Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Русская философия




 

Русская философия Средневековья (Х—ХVIIвв.). Необходимость осмысления важнейших исторических событий (христианизации Руси, становления русской национальности и государственности) вызвала у русской общественной мысли повышенный интерес к социально-политическим вопросам.

Один из первых философов Средневековья митрополит Илларион стремился обосновать государственную самостоятельность и международное значение Руси. Он расценивал принятие христианства как высшую благодать («Слово о законе и благодати», XI в.).

Широкую известность в средние века получают доктрина монаха Филофея «Москва— третий Рим», а также переписка И.Грозного и А.Курбского, отражающая столкновение двух концепций развития русской государственности: абсолютной монархии и монархии ограниченной и просвещенной.

Русскую философскую мысль этого периода отличала также тяга к изучению духовного мира человека. В этом отношении примечательны высказывания М.Грека: «...человек не должен Уподобляться бессловесной скотине», он призван к возвышенной духовной деятельности.

Под влиянием византийской культуры в религиозно-философских трактатах значительное место заняла морально-назидательная тематика (житейские добродетели, мудрость, правда, стяжательство и нестяжательство и др.). Об этом свидетельствуют «Поучения» В.Мономаха, «Домострой» Сильвестра, сочинения Н.Саровского и И.Волоцкого.

Таким образом, средневековая философия на Руси еще не оформилась как самостоятельная область знания. Она развивалась в рамках византийско-православного богословия и различных сфер культуры (произведениях литературы, архитектуры, живописи), в которых избирался художественный способ философствования (идея единения Руси в «Троице» А.Рублева).

Русская философия в эпоху Просвещения (XVIII в). Преобразования Петра Первого придали развитию российского общества особый динамизм. Начало развиваться промышленное производство, наука, образование. Кардинально изменился государственный аппарат. Церковь оказалась под эгидой государства, исчезла ее идейная монополия. В этот период философия постепенно приобретала самостоятельность исследования и освобождалась от богословия, опираясь на деистические представления (Бог творит мир, но он не вмешивается в ход его развития), теорию «двух истин», данные естественных наук.

Большой вклад в решение собственно философских проблем внесли М.Ломоносов и А.Радищев. М.Ломоносов не умозрительно, а экспериментально доказал, что материя имеет атомно-молекулярное строение, что корпускулы (молекулы) находятся в беспрерывном вращательном, колебательном и поступательном движении. А.Радищев дополнил эти выводы сравнением природы с лестницей веществ, где вершиной является мыслящий человек, мозг и нервная система которого составляют материальную основу сознания.

Общим для социально-философских взглядов обоих мыслителей было то, что они носили ярко выраженный просветительско-гуманный характер. Однако взгляды Радищева отличались большим радикализмом. Он считал, что решающее влияние на исторический процесс оказывают природный, политико-юридический и человеческий (деятельность отдельных людей) факторы. Он резко критиковал крепостное право и абсолютизм, выход из которых видел в народной революции.

Русская философия XIX — начала XX вв. В философских и литературно-критических работах этого периода осмысливались исторические события, связанные с победой над Наполеоном (1812 г.), восстанием декабристов (1825 г.), отменой крепостного права (1861 г.), проведением либеральных реформ в 60-е годы, развитием капиталистических отношений и революционно-демократического движения.

В русской философии этого времени получили известность такие основные направления:

1. Противостоящие друг другу славянофильство и западничество. Здесь развернулись дебаты по поводу определения пути будущего развития России.

Славянофилы (А. Хомяков, К. Аксаков, Ю. Самарин) ратовали за самобытный путь развития России, без оглядки на Запад, который заражен индивидуализмом, рационализмом, раздвоенностью. Они идеализировали допетровскую Русь, критиковали Петра Первого за политику европеизации России. Принципом общественного развития они считали православие, народность, самодержавие. Во второй половине XIX в. славянофилы превратились в националистов самого крайнего толка (Н.Данилевский и др.).

Западники (П.Чаадаев, Т.Грановский, К.Кавелин) связывали развитие России с усвоением исторических достижений Западной Европы. Западный путь развития — это путь общечеловеческой цивилизации. Духовный идеал — католическая вера, способная оживить православие и русскую историю (Чаадаев). Все западники недооценивали историческое и национальное своеобразие России.

2. Материализм (Н. Чернышевский, Н. Добролюбов, Д. Писарев и др.) и марксизм (Г. Плеханов, А. Богданов, В. Ленин и др.) В России конца XIX — начала XX века существовало две разновидности материализма: антропологический и утилитарный. Первый исповедовал Чернышевский, который считал, что вся природа развивается от низшего к высшему, что человек — часть природы, биологическое существо. С точки зрения Чернышевского, познание истины осуществляется в чувственных и логических формах, которые отличаются друг от друга лишь количественно. Практика у него определялась как деятельность людей по преобразованию природы. Ядром этической доктрины Чернышевского была теория «разумного эгоизма», отдающая предпочтение разуму перед волей, просвещению перед нравственным совершенствованием. В этой теории эгоизм рассматривался как природное свойство, а добро сводилось к такому поведению, которое полезно максимальному числу людей. Социальные взгляды Чернышевского были радикальны, но утопичны: он идеализировал крестьянскую общину, а в крестьян- ской революции видел панацею от всех социальных бед.

Поборником материалистического принципа был и Д.Писарев, который развил теорию реализма, суть которого состояла в том, что при изучении природы необходимо принимать в соображение только действительно существующие явления, а при анализе общества — реальные потребности человеческого организма.

Неотъемлемой частью реализма является стремление к пользе, благодаря чему достигается рост умственного капитала, который в свою очередь позволяет обеспечить рост благосостояния людей. Достижение определенного умственного минимума является важнейшим условием революции, главная движущая сила которой — интеллигенция.

Писарев возвел в культ естественные науки, нигилистически относясь к гуманитарным наукам и религии из-за их бесполезности, с его точки зрения, для человека.

3. Марксизм (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин). Российский марксизм представляет собой многоплановое явление, вобравшее и отразившее всю сложность процесса развития России на рубеже двух веков. Одной из особенностей марксизма в России была его практическая направленность, связанная с задачей изменения общественно-политического строя. Первым российским марксистом, который взялся за теоретическое обоснование этой задачи, был Г.В. Плеханов. Он был народовольцем, но в 1883 г. порвал с идеологией и практикой народничества и создал марксистскую группу «Освобождение труда».

Г.Плеханов становится первым пропагандистом и теоретиком марксизма в России. В своих работах он много внимание уделяет вопросам материалистического понимания истории проблемам исторической необходимости, свободы, диалектик взаимоотношений общественного бытия и общественного сознания, теории классовой борьбы и др. Высоко оценивая диалектику Гегеля, Плеханов неоднократно указывает на ее противоположность материалистической диалектике, которую он сч1 тает аналогом объективного мира, отражением его законов в ее знании человека.

В теории познания Плеханов отстаивает принцип познаваемости мира и существование объективной истины, которую о представляет как процесс, резко критикует русских махистов, но полагает, что наши ощущения есть лишь «условные знаки»,«иероглифы», которые доводят до нашего сведения то, что происходит в действительности.

В понимании истории Плеханов разделяет взгляды К.Маркса, считая всеобщей причиной общественного движения развитие производительных сил, изменение которых обусловливает изменения в общественных отношениях людей. Творец истории для Плеханова — народные массы. Однако, с его точки зрения, социалистическая революция может начаться лишь в высокоразвитых капиталистических странах, поэтому он отрицательно относился к Октябрьской революции, полагая, что она нарушает законы истории.

Дальнейшее развитие марксизм в России получает в трудах основателя политического течения, названного большевизмом. В. Ленин был руководителем Октябрьской социалистической революции 1917 г., первым председателем Совета Народных Комиссаров РСФСР, а затем — СССР.

Теоретическая разработка В. Лениным проблем социального развития была неразрывно связана с практикой революционной деятельности. В его работах по социальным проблемам анализируются вопросы, связанные с пониманием роли народных масс и личности в истории, классов и классовой борьбы, сущности и роли государства. Он занимается разработкой теории государства, исследует сущность революции, демократии и диктатуры пролетариата.

В.Ленин обращается к решению философских проблем, имеющих отношение к диалектике природы, исследует причины философско-методологического кризиса в естествознании, возникшего на рубеже XIX-XX вв., с позиций диалектического материализма дает убедительную критику русских махистов, выдвигает положение о неисчерпаемости материи, исследует ряд проблем теории познания (проблема истины, диалектика относительной и абсолютной истины, ее критерий и др.).

4. Религиозная философия (В.Соловьев, Н.Федоров, С.Булгаков, Н.Бердяев, П.Флоренский и др.). Ведущими идеями русской религиозной философии этого периода были соборность, всеединство и абсолютная ценность человека.

Под соборностью понималось единство людей на основе любви к богу и друг другу. Соборность проявляется в коммунитарности, общности людей и не знает над собой никакого внешнего авторитета.

Всеединство понималось в трех аспектах:

• гносеологическом — как единство трех видов знания: эмпирического (науки), рационального (философии) и мистического (религиозного созерцания), которое достигается не в результате познавательной деятельности, а интуицией, верой;

• социально-практическом — единство государства, общества, церкви на основе слияния католицизма, протестантизма и православия;

• аксиологическом — единство трех абсолютных ценностей:

добра, истины и красоты, при условии примата добра.

Абсолютная ценность человека определяется тем, что он стоит выше мертвой, слепой природы (Ф.Достоевский, Л.Толстой, Н.Бердяев и др.).

Духовный мир человека двойственен. Ему изначально присуще зло. Он своеволен. В его поступках много того, что не поддается логическому и психологическому объяснению. Пагубно преувеличивать роль рассудка. Жизнь не одно только извлечение из корня (Достоевский). Все пороки человека — следствие утраты веры, которая является необходимым условием нравственности.

Начинать совершенствование общества необходимо с совершенствования человека. Для этого важно укреплять «царство Божие» внутри нас, умножать добро и действовать в согласии с принципом непротивления злу насилием (Толстой).

Свобода человека есть мощь духа творить не из природного, а из себя. Необходимость — дурная, слабая свобода (Бердяев).

Кроме указанных направлений русской философии XIX-XX вв., в ней выделяют нередко философию русского космизма и эсхатологическую философию.

Русский космизм связан с идеей единства человека и космоса, с возможностью их преображения с утверждением христианской любви и божественной премудрости, с созданием гармоничного мира, который свободен от распада и уничтожения (Соловьев).

Распространение деятельности человека на весь космос, овладение им пространством и временем с помощью науки и техники позволит обрести бессмертие и возвратить к жизни все предыдущие поколения (Федоров).

Эсхатологическая философия возникает в России в связи с апокалиптическими настроениями и предчувствиями гибели

западноевропейской культуры, глубоких потрясений в России катастрофических последствий развития науки и техники (Соловьев, Леонтьев).

Оригинальное толкование Апокалипсиса с позиций актив ной эсхатологии дал Н.Федоров. Он доказывал, что нельзя понимать конец мира как фатум. Это противоречило бы христианской идее свободы. Если человечество соединится для победы над смертью и всеобщего воскресения, то оно может избе жать конца мира, страшного суда и ада, перейти в вечную жизнь.

 

 


Контрольные задания.

I. Укажите автора каждого из высказываний и философское направление (концепцию, школу), которое он представляет:

1. Вещи — тени идей. 1. Аристотель. 1.Материализм

2. Человек — мера всех вещей. 2. Демокрит. 2.Идеализм

3. В одну и ту же реку нельзя 3. Фалес. 3.Антропоцентризм войти дважды. 4.Анаксагор. 4. Скептицизм

4. Все тела состоят из атомов. 5. Сократ. 5. Стоицизм

6. Я знаю, что я ничего не знаю. 6. Зенон. 6. Метафизика

7. Человек — общественное 7. Платон. 7.Диалектика животное. 8. Гераклит. 8. Натурфилософия

7. Движения нет, так как его 9: Протагор. 9.Атомизм нельзя выразить в понятиях. 10.Сенека 10. Дуализм

8. Многознание не научает 11. Эпикур. 11.Аскетизм

быть мудрым. 12.Анаксимен. 12.Прагматизм

9. Познай самого себя.

10. Минимум потребностей,

максимум совершенства.

 

II. Укажите наиболее характерные черты философии Средневековья:

1.Схоластика; 6. Скептицизм;

2. Догматизм; 7. Примат веры над знанием;

3. Софистика; 8. Созерцательность;

4. Диалектика; 9. Примат знания над верой;

5. Креатизм; 10. Строгая логика.

 

III. Укажите основные философские направления Нового времени:

1. Диалектический материализм; 6. Рационализм;

2. Диалектический идеализм; 7. Метафизический материализм;

3. Эмпиризм; 8. Механицизм;

4. Гилозоизм; 9. Объективный идеализм;

5. Пантеизм; 10. Дуализм.

IV. Среди данных ниже выражений укажите наиболее важные этические принципы философии Канта:

1. Поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом;

2. Поступай так, как считаешь нужным;

3. Все поступки должны быть направлены на общее благо;

4. Все поступки должны быть целесообразными;

5. Основанием поступков человека должно быть осознание того, что сам человек есть высшая ценность, а не средство достижения цели.

6. Каждый поступок должен быть направлен на достижение личного благополучия.

 

V. Среди перечисленных ниже понятий укажите те, которые являются категориями диалектики Гегеля:

1. Тождество; 6. Абсолютная идея;

2. Противоречие; 7. Относительная идея;

3. Количество; 8. Пространство;

4. Качество; 9. Различие;

5. Мера; 10. Материя.

VI. Что для Фихте является высшим принципом деятельности?

1. Объективный закон; 4. Необходимость;

2. Целесообразность; 5. Свобода выбора.

3. Нравственный закон;

 

VII. Укажите основные направления в русской философии XIX—начала XX вв.:

1. Космизм; 6. Славянофильство;

2. Антропологический материализм; 7. Религиозная философия;

3. Прагматизм; 8. Марксизм;

4. Экзистенциализм; 9. Философия жизни;

5. Интуитивизм; 10. Западничество.

 

VIII. Укажите наиболее характерные черты неопозитивизма:

1. Эмпиризм;

2.Рационализм;

3. Интерес к анализу обыденного языка;

4. Интерес к проблемам языка науки;

5. Мировоззренческий нигилизм;

6. Интерес к проблемам логики;

7. Художественный способ философствования;

8. Внимание к проблемам чувственно-практического опыта;

9.Антропоцентризм;

10. Внимание к проблеме истины в познании.

 

IX. Укажите наиболее характерные черты экзистенциализма:

1. Интерес к проблемам личности;

2. Отождествление свободы и существования;

3. Представление бытия как целостности субъекта и объекта;

4. Интерес к проблеме времени;

5.Рационализм;

6. Прагматизм;

7. Трагизм;

8. Дуализм;

9. Атеизм;

10. Скептицизм.

 

X. Укажите теоретические, социально-политические, экономические и естественно-научные предпосылки возникновения марксистской философии:

1. Открытие клетки;

2.Учение Дарвина;

3. Закон инерции;

4. Закон сохранения и превращения энергии;

5. Возникновение пролетариата;

6. Научная революция;

7. Промышленная революция;

8. Немецкая классическая философия;

9. Рациональная философия Декарта;

10. Метафизический материализм.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.