КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Античный интерьер. 1 страница
Римская скульптура. Создаётся реалистический портрет (бюсты). Традиция идет от создания погребальных масок умерших родственников, которые хранились в каждом римском доме. Под влиянием греческого искусства обращаются к идеализации. Копируют бронзовые греческие статуи, большинство которых дошло до нас именно в мраморных копиях. Создают конный памятник. С этого момента и до сегодняшнего дня, если стоит задача увековечить образ императора или военноначальника, по традиции используют конный памятник.
Античный дом представлял собой сочетание закрытых (атрий) и открытых (перистиль) дворов.
Полы в помещениях покрывались мозаикой с геометрическим рисунком (например, круг в квадрате), либо композициями с разнообразными бытовыми сюжетами. Стены украшались фресковой росписью (фреска – живопись по сырой штукатурке) или мозаикой. При этом выделялась нижняя часть стены, своеобразный цоколь, высота которого чаще всего определялась высотой мебели. Верх стены завершал антаблемент, а средняя часть стены делилась на прямоугольные зоны, либо украшалась ордером (колоннами, полуколоннами, пилястрами). Между колоннами и в зонах прямоугольных полей располагались пейзажи, бытовые и мифологические сцены. Особый вид орнаментального украшения – причудливое сочетание фигур людей, растений, фантастических существ и построек – гротеск. Потолок плоский деревянный или полуциркульный каменный красился, украшался лепниной или фресковой росписью. Мебель: Стулья клизмосы (клисмосы) Кровати с изогнутым изголовьем Круглые столики на звериных лапах.
Эволюция классической формы стула и кресла в ампире и ар деко
Заключение. Элементы античного искусства, ставшие элементами классического стиля. Ордер, арка, купол, аттик. Триумфальные сооружения. Разбивка стены. Декор: кессоны, маскароны, ниши со статуями или вазонами, медальоны, мотив круга в квадрате, меандр, пальметта, гротеск. Характерные формы мебели и сосудов. Идеальные пропорции статуй и реалистические бюсты. Классические стили: Ренессанс, барокко, классицизм, рококо(добавляется китайская тема), ампир, неоклассицизм, ар деко (с элементами кубизма и конструктивизма).
Вопросы и задания 1. Заполните таблицу элементов стиля для Античности.
1. Нарисуйте одну стену, оформленную в классическом стиле. Используйте прием разбивки стены. В качестве образца используйте какой-либо интерьер классицизма. Пропорции деления стены нарисуйте «на глаз». Подробные пропорции ордера описаны в книге Михаловского «Теория классических архитектурных форм» (см. список литературы). 2. Нарисуйте стилизацию на тему классического стиля. 3. Сравните силуэты колонны, головных уборов и скульптуры Древнего Египта и Древней Греции. 4. Посмотрите коллекцию копий и подлинников Античности в ГМИИ им. Пушкина. Дополнительная литература 1. Бритова Н.Н., Лосева Н.М. Римский скульптурный портрет. М., 1975. 2. Вощинина А.И. Античное искусство. М., 1962. 3. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990. 4. Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира. М., 1980. 5. Соколов Г.И. Искусство Древнего Рима. М., 1996.
Помимо Древнего Египта и Античности в эпоху Древнего мира существовали также культуры Древней Индии, Китая, Месопотамии. Эти темы изучите самостоятельно.
Средние века. Культура средних веков носит религиозный характер. Это значит, что наиболее значительные достижения во всех видах искусства создавались для церкви. Господствующей религией в Европейской части было христианство. Поначалу единое, к XI веку оно разделилось на две ветви: православие и католичество. Византийский и древнерусский стили будут развиваться в рамках православия, а романский, готический стили и Возрождение под эгидой католичества. Христианство изменило мироощущение человека, который теперь соотносил свои поступки с иными морально-нравственными критериями, нежели в Античности. Изменилась и концепция храма. Первостепенное значение получил интерьер, где человек должен был зримо ощутить присутствие Бога и контакт с ним. Тема 5. Византийский стиль В 476г. со смертью императора Ромула Западная Римская империя как государство прекратила свое существование. Центр культуры переместился в Восточную Римскую империю, которая стала называться Византия. Во главе империи стоял император (по -гречески василевс). Государственная религия – христианство определяла мировоззрение эпохи и развитие искусства. Первые христиане для проведения службы использовали базилики - продольные помещения, разделенные внутри колоннами на три-пять нефов, с полукруглым завершением апсидой, где располагался алтарь. В Древнем Риме в таких помещениях проходили суды. Первым христианам в них было удобно собираться для совместных молитв и богослужений. Форма базилики стала основой византийских, романских и готических храмов.
Главная базилика Византии Святой Софии находилась в Константинополе и сгорела при императоре Юстиниане в 532г. Для строительства нового храма Юстиниан пригласил лучших строителей своего времени – Анфимия из Тралл и Исидора из Милета. Через пять лет в 537г. в столице появился новый храм, поражавший красотой и роскошью современников и потомков. Согласно древнерусской летописи, выбор православия древними славянами определило впечатление от службы в этом храме. Турки, захватившие Константинополь в 1453г., не только не разрушили Святую Софию, но сделали постройку своей главной мечетью. Минареты рядом с храмом появились именно тогда. В храме Святой Софии зодчие впервые использовали крестово-купольную конструкцию, которая позволила перекрыть большое пространство куполом.
В пропорциях внутреннего пространства храма преобладает вертикаль, что выражало идею воспарения. Если сравнить пропорции античного Пантеона и Святой Софии, то видно как равновесие сменяется вертикальным движением. Идея чудесно парящего купола в руках Господа визуализируется с помощью ряда окон в основании купола. Эффект божественного присутствия усиливается отделкой сводов и куполов смальтой – кусочками цветного стекла. Богословы к VI веку уже сформулировали идею о том, что бог - есть свет, и строители лишь нашли способ визуализировать эту идею. Нижняя часть стены облицована мрамором разнообразных оттенков и рисунка. Обратите внимание на капители колонн. Сами колонны были привезены из Рима и в трактовке капители читаются ордерные черты. Но все же трактована капитель как ажурное украшение. Это значит, что для глаза это дает впечатления легкости всего, что лежит сверху.
Мозаичные фигуры в сводах и парусах отличаются по стилю от изображений Античности. Идея преодоления телесности и господства духа передается с помощью приема уплощения фигур, что станет основой иконописной манеры изображения.
Обратите внимание, что в Античности языческий храм –это дом бога с преобладанием экстерьера над интерьером. В Византии сложилась новая концепция христианского храма, где преобладает интерьер над экстерьером. Посмотрите на базилику Сан Витале в Равенне. Византия как государство исчезло в 1453г., завоеванное Османской империей, но ее культура оказала большое влияние на древнерусскую и западно-европейскую культуру. Задания по теме 1. Заполните таблицу элементов византийского стиля.
2. Нарисуйте схематично интерьер Св. Софии. Обратите внимание на объем и пропорции помещения, не увлекайтесь мелкими деталями. Ваша задача – передать основной объем помещения. 3. Нарисуйте цветовую стилизацию по византийскому стилю. В качестве источника вдохновения возьмите византийские мозаики. Дополнительная литература 1. А.Азимов Константинополь. От легендарного Виза до династии Палеологов. М., 2007. 2. Лазарев В.Н. История византийской живописи. М., 1968. 3. Тяжелов В.Н. Искусство средних веков в Западной и Центиральной Европе. М., 1981. (Малая история искусств). 4. Ястребицкая А.Л. Западная Европа XI-XIII вв. М., 1978. 5. Тема 6. Романский стиль (римский). Термин появился в эпоху Возрождения для обозначения сооружений X-XII веков в Западной Европе. Признаки романского стиля: Храм выглядит как крепость, поэтому имеет мощные стены, узкие щелевидные окна, башни, минимум декоративных элементов. В основном это декоративные аркады и окна с мотивом двух арок, опирающихся на колонну. В основе романского храма лежит базилика с перпендикулярными пристройками (трансептами). На пересечении трансепта и основного здания базилики – средокрестии- возводится квадратная, многогранная или круглая башня. На концах трансепта (в рукавах трансепта) тоже могут быть башни, хоть и не всегда.
Внутреннее убранство романского храма отличается аскетизмом. Перекрытия могут быть плоскими деревянными и каменными в виде полуциркульного свода либо крестового свода.
Наиболее удобным в строительстве был крестовый свод, применявшийся еще римлянами, так как он позволял увеличивать размеры храма в любом направлении на нужное количество ячеек свода. Своды поддерживают опоры, часто очень массивные, столбы, колонны. Античные пропорции и ордерная проработка колонн забываются. Применяется прием «пучка колонн», когда опора окружается со всех сторон тонкими колонками. Это зрительно нивелирует массивность опоры и подчеркивает вертикаль, направленность вверх, к сводам. Таким образом, уже в романских церквях формируется композиционное решение пространства вдоль к алтарю и вверх, к сводам, которое сохранится и будет развиваться в готическом стиле. Вход в храм оформляется как портал, то есть перспективно сокращающимися арками на откосах стены дверного проема. Портал представлял собой ряд узких колонок, украшенных различным скульптурным декором. Внутренняя часть портала над дверью- тимпан портала- также украшалась рельефными изображениями на религиозную тему.
Скульптура находилась и внутри храма на капителях колонн, а также как отдельно стоящие статуи. Античные идеальные пропорции скульптурных изображений забываются. Скульптура часто грешит неправильными пропорциями, которые связаны с недостаточно высоким уровнем мастерства раннероманских скульпторов. Человек изображается слабым и ничтожным, что выражало представления о человеке того времени, как божественном творении, но греховном и слабом.
Задания по теме 1. Заполните таблицу элементов романского стиля.
2. Нарисуйте пространство интерьера романского храма. Сравните его с интерьером храма Св.Софии. Обратите внимание на оригинальность подачи вашего изображения. Используйте приемы цитирования и трансформации изображения. Тема 7. Готический стиль. «Готтский», то есть созданный варварскими племенами готов, не имеющий классической традиции. Такой термин использовали в эпоху Возрождения, для европейских построек 12-15 веков. В 12 веке аббат Сугерий монастыря Сен-Дени во Франции вставил в окна монастырской церкви витражи, чтобы усилить эффект сияния в интерьере храма. Сияния, которое ассоциировалось тогдашними богословами как воплощение божественного. Желание увеличить размер витражей, а значит размер оконного проема привело к смене конструкции и как следствие стиля того времени. Произошел переход от романского стиля к готическому. Стремление облегчить тяжесть сводов на стене приводит к созданию нервюрных крестовых сводов, в которых основная нагрузка ложится на каменные ребра (нервюры) сводов, а пространство между ними заполняется более легким пористым туфом.
Нагрузка с самой стены центрального нефа базилики через аркбутаны (полуарки) переносится на контрфорсы (опоры) внешних стен храма. Если храм однонефный и небольшой возможно обойтись и без аркбутанов, только контрфорсами. Это дает возможность максимально освободить стену готического собора и заполнить ее витражными окнами. Сами окна стрельчатой формы или круглой (так называемая готическая роза). В готическом стиле над окнами используются декоративные треугольники вимперги. Контрфорсы завершаются декоративными башенками пилястрами. И вимперги, и контрфорсы украшаются крабами, небольшими каменными завитками или бутонами. А завершаются фиалами или крестоцветами, декоративными элементами в виде бутонов цветов.
Скульптура в готике с одной стороны становится вытянутых удлиненных пропорций, вытягиваясь вслед за тонкими пучками колонн. С другой стороны в круглой пластике господствует натурализм. Статуи раскрашиваются, тем самым максимально приближаясь к действительности.
Задания по теме 1. Заполните таблицу элементов готического стиля.
2. Сравните в собственном рисунке силуэты храма Святой Софии и готического храма. Обращайте внимание на оригинальность подачи.
3. Передайте в рисунке пространство готического собора.
4. Нарисуйте эскиз современного интерьера, в котором бы использовался прием продольной организации пространства. Какие элементы в современном интерьере могут создавать ритм продольного движения? Продумайте назначение этого пространства в современном частном или общественном интерьере.
Дополнительная литература 1. Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы. М., 1976. 2. Муратова К.М. Мастера французской готики. М., 1988. 3. Тяжелов В.Н. Искусство средних веков в Западной и Центральной Европе. М., 1981. Тема 8. Эпоха Возрождения (Ренессанс). В XIV-XVI вв. на территории Италии возрождается интерес к греко-римскому искусству, то есть к собственной древности, которую они называли Античностью. Периодизация Ренессанса. Проторенессанс (Предвозрождение)XIVв., 1300-е годы (треченто) Раннее Возрождение XVв., 1400 –е годы (кватроченто) Высокое Возрождение XV-XVI вв. 1500-е годы(чинквиченто) Позднее Возрождение XVI 1500-е годы (чинквиченто) Под влиянием изучения античного наследия, изменяется мировоззрение эпохи. Человек начинает восприниматься как творение Господа, наделенное божественным Духом. Тогда в себе человек Возрождения ощущает творца, что вызывает небывалый подъем культуры. Античное наследие и средневековое христианское объединились в этот период. А архитектуре возрождается ордер. Зодчие эпохи (А.Палладио, Л.Б. Альберти) пишут трактаты, где подробно описывают принципы античного строительства. Католическая церковь и светские постройки теперь декорируется элементами ордера.
Появляется новый тип городского жилья – городской дворец палаццо. Первый этаж которого оформляется рустовкой (отделка декоративным камнем), а второй и третий элементами классического стиля (колоннами, пилястрами, арками, гирляндами, маскаронами, медальонами, балюстрадами).
В оформлении интерьеров также восстанавливается античная традиция.
В скульптуре и живописи появляются античные сюжеты, обнаженная мужская и женская фигура Даже библейские персонажи изображаются как античные герои.
В живописи возвращается светотень, объем. Художники Возрождения создают прямую перспективу.
Мебель по своей конструкции остается средневековой, а декор меняется на классический.
Задания по теме 1. Заполните таблицу элементов стиля Ренессанс.
Дополнительная литература 1. Гращенков В.И. Рафаэль. 2. Муратов П.П. Образы Италии. М. 1994. 3. Педрокко Ф. Тициан.М., 1995. 4. Санти Бруно. Леонардо да Винчи. М., 1995. 5. Уоллайс Р. Мир Леонардо. М., 1997. 6. Искусство Нового времени. Культура Нового времени носит светский характер, то есть все значительные сооружения будут связаны не только с церковью, но и со светскими правителями. В эту эпоху возникают и распространяются стили: барокко, рококо, классицизм, ампир, неоклассицизм, историзм, модерн. Наиболее сильная светская власть в XVII веке сложилась во Франции, где в это время правит Людовик XIV, король-солнце. Для себя и многочисленной свиты он строит великолепный дворцово-парковый ансамбль в Версале, пригороде Парижа. С этого момента подобные сооружения будут стремиться построить все монархи и члены аристократических семей Европы и России. Комплекс Версаля включает в себя роскошный дворец и обширный парк.
Планировка дворца анфиладная, с большим количеством смежных комнат, каждая из которых имела уникальную отделку.
Парк регулярный, как и дворец выражает идею абсолютной монархической власти. Традиция строительства дворца и парка останется и в эпоху классицизма с той разницей, что парк классицизма будет пейзажным.
Тема 9. Дворцовые стили барокко, рококо, классицизм. Сравнительная таблица стилей барокко, рококо и классицизм.
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 3675; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |