КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социологическая концепция народничества 3 страница«Крепким орешком» для марксистских социологов всегда была проблема интеллигенции. В 20-30-е годы эта проблегла рассматривалась главным образом в идеологическом плане. Из научных работ следует отметить статью С. Л. Вольфсона «Интеллигенция как социально-экономическая категория» (1925). По мнению автора, профессиональная занятость умственным трудом выделяет интеллигенцию как особый социальный слой общества, «классовый коэффициент» интеллигенции придает характер труда, то есть труд в форме ремесленной, предпринимательской деятельности, или в форме наемного труда. С. Л. Вольфсон преувеличивал масштабы пролетаризации интеллигенции в западном обществе. Как и другие марксисты тех лет, он не понял новых тенденций, связанных с формированием «среднего класса», и роли в этом процессе образованных слоев общества. К середине 30-х годов окончательно сложилась широко известная по марксистским учебникам концепция социальной структуры социалистического общества, включавшего два неантагонистических класса (рабочий класс и колхозное крестьянство) и межклассовую прослойку - трудовую интеллигенцию. Предполагалось, что постепенное сближение двух форм собственности (общенародной и колхозно-кооперативной) приведет к социально однородному обществу. Эта социальная утопия выполняла в основном идеологические функции. В теоретических работах по проблеме наций и национальных отношений в 20-30-е годы преобладали взгляды, сформулированные И. В. Сталиным в его публикациях «Марксизм и национальный вопрос» и «Национальный вопрос и ленинизм». Нация понималась как объект с готовым набором признаков. Обсуждение проблемы сводилось к комментариям по поводу сталинских дефиниций. Сталинистский подход был в дальнейшем надолго утвержден в советской социологической литературе, в результате споры о дефинициях заслонили проблемы теории в целом. Одним из серьезных недостатков публикаций 20-30-х годов по проблемам наций было отсутствие четких разграничений национальных и этнических общностей, национальных и этнических процессов. Рассматривая проблему соотношения этнической и национальной общности, большинство марксистов считали, что нация возникает на основе готовых этнических общностей. Проблема обратного влияния национальных процессов на этнические оказывалась вне поля зрения. Революционное насилие над обществом затронуло в России все сферы общественной жизни, в том числе семью. Это обстоятельство вызывало повышенный интерес к семье многих марксистских теоретиков и партийных лидеров. В 20-е годы вышел в свет ряд публикаций В. А. Быстренско-го, А. В. Луначарского, А. М. Коллонтай и др. Появились первые исследования проблем генезиса семьи и брака, закономерностей развития семей-но-брачных отношений в различных общественных формациях, социальных функций семьи, перспектив развития семьи в социалистическом обществе. Из публикаций 20-30-х годов выделялись монографии С. Я. Воль-фсона, являющиеся характерным примером становления в рамках марксистской социологии специальных социологических теорий. Создать марксистскую социологию семьи С. Л. Вольфсон считал делом чести марксистской мысли. На фоне преобладающего в 20-30-е годы в марксистской социологии абстрактного теоретизирования, а то и просто схоластики указанные работы были в числе немногих, в которых предпринимались попытки сочетания теоретического и эмпирического анализа, хотя сами факты в силу идеологических установок часто интерпретировались неверно. Так, рост числа разводов в СССР истолковывался как показатель распада института семьи вообще. Односторонний институциональный подход к исследованию семьи, игнорирующий ее характеристики как малой группы, приводил к построению моделей семьи по принципу формальной организации, жестко детерминированной со стороны экономических, правовых институтов и норм. Тем не менее, если теоретические поиски в марксистской социологии 20-х и особенно 30-х годов находились под мощным прессом идеологического давления, то в области социографии новые социальные потребности создавали более благоприятную ситуацию для сбора информации о происходящих в стране социальных процессах. В этом, пожалуй, была главная причина существенного разрыва между теоретическими и эмпирическими исследованиями. Активная работа в области эмпирических социальных исследований началась уже в годы гражданской войны. Ряд исследований, посвященных сбору информации о социальных последствиях революции, провели сотрудники Петроградского социо-библиологического института. В 1920 году под руководством П. А. Сорокина в Петрограде проводились исследования профессиональных групп. Это был первый опыт эмпирического приложения его теории социальной стратификации. К 1923 году немарксистские социологи были вынуждены прекратить свои исследования. Однако потребность в социальной информации сохранялась. Наиболее характерной формой организации сбора социальной информации в 20-е годы стали «социальные обследования», которые проводили центральные и местные органы власти. Социальные обследования обычно тщательно готовились. Программы обследований публиковались в печати. По их результатам издавались монографии, многочисленные статьи в журналах и газетах. Техника проведения анкетных опросов лишь начала формироваться, почти исключительно применялись открытые вопросы. Особый интерес представляет опыт применения тестов в социологических исследованиях проблем образования и воспитания. В социологии 20-х годов в основном использовались нестандартизованные процедуры сбора эмпирической информации: монографическое описание, неформализованный опрос и др. Несмотря на известные недостатки этих методов, они давали и определенные преимущества. Собранная информация отличалась богатством содержания, прикладной эффективностью. Историкам социологии еще предстоит освоить огромные архивные материалы советской социографии 20-х - начала 30-х годов. Большинство исследований имели существенные по современным нормам недостатки: слабую разработанность программ, понятийного аппарата, частые нарушения в методике сбора первичной информации и др. Однако важно отметить, что советская социография тех лет в меньшей мере, чем академическая социология, зависела от политической цензуры. В результате была накоплена богатая информация о социальных процессах в советском обществе довоенного периода, представляющая значительный историко-социологический интерес. 3.9. Возрождение социологии в 60-е годы Возрождение социологии происходило в период, когда информация о реальном положении советского общества была практически засекречена, методологические принципы исследования социальной действительности оставались деформированными, теоретические исследования руководствовались идеологическим заказом, который отражал директивное мнение высшей партийно-государственной номенклатуры. Это и определяло стратегию научных поисков, выбор объекта эмпирического исследования да и саму судьбу социологии. Два раза - в 30-е и в начале 60-х годов - КПСС объявляла социологию враждебной марксизму лженаукой. И чтобы развернуть систему эмпирических исследований, надо было прежде всего хотя бы реабилитировать социологию. Но сделать это можно было единственным способом - «вернуть» ее в лоно марксизма, не нарушив идеологических запретов, т. е. объявить исторический материализм собственно социологией, а саму социологию низвести до уровня прикладных исследований. Ситуация сложилась парадоксальная, социологические исследования получили права гражданства, а социология - нет. Парадоксальность еще заключалась и в том, что легализовывать приходилось науку, которая в 20-е годы уже существовала на вполне законных основаниях, преимущественно как область марксистского знания. Тогда речь шла лишь об освобождении ее от старой буржуазной схоластики и абстрактного теоретизирования, о превращении ее в область эмпирического, точнее - прикладного знания. «Второе рождение» советской социологии (60-е годы) происходило в искусственно созданной ситуации ее идеологического неприятия. К тому времени она успела получить ярлык буржуазной науки. Во многом это объяснялось активным развитием социологии за рубежом, но были и субъективные причины. В обществе накопилось много того, что приходилось скрывать, а не публично демонстрировать. Период между 30-ми и 60-ми годами характеризуется перерывом в развитии социологической мысли в советском обществе. Изданные в это время монографии по историческому материализму анализировали социальные явления и процессы на крайне общем абстрактно-теоретическом уровне, предельно идеологизированно, в отрыве от реальной жизни. Философский детерминизм, отрицание социологического мышления имели своим следствием безграничное господство догматизма и схоластики в науке об обществе. Развитие социологической мысли в конце 30-х годов практически приостановилось. Социологические методы конкретного исследования общества были не только изъяты из обращения, но и противопоставлены социальному знанию как преимущественно философскому. На конкретное изучение явлений и процессов социальной жизни был наложен запрет. Первое упоминание о социологии как возрожденной научной дисциплине относится к 1955 году, когда академик В. С. Немчинов охарактеризовал ее как одну из отраслей философского знания, предметом которой является развитие общества. В дальнейшем, в 1965 году, социология определяется как наука о законах и движущих силах развития общества. Ее предметом полагают исследование исторически сменяющих друг друга общественных формаций, общественных закономерностей - закономерностей становления и развития социальных отношений людей, различных форм их социального взаимодействия. Этот подход, очевидно, полностью отождествлял ее с историческим материализмом, а ее методы - с диалек-тико-материалистической методологией. Неизбежный порок дискуссий о предмете социологии в 60-е годы видится в их целевой установке, не столько уяснить собственно предметную область науки, сколько доказать, что она не находится в противоречии с марксистской философией и марксистским мировоззрением. Отсюда и расстановка акцентов: выяснение соотношения социологии с историческим материализмом, а ее методов - с диалектико-материалистической методологией. По преимуществу это были дискуссии идеологического свойства, в которых понятия общественной науки и идеологии нередко смешивались. Между тем это принципиально разные сферы духовной деятельности. Наука, опирающаяся на идеологию, утрачивает право называться наукой, превращается в наукообразную апологетику корыстного социального интереса. Отождествление общей социологии с историческим материализмом оказалось малоконструктивным еще и потому, что не могло оправдать существование активно складывающихся самостоятельных направлений социологических исследований. Эта позиция имплицитно отрицала самостоятельность социологии как науки и не могла поэтому удовлетворить многих исследователей. В этих условиях возникают попытки найти компромиссный вариант между должным и сущим. Среди них наибольшую известность получило определение, данное Ю. А. Левадой: «Социология - это эмпирическая социальная дисциплина, изучающая общественные системы в их функционировании и развитии» [35. Ч. 1. С. 85]. Это был компромисс между разными трактовками диалектики «эмпирического и теоретического» в социологии. Основываясь на опыте прикладных исследований, автор осуществил попытку выстроить собственное понимание структуры социологического знания. Однако и этот подход был подвергнут резкой критике, главным образом с позиций невозможности существования социологии как самостоятельной науки. Так, в 5-м томе «Философской энциклопедии» (1970) социология трактовалась как наука о закономерностях и движущих силах развития и функционирования социальных систем, как глобальных (общество в целом), так и частных (социальные группы, организации, процессы). Вместе с тем многие ученые уже понимали, что, хотя социологическая концепция и катализируется определенным философским мировоззрением, она должна иметь собственный категориальный аппарат. Социология должна рассматривать общество в более специфических категориях и понятиях, нежели социальная философия, а кроме того, в понятиях, соотносимых с эмпирически проверяемыми фактами, что обеспечивается развертыванием общесоциологической парадигмы в частносоциологические теории. Многие (В. А. Ядов, А. Г. Здравомыслов, Б. А. Грушин, Ю. А. Левада, В. Э. Шляпентох, В. Н. Шубкин и др.) уже уяснили для себя, что основные понятия общесоциологической теории, в отличие от философских категорий, - не материя и сознание, но социальная структура и социальные институты, культура, социальная организация, не человек, но личность как социальный тип и процессы социализации индивидов; не социальные отношения в их сущностной глубинной основе, но, скорее, социальное взаимодействие и социальные взаимосвязи, в основе которых -глубинные социальные отношения, не схватываемые эмпирически, поскольку представляют собой философские абстракции. Последние в свою очередь соотносятся не с эмпирическими данными, а имеют своей факту- альной основой конкретно-научные обобщения, развиваемые в частных науках, включая и социологию. Итак, в 60-х годах была выработана трехуровневая концепция социологии: исторический материализм есть общесоциологическая теория, она задает типовой способ построения частносоциологических теорий, которые в свою очередь опираются на обобщение социальных фактов. Эта концепция, сыгравшая свою роль в становлении советской социологии, была, как уже отмечалось, своеобразным компромиссом. Она позволила утвердить статус конкретных социологических исследований, но вместе с тем затруднила включение отечественной науки в мировой процесс развития социологии. Между тем практика предъявляла спрос на решение множества важных вопросов - в области труда, массовых коммуникаций, семьи, градостроительства, культурного строительства и др. Появились люди и целые организации, которые приступили к проведению конкретных социологических исследований. Нельзя сказать, что они нигилистически или позитивистски относились к общим вопросам теории; нет, они чувствовали потребность практики и полагали, что нужно ввязаться в бой, а там уж посмотреть, что получится. Этот первый после долгого перерыва опыт сразу же пролил свет на многие из тех вопросов, которые в рамках теоретических дискуссий казались неразрешимыми. В середине 60-х годов появляются обобщающие итоги многих исследований. В 1965 году издается пятитомник «Избранных произведений» основоположника социальной инженерии С. Г. Струмилина. В 60-е годы проводятся исследования бюджета времени на металлургических, текстильных и машиностроительных предприятиях Днепропетровска, Запорожья, Одессы, Костромы, включавшие круг проблем, связанных с анализом условий жизни и установлением зависимости образа жизни от социально-бытовых и социально-демографических факторов. Широкий круг исследований социальных проблем брака и семьи был обобщен в книге А. Г. Харчева «Брак и семья в СССР» (1964). Заметным явлением в сфере социологии труда стала книга ленинградских социологов «Человек и его работа» (1967). Важным шагом на пути институализации социологии в стране явилось издание в 1966 году двухтомника «Социология в СССР», в котором обобщался опыт ряда эмпирических исследований, проведенных в разных сферах советского общества. В него вошли исследования по общей социологической теории (П. Н. Федосеев, Г. П. Францев, Г. В. Осипов и др.), методологии и методике социальных исследований (Г. М. Андреева, Б. А. Грушин, В. Н. Садовский, П. П. Маслов, И. И. Чангли, В. С. Немчинов и др.), социальным проблемам труда и досуга (М. Т. Иовчук, Л. Н. Коган, С. Т. Гурьянов, А. Г. Здравомыслов, В. А. Ядов, Г. А. Пруденский, С. Ф. Фролов, Т. Г. Журавлев), социальным проблемам города и деревни (А. И. Тодоровский, В. Н. Шубкин и др.), исследования на стыке смежных с социологией наук (Г. А. Слесарев, Б. Ц. Урланис и др.). В эти годы в стране были созданы первые социологические учреждения: отдел социологических исследований в Институте философии АН СССР и лаборатория социологических исследований при Ленинградском государственном университете. В 1962 году была основана Советская социологическая ассоциация. В 1969 году на базе отдела социологических исследований Института философии АН СССР был создан Институт конкретных социальных исследований (с 1972 - Институт социологических исследований, а с 1990 - Институт социологии АН СССР). Были организованы отделы социологических и социальных исследований во Всесоюзном институте системных исследований (Москва), Институте экономики и организации промышленного производства (Новосибирск), Институте социально-экономических проблем (Ленинград), Институте Уральского научного центра (Свердловск), Институте международного рабочего движения (Москва) и др. На Украине, в Белоруссии, Грузии, Армении, Литве, Эстонии сложились социологические подразделения. Значительно расширилась сеть социологических лабораторий в вузах страны. В университетах (МГУ, ЛГУ, НГУ, БГУ, УрГУ и др.), а также в некоторых экономических вузах (Институт управления в Москве, Ленинградский финансово-экономический институт и др.) были введены спецкурсы по прикладной социологии. Для аспирантов и студентов были изданы первые учебные пособия по социологии и ее истории. Практический опыт проведения конкретных социологических исследований не только внес большую или меньшую ясность в решение общего «вопроса социологии», но и поставил перед советской социологической наукой ряд новых важных проблем. В первую очередь это проблема синтеза эмпирического и теоретического в исследовании. Социологи-практики либо просто каталогизировали эмпирические находки в соответствии с понятиями и категориями исторического материализма, либо комментировали количественные данные в духе «ползучего эмпиризма», без выхода на теоретические обобщения. Вторая важная проблема - это проблема адекватности методологического и методического оснащения социологических исследований. Смысл ее состоит в том, что социальные исследования начали осуществляться в нашей стране еще до овладения социологами необходимыми методологическими и методическими навыками работы. В результате наряду с основополагающими, классическими исследованиями появилось множество малограмотных, неэффективных исследований, подрывающих репутацию социологии как науки. Третья проблема - это проблема организации социологической науки в стране. Каждая из названных проблем предполагала свои пути и средства решения. 23 История социологии Осмысливая опыт 60-х годов, необходимо отдать должное огромному вкладу и основополагающим открытиям отечественных социологов, но вместе с тем - проанализировать те противоречия и компромиссы, которые сопровождали развитие социологии в эти уникальные по накалу творчества годы и в значительной мере снижали ее реальные достижения. Дело в том, что сущностной характеристикой социальной системы в то время являлись общественная ориентация на слитность, тотальное единство всех без исключения сфер жизни. Другой стороной этого вопроса была ориентация на размывание, а то и элиминацию традиционной социально-классовой стратификации, достижение культурной, религиозной и даже этно-национальной однородности. Интегрированность общества в «новую историческую общность» - советский народ - трактовалась как залог концентрации титанической по силе и мощи энергии для достижения единой универсальной цели - коммунизма. Вместе с тем эта единая универсальная цель обусловила единую моноидеологию (в лице государственной идеологии) и сконструированные на ее основе политические ориентации, установки, принципы, которые с помощью средств массовой информации внедрялись в сознание людей. Эти установки обосновывали и объясняли реальную действительность в терминах этой заданной цели и формировали единомыслие по отношению к ней. Государство использовало, таким образом, всю мощь для утверждения мифологизированной версии одной идеологии в качестве единственно возможного мировоззрения. Вследствие тотальной идеологизации общественных наук, все, что не согласовывалось с единомыслием в отношении к общей цели, полагалось чуждым, классово неприемлемым. Все, что диктовалось партийно-государственной идеологией, заведомо считалось научным, объективно истинным и прогрессивным по определению. Такое положение дел вело к тому, что вне сферы научного анализа остались многие тревожные тенденции в жизни общества. Официальные экономические показатели и показатели производственного национального дохода росли из года в год. В то же время затратная политика, игнорирующая человеческие и природные ресурсы в экономической, социальной и других сферах жизнедеятельности общества, размагничивала существовавшую нацеленность этого общества на общие идеалы, незаметно, но неуклонно снижала его социальное самочувствие, его социальную активность, его уверенность в будущем. И как результат, в интересах партийно-государственной номенклатуры расширялась сфера социальной мифологии, которая нуждалась в научном обосновании. При проведении конкретных социологических исследований настойчиво рекомендовалось акцентировать внимание на «позитивных» аспектах социального развития общества и игнорировать «негативные» аспекты. Поэтому многие труды социологов, опубликованные в те годы и вплоть до 80-х годов, носили «лакировочный» характер. Значительная часть первичной социологической информации, представляющая собой научную ценность, оставалась в архивах. Многие тревожные сигналы социологов, представляемые в директивные органы, - по проблемам разрушения природы, нарастания отчуждения труда, отчуждения власти от народа, складывания межнациональных конфликтов и другие - не только не принимались во внимание, но и осуждались, а в отдельных случаях наказывались в партийном или административном порядке. Осмысливая опыт 60-х годов, можно судить о том, в какой мере идеологическая концепция поступательного развития социалистического строя в коммунистическое будущее детерминировала научные подходы и формы объяснения анализируемых ситуаций, задавала социальный стереотип исследователю. Так, буквально все исследования социально-классовой структуры советского общества были нацелены на демонстрацию стирания различий между рабочими, крестьянами и интеллигенцией в процессе перехода к коммунизму. Основная задача исследования социальных проблем труда состояла в том, чтобы устанавливать на базе конкретных социологических исследований, какое влияние оказывают условия производственной деятельности людей на формирование отношений между ними и развитие самой их личности. В последующих исследованиях (уже в 80-е годы) выяснилось, однако, что условия производственной деятельности составляют не более 60 % в совокупности условий, формирующих личность. Выяснилось, что для удовлетворительного объяснения остальной части дисперсии следует выходить за пределы непосредственно трудовой ситуации, обращаясь к общечеловеческим жизненным ценностям и личностным характеристикам работников. В нашей стране в 60-е годы было сравнительно небольшое отставание ведущих отраслей промышленности по показателям научно-технического прогресса, поэтому учеными, еще не осознавшими замедления темпов экономического развития, всерьез обсуждались социальные последствия полной автоматизации и высказывались надежды, что мы с ними справимся успешнее, чем справляются в индустриально развитых странах, делались далеко идущие прогнозы, раскрывались многообещающие перспективы. В интересном с применением методов вариационной статистики изучении внерабочего времени трудящихся высвобождение этого времени не в последнюю очередь связывалось с научно обоснованным планированием идеологической работы [59. Т. 2. С. 226]. Конкретные исследования социальных проблем города и деревни исходили из концепции, строящейся на закономерности устранения существующих противоречий между трудом промышленным и сельскохозяйст- венным, между городом и деревней и вследствие этого речь шла о создании относительно однотипных условий, представляющих материальную основу для формирования коммунистических общественных отношений и целостной гармонично развивающейся личности. Ценность наиболее серьезных работ определяет не идеологизированная концепция, а глубина анализа конкретно-исторической ситуации, адекватность применения методов сбора и обработки первичной социологической информации, корректность выводов. Многие из этих исследований имели очень удачные находки в области создания статистико-математического аппарата. Например, при исследовании проблем обучения плодотворно применялась теория случайных процессов; при изучении общественного мнения - теория марковских цепей; в изучении малых групп и конфликтных ситуаций - теория групп и линейного программирования. Это проникновение современной математики в конкретные социологические исследования казалось вполне естественным: математика выступала необходимым средством систематизации и проверки исходной социальной информации. Плодотворность развития количественных методов в те годы объяснялась во многом тем, что социология как бы пробовала себя на стыке с разными науками - экономикой, математикой, системотехникой, статистикой и др., привлекая к себе ведущих специалистов в данных областях. Большое внимание в это время уделялось разработке методологии и логике системного подхода, принадлежавшим к числу основных достижений науки середины XX века. Выдвижение системы в качестве объекта исследования позволяло рассматривать этот объект как целостное образование, возможность саморазвития которого определяется гибкостью и универсальностью связей между его элементами. Перед социологией вставала особая познавательная задача, выявление комплексов влияющих друг на друга связей, обеспечивающих состояние, функционирование и развитие системы в направлении ее усложнения и совершенствования. Вследствие могучего тока от естествознания к обществоведению современная социология, вопреки заданному идеологическому руслу, формировалась как конкретная экспериментальная наука о структуре, функционировании и развитии социальных систем, выходя на путь строгого исследования и отказываясь от умозрительных конструкций, утопизма, морализаторства. В рамках социологического (в том числе количественного) анализа утверждались категории социальных функций, социальных ролей, социальных отношений и т. д. Однако говорить о количественном анализе социальных систем и процессов как о новом методологическом уровне исследований в социологии было еще преждевременным и в силу специфики ситуации, и в силу значительного отставания советской социологии от современной западной. История становления и развития социологии в 60-е годы убеждает в том, что вопреки конкретной ситуации, характеризуемой тоталитарной идеологической концепцией единения общества, несмотря на искусственное отождествление социологии с догматами исторического материализма, лишившее ее собственного лица, в этот период был сделан определенный рывок в развитии этой науки. Ведущими социологами страны был внесен заметный вклад в изучение и решение проблем методологии и методики конкретных социологических исследований, в сфере методологии и процедуры социологических исследований (В. А. Ядов, А. Т. Здравомы-слов, Г. М. Андреева, Г. В. Осипов), в сфере СМИ и общественного мнения (Б. М. Фирсов, Б. А. Грушин, В. С. Коробейников); в сфере социологии труда и промышленной социологии (В. А. Ядов, В. Г. Подмарков, Т. И. Заславская, О. И. Шкаратан, 3. Г. Файнбург и др.); в сфере социологии личности (И. С. Кон, Ю. А. Левада, В. Б. Ольшанский и др.); в области разработки принципов системного анализа (И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин); в сфере применения количественных методов в социологии (Ю. Н. Гаврилец, Ю. Л. Коваленко, Г. И. Саганенко, А. А. Чупров и др.). Именно в 60-е годы был подготовлен серьезный задел в виде отечественных достижений и успешного осмысления зарубежного опыта, позволивший социологии оформиться, несмотря ни на что, в самостоятельную науку со всеми необходимыми атрибутами и с разделением по отраслям социологического знания. Кроме того, опыт 60-х годов позволяет покончить с иллюзией самодостаточности советской социологии. Залогом дальнейшего развития отечественной социологии являются не только успешные собственные исследования, но и преодоление отрыва от мировой социологической науки путем освоения всего ценного, что достигнуто за время ее существования.
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |