Завершая разговор о психологическом консультировании как таковом, невозможно не обсудить вопрос об этических нормах и правилах работы психолога-консультанта. За рубежом об этических принципах психологического консультирования и психотерапии уже написаны целые тома, а несоблюдение профессиональных требований в некоторых странах (например, в США) может привести к тому, что психолог лишается диплома, права на практику и предложение своих профессиональных услуг и т.д. (Алешина, 1994. С. 9). Следование принципам поведения психолога-консультанта не только обеспечивает этичность профессиональной деятельности, но и является одним из залогов успешности психологического воздействия. Ю.Е.Алешина выделяет пять основных этических принципов, следование которым является особенно важным: 1. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту. 2. Ориентация на нормы и ценности клиента. 3. Запрет давать советы. Советуя, консультант берет на себя ответственность за происходящее, что не способствует развитию личности консультируемого и его адекватного отношения к действительности. Однако не стоит путать совет с предоставлением объективной информации, которую иногда просто необходимо дать клиенту. 4 Анонимность. Любая информация, сообщенная клиентом психологу, не может быть передана без его согласия ни в какие общественные или государственные организации, частным лицам, в том числе родственникам или друзьям. Исключением являются лишь случаи, представляющие непосредственную угрозу для чьей-либо жизни. 5. Разграничение личных и профессиональных отношений. Установление тесных личных отношений между консультантом и клиентом приводит к тому, что они, как близкие люди, начинают удовлетворять те или иные потребности и желания друг друга, и консультант уже не может сохранить объективную и отстраненную позицию, необходимую для эффективного разрешения проблем клиента (Алешина, 1994. С. 11—12). Сходными являются и принципы телефонного консультирования: 1. Постоянная доступность. Днем и ночью, 24 часа в сутки, люди, оказавшиеся в трудной ситуации, могут получить поддержку другого человека. 2. Анонимность и конфиденциальность. Звонящий имеет право не называть свое имя. Содержание беседы абсолютно конфиденциально. 3. Уважение звонящего. Клиент принимается таким, каков он есть. Консультант не имеет права манипулировать звонящим или навязывать свою позицию. Недопустимы любые формы идеологического давления, в том числе религиозного или политического. 4 Защита звонящего. Консультантом может быть человек, прошедший отбор и специальную подготовку, он обязан постоянно совершенствовать свое умение (см. Российская Ассоциация Телефонной Экстренной Психологической Помощи: Буклет, 1996).
ЛИТЕРАТУРА Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М., 1995. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1988. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. М., 1993. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное консультирование. М., 1994. Атватер И. Я Вас слушаю: Советы руководителю как правильно слушать собеседника. М., 1984. Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания: Реф. дипломной работы. МГУ. Факультет психологии, 1994 // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1995. № 1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Л., 1992. Бондаренко А.Ф. Личностное и профессиональное самоопределение отечественного психолога-практика // Моск. психотерапевтический журн. 1993. № 1. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1987. Бэндлер Р., Гриндер Дж. Структура магии. СПб., 1993. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984. Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1992. Т. 2. ГрановскаяP.M. Элементы практической психологии.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление