Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ценовая модель Бертрана




 

Модели ценовой олигополии могут использоваться, когда фир­мы в состоянии за небольшое время существенно изменить объем по­ставок на рынок, в том числе при возможности завоевать весь рынок. Примерами могут служить розничная торговля, большинство рынков услуг, некоторые рынки потребительских товаров. Основными ценовы­ми моделями являются: модель Бертрана, динамическая ценовая конку­ренция, модель Эджворта, модели с возрастающими предельными из­держками, модели с дифференцированным продуктом.

Рассмотрим модель Бертрана. Классическая модель ценовой олигополии была предтожена в 1883 г. Жозефом Бертраном112 как аль­тернатива модели Курно. По мнению Бертрана, каждая фирма уста­навливает свою цену, исходя из предположения, что цена у соперника останется фиксированной, т.е. не выпуск, а назначаемая фирмой цена является для дуополиста параметром-константой. Как и в модели Кур­но, положение дуополистов в модели Бертрана симметрично: продажа по цене ниже конкурента будет стратегией выбора для обеих фирм. Очевидно поэтому, что процесс снижения цены той и другой фирмой может продолжаться до тех пор, пока равновесная цена не станет рав­ной предельным затратам (Р* = МС)113.

Кривая реакции фирмы на ценовую политику конкурента пред­ставляет собой геометрическое место точек, являющихся самыми вы­пуклыми точками параболических изопрофит, или геометрическое ме­сто точек максимумов прибыли, которую получает данная фирма при установлении цены в зависимости от заданного уровня цены конку­рента. Кривые реагирования имеют положительный наклон, поскольку чем больше цена, тем выше прибыль. Равновесие Бертрана наступает в точке пересечения кривых реагирования фирм (рис. 61)114.

Рис. 61. Функции реакции модели Бертрана

 

В данном случае две фирмы продают товары, спрос на продукцию каждой из них зависит от ее собственной цены и цены соперника. Дуо- полисты выбирают цены одновременно, но каждая воспринимает цену соперника как данную.

Кривая реакции фирмы 1 [Rt(P2)] показывает максимизирующую прибыль фирмы 1 как функцию цены, установленную фирмой 2. Та­кой же смысл имеет кривая реакции фирмы 2115. Фирмы могут снижать цену до точки равновесия Бертрана-Нэша (B-N), в которой цена срав­няется с предельными издержками, и экономическая прибыль станет нулевой.

Если бы парадокс Бертрана (нулевые или минимальные эконо­мические прибыли даже при небольшом количестве фирм на рынке, включая дуополию) имел место в действительности, то, не получая прибылей и истощив свои ресурсы в длительных ценовых войнах, крупные фирмы перестали бы заниматься производством, а рынок оли­гополии прекратил бы свое существование. Однако в реальности это не так. Мы знаем, что крупные фирмы не только не прекращают произ­водство, но представляют собой едва ли не господствующую структу­ру современной развитой рыночной экономики, получая существенные положительные прибыли в долгосрочном периоде. Парадокс Бертрана на практике может быть решен с использованием модели динамиче­ской ценовой конкуренции.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1053; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.