КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социологические концепции российского неокантианства 2 страница
Номотетика игнорирует специфику общественных явлении, которые в своем предельном случае есть не что иное, как объективация сознательного, психического взаимодействия людей друг с другом. Идиографика в свою очередь противопоставляет субъективно-смысловую интерпретацию объективному объяснению, опирающемуся на общенаучные принципы и категории, вне которых нет и не может быть абстрактного конструирования общественного процесса во всей его сложности. Социология как социальная статика обращает внимание прежде всего на повторяющиеся явления. История как социальная динамика интересуется прежде всего развивающимися явлениями. Однако обе они стремятся к обобщению (при всей специфичности его понимания в истории и социологии). Индивидуальная картина прошлого уже есть обобщение. Поэтому необходим синтез номотетических и идиографических методов посредством методологической рефлексии и разграничение сфер их применения как в социологии, так и в истории. С этих позиций А. С. Лаппо-Данилевский подвергает критике позитивизм (О. Конта) и экономизм (К. Маркса), которые, как и остальные предшествующие социологические школы, не улавливали специфики «социального фактора». Так, О. Конт, пытаясь соединить в своей доктрине принципы трансцендентального идеализма (конечные цели познания) и материализма (отыскание логики в развитии социальной реальности), получил вполне натуралистическое и механистическое построение, совершенно игнорирующее специфику реальности. В центре внимания социолога должна находиться не столько повторяемость действий индивида, сколько «непрерывность его сознания». Основной акцент следует делать на целесообразном характере человеческой деятельности. Только выявив специфику социального объекта, можно обращаться к анализу тех или иных социальных форм, к исследованию которых «перепрыгивает», не проделав необходимой предварительной работы, О. Конт. Экономизм же критикуется А. С. Лаппо-Данилевским за то, что пытается свести экономический фактор к чисто материальному, игнорирует активность сознания субъектов в экономической сфере и не проводит никакой связи между экономической деятельностью и этикой поведения индивидов, не исследует должным образом мотивации людей. Кроме того, он использует ряд неотрефлексированных методологических допущений (принцип причинно-следственной связи, принцип эволюции и т. д.). С достаточным на то основанием речь можно вести только о психической закономерности. Причинно-следственная связь есть лишь проекция вовне научной конструкции. Она приобретает действенность только будучи пережитой субъектом. Основная же мотивация поступков и действий индивида исходит из его внутренней свободы (как свободы от внешней детер- минации). Только если причина осознана как мотив, она может через во-ление вылиться в действие. Таким образом, социология является абстрактной, обобщающей наукой, построение которой не может опираться на понятия естествознания. Она, как одна из основных наук о духе, изучает особую психологическую форму законосообразности (казуальности и необходимости), под которой понимается абсолютно безусловная цель, определяющая структуру массовой человеческой деятельности и формы ее развертывания и реализации. Исторический прогресс трактуется при этом как все более ясное осознание этой цели и последовательная ее реализация. Типологическое обобщение как «общее представление» или относительно общее понятие близко к понятию о среднем. В теоретико-познавательном отношении требования, предъявляемые к нему, более ослаблены, не столь жестки, как предъявляемые к эмпирическому обобщению, а тем более к закону. Тип как познавательная конструкция опосредует отношения случайного и закономерного. Он предполагает наличие явлений, не укладывающихся в его рамки, тогда как закон таких отклонений не допускает. Социолог различает «идеальный тип» как чисто мыслительный идеальный конструкт, который не обозначает никаких конкретно реальных (данных) явлений, вещей, событий, и «репрезентативный тип» как такой мыслительный идеальный конструкт, которому могут соответствовать многие единичные факты, хотя, естественно, они и не исчерпывают всего его содержания. Кроме того, можно выделить как самостоятельный «генеалогический (эволюционный) тип», констатирующий сходство отдельных экземпляров и их признаков на основе их общего происхождения. За исключением последнего случая типология является, таким образом, прежде всего систематикой, а не объяснением. Она подготавливает («провоцирует») индуктивное изучение, которое может вывести на формулирование определенных законов. Тип, по А. С. Лаппо-Данилевскому, есть всегда относительное обобщение, последнее может быть более или менее широким, смотря по задачам исследования. Понятие типа есть понятие растяжимое, и объем типа может быть разным. С формальной точки зрения, тип как понятие о группе сходных между собой объектов и их признаков может быть представлен двояко: 1) как тип морфологический (группа формальных свойств), 2) как тип феноменологический (превращения группы формальных свойств), дающий представление о стадиях развития объектов. Глубинное основание теории и методологии познания - учение о ценностях, так как только переживание и понимание ценности является предпосылкой объяснения. В этом отношении можно говорить об обоснованных и общепризнанных ценностях, которые далеко не всегда совпадают между собой. Наиболее жесткие критерии в познании задаются ценностью, обоснованной целью (или нормой). Однако историческое значение, то или иное явление, событие, тот или иной факт приобретают, только получая более или менее широкое распространение, т. е. становясь ценностью общепризнанной, будучи оценены с точки зрения их действенности, объема их влияния на социум и культуру. Кроме исторического значения в познании важно выявлять индивидуальные значения, приписываемые изучаемому объекту субъективной оценкой историка или социолога. По возможности они должны элиминироваться, что, однако, полностью принципиально невозможно. Конечная цель исследователя - познание социально-исторических связей в их целостности, задаваемой обществом. В рамках социальной статики необходимо знание коэкзинстенциального целого, т. е. устойчивой системы элементов, каждый из которых занимает определенное место в топографических пределах данного целого. В рамках социальной динамики необходимо знание эволюционного (развивающегося) целого, т. е. последовательной смены элементов, каждый из которых занимает определенное положение во времени, являясь моментом в хронологических пределах данного целого. В этом обнаруживается: 1) объединительная функция социологического и исторического познания по отношению к гуманитарному знанию вообще; 2) близость социологии и истории, несмотря на преобладание в них противоположных по своей направленности методов в частности. Общим же постулатом социального познания является признание гипотезы чужой одушевленности - отсюда особая роль психологии. Всякий познает «чужое я» при помощи постановки самого себя в условия его душевной жизни, - считал ученый, - значит, повторяет ее, исходя из представления о собственной своей индивидуальности, как некого единства, а также из элементов собственной своей жизни. Само объективирование наших восприятий находится в зависимости от допущения в нашем сознании, что данный объект признается реально существующим и другими «я» (другими сознаниями). Мое и чужое «я» - взаимно обусловливающие друг друга части одного целого, и изучение их психического взаимодействия, конституирующего это целое, - суть социального познания. Идеи, близкие А. С. Лаппо-Данилевскому, развивал еще один оригинальный представитель русского неокантианства в социологии, правовед и историк В. М. Хвостов, который значительно усилил аспект психологизма в теории и процедуру типологизации в методологии познания, оставаясь в целом в кругу идей, общих всему направлению. Он сделал критический анализ трудов своих предшественников в социологии, классифицировав их взгляды на восемь школ в соответствии с преобладающей в том или ином течении ориентацией на редукцию знания к определенной уже сложившейся теоретической системе. Им были выделены и проанализированы механическая, географическая, этнографическая, биологическая, психологическая, экономическая, этическая и социальная школы в современной социологии. Причем только за последней, идущей от работ Э. Дюркгейма, им была признана собственно социологическая тематика. Однако господствующий в ней естественнонаучный подход не позволил и этой школе подняться до осознания специфики социальной реальности. Сам В. М. Хвостов видел свою задачу в создании подлинно научной теории исторического процесса, которую он рассматривал как методологию и гносеологию исторического познания. На первом этапе своего творчества он разводил ее с собственно социологией как наукой об общих законах жизни и развития человеческих обществ. В более поздних его работах прослеживается тенденция к их отождествлению в неком более общем синтезе. Очень подробно рассматриваются им вопросы взаимоотношений социологии (теории исторического процесса) и истории как науки, в ходе этого анализа им создаются, по сути, основы оригинальной концепции социологии культуры. Задача теории познания - установление границ доступного для нас знания и определение источников знания и его ценности. Она принципиально не может быть «освобождена» от психологических построений. Психология задает описательность нашему познанию (состав и происхождение знания), гносеология - нормативность (ценность знания). В основе социального познания должна лежать выработка критически проверенного мировоззрения, обеспечивающего познание истины как согласованности суждений о мире между собой и их соответствие данным опыта. В качестве такого мировоззрения, снимающего крайности эмпиризма и рационализма, В. М. Хвостов рассматривает идущий от И. Канта критицизм, постулирующий примат практического разума над теоретическим. Формы восприятия и мышления соответствуют вещам самим по себе: чем больше мы знаем, тем больше познаем мир сам по себе. Познание идет через сравнение и противопоставление трех типов категорий - предмета, свойства и состояния, - обеспечивающих сведение опыта к логичному единству. В фокусе теоретического анализа должны находиться отношения. 1) места и времени; 2) различия - сходства - тождества; 3) причины; 4) модальности. «Схватывание» объекта через комбинации типов категорий и видов отношений и обеспечивает познание объекта. Наука в целом, по В. М. Хвостову, следует изучению каузальности, а не телеологии, за исключением человеческого действия, где цель выступает как одна из основных причин этого действия, где необходимо согласование внешнего и внутреннего опыта субъекта, его опыта и его мышления, что и предопределяет во многом специфику социального познания. Тело 21 История социологии субъекта служит здесь посредником, связующим звеном между познающим сознанием, существующим только во времени и не имеющим пространственных характеристик, и познаваемым объектом как пространственно-временной протяженностью. Тело индивида одновременно принадлежит и субъекту и объекту. Исходным для социального познания является, таким образом, признание онтологического дуализма общественной жизни, в которой одновременно проявляется действие естественно-стихийной и целеполагающе-психической закономерности. Реальность конституируется как синтез данных восприятия (опыта) и приписываемой мыслью идеи (гипотезы) вещи в себе. Принятию такой идеи (гипотезы) нет противопоказаний в опыте, считал В. М. Хвостов. С одной стороны, она служит эффективным регулятором познания и средством согласования данных опыта, с другой - сущность познания как раз и описывается в категориях творческого синтеза опыта и мышления, так как результат его не содержится целиком в анализируемых причинах, но его нельзя вывести полностью и из чистого мышления. Продуктами этого творческого синтеза являются культурные ценности. Социальные законы суть общие схемы порядка протекания человеческого общения. Они тождественны в пределе законам социальной психики. Поэтому сама социальная психология должна быть рассмотрена как часть социологии, изучающая формы коллективного сознания, осмысление мира с позиций данной социальной группы, вырабатывающая понятие социальной организации общества. Односторонними называл В. М. Хвостов подходы, постулирующие приоритет или согласование действий индивидов в обществе или борьбы и антагонизма индивидов как двигателей общественного развития. Важен учет и того, и другого. Он возможен только в культуре как высшем синтезе, примиряющем в себе и противоположность естественно-стихийной и целеполагающей закономерности в рамках общей духовной закономерности. Культура понималась им при этом как целостность общепризнанных ценностей. В науках о культуре происходит синтез номотетических и идеографических методов, синтез общего знания социологии и статистики, с одной стороны, и индивидуализирующего знания истории - с другой. Основой его является принципиальная невыделяемость познания из психического мира, познание всегда есть синтез деятельности психики и культурных норм - ценностей. Таким образом, по Хвостову, социальное познание отображает (точнее -конструирует) мир всегда с точки зрения определенной теории, а не сам по себе, хотя такое его существование постулируется (допускается). Монистический взгляд на мир, следовательно, возможен только в области мировоззрения, но никак не в социальных научных дисциплинах, где он грозит господством одной точки зрения. Социальное познание должно исходить не из монизма, а из плюрализма, понимаемого В. М. Хвостовым двояко: 1) как допущение многообразия социальных теорий, синтезирующихся в единой культуре; 2) как требование учета действия различных общественных факторов, синтезирующихся в культуре, в рамках каждой из этих теорий. Ведь сами ценности имеют одним из своих источников содержание, созданное в процессе человеческого действования: мышления, чувствования, волеизъявления. С этих позиций и была подвергнута критике В. М. Хвостовым за односторонность своих подходов предшествующая социологическая мысль: марксизм - за выпячивание экономического фактора, субъективная же школа российской социологии, предложившая первую редакцию теории факторов, - за «недоучет» факторов объективных. Эти «факторы» выступают у В. М. Хвостова как элементы системы исторической причинности. Данное понятие - это идеальный конструкт, вводимый исследователем и позволяющий рассматривать примитивное, кастовое и правовое общество с точки зрения сочетания в них элементов устойчивости и изменчивости. В качестве основных устойчивых форм духовного общения людей подробно исследуются традиции подражания и дух времени, в качестве основных изменчивых форм - критика, реформы, революция, реакция и нововведения (идеи и изобретения). Специально проанализировано В. М. Хвостовым превращение идей в социальную силу при их максимальном соответствии имеющейся общественной традиции, а также их контрастное развитие в истории, когда господствовавшая идея сменяется прямо противоположной. С точки зрения представлений о сочетании в общественном развитии устойчивых и изменчивых форм и исходя из принципа ограниченности и относительности нашего познания В. М. Хвостов подверг критике понятие о прогрессе как развитии, направленном в сторону ценной для нас цели. Он считает это понятие не вполне научным, так как оно предполагает: 1) знание абсолютного «мерила» ценности, для определения которого надо вывести представление о конечной цели существования человечества, а эта задача неразрешима средствами науки; 2) доказанность движения человечества именно к данной цели, что также средствами науки установить невозможно. Поэтому он предлагает заменить понятие прогресса понятием развертывания духовного процесса. Тем самым в фокусе внимания социолога оказывается анализ продуктов духовного общения людей и выявление духовной закономерности как общей схемы социального порядка. Изучая законы социальной психики, он исследует механизмы творения индивидами логических, правовых, моральных и эстетических культурных ценностей, которые следует не противопоставлять бытию, а «растворять» в нем как неотделимые от породившей их психической основы. К тому же значимой, с точки зрения последующего развития социологии, представляется следующая методологическая максима В. М. Хвостова - о чужом «я» мы судим сообразно своему «я», поэтому важен процесс психологического вживания в исследуемую ситуацию, личностного переживания изучаемых фактов. Исторически развертывание духовного процесса, согласно В. М. Хво-стову, проходит три фазы. 1) скрытого состояния новой идеи, ее нахождения за порогом общественного сознания; 2) обретения идеей критической массы сторонников; 3) начала установления господства нового течения в борьбе с традицией. На последней фазе происходят трансформация самой идеи, ее приспособление к уровню понимания и ко вкусам массы, с одной стороны, и достижение компромисса с традицией - с другой. На этой основе конституируется тот или иной идеал, определяющий на некоторое время направление общественных изменений. Затем весь цикл повторяется на качественно новом уровне и на основе иных идей. Господствующие в определенную эпоху тенденции и идеал образуют то, что В. М. Хвостов назвал «духом времени», который по закону исторических контрастов (смена на противоположную любой идеи) можег быть обращен как в будущее, так и в прошлое. Кроме контрастных эпох можно выделить также эпохи общественного пессимизма и апатии, считает русский социолог, а в качестве исторического примера развертывания идей он рассматривает идеи реформации, просвещения и романтизма. Однако это не более чем общая схема, так как в реальности происходят постоянные отступления от общего духа времени. Это связано с принципиально непреодолимым неравенством в развитии конкретных индивидов, во-первых, и различных частей общественной структуры, различных общественных форм, во-вторых. В этом плане необходим соотносительный анализ общественных течений, кругов, союзов, организаций, прежде всего семьи, классов и государства как основных социальных форм. Кроме того, при изучении развертывания духовных процессов не следует преувеличивать роль разума, сознательного начала в социуме и истории и недооценивать темные стороны подражания и отталкивания, силы подсознания и агрессивные силы, дремлющие в человеке. Поэтому необходимо: 1) видеть всю противоречивость и неоднозначность установления справедливых отношений между личностью и обществом; 2) никоим образом не переоценивать роль резких изменений в общественной жизни, учитывать, что за революцией всегда следует реакция, что единственно прочной основой общественных преобразований может быть только путь реформ с опорой на традицию как стабилизирующий фактор в социуме. Наконец, следует хотя бы в общих чертах отметить оригинальные идеи В. М. Хвостова в трактовке им уровней организации социологического знания. Так, он выделяет два уровня теоретической социологии: 1) так на- зываемая основная социология как учение о природе общества и его основных законах: 2) социальная типология, работающая с общественными формами и продуктами общественной деятельности. Социальная типология рассматривается им как метод создания особых мыслительных конструкций на пересечении собственно социологии и истории, снимающий односторонность как номотетического, так и идиографического подходов. Социальный закон не допускает исключений, являясь очень жесткой познавательной конструкцией. Изучая же социальный тип, мы имеем возможность изучать и отклонения от него - мысль, развиваемая и А. С. Лап-по-Данилевским. Однако в отличие от него В. М. Хвостов так и не прояснил окончательно статус социальных типологий, то относя их к социологии, то считая их предметами конкретных социальных наук, оставляя за социологией исследование только процесса общения как такового. Определенную непоследовательность он допускал и полемизируя с Г. Зимме-лем: признавая микросоциологический уровень социологического знания, основной пафос российский социолог обратил на защиту теоретической социологии, так и не прояснив своего понимания микросоциологии и ее места в своей системе. В этом отношении остается только сожалеть, что В. М. Хвостов не смог реализовать полностью замысел своей итоговой работы «Социология», второй, не вышедший том которой должен был быть посвящен анализу социологического объяснения и структуры социологического знания.
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 865; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |