Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные типы и этапы развития философии




Объектом познания философии является мир в целом. А в мире нет ничего, кроме материального и идеального, материи и сознания. Поэтому вопрос об отношении материи и сознания возник вместе с возникновением философии и получил своё отражение в категории «Основной вопрос философии».

Основной вопрос философии имеет две стороны: первая сторона – что первично – материя, природа или же дух, сознание. В зависимости от того, как философы отвечали на этот вопрос, они разделились на два типа: материалистов и идеалистов. Материализм (от лат. materialis – вещественный) – направление в философии, которое признаёт, что материя первична, а сознание вторично, т.е. является отражением материи и продуктом её развития, есть исходное положение материалистической философии. В этом проявляется её монизм (от греч. «монос» - единственный). Идеализм (греч. idea – вид, образ, понятие) – противоположное материализму философское направление, которое признаёт первичность духа, сознания и рассматривает материю, природу как вторичное, производное – это исходное положение идеалистической философии. В этом проявляется её идеалистический монизм.

В зависимости от того, какое сознание идеалисты считают основой мира, они бывают либо объективными, либо субъективными. Объективные идеалисты полагают основой мира сознание, которое не зависит ни от человека, ни от человечества (Мировой дух, абсолютная идея и т п.). Субъективные идеалисты полагают основой мира сознание субъекта. В результате получается столько миров, сколько субъектов.

Кроме материализма и идеализма существует ещё так называемый дуализм (от лат.dualis – двойственный) –философское учение, согласно которому материальное и психическое, телесное и духовное составляют два независимых друг от друга и не обусловливающих друг друга начала. Дуализм противоположен монизму. Одним из крупнейших представителей дуализма в истории философии был Декарт. Он считал, что в основе мира лежат две субстанции: духовная (мыслящая) и телесная (протяжённая). Эти два совершенно различные начала представлены и в человеке (душа и тело). Элементы дуализма в своих воззрениях и сегодня допускают некоторые естествоиспытатели и философы.

Поскольку сознание является отражением материальной действительности, возникает вопрос, как осуществляется это отражение: адекватно или неадекватно, иначе говоря, познаваем ли мир или он непознаваем. Это - вторая сторона Основного вопроса философии. Последовательные материалисты отвечают на этот вопрос утвердительно (мир познаваем), в то же время некоторые идеалисты и естествоиспытатели отрицают возможность познания мира или ограничивают такую возможность познания мира. Такое течение в философии называется «агностицизм» (от греч. «а» - не, «гносие» - знание).

Многие зарубежные, а теперь и некоторые российские философы, отрицают Основной вопрос философии, считают его надуманным – это неправда. Во-первых, ни один здравомыслящий человек не может отрицать тот факт, что в мире существуют два противоположных типа предметов и явлений: материальные, вещественные предметы и явления и – духовные, нематериальные; во-вторых, адекватным отражением того факта, что в мире существует два противоположных типа предметов и явлений (материальные и идеальные) является сам факт существования в философии двух противоположных типа (материализм и идеализм) и борьба между ними, которая является вечным спутником истории философии; в-третьих, сегодня противники Основного вопроса философии, осознавая свою теоретическую несостоятельность и никчёмность по сравнению с материализмом, не вступают в открытую борьбу против материализма. Они вынуждены вместо аргументации своей позиции в пользу идеализма, сторонниками которого они являются, выдвигать постулат, объявляя Основной вопрос философии несуществующим, надуманным вопросом. Материализм и идеализм - это внутренние противоположности философии. Поэтому их нельзя игнорировать. Ещё Кант сказал, что одно дело – предмет мысли и совсем другое – мысль об этом предмете.

Олицетворением линии материализма в философии является Демокрит, а идеализма – Платон.

Идеализм имеет гносеологические и социальные корни. Гносеологической (теоретико-познавательной ) причиной идеализма является то, что человек в сложном и противоречивом процессе познания способен абсолютизировать одну из черт, сторон этого процесса. Абсолютизация роли ощущений в познавательных процессах может привести к субъективному идеализму и агностицизму, когда каждый предмет рассматривается как совокупность ощущений, как порождение индивидуального сознания. Объективный же идеализм есть следствие абсолютизации абстрактного мышления.

Социальные корни философского идеализма заключаются в том, что господствующие классы и отдельные социальные слои для продолжения своего господства заинтересованы в распространении идеалистического мировоззрения.

Вместе с Основным вопросом философии в глубокой древности зародились два противоположных метода познания: диалектика и метафизика.

Диалектика (греч. dialegomai – веду беседу, рассуждаю) – теория и метод познания явлений действительности в их развитии и всеобщей связи, самодвижении, вызываемом внутренними противоположностями, т.е. анализ явлений действительности такими, какими они есть на самом деле. В силу этого диалектический метод мышления адекватен окружающей действительности и логически предполагает материализм. Теория материалистической диалектики оказывается, таким образом, всеобщей методологией, которая в каждом конкретном акте мышления реализуется в виде диалектического метода мышления.

Метафизика ( греч. meta ta physika – то, что идёт за физикой) – противоположный диалектике философский метод познания, отрицающий саморазвитие предметов и явлений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 762; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.