КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
История социологии
X0 . ЗАКЛЮЧЕНИЕ Г енезис и эволюция социологической мысли в ее многомерной преемственности и многообразных изменениях являют собой одно из примечательных событий истории социальной мысли и общественного сознания нового и новейшего времени. Опираясь как на традиции европейской социальной философии, так и на собственные оригинальные парадигмы в решении теоретических и прикладных задач, социологическое знание исполняет сегодня важнейшую роль в современной цивилизации. Характерно, что, отпочковавшись от умозрительных конструкций социальной философии, философии истории, исторической фактографии и разрозненных эмпирических обобщений политико-юридической мысли, социология перешла к научному изучению явлений общественной жизни в диахроническом и синхроническом аспектах. Методологическим принципом новой науки стало утверждение первостепенного и исключительного значения социальной реальности и социологических методов в объяснении социальных явлений и развития общества. О. Контом в рамках введенного им термина «социология» для обозначения новой науки активно разрабатывается специфика социологического подхода к общественной жизни, состоящая в том, что он представляет собой теоретическое исследование законов социальных явлений с помощью общенаучного метода, а не философской рефлексии. Вслед за Контом Спенсер помещает в основу социологии идею эволюции, сущность которой он видел в переходе от гомогенности к гетерогенности, возрастающей связности и специфической определенности общественной жизни. Основные морфологические признаки эволюции Спенсера, дополненные тезисом о всеобщей тенденции к росту внутренней дифференциации, сопровождающейся процессами интеграции общественных органов, легли в основу дальнейшего развития социологической мысли. Вместе с тем социологизм оставлял вне поля зрения субъективный мир человека, и потому в начале XX века в социологии формируется направ- ление, существенным специфическим признаком которого явилось наличие атрибутивного комплекса психологических моментов, - социологический психологизм. Возникло, таким образом, плюралистическое направление в социологии, принимающее в качестве основной предпосылки исследования и объяснения социальных явлений и процессов действие и взаимодействие общественных, групповых и индивидуальных психических факторов. Развитие этого направления в социологии - неодномерный, диалектически противоречивый процесс, порождающий значительное количество проблем (поливариантность развития и внутренняя дифференциация социологического психологизма, периодизация его эволюционирования, значимость его достижений и просчетов, перспективы изменения и т. д.), требующих соответствующего изучения. На первом этапе развитие социологического психологизма характеризовалось использованием общих психологических представлений и выработкой психологических ориентации (Уотсон, Толмен, Скиннер, Хоманс и др.). На втором этапе социологический психологизм обрел статус доминирующего направления в западной социологии и развивался уже на собственной основе под определяющим воздействием психопраксических ориентации и комплекса бихевиористских, психоаналитических и персоноло-гических идей (Фрейд, Адлер, Юнг, Райх и др.). На третьем этапе социологический психологизм все более обусловливается и характеризуется относительной самодостаточностью, способностью к индуцированию новых исследовательских направлений, оперативным использованием достижений социальной философии и социальной психологии (Хорни, Салливен, Фромм и др.). Значительным влиянием в Германии и США в конце XIX - начале XX века пользовалась формальная социология, представители которой (Диль-тей, Зиммель, фон Визе, Теннис, Фиркандт, Беккер и др.) стремились противопоставить методологию анализа общественных структур общей описательное™ историко-эволюционистских концепций социологии. Классическая социология явилась, таким образом, провозвестником и фундаментом основных направлений современной социологии. Так, позитивизм нашел свое выражение и модификацию в развитии эмпирической социологии как естественнонаучной ориентации, вобравшей в себя все лучшее, что было создано позитивизмом и неопозитивизмом, и характеризующейся выявлением связей и отношений между теоретическими по- строениями и эмпирическими исследованиями, поиском путей организации эмпирических исследований в соответствии с особенностями концептуального аппарата теории, активным применением математических методов анализа данных. Из некоторых направлений формальной социологии возник в своем законченном виде структурно-функциональный анализ (Т. Парсонс, Р. Мертон); в рамках психологического направления сформировались теория социального конфликта, концепция социального обмена, теория символического интеракционизма, социометрия, пост- и неофрейдистские концепции. Мощное развитие отечественной социологической мысли (Данилевский, Бакунин, Кропоткин, Ткачев, Герцен, Чернышевский, Лавров, Михайловский, Кистяковский, Новгородцев, Хвостов и др.), возникшее в XIX веке в русле социальной философии, обогатило многими оригинальными идеями мировую социологию (например, «культурно-исторические типы» как носители исторической жизни Данилевского или субъективный метод в социологии Михайловского). Однако само по себе это развитие осталось в относительной неизвестности, интеллектуальной изолированности даже от последующих научных изысканий соотечественников. Поэтому показ влияния мощной отечественной школы на формирование мирового социологического знания сопровождается в книге обоснованием необходимости и плодотворности обращения современных исследователей к истокам отечественной мысли. К основополагающим комплексам проблем современного социологического знания правомерно отнести в первую очередь, отсутствие общей, универсальной социологической теории и адекватной ей методологии, сопрягающихся с методологиями так называемых специальных теорий или теорий среднего уровня со своими специфическими методами и инструментарием. Многочисленные попытки создания всеобщей теории и методологии не увенчались успехом. И поныне социология вынуждена довольствоваться, как правило, теориями среднего ранга и специальными теориями, что, с одной стороны, раскрепощает исследователей и стимулирует их на разработку нетрадиционных идей и подходов, а с другой— ведет к плюрализму методологических решений, их слабой согласованности в рамках общей теории, что ставит под сомнение достоверность их концепций и выводов. Отмечая наличие определенного дисбаланса в развитии теоретических и эмпирических компонентов социологического знания, необходимо отме- 24 История социологии 369 тить высокую степень интеллектуального потенциала и научного статуса этой общественной дисциплины. Причиной тому в первую очередь - постоянный интерес социологии к проблемам общества и человека, выступающим в качестве основы кумулятивного характера и стабильности развития данной науки. Сформированный современной социологией информационный потенциал, явно доминирующие в ее границах ориентации либерального и гуманистического характера содействуют обретению ею широкой популярности и организационной зрелости. При сохранении современных тенденций социология значительно усилит свои позиции и влияние на различные стороны общественной жизни и развития культуры. Большое значение для институализации социологии в качестве самостоятельной науки имеет формирование в ней слоя эмпирических исследований, сразу придавших этой науке ярко выраженный прикладной характер. Если Англия и Франция были зачинателями теоретической социологии, то США стали страной, давшей мощный импульс эмпирическим социологическим исследованиям, получившим соответствующее методологическое обеспечение. При достаточно широком распространении социологии в мире всегда имеет смысл говорить о доминировании определенных национальных школ, к каковым относятся американская, английская, французская, немецкая, итальянская школы социологии. В равной мере можно говорить и о российской школе социологии, вобравшей в себя лучшие идеи западной социологии и придавшие ей свой национальный оттенок, но перенесшей сложные катаклизмы своего развития от оригинальных теоретических построений до полного разгрома в период тоталитарного режима. Само падение этого режима во многом определялось тем, что социологическая мысль в постсталинский период постепенно обрела характер конструктивной критики, нейтрализующей ортодоксии господствующей идеологии. В недрах господствующего строя создавалась иллюзорная уверенность в том, что социология может вдохнуть свежую струю в усиление идеологической пропаганды, но на самом деле она постепенно выходила из-под опеки органов идеологического давления, приобретая характер мощной разрушительной силы, так как постоянно была нацелена на необходимость улучшения всех сторон общественной жизни, что, кстати, и оставалось незамеченным для идеологических цензоров, постоянно стремящихся подправить чересчур смелые теоретические выводы отдельных социологов и в период брежневского благополучия. Идеологическая борьба этого периода достаточно больно ударила не только по деятелям культуры, но и по социологам. Но так или иначе в Советском Союзе складывались и укреплялись свои социологические службы, школы и направления. Ведущее место среди них заняли московская, ленинградская, новосибирская, киевская, харьковская и минская школы социологии. В университетах стали открываться факультеты, отделения и специализации, в национальных академиях - институты социологии, как грибы после теплого дождя, стали появляться многочисленные центры и службы изучения общественного мнения, которые в своей совокупности отчетливо демонстрируют тот факт, что отечественная социологическая мысль обрела наконец статус законной научной дисциплины, активно влияющей на общественную жизнь страны в постсоциалистических государствах. ЛИТЕРАТУРА 1. Антология мировой философии. Т. 3. О. Конт. М., 1971. 2. Антонович И. И. Социология США: проблемы и поиски решений. Мн., 1976. З.Антонович И. И. Буржуазная социологическая теория: Критический очерк основных направлений, концепций, категорий. Ч. I, И. Мн., 1980, 1981.
4. Аристотель. Сочинения: В 4 т. М, 1983. 5. Беккер Г., Бесков А. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении. М., 1961.
6. Буржуазная социология на исходе XX века: Критика новейших тенденций. М., 1986. 7. Бухарин Я. И. Теория исторического материализма. М., 1922. 8. Гегель Г. Сочинения: В 14 т. М., 1959. 9. Гегель Г. Философия права. М, 1990.
10. Гельвеций К. А. Сочинения: В 2 т. М., 1974. 11. Гиддингс Ф. Основания социологии. М, 1898. 12. Гоббс Т. Избранные произведения: В 2 т. М., 1964. 13. Гумплович Л. Основы социологии. Спб., 1899. 14. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991. 15. ДилътейВ. Описательная психология. М., 1924. 16. Доленча А. (П. Л. Лавров). Важнейшие моменты в истории мысли. М., 1903. П.Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. Спб., 1912.
18. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда: Метод социологии. М., 1991. 19. Зиммель Г. Конфликт современной культуры. Пг., 1925. 20. Зиммель Г. Социальная дифференциация: Социологическое и психологическое исследование. М., 1909. 21. Зомбарт В. Социология: Хрестоматия. М., 1926. 22. Ионин Л. Г. Понимающая социология: Историко-критический анализ. М., 1984. 23.История буржуазной социологии XIX- начала XX века. М., 1979. 24.История буржуазной социологии первой половины XX века. М., 1979. 25. Кавелин К. Д. Наш умственный строй. М., 1989. 26. Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1964-1966. 27. Кареее Н. Основные вопросы философии истории. Т. 2. Спб., 1887. 28. Кетле А. Социальная физика, или Опыт исследования о развитии человеческих способностей. Т. 1. Киев, 1911. 29. Кистяковский Б. А. Социальные науки и право. М., 1916. 30. Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. Спб., 1897. 31. Коркунов Н. М. Русское государственное право. Т. 1. Спб., 1908. 32.Критика современной буржуазной теоретической социологии. М., 1977. 33. Ленин В. И. Поли. собр. соч. 34. ЛебонГ. Психология социализма. Спб., 1908. 35. Левада Ю. А. Лекции по социологии: В 2 ч. М., 1970. 36. Лилиенфельд П. Ф. Мысли о социальной науке будущего. Т. 1. Спб., 1872. 37. Маркс К, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. 38. Мечничов Л. И. Цивилизация и великие исторические реки. М, 1924. 39. Милль Дж. С. Огюст Конт и позитивизм. Спб., 1906. 40. Михайловский Н. К. Что такое прогресс? М., 1922. 41. Монтескье Ш. Избранные произведения. М, 1955. 42. Морено Дж. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе. М., 1958. 43.Некоторые проблемы современной зарубежной социологии: Критический анализ. Кн. 2. М,, 1979. 44. Новгородцев П. И. Об общественном идеале. М., 1917. 45.Новые направления в социологической теории. М., 1978. 46. Овчаренко В. И., Грицанов А. А. Социологический психологизм: Критический анализ. Мн., 1990. 47. Осипов Г. В. Теория и практика социологических исследований в СССР. М., 1973. 48. Осипова Е. В. Социология Эмиля Дюркгейма: Критический анализ теоретико-мето 49. Платон. Сочинения: В 3 т. М, 1971. 50.Рабочая книга социолога. М., 1976. 51.Современная западная социология: Словарь. М, 1990. 52.Современная зарубежная социальная психология: Тексты. М., 1984. 53. Соколова Г. Я. Культура труда в социальном развитии рабочего класса. Мн., 1984. 54. Соколова Г. Н. Культура труда в социальном развитии технической интеллигенции. Мн., 1989. 55. Сорокин Л. А. Система социологии: В 2 т. Пг., 1920. 56. Сорокин П. А. Дальняя дорога: Автобиография. М., 1992. 57. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. 58. Социологический словарь / Под ред. Г. П. Давидюка, А. Н. Елсукова, Г. Н. Соколовой и др. 59. Социология в СССР: В 2 т. М., 1966. 60. Сочинения Г. Спенсера под общей редакцией Н. А. Рубакина: Опыты научные, философские и политические. Спб., 1899. 61. Спенсер Г. Основные начала. Спб., 1899.
62. СтронинА. И. История и метод. Спб., 1869. 63. Тард Г. Законы подражания. Спб., 1892. 64. Тард Г. Социальные законы. Спб., 1901. 65. Тернер Дж. Структура социологической теории. М, 1985. 66. Уорд Л. Динамическая социология. Спб., 1891. 67. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1991. 68. Фрейд 3. Психоаналитические этюды. Мн., 1991. 69.Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Кн. 1, 2. Тбилиси, 1991. 70. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1986. 71. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990. 72. Чаадаев П. Я. Поли. собр. соч.: В 2 т. М, 1991. 73. Юнг К. Архетип и символ. М, 1991. 74. AdlerA. Understanding Human Nature. N. Y., 1928. 75. Blau P. Exchange and Power in Social Life. N. Y., 1964. 76. CoserL. A. Masters of Sociological Thought. N. Y.,1971. 77. Dilthey W. Das Erlebnis und die Dichtung. Leipzig. 1919. !%.DurkheimE. Sociologie et philosophie. Paris, 1924.
79. Durkheim E. Les formes elennentaires de lavie religieuse. Paris, 1912. 80. Fromm E. Man for Himself. N. Y., 1965. 81. GarflnkelH. Studies in Ethnomethodology. New Jersey, 1967. 82. Homans G. Sentiments and Activities. N. Y., 1962. 83. Homey K. The Neurotic Personality of Our Time.N. Y., 1967. 84. Mc. Dougall W. An Introduction to Social Psychology. N. Y., 1926. 85. Mead G. N. Mind, Self and Society. Chicago, 1934. 86. Merton. R. Social Theory and Social Structure. Glencoe, 1957. 87. Pareto V. Trattate di Socialogia Generate. V. V. 1,2. Milano. 1964. 88. Parsons T. Essays in Sociological Theory Pure and Applied. Glencoe, 1949. 89. Parsons T. The Structure of Social Action. N. Y., 1937. 90. Rex I. Key Issues in Sociological Theory. London, 1961. 91. SchutzA. Collected Papers. Vol. 1-2. The Hague, 1962. 92. Simmel G. Grundfragen der Soziologie. Individuum und Gesellschaft. Berlin, Leipzig, 1917. 93. Simmel G. Philosophie desGeldes. Miinchen, 1958. 94. Sociology. The Classic Statements. N. Y., 1971. 95. Sorokin P. A. Contemporary Sociological Theories. N. Y., 1964. 96. Sorokin P. A. Mutual Convergence of the United States and Soviet Russia towards a 3 rd 97. Sorokin P. A. Social Mobility. N. Y., 1927. 98. Spencer N. An Autobiography. Vol. 1, 2. London., 1926. 99. Sullivan G. The Collected Works. V. I. N. Y., 1965.
100. SzackiJ. Historia mysli sociologicznej. T. 1. Warszawa, 1983. 101. Szczepanski J'. Sociologia. Rozwoj problematiki i metod. Warszawa, 1967. 102. Weber M. Gesammelte Aufsatze zur Wissenschaftslehre. Tubingen, 1951.
УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН1 Августин Аврелий 12-14 Адлер А 185, 221, 222-224, 368 Адорацкий В. В.343 Адорно Т. 197, 200, 201-202, 206, 207 Аксаков К. С. 271 Андреева Г. М. 352, 357 Аничков Д. С. 269 Антонович И. И. 366 Аристотель 5,8-12, 15-18 Бабосов Е. М. 363,364 Бакунин М. А 325-327, 329, 333, 369 Бандура А. 217-220 Басе А. 217 Беккер Г. 368 Белинский В. Г. 271 Белл Д. 257,261 Бейтом И. 45 Бергсон А. 105,249 БерджессЭ. 180-182 Бердяев Н. А. 275, 276, 278, 309, 33 БерковитцЛ. 216 Бернард Л. 78, 185 Бехтерев В. М. 341 Биллиг М. 220 БлауП. 239,241-243 Блауберг Н. В. 357 Богданов А А. 276, 341, 344, 345 Богушевич Ф. 357 Боден Ж. 17 Болдуин Дж. 83 Боровский А. М. 341 БоулдингК. 214, 241 Боховен И. 47 Браун Р. 219 Будда 164 БудонР. 184 Булгаков С. Н. 275, 278,309 Бухарин Н. И. 340, 343 - 346 Бэкон Ф. 257 Бэрнхем Д. 257 Быстренский В. А 348 Быховский Б. Э. 358 Вагнер А 178 Василейский С. М. 358,359 Вебер М. 121, 129, 131, 144-168, 169, 182, 200, 249 Веблен Т. 257, 259, 260 Вернадский В. И. 263 Визе Л. 116, 131-132 ВикоДж. 21 Виллерме Л. 177 Виндельбанд В. 307 ВиртЛ. 182 ВнрховР. 177 Вольфсон С. Я. 342, 343, 347, 358, 359 Воронцов В. П. 295 Гаврилец Ю. Н. 357 Гайваровский А. А. 358 Галилей Г. 160 Галич А И. 270 Гарфинкель X. 246-249 Гегель Г. В. X. 25, 28-31, 199, 204 Гельвеций К. 24, 257 Герри А 178 Герцен А И. 269, 271, 294, 369 Гиддингс Ф. 74-76, 178 Гитлер А. 165 ГоббсТ. 19-21 Грановский Т. Н. 271 ГредескулН. А 341 Грин Б. Ф. 184 ГрушинБ. А 351, 352, 357 Гумплович Л. 63-67, 209 ГурвичГ.(Ж.)Д234 Гурьянов С. Т. 352 Гуссерль Э. 249 ГэлбрейтД. 257 Давидюк Г. П. 360, 363
1 Составлен С. И. Михайловой. Д'Аламбер Ж. Б. 23 Данилевский Н. Я.267, 274,286-293, 369 Данте Алигьери 16 Дарендорф Р. 213,214 Дарвин 4.47, 48, 286 Декарт Р. 257,268 Де Роберта Е. 169, 2274,283,284 Десницкий С. Е. 269 Джеймс У. 78, 215, 249 Дженингс Е. 224 Джин Р. 216 Дидро Д. 23 ДильтейВ. 116-121, 145, 149,368 Добэш Р. 220 Довнар-Запольский М. В. 358 Доннерштейн Э. 216 Достоевский Ф. М. 272, 293 Дракер П. 257 ДьюиДж. 178 Дюркгейм Э. 43, 54, 84, 121, 129, 132-143, 150, 224, 294, 305, 314, 321, 340, 342, 345 Елсуков Л Н. 366 Журавлев Т. Г. 352 Заславская Т. И. 357 Здравомыслов А. Т.351, 352,357, ЗилменнД. 217 ЗимбардоП. 217 ЗиммельГ.116, 121-129, 131, 169,209,368 Злотников А. Г. 362 Знанецкий Ф.. 178 ЗомбартВ. 144 Иванов-Смоленский А. 341 Ивановский В. Н. 342, 358 Игнатовский В. И. 358 Иисус Христос 164, 165 Ильин И. А. 337,338 Иовчук М. Т. 352 Кавелин К. Д. 272 Калиновский К. 337 Кампанелла Т. 18, 19 Кант И.25-28,118,342 Карев К. А. 283, 284, 285 Кареев Н. И. 273,274,340 Карский Е.Ф. 358 Касьяненко А. Л. 362 Каутский К. 345 Каценбоген С. 3. 342, 358 Кей-ШаттлуортДж. 178 КенигР. 182,185,234 Керр К. 257 Кегле Л. 43-49 Кибаев А. В. 359 Киреевский И. В. 271 Кириевич М. Н. 359 Кистяковский Б. А. 308-312, 369 Клеон 165 Коблиц И. И. 295 Ковалевский М. М. 169, 274, 275 277 Коваленко Ю. П. 357 Коган Л. Н. 352 Козельский Я. П. 269 Козер Л. 211,212 Коллонтай А. М. 348 Кон И. С. 357 Кондорсе М. Ж. Конт О. 5, 34-43, 45, 53, 57, 134, 258, 273, 294,296,318,340,367 Коркунов Н. М. 283, 285 Корнилов К. Н. 341 Коробейников В. С.357 Котляров И. В. 364 Крицман Л. Н. 345 Кропоткин П. А. 169, 325, 327-330, 333, Кули Ч. X. 178 Лавров П. Л. 169, 273, 274, 294-302, 304- Лазарсфельд П. Ф. 183, 184, 185 Ламетри Ж. 23 Ландберг Г. 234 Лаппо-Данилевский А. С. 308, 309, 317-320, Лаптенок С. Д. 363 Лацарус М. 87 ЛебонГ. 84-87,156, 157 Левада Ю. А. 351, 357 Ленин В. И. 275, 276, 278, 357 Лесевич В. В. 273 Ликург 164 Лилиенфельд П. Ф. 275, 281, 282 ЛоккДж.21,257 Лоренц К.215, 216,220 Лумис Ч. 234 Луначарский А В. 348 Лущицкий И.Н. 363 Льюис Г. 273 Магомет 164 Майков В. Н. 270 Мак-Дугалл У. 76-78, 215 Македонский А. 164 Макиавелли Н. 17 Макленнон Дж. 47 Мальтус Р. 45, 48, 49 Маркс К. 34, 36, 57-63, 115, 128, 160, 169, 198-200, 204, 209, 229, 296, 318, 333, 341, Маркузе Г. 197, 198, 203-205, 207 Маслов П. П.352 Масуда257,261,263 Мезбир М. А.341 Мезонцев И.234 Мертон Р. 183, 185, 187, 192-196, 368 Мечников Л. И. 274, 280, 281 Мнд Дж. 243-246, 249 Милонов Ю. К. 344 Миллс 4.210,211 Милль Дж.45-47 Михайловский Н. К. 118, 169, 206, 273, 277, 294, 295, 298-300, 302-307,369 Мокор П. 234 Молочко А. Д. Монтескье.Ш. 21-23 Мор Т. 18 Морган Л. Г. 47 Морено Дж. 234-238 МэйоЭ. 184,185 Мюллер. Ф. 185 Надеждин Н. И. 270 Найсбит В. 257 Наполеон Б. 164, 165 Некрашевич С. М. 358 Немчинов В. С. 350,352 Ницше Ф. 76, 105 Новгородцев П. И. 275, 308, 309, 313-318, Нортуэй М. 234 Ольшанский В. Б. 357 Оранский С. А. 342, 343 Осипов Г. В. 352, 357 Паран-Дюшатле А. 177 ПаретоВ. 104-116 Парк Р. 179-180, 182 Парсонс Т. 168, 185, 187, 189, 210, 247,368 Пачосский И. К. 341 Пашкевич А. 357 Перикл 165 Пестель П. И. 270 Петрарка Ф. 16 Петражицкий Л. И. 169, 275,308 Писарев Д. И. 273 ПичетаВ. И. 358 Платон 5-7, 12 Плеханов Г. В. 83,274,278 Подмарков В. Г. 357 Покровский М. Н. 344 Полгин В. П. 343 Поппер К. 206, 207 Преображенский Е. Н. 346 Пригожий И. 263 Прокопович Ф. 269 Пруденский Г. А 352 Радищев А Н. 269 Разумовский И. П. 342 РаЙхВ. 368 Ратценхофер Г. 66, 67 Ривес С. М. 358 Риккерт Г. 307 Розанов В. В. 286 Росс Д. 178 Ростовцев М. К. 169 Руссо Ж. 389 Саганенко Г. И. 357 Садовский В. Н. 352, 357 Саймон Г. 184 СалливенГ. 221,228,229 СамнерУ. 67-69,178 Сен-Симон К. И. 34, 38, 258 СкиннерС. 218, 368 СкоттГ.257,259,260 Слесарев Г. А. 353 Слунский С. Н. 359 СмитА. 45,48 Смит Р. 219 Смолл А 69-70, 178 СмулевичБ.Я. 359 Спенсер Г. 47-58,63, 168, 294, 298, 304, 340, 342, 367 Соколова Г. Н. 364 Солнцев С. И. 344 Соловьев В. С. 286, 293 Солон 164 Сорокин П, А. 168-174, 183, 267, 275, 276, 279, 309, 340, 344, 348 Сталин И. В. 343, 346, 347 Стронин А. И. 274, 281, 282 Струве П. Б. 309, 335 Струмилин С. Г. 340, 351 Стюард Дж. 52 Тайлор Э. 47 Тард Г. 54, 78-84, 169, 294, 304 Татищев В. Н.269 Тахтарев К. М. 275, 276,344 ТедещиДж.219,220 Теннис Ф. 116, 129-131,368 Ткачев П. Н. 294, 296, 330-333, 369 Тодоровский А. И. 353 ТолменЭ.218,368 Томас Г. 178, 179 Тоффлер А. 257, 261 Трейнен X. 234 Троцкий Л. Д. 333, 334 Туган-Барановский М. И. 275, 345 Тюрго А. 38 УордЛ. 71-74, 178 Урланис Б. Ц. 353 Файнбург 3. Г. 357 Фалькнер-Смит М. Н. 340 Федосеев П. Н. 352 Федотов Г. П. 338,339 Фейербах Л. 229 Феркис В. 257 Фешбек С. 216 Фиркандт А, 368 Фирсов Б. М 357 Фома Аквинский 12,14,15 Фрайдебург Л. 185 Франк С. Л. 276,278 Францев Г. П. 352 Фрезер Дж. 47 Фрейд 3. 88-104, 152, 203, 215, 216, 220, 224,226-230, 234, 368 Фромм Э. 203, 221, 229-234 Фролов С. Ф.352 Фурье Ш. 57 Хабермас Ю.197,207,208 ХаллК. 218 Ханн Т. 185 Харчев А Г. 352 Хвостов В. М. 308, 309,320-325,340,369 Хоманс Дж. 239-242,368 Хомяков А С. 271 Хоркхаймер М. 197-203 ХорниК. 221, 226-228 Цезарь 164 Циммерман X. 185 Чаадаев П. Я. 270,271 ЧадуикЭ. 177 Чайм Л. 57 Чайхд Т. 57 Чангли И. И. 352 Чернов В. М. 296 Чернышевский Н. Г. 271, 294, 369 Чингисхан 165 Чупров А А 357 ШельскийХ.1 85 Шимкин Д. 57 Шкаратан О. И. 357 Шляпентох В. Э. 351 Шомбар де Лов 182 Штаммлер Р. 169 Штейнталь X. 87 Штибер М. 234 Штирнер М. 76 Штольбёрг М. 185 ШубкинВ.Н. 351,353 Шуценбергер М. 234 ШюцА 249-253 Энгельс Ф. 25, 34, 57-59, 61-63, 296, 330, 341 Юдин Э. Г.357 Южаков С. Н. 295, 296, 299, 302, 307 Юнг К. 221,224-226,368 Юркевич Ю. Г. 363 Юшкевич П. С. 341 Ядов В. А 351,352,357
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие............................................................................................................. 3 Введение. Проблема человека и общества в социальной философии... 5 Раздел 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КЛАССИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ.......................................................... 33 1.1. Зарождение социологии как науки........................................................ 33 1.2. Эволюционная концепция Г. Спенсера.................................................. 47 1.3. Социологическая концепция марксизма................................................ 57 1.4. Социал-дарвинистские концепции......................................................... 63 1.5. Психологические концепции................................................................. 71 1.6. Психоаналитическая концепция 3. Фрейда........................................... 88 1.7. Социологическая система В. Парето................................................... 104 1.8. Формальная социология...................................................................... 116 1.9. Социологическая концепция Э. Дюркгейма........................................ 132 1.10.Социология М. Вебера......................................................................... 149 1.11.Социология П. Сорокина..................................................................... 168 Раздел 2. СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ............................................................... 175 2.1. Плюрализм современной западной социологии.................................. 175 2.2. Эмпирическая социология................................................................... 176 2.3. Структурно-функциональный анализ.................................................. 187 2.4. Социология Франкфуртской школы.................................................... 197 2.5. Теория социального конфликта........................................................... 209 2.6. Теории агрессии................................................................................... 215 2.7. Неофрейдистские концепции............................................................... 221 2.8. Социометрия (микросоциология)........................................................ 234 2.9. Концепция социального обмена.......................................................... 239 2.10.Теория символического интеракционизма.......................................... 243 2.11.Этнометодология................................................................................. 246 2.12.Феноменологическая социология........................................................ 249 2.13.Социологические концепции технократизма....................................... 254 Раздел 3. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ 265 3.1. Становление и особенности российской социологии......................... 265 3.2. Географический детерминизм, органицизм, психологизм.................. 280 3.3. Социологические воззрения Н. Я. Данилевского................................ 286 3.4. Этико-субъективная школа.................................................................. 294 3.5. Социологические концепции российского неокантианства................ 307 3.6. Социологическая концепция народничества....................................... 325 3.7. Социологические воззрения мыслителей российской эмиграции....... 333 3.8. Социология в СССР (20-30-е годы)..................................................... 340 3.9. Возрождение социологии в 60-е годы................................................. 349 3.10.Развитие социологии в Беларуси......................................................... 357 Заключение............................................................................................................ 367 Литература.............................................................................................................. 372 Указатель имен........................................................................................................ 376 Учебное издание Елсуков Альберт Николаевич Соколова Галина Николаевна Грицанов Александр Алексеевич и др. Редактор С. И. Михайлова Художник обложки и художественный редактор Л. Г. Звонарев Технический редактор Г. М. Романчук Корректоры В. В. Неверко, Л. А. Еркович, Л. А. Шлыкович, В. И. Аверкина Операторы И. В. Скубий, А. И. Маль, И. С. Оликсевич Компьютерная верстка Я. В. Скубий Подписано в печать с оригинала-макета издательства «Вышэйшая школа» 16.10.97 г. Формат 60x90/16. Бумага офсет. Гарнитура Тип Тайме. Офсетная печать. Усл. печ. л. 24. Уч.-изд. л 25,83 Тираж 10000 экз Заказ 2427. Государственное предприятие издательство «Вышэйшая школа» Государственного комитета Республики Беларусь по печати. Лицензия ЛВ № 5 от 16.01.93. 220048, Минск, пр. Машерова, 11. Минский ордена Трудового Красного Знамени полиграфкомбинат МППО им. Я. Коласа. 220005, Минск, ул. Красная, 23
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 577; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |