Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Античная философия 1 страница




Философия Китая

Наибольшее распространение и влияние получила философия конфуцианства, основоположником которой был Конфуций (VI-V в. до н.э.). Это было этико-политическое учение, основными принципами которого считались следующие:

• взаимность (не делай другому того, чего не желаешь себе);

• человеколюбие (почитание родителей, культ предков);

• сдержанность и осторожность в поступках (осуждение бездеятельности, экстремизма и соглашательства).

На основе этих принципов Конфуций разработал правила управления государством. Это управление было уподоблено им управлению колесницей: император правит, чиновники — вожжи, закон и мораль — узда, уголовное наказание — бич, народ — лошади. Конфуций выступал против чрезмерного насилия: «Если умело держать вожжи, лошади побегут сами».

В этот же период получило распространение учение Лаоцзы о священном дао (даосизм). Все вещи, согласно этому учению, рождаются и умирают благодаря собственному пути (дао). Че

ловек должен следовать естественным законам, отказаться от мудрствования.

Лаоцзы отверг этические принципы Конфуция, призывая к смирению, состраданию и незнанию. Высшая добродетель, по его мнению, — недеяние и молчание.

В конфуцианстве, как и в буддизме, всякая уникальность человека рассматривалась как зло. Главным было обнаружить безличный абсолют.

 

 

(Древняя Греция и Древний Рим - VII в. до н.э. — VI в. н.э.)

Античную философию в целом можно кратко охарактеризовать следующим образом.

1. Большинство философов этого периода основой всего сущего считали Космос, созданный по типу разумного, живого человеческого тела. Космос вечен, абсолютен, кроме него ничего нет. Он един, одухотворен. Его можно видеть, слышать и осязать. Он совершенен (божествен). <

2. Многие античные философы пытались найти единую и неделимую первооснову мира. (У Фалеса — это вода, у Гераклита — огонь, у Демокрита — атомы и т.д.)

3. Античная философия не проводила четкого различия между фактом бытия и смыслом бытия (Парменид и др.)

4. В этой философии были заложены основы диалектики, обосновано положение о том, что жизнь природы есть постоянное развитие, источником которого являются единство и «борьба» противоположностей (Гераклит, Зенон и др.)

5. В философии этого периода были раскрыты особенности форм познания: истинное знание доступно лишь разуму, который подчиняется законам логики; чувства не являются источником знания, их область — лишь мнения людей (Демокрит, Платон, Аристотель).

6. В античной философии была разработана концепция не страдающего, а действующего человека, социальность которого вытекает из его природы. Он — центр культуры, ее творец (софисты); его призвание — познавать и творить добро (Сократ).

7. Значительное внимание в философии этого времени уделялось проблемам нравственности. Было доказано, что источником нравственности являются природа, разум, знание. Идеалом нравственного человека считался мудрец —

умеренный, благоразумный, бесстрашный, гармоничный человек.

8. В античной философии было разработано учение об идеальном государстве, основанном на труде рабов. Так, Платон, например, считал, что наиболее совершенным государством является аристократическая республика, в которой правят философы, охраняют воины, производят материальные блага ремесленники. Только последние могут владеть собственностью, так как им необходимы стимулы к труду. В утопическом идеальном государстве Платона утверждаются единомыслие, общественное воспитание детей, жесткое разделение труда. Богатство и бедность одинаково презираются, поскольку ведут к порче людей и социальным возмущениям.

Таким образом, античная философия стала вполне самостоятельной формой общественного сознания. В ней начинают складываться основные философские направления, формируется картина мира, основанная на вере в видимость, «кажимость».

 

Средневековая философия

(Западная Европа V - XII. вв. н.э.)

 

В период Средневековья философия развивалась преимущественно в лоне теологии. Она — служанка богословия. Ее основные направления: апологетика (защита и обоснование христианского вероучения с помощью доводов, обращенных к разуму), патристика (догматизация учений «отцов церкви», утверждавших несовместимость религиозной веры с античной философией), схоластика (рациональное обоснование и систематизация христианского вероучения с использованием идей античной философии).

Космоцентризм древнегреческой философии вытеснен теоцентризмом, исходная идея которого заключается в следующем:

все изменяемое сотворено богом из «ничего» и стремится в конце концов к ничтожному.

Природное и социальное бытие — результат божественного предопределения. Следствие этого тезиса — идея мировой гармонии и целесообразности всех процессов.

Человек понимается как персона, неделимая личность, обладающая разумом, свободой воли и совестью. Носителем человеческой личности является душа, созданная Богом. Порча души ведет к порче личности. Несовершенство поведения человека, обладающего свободой воли, — причина зла, которое необходимо для гармонии мира.

Большинству философов этого периода было присуще догматическое мышление, основанное на доскональном знании формальной логики, которая становится незыблемым каноном. Методы этого мышления — суммарный обзор, комментарии, цитирование.

В центре философских диспутов был вопрос о соотношении веры и знания. Известна концепция чистой веры Тертуллиана, суть которой выражена в афоризме: «Верю, ибо абсурдно». Напротив, Ф. Аквинский считал, что вера в Бога должна опираться на систему рациональных доказательств:

— доказательство от движения (всякое движение нуждается в первотолчке, который и есть Бог);

— доказательство от производной причины (в мире существует причинный порядок, берущий начало от первопричины — Бога);

— доказательство от необходимости и случайности (все явления случайны, потому конечны. Значит, неизбежно наступает время, когда они будут отсутствовать. Если это так, то нельзя допустить того, что они возникли сами по себе. Следовательно, существует необходимая причина, производящая их);

— доказательство от совершенства (все существующее совершенно. Бог совершенен. Следовательно, Бог существует);

— доказательство от целесообразности (все в мире упорядочено, разумно, гармонично. Значит, есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит).

В Средневековье возник ряд еретических учений, подорвавших авторитет религиозных идей и положивших начало философии Нового времени:

— учение о двух истинах: истине веры и истине знания (Д. Скотт);

— учение о свободе воли и ее относительной детерминированности (Ж.Буридан);

— учения о соотношении вещей и понятий о них: номинализм (реально существуют только вещи, понятия — лишь их имена) и реализм (общие понятия существуют реально, независимо от единичных вещей);

— учение об опыте как о мериле истинности понятий(У.Оккам). Итак, период Средневековья нельзя считать периодом застоя философской мысли. Средневековая философия внесла существенный вклад в развитие гносеологии, особенно формальной логики, отличала знание от веры, обосновала необходимость изучения природы.


Философия Нового времени (XVI — XIX вв.)

Философия XVI - XVIII вв.

 

В XVI-XVII вв. благодаря открытиям Н.Коперника, Г.Гали-лея, И.Кеплера возникло экспериментальное естествознание. Наибольшего развития достигла механика, которая стала основой метафизического метода. Наука из покорной служанки богословия превращается в непосредственную производительную силу. Возникает необходимость философского осмысления новых научных фактов, разработки общей методологии познания.

В процессе решения этих проблем образовались два основных направления: эмпиризм (сенсуализм) и рационализм. Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Вэкон. Его идеи нашли свое развитие в философских системах Дж. Лок-ка, Д.Беркли, Д.Юма. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого, чего бы не было в чувствах; чувства и опыт — источники знания, разум — лишь систематизатор чувственных данных.

Опытным знаниям соответствует введенный Бэконом индуктивный метод, в основе которого — наблюдения, анализ, сравнение и эксперимент.

В отличие от эмпиризма рационализм (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г. Лейбниц и др.) главным источником знания считает мысли и понятия, присущие уму от рождения (врожденные идеи) | или в виде задатков, предрасположений ума. Основоположник | рационализма Р.Декарт считал, что Я — это субстанция, вся сущность и природа которой состоит в мышлении («Я мыслю, следовательно, существую»). Чтобы отыскать истину, мышление должно руководствоваться следующими правилами:

1. Считать истинным только то, что представляется уму вполне ясным и не вызывающим сомнения;

2. Каждую сложную проблему необходимо расчленять на частные задачи. Через последовательное решение частных задач можно решить всю проблему;

3. Начинать движение к истине от простого—к сложному;

4. Во всех областях знания составлять общий обзор фактов, открытий, гипотез, систем, чтобы быть уверенным, что ничего из открытого не упущено.

Следование этим правилам может привести к заблуждению, ибо сколько ученых — столько и мнений. Поэтому исследователь должен подвергнуть сомнению все знания прошлого. Сомнение, по Декарту, это не путь к отрицанию познаваемости мира, а путь отыскания достоверного знания. Односторонне толкуя логический характер математических знаний, философ отдавал предпочтение дедуктивному методу, опирающемуся на достоверные интуитивно постигаемые аксиомы. Декарт считал, что разум содержит врожденные идеи (идея Бога, например). Иначе говоря, разум имеет природные способности к созданию идей. Критикуя эту точку зрения, сенсуалист Дж. Локк писал, что люди не рождаются с готовыми идеями: сознание новорожденного ребенка — чистая доска (tabula rasa), на которой жизнь рисует свои узоры — знания.

 

Немецкая классическая философия (XVIII - XIX вв.)

 

Апофеозом рационализма была немецкая классическая философия (И.Кант, И.Фихте, Ф.Шеллинг, Г.Гегель).

Иммануил Кант разработал последовательную философскую систему, в которой дал ответы на кардинальные вопросы человеческого бытия: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?». С точки зрения И.Канта, всякое знание начинается с опыта, но не ограничивается им. Некоторые знания порождаются самой познавательной способностью человека и являются доопытными, априорными. Опытное знание единично, случайно, априорное — всеобще и необходимо. Создание новой философии И.Кант связывал с преодолением ряда трудностей, обусловленных ограниченностью и антиномичностью теоретического познания. Ограниченность теоретического познания есть следствие того, что мир разделен на доступные знанию «явления» (феномены) и непознаваемые «вещи в себе» (ноумены). Антиномичность, противоречивость познания коренится в самой сущности мышления, в его невозможности охватить мир в целом без опоры на чувственное созерцание.

Наличие этих трудностей не говорит о невозможности философии вообще — она возможна, с точки зрения Канта, как критика достоверности познания, установления его границ. При этом новая философия не должна останавливаться на критике теоретического («чистого») разума, не менее важной задачей для нее должна стать критика практического разума (морали, нравственности, поведения).

Для Канта поведение человека должно основываться на трех максимах:

1. Поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом;

2. В своих поступках исходи из того, что человек является высшей ценностью; его нельзя использовать только как средство;

3. Все поступки должны быть ориентированы на общее благо.

Философия И.Фихте во многом связана с учением о деятельности, рассматриваемой как самостоятельное начало, имеющее онтологически первичный характер. Единственной субстанцией при этом является субъект. Я, чистая деятельность. Высшим принципом деятельности является нравственный закон. Наиболее важным вопросом при этом является вопрос о свободе. В своем учении о познании Фихте одним из первых среди философов предпринимает попытку изучения проблемы бессознательного.

В творчестве Ф. Шеллинга особое место занимают проблемы философии свободы и философии искусства. Одной из основных гносеологических проблем для Шеллинга является проблема противоречия между теоретическим (бессознательным, в его понимании) и практическим (сознательным). Разрешение этого противоречия Шеллинг видит в высшем виде творчества — в искусстве.

Проблема самоутверждения свободы у Шеллинга решается на пути отделения ее от универсального начала (Бога), которое само является началом зла. Вследствие этого, как полагает Шеллинг, человек должен стремиться воссоединиться с Богом. В этом и есть сокровенный смысл истории.

Для Г. Гегеля духовная культура человечества предстает в ее закономерном развитии как постепенное выявление творческих сил «мирового разума». Духовное развитие индивида воспроизводит стадии самопознания «мирового духа», начиная с момента наименования чувственно-данных «вещей» и заканчивая «абсолютным знанием» — знанием форм и законов, которые управляют изнутри всем процессом духовного развития. У Гегеля процесс познания превращен в самопознание абсолютного разума (идеи), который постигает в мире свое собственное содержание. Поэтому и развитие действительности у него предстает как логико-рациональный процесс, в котором диалектика понятий довлеет над диалектикой вещей.

Несомненной заслугой Гегеля является реформа логики, теории познания, учения о мире, о категориях философии, идеи которой сконцентрированы в трех книгах под общим названием «Наука логики».

Последним представителем классической немецкой философия можно считать Л.Фейербаха, который стремился к обновлению философии, к возвращению ее содержанию человека. Фейербах — материалист. С его точки зрения, природа — источник всех знаний. Человек — это часть природы, психофизиологическое существо, для которого социальная среда не имеет большого значения.

В своей философии Фейербах критикует религиозное сознание, считая, что оно основано на вере в сверхъестественное и представляет собой совокупность фантастических образов. Однако, критикуя религию, Фейербах не пытается ее упразднить, а обосновывает необходимость заменить старую религию новой, которую он называет «религией любви» и которая должна вместо любви к Богу проповедовать любовь к человеку.

Таким образом, можно констатировать, что философия Нового времени развивалась главным образом под влиянием математики и механики. Многие философы этого времени утверждали культ разума, веру в прогресс и неограниченные возможности человека.

