Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Речевая деятельность и ее виды




ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУРСА

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Н.М. Карамзин заметил: «Сколько времени потребно на то, чтобы совершенно овладеть духом языка своего? Вольтер сказал справедливо, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но что во всю жизнь надобно учиться своему природному». («Русские писатели о языке». Л.: 1954, с. 58)

Предметом курса «Русский язык и культура речи» является современный русский литературный язык – высшая форма национального языка второй половине ХХ – начала XXI века.

Современный русский литературный язык имеет ряд отличительных признаков:

- обработанность,

- нормированность,

- широта общественного функционирования,

- общеобязательность для всех членов коллектива,

- разнообразие речевых стилей, используемых в различных сферах общения.

Цель данного курса – повышение уровня коммуникативной компетенции студентов, которая предполагает умение оптимально использовать средства современного русского языка в различных речевых ситуациях при устном и письменном общении.

Задачи данного курса:

- овладение студентами культурой общения в речевых ситуациях различных сфер деятельности, и прежде всего – связанных с будущей профессией;

- повышение общей культуры учащихся, уровня их гуманитарной образованности и гуманитарного мышления;

- овладение учащимися культурой общения в различных жизненно важных сферах деятельности, прежде всего в профессиональной сфере;

- повышение уровня общей культуры студентов, уровня их гуманитарной образованности и гуманитарного мышления;

- развитие коммуникативных способностей учащихся;

- формирование коммуникативной личности;

- формирование навыков умения ориентироваться в различных речевых ситуациях, адекватно реализовывать свои коммуникативные намерения;

- формирование навыков владения жанрами устной речи (умения выступать перед аудиторией с докладами, соблюдать правила речевого этикета);

- формирование навыков владения жанрами письменной речи (умения создавать аннотации, различные типы рефератов, умения составлять частные деловые бумаги – заявление, объяснительную записку, автобиографию, резюме и т.д.);

- совершенствование навыков грамотного в орфографическом, пунктуационном и речевом отношении оформлять письменные тексты на русском языке, используя при необходимости различные типы словарей и справочников.

Язык – важнейшее средство человеческого общения.

Когда человек использует язык для общения с другими людьми, он занят речевой деятельностью.

Существует 4 вида речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение.

Речевая деятельность возможна только при наличии речемыслительного аппарата.

Речевая деятельность носит социальный характер, т.к. она является частью общественной деятельности человека. Для ее осуществления требуется коллектив (не менее 2 человек). Речевая деятельность складывается из процессов, обеспечивающих осуществление акта речи.

Процессы

S   A
порождение   прогнозирование
говорение понимание
(восприятие) реагирование
понимание    

S и А – участники диалога (S – субъект, А – адресат)

 

этапы Начальный этап осуществления речевой деятельности Второй этап (порождение, структурирование высказывания) Третий этап (говорение)
глаголы обдумывать продумывать рассуждать обмозговывать соображать   повествовать докладывать рассуждать рассказывать разглагольствовать

 

Продукт речевой деятельности – речь, высказывание.

Основные принципы русской орфографии

А. Ведущий принцип – морфологический.

Основан на одинаковом написании морфем (независимо от произношения) – корней, приставок, суффиксов, окончаний. Морфологический принцип помогает находить родственные слова, устанавливать происхождение слов.

Задание 1. Подберите однокоренные слова к следующим существительным.

Лед – … Подсолнечник – … Отец – … Смех – … Город – … Жар – … Начало – … Вера – … Корень – … Рука – …

Задание 2. Подберите 10 существительных с суффиксом -тель со значением деятеля. Запишите их в тетрадь.

Задание 3. Объясните происхождение следующих слов.

Законотворчество, мздоимство, жидкокристаллический, энергосберегающий, конкурентоспособный, междоусобица, масс-культура, маркетология, макроэкономика, иммунодефицитный, двоевластие.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 832; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.