Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы ценовой дискриминации




Выделяют две взаимосвязанные формы ценовой дискриминации. Первая из них - это ценовая дискриминация во времени: выделе­ние потребителей с разными функциями спроса в отдельные группы за счет установления различных цен в разные моменты времени. Вторая - это ценообразование в период пикового спроса: назначение более высоких цен в пиковые периоды, когда ограничения производственных возможностей приводят к высоким предельным издержкам. Для обеих стратегий характерно установление разных цен в разное время, но при­чины этого в каждом случае различны.

Задача ценовой дискриминации во времени состоит в том, что­бы разделить потребителей на группы с высоким и низким спросом за счет назначения сначала высокой цены, которая впоследствии снижает­ся. На рис. 56а D 1 - кривая спроса (неэластичная) для небольшой груп­пы потребителей, которые высоко оценивают товар и не хотят ждать, чтобы купить его. D2 - это кривая спроса для более обширной группы потребителей, которые согласны забыть о товаре, если его цена слиш­ком высока. Стратегия заключается в том, чтобы вначале предложить товар в продажу по высокой цене P1 покупателям первой группы с кри­вой спроса D1. Позднее, после того как первая группа потребителей купит товар, цена снизится до уровня P2, и начнутся продажи в более обширной группе потребителей на кривой спроса D2.

Рис. 56. Ценовая дискриминация: а) во времени; б) в периоды пикового спроса

 

Пиковое ценообразование тоже основано на установлении раз­личных цен в разные моменты времени. Однако его задача заключается не в том, чтобы захватить излишек потребителя, а скорее в том, чтобы повысить экономическую эффективность, назначив для потребителей цены, близкие к предельным издержкам производства. Спрос на неко­торые товары и услуги достигает своего пика в определенные момен­ты: для дорог и туннелей это часы «пик», для электрических компа­ний - последние дни лета, а для лыжных курортов и парков развлече­ний - выходные.

Предельные издержки также высоки в течение этих пиковых пе­риодов из-за ограничения по производственным мощностям. Цены, таким образом, будут выше во время пиковых периодов (рис. 56б). На рис. 56б D1 - это кривая спроса для пикового периода, а D2 - кривая спроса для периодов времени, когда спрос не носит пикового характе­ра. Предельный доход фирмы равен предельным издержкам для каж­дого периода благодаря более высокой цене P1 для пикового периода и более низкой цене P2 в отсутствие пикового спроса. Объемы продаж равны Q1 и Q2 соответственно. Эта стратегия позволяет фирме полу­чить большую прибыль, чем при постоянной цене. Она более эффек­тивна: сумма излишков производителя и потребителя больше, так как цены ближе к предельным издержкам.

При пиковом ценообразовании следует обратить особое внимание на выигрыш в эффективности. Если цены фирмы-монополиста (напри­мер, электроэнергетической компании) подлежат регулированию, регу­лирующий орган должен установить цены P1 и P2 в точках, где кривую предельных издержек пересекают кривые спроса D1 и D2, а не кривые предельного дохода. В этом случае выигрыш в эффективности полнос­тью достанется потребителям106.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 291; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.