КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 6.1. Насосные установки
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ Тема 6 Предназначены для нагнетания в нефтяные и газовые скважины различных жидких сред при цементировании, гидравлическом разрыве пластов, гидропескоструйной перфорации, кислотной обработке призабойной зоны, промывке песчаных пробок, а также при проведении других промывочно-продавочньтх работ. Насосные установки укомплектованы насосами высокого давления; смонтированы на шасси автомобилей, на тракторах и на специальных рамах. Насосная установка УН1Т-100х200 предназначена для нагнетания в скважины различных жидких сред в процессе их ремонта, а также при проведении других промывочно-продавочных работ в нефтяных и газовых скважинах в районах с умеренным и холодным климатом. Установка состоит из насоса, коробки отбора мощности, коробки передач, цепного редуктора, манифольда, вспомогательного трубопровода, поста управления и системы подогрева. Насос - трехплунжерный горизонтальный со сварной станиной. Привод насоса - от тягового двигателя через коробку отбора мощности, карданные валы, четырехскоростную коробку передач и цепной редуктор. Приемная линия манифольда представляет собой рукав с фильтром на конце. На нагнетательной линии манифольда предусмотрены Рис.6.1. Насосная установка УН1Т-100х200: 1 - трактор Т - 130.1.Г-1; 2- пост управления; 3 - система подогрева; 4 - насос НП - 100ХЛ; 5 - напорный трубопровод; 6 - приемный трубопровод; 7 - ценной редуктор; 8 - коробка передач КП - 4 - 90; 9 - вспомогательный трубопровод
-337- пробковые краны высокого давления, предохранительный клапан и манометр. Пост управления установкой расположен в кабине трактора, куда выведены рычаги управления зубчатыми муфтами включения коробок отбора мощности и коробок передач. Обогрев и продувка гидравлической части насоса и нагнетательного манифольда - выхлопными газами тягового двигателя трактора. Насосная установка с цистерной АКПП-500 предназначена для транспортирования и нагнетания в скважины жидких сред при со-лянокислотной обработке призабойной зоны нефтяных и газовых скважин. Установка состоит из насоса, цистерны, вспомогательного трубопровода, манифольда и другого оборудования. Насос - трехплунжерный горизонтальный с трансмиссией; установлен на раме за кабиной автомобиля. Привод насоса - от тягового двигателя автомобиля через раздаточную коробку, коробку отбора мощности, карданную передачу и редуктор. Для обеспечения всего диапазона давлений и подач насос укомплектован сменными плунжерами двух типоразмеров. Цистерна, установленная на раме за насосом, служит для транспортирования соляной кислоты; она оснащена поплавковым указателем уровня. Внутренняя поверхность цистерны гуммирована. Манифольд включает в себя всасывающую и нагнетательную линии. На нагнетательной линии расположены предохранительный клапан со срезным стержнем, запорная арматура и манометр. Рис. 6.2. Насосная установка с цистерной АКПП-500: 1 - автошасси КрАЗ-255Б; 2 - насос 5НК-500; 3 - цистерна; 4 - вспомогательный трубопровод; 5 - редуктор;6 - манифольд; 7 - коробка отбора мощности
- 338- Насосная установка УНЦ2-160х500 предназначена для транспортирования и нагнетания в скважины жидких сред при углекис-лотной обработке призабойной зоны нефтяных и газовых скважин в районах с умеренным климатом. Установка состоит из трехплунжерного горизонтального насоса, цистерны, подпорного центробежного насоса, манифольда и вспомогательного трубопровода. Насос установлен на раме за кабиной автомобиля. Привод насоса -от тягового двигателя автошасси через раздаточную коробку, коробку отбора мощности и редуктор. Для обеспечения всего диапазона давлений и подач насос укомплектован плунжерами двух типоразмеров. Цистерна, установленная на раме за насосом, служит для транспортирования рабочих жидкостей, предназначенных для продавки жидкой углекислоты из ствола скважины в пласт. Цистерна овального сечения, цельносварная; несплошная перегородка, расположенная внутри цистерны, предохраняет ее днища от гидравлических ударов. В верхней части цистерны имеется люк для залива рабочей жидкости. Центробежный насос - консольный одноступенчатый; предназначен для создания подпора рабочей жидкости на приеме трехплун- Рис. 6.3. Насосная установка УНЦ2-160х500: 1-автошасси КрАЗ-257Б1А; 2-насос 5НК-500; 3 - напорный трубопровод; 4 - цистерна; 5 - вспомогательный трубопровод; 6 —редуктор; 7 - приемный трубопровод; 8 - подпорный насос 4К-6; 9 - коробка отбора мощности
-339- жерного насоса при продавке жидкой углекислоты в пласт. Привод насоса - от тягового двигателя автомобиля через коробку отбора мощности, карданный вал и одноступенчатый редуктор. Манифольд включает в себя всасывающий и нагнетательный трубопроводы для обвязки цистерны с трехплунжерным и центробежным насосами, а также для присоединения насосов к посторонним источникам рабочей жидкости. Для плавного сброса давления предусмотрен секторный кран. Нагнетательный трубопровод насоса укомплектован проходным пробковым краном, предохранительным клапаном и манометром. Насосная установка ЦА-320А предназначена для нагнетания в скважины различных жидких сред при их цементировании в процессе бурения и капитального ремонта, а также при проведении других промывочно-продавочных работ в нефтяных и газовых скважинах в районах с умеренным климатом. Установка состоит из водоподающего блока для подачи воды в смесительное устройство, насоса высокого давления для закачки жидкости в скважину, мерного бака, манифольда, вспомогательного разборного трубопровода и механизмов управления установкой. Все оборудование смонтировано на двух монтажных рамах, при Рис. 6.4. Насосная установка ЦА-320А: - автошасси КрАЗ-257Б1А; 2 -коробка отбора мощности; 3 - центробежный насос ЦНС-38-154; 4 - силовой агрегат привода центробежного насоса; 5-мерный бак; 6 - монтажная рама; 7 -манифольд; 8 - карданный вал привода насоса 9Т
-340- Водоподающий блок состоит из, смонтированных на общей раме центробежного насоса и силового агрегата, выполненного на базе двигателя ГАЗ-52А. Топливо поступает к двигателю из бензинового бачка, установленного под настилом установки. Насос высокого давления - двухцилиндровый, двустороннего действия. Привод насоса от тягового двигателя автомобиля через коробку отбора мощности и карданный вал, соединяющий выводной вал коробки отбора мощности с концом вала червяка глобоидной пары приводной части насоса. Для обеспечения работы насоса во всем диапазоне давлений и подач он укомплектован сменными втулками и поршнями трех типоразмеров. Напорная линия насоса высокого давления оборудована предохранительным клапаном. На воздушном компенсаторе установлен манометр с разделителем. Для соединения напорной линии с устьем скважины предусмотрен разборный вспомогательный трубопровод высокого давления с шарнирными коленами. Напорный коллектор насоса высокого давления оборудован линией, служащей для проверки работы насоса до начала операции и сброса давления в напорной линии после операции. Предусмотрен сброс жидкости в мерный бак. Приемный трубопровод центробежного насоса также соединен с мерным баком, а напорный трубопровод шлангом соединен со смесительным устройством смесительной установки. Мерный бак разделен перегородкой на два равных отсека; в каждом отсеке установлены мерные линейки и донные клапаны. Под донными клапанами расположена приемная камера, к которой присоединены приемные трубы обоих насосов. Приемная линия насоса высокого давления подсоединена к мерному баку; выводы, расположенные по обе стороны установки, позволяют устанавливать цементный бачок с любой стороны; переключение производится поворотными заслонками. Раствор из цементного бачка отсасывается шлангом, присоединенным к концу приемного трубопровода. Механизм управления работой насоса высокого давления расположен в кабине автомобиля, а механизм управления работой донных клапанов мерного бака и кранов наливного трубопровода - непосредственно у мерного бака. Насосная установка 5ЦА-320С предназначена для нагнетания в скважины различных жидких сред при их цементировании в процессе бурения и капитального ремонта, а также при проведении других промывочно-продавочных работ в нефтяных и газовых скважинах в труднодоступных районах с умеренным климатом. -341- Рис. 6.5. Насосная установка 5ЦА-320С: 1 - сани; 2-монтажная рама; 3-бензиновый бак; 4-силовой агрегат с двигателем ЯМЗ-238; 5-карданный вал привода насоса 9Т; 6 - мерный бак; 7 - пост управления; 8 - насос 9Т; 9 - вспомогательный трубопровод; 10 - напорная линия; 11— приемная линия; 12 - палец крепления внешней подвески вертолета; 13 - стремянка крепления монтажной рамы к саням; 14 - аккумуляторная батарея; 15 - дышло саней Установка, смонтированная на раме, состоит из силового агрегата, насоса, мерного бака, вспомогательного трубопровода, манифольда и системы управления. Силовой агрегат выполнен на базе дизельного двигателя с двухдисковой фрикционной муфтой сцепления постоянно-замкнутого типа и коробкой передач. Оборудован системами водяного охлаждения и смазки, а также подогревателем ПЖД-44 для запуска дизельного двигателя в холодное время года. Для обеспечения работы насоса во всем диапазоне давлений и подач он укомплектован сменными втулками и поршнями трех типоразмеров. В приемную линию насоса жидкость поступает из мерного бака, а также из постороннего источника. Напорная линия насоса оборудована воздушным компенсатором, предохранительным клапаном, разделителем с манометром и пробковыми кранами.
- 342 - Мерный бак разделен перегородкой на два равных отсека; в каждом отсеке установлены мерные линейки, донные клапаны и наливные патрубки. Под донными клапанами расположена приемная камера, соединяющая приемный трубопровод с любым отсеком мерного бака. Установка укомплектована приемным шлангом и напорным вспомогательным трубопроводом с шарнирными коленами для соединения с блоком манифольда или с устьем скважины. Управление установкой централизованное, с поста, расположенного на платформе у мерного бака. Масса установки позволяет транспортировать ее вертолетом МИ-6 на внешней подвеске, а также на санях или прицепе - тягачом. При обслуживании морских скважин установка может быть установлена на различных судах. Насосная установка ЗЦА - 400А предназначена для нагнетания в скважины различных жидких сред при их цементировании в процессе бурения и капитального ремонта, а также при проведении других промывочно-продавочных работ в нефтяных и газовых скважинах в районах с умеренным климатом. Рис. 6.6. Насосная установка ЗЦА-400А: 1 - автошасси КрАЗ-257Б1А; 2 - силовой агрегат; 3 - фара для освещения рабочего места; 4 - вспомогательный трубопровод; 5 -коробка передач; 6 - пост управления; 7 -насос 11Т;8 - мерный бак; 9 - приемный трубопровод; 10 - напорный трубопровод; 11 - аккумуляторы
-343- Установка состоит из силового агрегата, коробки передач, трехцилиндрового горизонтального насоса, вспомогательного трубопровода, манифольда, мерного бака и системы управления, закрепленных на общей монтажной раме. Силовой агрегат, выполненный на базе дизельного двигателя, оборудован системами водяного охлаждения, смазки и питания, многодисковой фрикционной муфтой сцепления постоянно замкнутого типа, контрольно-измерительными приборами и электросистемой с аккумуляторной батареей, обеспечивающей запуск дизельного двигателя электростартером. Система смазки принудительная, циркуляционная. Для обеспечения работы насоса двустороннего действия во всем диапазоне давлений и подач он укомплектован сменными втулками и поршнями трех типоразмеров. В приемную линию насоса жидкость поступает из мерного бака, а также из бака, установленного на земле. Напорная линия насоса оборудована предохранительным клапаном, разделителем с манометром и пробковыми кранами. Предусмотрен сброс жидкости из контрольной линии в мерный бак. Установка укомплектована приемным и напорным шлангами, а также вспомогательным трубопроводом с шестью шарнирными коленами для соединения с блоком манифольда или устьем скважины. Мерный бак разделен перегородкой на два равных отсека. В каждом отсеке установлены мерные линейки и донные клапаны, под которыми расположена приемная камера, соединяющая приемную линию насоса с любым отсеком мерной емкости. Управление установкой - с поста, расположенного на платформе. Насосная установка УН1 - 630 х 700А (4АН - 700) предназначена для нагнетания различных жидких сред при гидравлическом разрыве пластов, гидропескоструйной перфорации и других продавоч-нопромывочных работах, проводимых в нефтяных и газовых скважинах в районах с умеренным климатом. Установка состоит из силового агрегата, коробки передач, трехплунжерного насоса, вспомогательного трубопровода, манифольда и системы управления. Все оборудование закреплено на общей монтажной раме. Силовой агрегат, выполненный на базе дизельного двигателя оборудован системами водяного охлаждения, смазки и питания, многодисковой фрикционной муфтой сцепления постоянно замкнутого типа, контрольно-измерительными приборами, электросистемой с аккумуляторной батареей, обеспечивающей запуск дизельного двигателя электростартером. Для обеспечения работы насоса во всем диапазоне давлений и подач он укомплектован сменными плунжерами двух типоразмеров.
-344- Рис. 6.7. Насосная установка УН1-630Х700А (4АН-700): 1 - автошасси КрАЗ-257Б1А; 2 - пост управления; 3 - силовой агрегат; 4 - коробка передач ЗКПМ; 5-зубчатая муфта; 6 - насос 4Р-700; 7 - напорный трубопровод; 8 - вспомогательный трубопровод; 9 -фара для освещения рабочего места; 10 - аккумуляторная батарея Приемная линия насоса оборудована выводами, расположенными с обеих сторон установки; напорная линия - предохранительным клапаном. Управление установкой - централизованное, с поста, расположенного в кабине автомобиля. Насосная установка УНБ1 - 400x40 применяется для нагнетания различных неагрессивных жидкостей при цементировании, гидропескоструйной перфорации, гидравлическом разрыве пластов и других промывочно-продавочных работах, проводимых на нефтяных и газовых месторождениях. Установка (рис. 6.8), смонтированная на автомобиле КрАЗ-250, состоит из силовой установки 2, карданного 6 и промежуточного 8 валов, коробки передач 9, плунжерного насоса 12 с навесным редуктором, бака мерного 5, манифольда 11, вспомогательного трубопровода 7, водоподающего блока 14, цементного бачка 13, поста управления 4 с фарой для освещения 3, зубчатой муфты 10 и выхлопной трубы двигателя автомобиля 1 с искрогасителем.
-345- Рис. 6.8. Установка насосная УНБ 1-400x40: 1—двигатель; 2— силовая установка; 3 -фара освещения; 4 - пост управления; 5 - мерный бак; 6 - карданный вал; 7 — вспомогательный трубопровод; 8 — промежуточный вал; 9 — коробка передач; 10 - зубчатая муфта; 11 - манифольд; 12 - плунжерный насос; 13 - бачок для цемента; 14 - водоподающий блок Силовая установка включает двигатель В2-500АВ-СЗ с главным фрикционом и вентилятором, системы топлива, охлаждения и смазки, воздухоочистители, подогреватель, стартер с пусковым реле и другое вспомогательное оборудование. Двигатель через фрикционную муфту и промежуточный вал передает вращение валу коробки передач. Вращение с выводного вала коробки передач через зубчатую муфту передается приемному валу навесного редуктора плунжерного насоса. Трехплунжерный, горизонтальный одностороннего действия насос 14Т1 состоит из гидравлической, приводной частей и редуктора. Механизм насоса работает по следующей схеме: от коробки передач вращение передается на вал-шестерню редуктора, от него на зубчатое колесо, которое соединено с коренным валом насоса зубчатой муфтой. Коренной вал приводит в движение шатуны и посредством их приводит в возвратно-поступательное движение крейцкопфы и плунжеры. Водоподающий блок, предназначенный для подачи чистой воды в цементосмеситель при затворении цементного раствора, включает центробежный насос, коробку отбора мощности, карданные валы и промежуточную опору.
-346- Манифольд насосной установки состоит из приемной, напорной, наливной, сбросовой линий к основному плунжерному насосу и приемной, напорной линий к водоподающему насосу. С помощью манифольда можно выполнить следующие операции: - забрать воду из мерного бака и закачать ее центробежным насосом в смесительное устройство цементосмесительнои машины или отдельный смеситель; - забрать воду центробежным насосом от постороннего источника и подать ее в свой мерный бак или какую-либо другую емкость; - забрать цементный раствор плунжерным насосом из цементного бачка и подать его в скважину; - принять плунжерным насосом глинистый раствор или другую продавочную жидкость из мерного бака и подать их в скважину;
-347- - наполнить мерный бак от постороннего источника; - сбросить жидкость из плунжерного насоса в мерный бак при зарядке насоса или после окончания работы; - забрать плунжерным насосом промывочную жидкость из постороннего источника по обе стороны насосной установки и закачать ее по нагнетательной линии в скважину или какую-либо другую емкость. Кинематическая схема установки приведена на рис. 6.9. Всасывающая линия центробежного насоса расположена с левой, а плунжерного насоса - с правой стороны по ходу автомобиля. Вспомогательный трубопровод состоит из девяти труб высокого давления, семи шарнирных колен, 100-мм шланга всасывающего и 50-мм шлангов нагнетательного, сброса и продувки манифольда. Трубы высокого давления уложены в стойках, расположенных под и на настиле установки. Каждая труба с одной стороны имеет гнездо конуса, а с другой стороны - конус с накидной гайкой. Всасывающий шланг резинотканевый гофрированный, длиной 4 м, нагнетательный длиной 10 м, а шланг продувки манифольда - 5м. Мерный бак вместимостью 5,5 м3 сварной конструкции разделен перегородкой на две равные половины, в каждой из которых установлены указатели уровня с ценой деления 0,1 м3. В днище бака вмонтированы донные клапаны для плунжерного и водоподающего насосов, которые позволяют соединить каждую половину бака или обе вместе с приемными линиями манифольда. Установка насосная УНБ1-160х40 (рис. 6.10), смонтированная на шасси автомобиля КрАЗ-250, предназначена для нагнетания различных жидких сред при цементировании скважин в процессе бурения, капитального ремонта скважин и проведении промывочно-продавочных работ в нефтяных и газовых скважинах. Для монтажа навесного оборудования на шасси автомобиля устанавливают две дополнительные рамы, на которых монтируют: поршневой цементировочный насос типа 9ТМ, дополнительный верхний двигатель марки ГАЗ-52 А для привода центробежного водяного насоса типа ЦНС38-154, мерный бак, трубы, шарнирные колена разборного трубопровода, защитный кожух поршневого насоса, выхлопную трубу с искрогасителем, выведенную вверх и снабженную кожухом для защиты обслуживающего персонала от ожогов, манифольд, донные клапаны и электрооборудование. Привод насоса 9ТМ осуществляется от двигателя автомобиля КрАЗ-250 посредством коробки отбора мощности, установленной на фланце раздаточной коробки автомобиля. Манифольд установки состоит из приемной и нагнетательной линий. Приемная линия насоса 9ТМ при помощи установленных на ней шиберных заслонок позволяет забирать жидкость как из мерного бака, так и из цементного бачка, установленного на земле. -348- Жидкость из цементного бачка можно забирать с правой или левой стороны установки с помощью шланга, присоединяемого к приемному трубопроводу. На приемной линии насоса ЦНС, соединяющей насос с нижней камерой мерного бака, установлена шиберная заслонка. Нагнетательная линия этого насоса выведена под настил с левой стороны установки и заканчивается гнездом уплотнения, к которому на месте проведения работ присоединяют резиновый рукав для подачи жидкости в цементосмеситель. Количество жидкости, подаваемой насосом ЦНС, регулируют изменением частоты вращения двигателя. Водоподающий насос оборудован системой продувки выхлопными газами двигателя для удаления жидкости из насоса после окончания работы при минусовых температурах и прогрева насоса.
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1527; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |