду с неорганической и органической (их социальная ипостась), а также «надорганическое» как психическое взаимодействие (в отличие от психологического факта, который включает в себя еще и биологическую компоненту). Эволюция «надорганического», согласно концепции Е. Де Роберти, выглядит так: а) стадия психофизических отношений, связанная с элементарными нервно-мозговыми взаимодействиями, порождающая сам этот феномен и продуцирующая зачатки «общественности» животных и первобытных людей; б) стадия психофизиологических взаимодействий, генери- рующая огромное количество «фактов и процессов исторического характера» (науку, философию, искусство вкупе с «поведением» или «практической деятельностью», включающими в себя, по Е. Де Роберти, технику, экономику, право и политику). Полагая социальную эволюцию центральной проблемой социологических изысканий, Е. Де Роберти подчеркивал, что отражением этого процесса может служить следующий понятийный ряд: психологическое взаимодействие - общественные группы - личность - наука - философия - искусство - практическая деятельность. Правомерно трактуя концепцию Е. Де Роберти как тривиальный психологический редукционизм, необходимо отметить, что «сверхрационализм» его выкладок, признание доминирующего характера мыслительной компоненты человеческой деятельности придавали определенное своеобразие и оригинальность его социологическому учению. Видный российский социолог и историк Н. И. Кареев, автор книг «Основные вопросы философии истории» (1883), «Сущность исторического процесса и роль личности в истории» (1889), «Введение в изучение социологии» (1897), «Общие основы социологии» (1919) и др., полагал, что социология призвана открывать законы, управляющие общественными явлениями. При этом он утверждал, что между биологией и социологией необходимо помещать психологию, но «не индивидуальную, а коллективную» [27. С. 40]. Поскольку все общественные явления суть, по Н. И. Карееву, проявления духовного взаимодействия между людьми, то коллективная психология способна выступать как основа социологии. Главной же проблемой социологии ученый считал вопрос о методе социального познания, трактовку коллективной психологии как основы общества и выяснение онтологических аспектов исторического процесса. Метод социологии, основополагающую парадигму социологического мышления Н. И. Кареев связывал с определенными «идеальными принципами», которые, с одной стороны, должны быть выше идеологических, национальных, религиозных или классовых предрассудков, но, с другой, выступают как атрибут социального познания, ибо никакое общественное явление, по мнению исследователя, не может быть понято без субъективного к нем)' отношения. Общество, обозначаемое Н. И. Кареевым как «надорганическая среда», понималось им как сложная совокупность психопрактических взаимодействий личностей. Последняя включала в себя, по мнению социолога, «культурные группы» и «социальную организацию». «Культурные группы» являются порождением воспитания, привычек и подражания, свойственных людям, и отражают процессы общего взаимодействия индивидов. 2X4 «Социальная организация» выступает как индикатор положения личности в трех измерениях (юридическом, политическом и экономическом), как показатель предела индивидуальной свободы. Этот феномен, по Н. И. Карееву, и является предметом социологии. Трактуя общественные законы и закономерности как продукт деятельности разума и воли человека, он полагал, что главной задачей социологии является постижение тех новаций, которые сформировались в социальной жизни. Выяснение же механизмов образования этих новаций социолог считал предметом теории исторического процесса (специфической общественной дисциплины). Желая сконструировать некую достаточно целостную теоретическую модель, Кареев ввел в систему собственных представлений об иерархии социальных дисциплин «теорию исторического прогресса». Являя собой, по его схеме, предмет философии истории, а не социологии, эта теория отличалась рядом оригинальных подходов и перспективных идей. Главной из них правомерно считать гипотезу о неравнозначности эволюции и прогресса (эволюция - объективно фиксируемый процесс - явление безоценочное; прогресс же всегда «измеряется» идеалом - мерой свободы и развития личности). Несмотря на очевидный методологический дуализм, социологическая концепция Н. И. Кареева особо интересна именно тем, за что она была впоследствии жестко раскритикована обществоведами воинствующе-материалистической ориентации, - пониманием степени свободы человеческой личности в качестве высшего критерия социального прогресса. Н. М. Коркунов, юрист и обществовед, автор работ «Лекции по общей теории права» (1886), «Общественное значение права» (1892) и др., трактовал общество как продукт «психического единения людей». Он не считал необходимым анализировать материальные связи между индивидами, оценивая их как несущественные для понимания сути государства и права и их социальных функций. Опираясь на собственную концепцию общества и его институтов, Н. М. Коркунов настаивал на психологическом подходе к анализу социума, предполагающего «отличительный фактор общественных агрегатов» и ставящего «явления общественности наряду с явлениями неорганического и органического мира как третью самостоятельную группу явлений мира неорганического» [30. С. 206]. Рассматривая «психическое» как результат межпоколенной трансляции знаний, чувств и воли, Н. М. Коркунов сводил историческую закономерность к внешним проявлениям функционирования коллективной духовно-психической деятельности людей. Тем не менее особо акцентируемая им свобода индивидуальной воли ограничивается в той или иной мере и степени общественной детерминацией множества людских помыслов и деяний. «Наша зависимость от общества не может быть устранена, - конста- 2X5 тировал поэтому ученый, - она не зависит от нашей воли, и с ней приходится нам считаться» [31. С. 65]. Не будучи столь мощным течением, как органицизм и психологизм в западной социологии, российская школа тем не менее подготовила почву для успешного критического усвоения в стране достижений последующих классиков обществознания (психоанализа и родственных ему учений).
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 820; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |