Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управленческий учет как интегрированная информационная система для внутрихозяйственного управления




ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА. ВЫБОР И ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА В ОРГАНИЗАЦИИ

Преподавание курса орентировано на инновационное образование, направленное на овладение базовыми компетенциями, позволяющими приобретать знания самостоятельно, по мере необходимости.

В учебном пособии изложены вопросы методологии и организации бухгалтерского управленческого учета предпринимательской деятельности. Каждая тема завершается вопросами для самопроверки.


 

Каждое предприятие представляет собой сложный динамичный механизм, состоящий из множества элементов, таких как технические средства, предметы труда, человеческие ресурсы и т.д. Непрерывность, пропорциональность и ритмичность работы всех частей этого механизма достигается с помощью грамотного управления.

Управление хозяйственной деятельностью фирмы требует достоверной, оперативной и полной информации. Нет необходимости доказывать, что информация является важнейшим экономическим ресурсом современного бизнеса.

Информация - это факты, данные, наблюдения, восприятия и все остальное, что каким-то образом расширяет наши знания.

Причем особую ценность представляют не изолированные сведения, а информация, связанная с указанными ниже основными этапами процесса управления.

1. Планирование

- определение цели управления, ее качественные и количественные характеристики;

- сбор информации об альтернативных вариантах;

- разработка возможных вариантов и средств достижения цели;

- моделирование и программирование вариантов внедрения.

2. Выработка и реализация решений

- выбор одного из вариантов достижения поставленных целей

- составление программы действий, системы результативных показателей.

3. Регулирование и координирование

- исполнение поставленных целей;

- оперативный учет и контроль происходящих процессов;

- регулирование и корректировка существующего плана;

4. Анализ выполнения поставленных целей (обратная связь)

- отражение в отчетах достигнутых результатов;

- сравнение фактических данных с поставленными задачами;

- выявление отклонений и причин их возникновения.

На каждом из этапов процесса управления руководство сталкивается с необходимостью принятия управленческих решений на основании информации, полученной путем сбора, регистрации и обобщения данных, с целью выбора альтернативных вариантов управленческих действий с последующим использованием системы анализа, контроля и регулирования процесса управления.

Таким образом, процесс управления напрямую зависит от информации, отражающей процессы, происходящие на предприятии как на текущий момент, так в предыдущие периоды времени.

Поскольку информация рассматривается в свете ее влияния на конечный результат деятельности организации, необходимо понимать сущность процесса принятия управленческого решения. При этом управленческие решения могут иметь как долгосрочный, так и краткосрочный характер. И если долгосрочные решения, как правило, связаны с будущей перспективой развития фирмы, то краткосрочные решения основываются на текущей обстановке и оценке активов, которыми располагает или может располагать организация в короткие сроки. Наличие и движение активов организации в краткосрочном периоде в значительной степени зависят от эффективности долгосрочных решений.

Поэтому управленческому звену необходимо располагать информацией, которая позволила бы принимать эффективные управленческие решения, как на ближайшую, так и на долгосрочную перспективу. Таким образом, текущая оперативная информация служит основой для формирования долгосрочных планов организации, а эффективность долгосрочных управленческих решений предопределяет текущее состояние бизнеса. Поэтому современным организациям необходимо качественное информационное обеспечение.

Информационное обеспечение - это сбор, обработка и передача финансовой и нефинансовой информации, используемой менеджерами для планирования и контроля за работой вверенных им подразделений, измерения и оценки полученных результатов. Эта информация должна отличаться своевременностью, емкостью, простотой формы и восприятия.

Такой информационной базой для предприятия может стать качественно организованный управленческий учет.

Управленческий учет — это идентификация, измерение, сбор, систематизация, анализ, разложение, интерпретация и передача информации, необходимой для управления какими-либо объектами. Это должна быть целостная интегрированная система, необходимая для принятия решений и эффективного управления.

Понятие управленческого учета как науки сформировалось как в нашей, так и в зарубежной практике достаточно давно. Так, В. И. Ткач и М. В. Ткач, выделяют следующие этапы развития управленческого учета:

- промышленный учет (конец XIX в.);

- аналитический учет (до начала второй мировой войны);

- управленческий учет (до 1953г.);

- маржинальный учет (простой и развитой директ-костинг) (до 1975г.);

- стратегический учет (с 1975г. до настоящего времени).

