КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социологические воззрения Н. Я. Данилевского 3 страница
В идеале возможно меньшее разделение труда между людьми, но в настоящее время это нереально, важнее бороться за более справедливое разделение труда. Отсюда определение прогресса П. Л. Лавровым в следующей формуле 1870 года: прогресс есть процесс развития в человеке сознания и воплощения истины и справедливости путем работы критической мысли личностей над совместною им культурою. В более поздних своих работах социолог перенес центр тяжести в своих рассуждениях с проблемы сознания на проблему солидарности, ее усиление в обществе. Солидарность людей проявляется во всех сферах общественной жизни, а ее наиболее полное и устойчивое воплощение через последовательное осуществление в ряде общественных форм (материнский и отцовский род, моногамию, нацию, юридическое государство, религию, социализм) является единственно возможной целью прогресса. Эта эволюция взглядов нашла отражение в формуле прогресса П. Л. Лаврова, предложенной в 1898 году: прогресс, как смысл истории, осуществляется в росте и скреплении солидарности, насколько она не мешает развитию сознательных процессов и мотивов действия в личностях, точно так же, как в расширении и уяснении сознательных процессов и мотивов действия в личностях, поскольку это не препятствует росту и скреплению солидарно- ста между возможно большим числом личностей. Кстати, в «промежуточной» форме 1881 года основной упор был сделан на рост общественного сознания, насколько оно способствует усилению и расширению общественной солидарности, и наоборот. Таким образом, начав с критики Н. К. Михайловского за недостаточно последовательное проведение субъективного подхода к пониманию прогресса, П. Л. Лавров сам склонялся к определенной «объективации» (хотя и на других основаниях) своей формулы в последние годы жизни. В область развития форм общежитий и культуры перенес центр тяжести в своем подходе к прогрессу и С. Н. Южаков. Он периодизировал историю по степени вытеснения законов органической жизни законами социального движения, причем в отличие от П. Л. Лаврова, считавшего культуру косным образованием, основанным на привычках и обычаях, именно в ней он видел основу общественного развития и преодоления негативных последствий разделения труда. Прогресс суть приспособление физической среды к потребностям жизни, жизни к культуре, а культуры к жизни. Тем самым прогресс выступает как двуединство индивидуальной активности и дифференцирования культуры. Успех деятельности личности, равно как общества, зависит от уравновешивания этих факторов. Конечная цель прогресса - преодоление специализации, частичности человека, приобретение им многосторонности, по сути той же индивидуальности в понимании Н. К. Михайловского. Для человека нет ничего прекраснее и интереснее человека - таков общий вывод и основной пафос этико-субъек-тивной школы русской социологии.
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |