КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общение: наука и искусство
Рассматривая общение как сущностную основу педагогической деятельности, необходимо ответить еще на один вопрос: «Общение — это наука или искусство?» Когда мы задали этот вопрос студентам педагогического университета, большинство убежденно ответили, что общение с воспитанниками — это и наука, и искусство. Нельзя не согласиться с ними. Почему? Очень важны знания научных основ общения: его структуры, видов, форм, средств, стилей, технологии. Но ни в какие алгоритмы живое общение педагога с воспитанниками не укладывается. Сформулировать неизменные правила общения без учета ситуации, конкретных условий, возраста, индивидуальных особенностей педагога и воспитанников невозможно. Личность требует личностного общения, при внешней схожести разных педагогических ситуаций, действия педагога в них неповторимы. Общение — исключительно индивидуально-творческая сфера личности. Знания же являются базисом искусства общения. Творчество педагога в использовании научных основ общения с учетом личностных качеств и есть искусство. Ранее мы говорили о стилях руководства. Педагог—мастер своего дела и демократичен, и авторитарен, и либерален одновременно. Искусство его общения с воспитанниками состоит в том, чтобы определить, каким быть стилю руководства в конкретной учебно-воспитательной ситуации. Около школы старшие подростки увлеченно играют в футбол. В это время привезли новую мебель для учебных кабинетов. Как вы предложите учащимся оставить игру и помочь в разгрузке машины? Все учащиеся 9-го класса ушли с последнего урока. Завуч предложил классному руководителю разобраться. Как вы построите диалог с воспитанниками?
Искусство общения лежит в основе профессионального успеха и обусловлено оно развитием у педагога комплекса умений: управлять своим поведением, своими чувствами, уметь наблюдать, переключать внимание, понимать и учитывать душевное состояние воспитанников, мотивы действий, поступков, оценок, уметь читать по лицу», подать себя в общении с другими:, уметь уста-авливать речевой и неречевой контакт с учащимися. Искусству общения надо учиться, но «нельзя: научить человека приемам общения, если он не чувствует себя педагогом, если он, откровенно говоря, не любит детей, не любит профессии», — утверждает А.А.Леонтьев [10, с.11]. Тем, кто любит детей, кто ориентирован на педагогическую деятельность, предлагаем мудрые советы известных педагогов и психологов. – В педагогической деятельности необходимо использовать весь многочисленный репертуар общения, т.е. обмен информацией, организацию взаимоотношений, познание личности ребенка, оказание воздействия. – Четко формулируйте конкретную задачу, которую вы решаете в общении и через общение. – Продумайте стратегию и тактику общения, отберите возможные приемы взаимодействия и воздействия на сознание и поведение детей. – В процессе общения концентрируйте внимание на реализации своей конкретной задачи, ей подчиняйте все свои действия, все свои личностные свойства. – Общение с детьми важно строить не «от себя», а «от них», тогда ребенок будет попадать в радиус нашего педагогического видения. – Вступая в контакт с воспитанниками, организуйте с ними общение не «по вертикали», сверху вниз (педагог выше ученика), а в горизонтальной плоскости (педагог—ученик на равных). – Организуя общение с детьми, постоянно стремитесь понять их настроение, улавливайте малейшие изменения в микроклимате класса, не воспринимайте психологическую ситуацию, как нечто стабильное.
– Будьте инициативны в общении с воспитанниками, помните, что инициатива в общении поможет вам успешнее управлять деятельностью, организовать сотрудничество. – В общении старайтесь чувствовать себя свободно и непринужденно. Никакой скованности, бесцельных движений, извиняющейся улыбки и тому подобное, что бы выдавало вашу робость, боязнь, страх. – Избегайте штампов в общении с детьми: в манере вести себя, в стереотипных реакциях на поведение учащихся, в механическом следовании запланированной схеме разговора и т. п. – Старайтесь преодолевать негативные установки по отношению к некоторым школьникам. – Специально думайте над построением своих взаимоотношений с трудными воспитанниками. – Стремитесь, чтобы в процессе вашего взаимодействия с детьми чаще звучали одобрение, похвала, поощрение. – Следите за собственной речью, помните, что она — отражение вашей личности. – Умейте слушать детей. – Чаще улыбайтесь детям. Улыбка говорит о том, что встреча с воспитанниками приятна вам. Заметки на полях Для того, чтобы общение с людьми не было страданием для тебя и для них, не вступай в общение с людьми, если не чувствуешь любви к ним. Л. Н. Толстой Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей. Я. Г. Чернышевский В сущности ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться таким же неприличным, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания — обучение красноречию следовало бы считать неизбежным. А. П. Чехов Стиль — это соответственные слова в соответственном месте. Д. Свифт Чтобы остаться в профессионально-педагогической деятельности надолго или на всю жизнь, необходимо к началу самостоятельной работы иметь на достаточно высоком уровне развитые коммуникативные, организаторские изменения и ответственное отношение к делу. Н, В. Кузьмина
Рекомендуемая литература Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1987. Кузьмина Н. В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. — СПб., 1993. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. — М., 1979. Рыданова И. И. Основы педагогики общения. — Минск, 1998. Самоукина Н. В. Игры, в которые играют... —Дубна, 1996.
Источники 1. Кан-Калик В. А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. — М., 1990. 2. Ильин Е. Н. Минувших дней итоги... — Л., 1991. 3. Леей В. Исповедь гипнотизера. — Кн. 2. — М., 1994. 4. Львова Ю. Л. Творческая лаборатория учителя. — М., 1992. 5. Самоукина И. В. Игры, в которые играют... — Дубна, 1996. 6. Атватер И. Я Вас слушаю. — М., 1988. 7. Радионова Н. Ф. Взаимодействие педагогов и старших школьников. — Л., 1989. 8. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1987. 9. Российская Педагогическая Энциклопедия. — М., 1999. — Т. 2. 10. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. — М.; Нальчик, 1996. Глава 4. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ 4.1. Общая культура — условие профессионализма педагога 4.2. Научная эрудиция, ценностные ориентации как компоненты педагогической культуры 4.3. Этика и эстетика педагогического труда 4.4. Педагогическое творчество и мастерство
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 685; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |