Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы и показатели монопольной власти




Фирма обладает монопольной властью тогда, когда она имеет возможность воздействовать на цену своего товара, изменяя количе­ство, которое она готова продать. Степень монопольной власти опре­деляется следующими факторами:

1) чем выше эластичность спроса, тем меньше монопольная власть;

2) чем больше фирм на рынке, тем меньше монопольная власть;

3) на монопольную власть влияет характер взаимодействия фирм. Фирмы могут прибегать к сговорам о ценах, о квотах продаж, о местах продаж и т. д.

Для установления уровня монопольной власти широко исполь­зуются следующие показатели: норма экономической прибыли (коэф. Дж. Бэйна), коэффициент А. Лернера, коэффициент Тобина (q Тобина), коэффициент Папандреу, индекс Херфиндаля-Хиршмана.

Коэффициент (индекс) Дж. Бейна - (В) показывает экономиче­скую прибыль, полученную на один доллар собственного инвестиро­ванного капитала:

В = (Па – Пн)/К,

где Па - бухгалтерская прибыль; Пн - нормальная прибыль; К - соб­ственный инвестированный капитал.

Если фирма действует на конкурентном рынке, то норма экономи­ческой прибыли будет нулевой (одинаковой) для различных видов ак­тивов. Чем больше монопольная власть, тем выше В.

Индекс А. Лернера. В 1934 г. А. Лернер предложил другой ин­декс, определяющий монопольную власть:

где IL - индекс монопольной власти Лернера; Рт - монопольная цена; МС - предельные издержки; Ed - ценовая эластичность спроса.

При совершенной конкуренции цена равна предельным издержкам и индекс Лернера равен нулю. Чем ближе индекс к единице, тем боль­шей монопольной властью обладает фирма107.

Коэффициент Тобина (q Тобина) - рассчитывается как отноше­ние рыночной стоимости фирмы к восстановительной стоимости ее активов:

q = P / C,

где P - рыночная стоимость активов фирмы (обычно определяется по курсу акций); С - восстановительная стоимость активов фирмы, равная сумме расходов, необходимых для приобретения активов фир­мы по текущим ценам.

Для фирмы, которая в будущем ожидает получить экономическую прибыль, коэффициент Тобина будет выше единицы. Если этот показа­тель равен единице или чуть меньше нее, то фирма занимает стабиль­ное положение на рынке, постоянно получая бухгалтерскую прибыль. Коэффициент Тобина, близкий нулю, свидетельствует о приближаю­щемся банкротстве.

Коэффициент (индекс) Папандреу. В 1949 г. Папандреу предло­жил так называемый коэффициент проникновения, показывающий, на сколько процентов изменится объем продаж фирмы при изменении цены конкурента на один процент:

IP = λj * Δ Qdi * Pj,

где Qdi - объем спроса на товар фирмы, обладающей монопольной властью; Pj - цена конкурента; λj - коэффициент ограниченности мощности конкурентов, измеряемый как отношение потенциально­го увеличения выпуска к росту объема спроса на их товар, вызванного понижением цены (изменяется от нуля до единицы). Чем ниже любой из сомножителей, тем выше монопольная власть фирмы.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана - показатель концентрации на отраслевом рынке, или, иначе говоря, распределения «рыночной вла­сти» между всеми участниками рынка:

где S1 - удельный вес самой крупной фирмы; S2 - удельный вес следу­ющей по величине фирмы; Sn - удельный вес наименьшей фирмы.

Значение IНН равно 10 000, если в отрасли действует только одна фирма, поскольку S1 = 100%. Если в отрасли 100 одинаковых фирм, то S1 = 1%, а 1НН = 100.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 595; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.