Постклассическая философия.

Возникновение и развитие марксистской философии (диалектического материализма). Родоначальниками философии диалектического материализма по праву считают К. Маркса и Ф. Энгельса, и именно поэтому диалектический материализм нередко называют марксистской философией.

Философия диалектического материализма возникла в середине XIX в. Предпосылками возникновения марксистской философии были:

И промышленная революция в Европе (XVIII-XIX вв.), означавшая переход от ручного к машинному труду;

Ч появление на исторической арене пролетариата с самостоятельными политическими требованиями;

идеи немецкой классической философии (особенно философии Гегеля и Фейербаха);

— открытия в области естественных наук: эволюционная теория Дарвина; учение о клеточном строении организма; закон сохранения и превращения энергии.

 
 

 


Характерные черты марксистской философии:

1. Диалектический метод рассматривается в неразрывной связи с материалистическим принципом;

2. Исторический процесс истолковывается с материалистических позиций как естественный, закономерный процесс;

3. Не только объясняется мир, но и разрабатываются общеметодологические основы его преобразования. Как следствие, центр философских исследований переносится из области отвлеченных рассуждении на область материально-практической деятельности людей;

4. Связываются диалектико-материалистические взгляды с интересами пролетариата, всех трудящихся, совпадающими с потребностями общественного развития.

Наиболее важным вкладом К. Маркса в философию и социальную науку считают созданную им теорию прибавочной стоимости и открытие материалистического понимания истории. По Марксу, общество развивается естественным путем от одной общественной формации к другой. Характерные особенности каждой из этих формаций (ступеней развития) определяются способом производства, в основе которого лежат те или иные производственные отношения. Общество, где властвует товарное производство, порождает эксплуатацию и насилие. Преобразование общества с целью уничтожения эксплуатации возможно с помощью пролетарской революции и установления диктатуры пролетариата на период перехода от капиталистической формации к коммунистической. Коммунизм, по Марксу, — это общественный строй, основанный на общественной собственности на орудия и средства производства, где мерилом свободы человека будет его свободное время и где будет осуществлен принцип «От каждого по способностям, каждому по потребностям».

Соратником К.Маркса был Ф.Энгельс. Вместе они разрабатывали основные идеи материалистической диалектики. Ф.Энгельс много внимания уделял сущности материи, формам ее движения и атрибутам. Наибольший его вклад в философию марксизма — диалектика природы.

Позитивизм в XIX в. Родоначальником позитивизма является французский мыслитель О.Конт. Основу его философской программы раскрывает тезис: «Долой метафизику, да здравствует физика!» Это означало, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии, а должна опираться лишь на саму себя. Поэтому предназначение новой философии, с точки зрения Конта, — разработка методологии наук и поиск связей между ними.

Конт сформулировал два взаимосвязанных закона: закон трех стадий развития ума и закон классификации наук. В соответствии с первым законом ум человека в своем развитии проходит три фазы: на первой он объясняет явления, выявляя силы, сравнимые с человеком; на второй — апеллирует к абстрактным сущностям (природа), а на третьей — наблюдает за феноменами и устанавливает между ними регулятивные связи.

Закон классификации наук выражает необходимость распределения наук по степени их сложности: аналитические науки, изучающие единичные явления в неорганической природе (физика, неорганическая химия), синтетические науки, объясняющие отдельные факты с точки зрения целого (биология), наконец, социальная наука (социология); которая, по аналогии с «позитивными» науками, их образом мышления, призвана раскрывать социальные законы. Социология была названа Контом социальной физикой.

Неокантианство. Неокантианство как философское направление охватывает все философские школы, самые значительные из них — марбургская (П.Наторп) и баденская (Г.Риккерт), которые призывали вернуться назад к Канту.

Неокантианцы представляли учение Канта в искаженном виде. Они отрицали объективное существование «вещи в себе» и Укореняли объект в самом мышлении. Отсюда следовало преувеличение ими активности мышления, рассматриваемого как Деятельность по конструированию природы (естествознание) и культуры (культурология).

Представителями этого направления философия понималась как наука о ценностях, существующих автономно, «по ту сторону» субъектных отношений. Отвергая закономерность как один из принципов познания, неокантианцы заменяли его «отнесением к ценностям». Они сводили социальные ценности к этическим. Выше этических ценностей ставились только эстетические — свободные от воли человека и его интересов.

Философия жизни. Одним из идейных истоков философии жизни была философия А.Шопенгауэра, которую нередко называют философией волюнтаризма.

В своей философии Шопенгауэр закрепил дуализм Канта, отождествив «вещь в себе» с мировой волей, а явление — с представлением о нем. Шопенгауэр понимал волю как «абсолютно свободное хотение», не контролируемое разумом и не имеющее ни причин, ни оснований. Воля приравнивалась к «неисповедимым силам», связанным с космической первоосновой мира. Разум, с его точки зрения, подчинен воле (рациональное следует за иррациональным). Тем самым классической философии с ее культом разума был противопоставлен волюнтаризм.

Шопенгауэр исходит из понятия жизни как непрерывной борьбы между состраданием (любовь) и преобладающими над ним силами эгоизма и злобы. Самым большим несчастьем человека является то, что он вынужден жить в обществе, в котором эгоизм становится злобой, а естественные влечения приобретают извращенную форму.

Общественный прогресс не в состоянии решить это противоречие. Цена решения настолько велика, что лишает его всякого смысла. Таким образом, Шопенгауэр отрицает какую-либо моральную ценность общества, отдавая предпочтение индивидуальной этике, элементарной нравственности, основанной на чувствах, а не на философских абстракциях типа категорического императива Канта.

Воспринимая мир как сострадание, человек, по мнению Шопенгауэра, должен изжить, а следовательно, умертвить волю к жизни. Если нет желаний, нет и воли, нет представлений, нет мира, нет сострадания. Жизнь человека превращается в ничто.

Еще одна ветвь философии жизни представляет собой философию Ф.Ницше, суть которой можно выразить двумя словами: имморализм и нигилизм. Сам Ницше понимает под философией личное творчество отдельного мыслителя, выражающее его субъективность. Рассуждениям Ницше, выраженным чаще всего в афористической форме, присущ не только крайний субъективизм, но и крайний нигилизм.

Основой жизни, по Ницше, является воля к власти или тяга всего живого к самоутверждению. Он презрительно отзывается о простом человеке и возвеличивает прирожденных «аристократов духа». Простые люди никчемны, слабы, половинчаты, мягкотелы, не способны созидать и властвовать. Они — рабы от природы и могут лишь подчиняться.

«Человеку массы» у Ницше противостоит сверхчеловек-существо высшего биотипа, не принадлежащее ни к одной расе и взращенное элитой общества. Находясь вне всяких моральных норм, вне добра и зла, сверхчеловек с особой жестокостью преодолевает тотальную ложь земного мира.

В соответствии с нигилистическим отношением к жизни Ницше призывал к «переоценке ценностей», к замене морали рабов в христианско-гуманистическом смысле моралью господ. Первая исповедует смирение, сострадание, терпение, кротость, ненасилие и т.п. Вторая несет искусство повелевать, широту воли, правдивость, бесстрашие, уверенность в лживости простого народа, ненависть к трусости и малодушию и т.п.

Неоевропейскому рационализму Ницше противопоставил чувства и инстинкты, обеспечивающие, с его точки зрения, волю к власти. Он полагал, что разум по своей сути ничтожен, логика абсурдна, ибо имеет дело с застывшими формами, противоречащими динамике жизни.

Главной целью познания Ницше считал овладение миром, а не установление истины, которая тождественна заблуждению. Заблуждение и ложь необходимы, поскольку утешают толпу и помогают аристократам духа самоутверждаться.

Реакцией на упадок европейской культуры была идея Ницше о «вечном возвращении». По его мнению, космические силы имеют предел. Они способны на многие комбинации, но в конечном счете происходит лишь повторение того, что уже было. Иными словами, прогресса не существует.

Учение датского философа С. Кьеркегора, которое называют учением о стадиях жизни, основывается на том, что действительность не может быть отождествлена с мышлением, поскольку она немыслима. Единственная действительность — это существование, не имеющее ничего общего с мышлением. «Выть — это значит существовать», что для Кьеркегора означает чувствовать, переживать, страдать, стремиться к чему-то.

Существование, субъективность (по сути это страсть), являясь основой бытия, подчиняются законам субъективной (экзистенциальной) диалектики. Последняя рассматривается Кьер-кегором как средство, с помощью которого человек проходит три качественно различные стадии жизни: эстетическую, этическую и религиозную.

На эстетической стадии ценой отказа от обретения «истины» своего существования достигается эмоциональное наслаждение. Это приводит к тому, что человек перестает владеть собой и полностью отдается во власть влечений и страстей. Возникают неудовлетворенность жизнью и отчаяние.

Этическая стадия — это стадия добродетели. Самоопределение личности осуществляется на основе морального закона, который обладает статусом категорического императива. Мотивацией поведения здесь является не влечение, а выбор, обусловленный осознанным долгом. На этой стадии отчаяние от «полной скорой жизни» продолжает углубляться, и человек все больше убеждается в том, что противоположностью греха является не добродетель, а вера.

На третьей — религиозной — стадии человек осознает значимость своей личности, принимает страдание как принцип индивидуального бытия и тем самым приобщается к Богу, подлинному существованию, в котором вера, страдание, отречение от мира есть благо.

Таким образом, если разум приводит к отчаянию, то вера спасает от него, утешая человека и давая ему надежду. Именно в этом состоит суть основополагающего тезиса религиозного экзистенциализма Кьеркегора.

 

Западная философия XX в,

 

Аналитическая философия. В центре внимания аналитической философии находятся проблемы понимания предмета и сущности философии, проблемы онтологии, гносеологии и методологии науки, решение которых предлагается осуществить посредством логического анализа языка.

Философы этого направления отрицают познавательно-мировоззренческую функцию философии. С их точки зрения, познание окружающего мира возможно лишь с помощью «положительных» наук, данные которых можно проверить опытным путем. Под опытом многие из них понимали комбинацию неделимых, абсолютно простых фактов, каждый из которых фиксируется в так называемых «протокольных» предложениях («Атом делим» и т.п.).

Все философские предложения считаются ненаучными, так как рождаются опытной проверке. Их истинность устанавливается по соглашению (конвенции) авторитетных ученых. Поскольку философия не дает нового знания, ее основная задача — осуществление анализа языковых и логических выражений в философии, науке, обыденном языке, которые постоянно вводят в заблуждение исследователей.

По сути дела, эта философия является философией неопозитивизма, где выделяются две основные ветви: первая объединяет философов, которые в этом анализе отдают предпочтение средствам символической логики (логические позитивисты: Р. Карнап, Б.Рассел, Дж. Айер и др.); вторая — философов, которые отвергают формализацию как метод анализа и занимаются преимущественно анализом значений обыденного языка (лингвистический позитивизм: Л. Витгенштейн и др.).

Развитие аналитической философии показало безуспешность попыток устранить из науки специфические философские вопросы и свести философию к методологии научного познания. В последние годы внутри аналитической философии возрождается интерес к проблемам метафизики, контологической, гно-сеологической и общесоциологической проблематике.

Кризис внутри аналитической философии во многом был связан со становлением постпозитивистской философии, в частности ее направления, как философия науки (И.Лакатос, К. Поппер, Т. Кун и др.).

И. Лакатос разработал методологию научно-исследовательских программ, в которой утверждается, что развитие науки есть Дельный процесс смены связанных между собой теорий. Этот процесс обусловлен нормативными правилами исследования которые включают перспективную и негативную (каких путей исследовании следует избегать) эвристику. Основными Верными элементами этой программы являются «жесткое ядро» (условно неопровержимые фундаментальные допущения) и защитный пояс» (вспомогательные гипотезы, защищающие ядро).

Т. Кун сконструировал модель научной деятельности определенного научного сообщества, включающую общие теоретические стандарты, методологические нормы и мировоззренческие установки. Эта модель была названа им парадигмой. Та или иная парадигма принимается научным сообществом на основании трудноуловимых факторов — социокультурного, психологического и научного порядка. Революция в науке означает, по Куну, смену парадигмы, происходящую вследствие «взрыва» изнутри старой парадигмы, в рамках которой уже невозможно решить новые проблемы. Отбрасывание старой парадигмы ведет к появлению новых научных теорий и задач, методов решения теоретических головоломок. Согласно Куну, речь при этом идет не о приближении к истине, а о более эффективном решении научных проблем.

К. Попперу принадлежит учение о росте научных знаний. С его точки зрения, рост научных знаний состоит в выдвижении смелых гипотез и их решительном опровержении (фальсификация), ибо абсолютно достоверных знаний не существует.

Фальсификация теории под давлением фактов, с ней не согласующихся, и будет служить основным критерием научности этой теории. Это противоречит принципу преемственности в развитии науки, так как ни одна теоретическая конструкция не может быть полностью опровергнута: в ней всегда содержится и рациональное зерно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1043; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.