До второй мировой войны управленческий учет был нацелен на измерение фактической себестоимости. В 40-50-е г.г. прошлого столетия в условиях концентрации капитала, внешней и внутренней конкуренции, инфляции, создания и функционирования транснациональных корпораций традиционные методы учета стали недостаточными для эффективного управления.

Именно принцип эффективности управления предопределил дальнейшее развитие управленческого учета, который получил более широкое применение за счет преобразования и обновления методологии и методов и стал играть важную роль источника информации для принятия управленческих решений.

На этом этапе произошло не просто изменение в методологии, но и организационное разделение системы бухгалтерского учета на финансовый и управленческий.

В настоящее время управленческий учет продолжает интенсивно развиваться.

Главной особенностью управленческого учета является круг его пользователей. Если порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности регламентированы законодательством и предназначены для внешних пользователей, то управленческий учет представляет собой систему информации для внутренних пользователей, которые используют ее для планирования, контроля и анализа в долгосрочных и краткосрочных целях.

Ведение бухгалтерского учета для предприятий и фирм является обязательным. В соответствии с действующим законодательством «бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций» (ФЗ РФ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011г. №402-ФЗ с изменениями и дополнениями).

Главное требование Закона - вести бухгалтерский учет в денежном выражении, с одной стороны, способствует унификации данных, но с другой стороны, значительно сужает роль бухгалтерского учета как системы управления предприятием, поскольку для принятия управленческих решений зачастую важна информация не только в денежном выражении и не только количественная, но и качественная (например, какой из видов деятельности или отделов наиболее прибылен и, что самое важное, почему).

Стандартизованная бухгалтерская отчетность позволяет достаточно легко сравнивать балансы и обороты нескольких предприятий, чем бы и как они не занимались. При этом не требуется глубоко вникать в структуру и существо бизнеса предприятий. Это некоторый способ абстрагирования от значительных внутренних различий в устройстве бизнеса предприятий.

В бухгалтерском учете создается информация о текущих расходах, доходах фирмы, о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности, о размерах финансовых инвестиций, состоянии источников финансирования и т.п. Одна из основных задач бухгалтерского учета - точность и соответствие законодательству учета финансовых результатов деятельности предприятия, его имущественного и финансового состояния.

Бухгалтерский учет всегда представляет предприятие как единое целое и использует только те данные, которые документально подтверждены. Зачастую при отсутствии первичных документов хозяйственные операции не отражаются в бухгалтерском учете.

Для принятия управленческих решений может быть важна любая информация. Правильно поставленный управленческий учет позволяет получить информацию, необходимую для расстановки приоритетов в деятельности фирмы и планирования дальнейшей работы, предоставляет базу для оценки перспективности открывающихся возможностей и снабжает механизмами контроля за исполнением принятых решений.

Управленческий учет обладает возможностью решить четыре главные проблемы, охватывающие различные периоды времени:

1. учет задолженности - прошлое;

2. принятие решений - настоящее;

3. контроль - настоящее;

4. планирование - будущее.

Управленческий учет - это больше, чем внутренняя бухгалтерия. Пользователями управленческого учета являются менеджеры всех уровней управления бизнесом предприятия. Управленческий учет использует не только фактические данные о совершенных операциях, но и оценочные данные (аналитика), данные о возможных событиях в будущем (планы и бюджеты). Информация управленческого учета обычно представляет собой коммерческую тайну предприятия, не подлежит публикации. Администрация фирмы самостоятельно устанавливает состав, сроки и периодичность представления внутренней управленческой отчетности. Эта учетная система не регламентируется законодательством.

Управленческий учет индивидуален на каждом предприятии. Все предприятия разные, каждое предприятие имеет свои цели, стратегии, приоритеты, интересы, ценности, культуру, традиции, которые отличаются от того же набора атрибутов в других предприятиях. Все предприятия сдают в налоговые органы стандартные по форме финансовые отчеты, но каждое предприятие делает свой бизнес по-своему. У каждого предприятия своя структура бизнес-процессов, своя организационная структура, свои особенности в управлении бизнесом, менеджменте, своя система распределения и передачи полномочий и ответственности. Наконец, у каждого предприятия свои специфические проблемы. Поэтому для управленческого учета невозможно применить какие-либо стандарты, единые для всех. Тем не менее, в управленческом учете сформировались определенные принципы, подходы и методы. Нужно знать, что произошло и происходит в бизнесе во всех деталях, во всех разрезах (сечениях) и в целом по предприятию. Нужно знать, что может произойти в будущем.

Управленческий учет рассматривает бизнес предприятия не только как единое целое, но как совокупность отдельных подразделений (филиалов, отделов), проектов, контрактов, продуктов, ресурсов, клиентов, дилеров, поставщиков, кредиторов, менеджеров.

Управленческий учет должен показать любую ситуацию в различных разрезах многомерного пространства данных, с различной степенью их детализации или укрупнения, в различных единицах измерения, включая денежные.

Система бухгалтерского учета настолько сложна и противоречива, что эффект от содержащейся в ней информации значительно ниже затрат на его ведение и составление. В управленческом учете информация готовится только в том случае, если выгода от ее использования значительно превышает затраты. Отечественная практика показывает, что основная внутренняя цель бухгалтерского учета - минимизация налогов, таможенных пошлин, бюджетных отчислений и т.д. В результате данные бухгалтерской отчетности сильно искажаются и не отвечают такому важному принципу учета как достоверность. Такая бухгалтерия отрывается от жизни, не отражает реального положения дел на предприятии, на основе ее отчетности невозможно анализировать и принимать обоснованные решения.

В отличие от бухгалтерского учета, управленческий учет в России достаточно новая область экономической науки, объединяющая аналитический учет, планирование, финансовый и экономические анализ, а также финансовый менеджмент.

Для внедрения системы управленческого учета необходимо соблюдать следующие основные условия:

■ четкая формулировка целей и задач проекта;

■ наличие специалистов в области управленческого учета;

■ активное участие высшего руководства организации;

■ наличие ресурсов, выделенных для этой задачи.

Прежде всего, необходимо четко и конкретно определить, для чего фирме необходим управленческий учет. Затем разработать комплекс задач, выполнение которых будет способствовать достижению поставленных целей. При этом должны быть установлены измеримые критерии выполнения данных задач.

Специалисты, занимающиеся ведением бухгалтерского учета, как правило, не являются специалистами по управлению бизнесом. Поэтому предприятия, решившие внедрить управленческий учет, зачастую сталкиваются с такими сложными задачами, как формирование команды, обучение персонала, сопротивление коллектива нововведениям, установление сильных горизонтальных связей и переход на систему регулярного менеджмента. Активное участие высшего руководства организации является ключевым фактором успеха проекта, так как управленческий учет создается с целью удовлетворения информационных потребностей руководителей, принимающих решения, и в первую очередь для высшего менеджмента организации. Для правильной постановки управленческого учета специалист должен знать, о чем руководители организации хотят получить информацию, и уже основываясь на этом, строить систему учета.

Таким образом, на этапе постановки задачи участие высшего руководства необходимо для понимания специалистом как структуры и целей, преследуемых организацией, так и информационных потребностей руководства. Создание системы управленческого учета само по себе является весьма серьезной задачей и требует затрат как времени, так и денег, особенно в крупных организациях со сложной структурой. Встает актуальная проблема наличия выделенных ресурсов. И если сотрудники организации более или менее загружены своими основными обязанностями, маловероятно, что они, даже будучи хорошими специалистами, смогут построить эффективную систему управленческого учета «в свободное время».

И, наконец, для внедрения управленческого учета, нужно иметь хорошее представление о той среде, в которой функционирует экономический субъект. Нужно иметь представление о предприятиях, бизнесе, менеджменте, типичных проблемах. Другими словами, нужно работать не только на уровне организации системы документооборота, но и на более высоких уровнях - на уровне информационной системы предприятия, а также на уровне системы управления бизнес-процессами предприятия. Работа на уровне бизнеса предприятия требует понимания экономики, финансов, технологии управления. Без решения проблем на этом уровне, внедрение управленческого учета может превратиться, в пустую трату времени и денег. Чтобы этого не произошло, необходимо глубокое исследование деятельности предприятия, тщательный анализ и серьезный процесс разработки эффективных решений для реализации проекта по созданию системы управленческого учета. Следует также отметить, что в природе фирмы заложен постоянный рост и изменение.

Менеджерам необходимо помнить, что для лишенного внешних стандартов управленческого учета одним из основных определяющих факторов является структура организации. Поэтому управленческий учет как система агрегирования информации для принятия управленческих решений должна чутко реагировать на все происходящие изменения и меняться вместе с организацией.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.